Мудрый Юрист

Новое в законодательстве об административных правонарушениях на транспорте

Головко В.В., кандидат юридических наук.

В условиях демократизации страны возникла необходимость принятия нового законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере государственного управления. С 1 июля 2002 г. вступает в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, одной из главных задач которого является борьба с правонарушениями на транспорте.

Административные правонарушения на транспорте ранее предусматривались главой 10 КоАП РСФСР "Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи". Теперь законодатель поместил составы этих правонарушений в трех самостоятельных главах в соответствии с их родовым объектом: административные правонарушения на транспорте (глава 11); административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12); административные правонарушения в области связи и информации (глава 13). Каждая из указанных глав дополнена новыми составами правонарушений.

Глава 11 КоАП состоит из 29 статей и посвящена административным правонарушениям в области движения и эксплуатации транспорта. Она предусматривает новые составы административных правонарушений. К ним, в частности, относятся нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (ст. 11.2), нарушение пользователем воздушного пространства, а также лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, федеральных правил использования воздушного пространства (ст. 11.4), нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном транспорте (ст. 11.14), повреждение пломб и запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и т.д., а также ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов (ст. 11.15).

Формулировки составов правонарушений стали более четкими. Так, например, ответственность теперь наступает не за подкладывание на железнодорожные пути предметов, а за сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1).

Большинство ранее действовавших в рассматриваемой области норм законодатель объединил, увеличив тем самым количество частей статей КоАП. Например, составы самовольного проезда в грузовых поездах, посадки и высадки на ходу поезда либо проезда на подножках и крышах вагонов, самовольной без надобности остановки поездов (ст. 104 КоАП РСФСР), курения в вагонах (в том числе тамбурах) пригородных поездов, в неустановленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения, а также курения в неустановленных местах на судах морского и речного транспорта (ст. 112.2 КоАП РСФСР), невыполнения лицами, находящимися на воздушном судне, распоряжений командира судна, нарушения правил фотографирования, киносъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна (ст. 107 КоАП РСФСР) предусмотрены ст. 11.17 КоАП (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте).

Санкции большинства статей главы 11 КоАП предусматривают повышенные в сравнении с прежними размеры административного штрафа.

Состав невыполнения предписаний органов Российской транспортной инспекции (ст. 134.2 КоАП РСФСР) поглощен новым, более общим составом административного правонарушения, предусмотренным ст. 19.5 КоАП "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)".

Для административных правонарушений на транспорте характерен единый родовой объект, общие признаки объективной и субъективной сторон; все они являются результатом взаимодействия человека и транспортного средства.

Транспортным правонарушением признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации транспортных средств, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

В юридической и технической литературе пока не дано единого определения термина "транспортное средство". В законодательстве можно найти только определения различных видов транспортных средств, например воздушного <*>, железнодорожного <**> транспорта, маломерного судна (примечание к ст. 11.7 КоАП), автомототранспортного средства (примечание к ст. 12.1 КоАП), относящиеся лишь к статье закона или их группе, что несколько затрудняет процесс реализации норм об административной ответственности за транспортные правонарушения.

<*> См.: Воздушный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
<**> См.: Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.

Обобщенно транспортными средствами следует считать различные виды железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и другие механические транспортные средства.

Объектом административных правонарушений на транспорте являются общественные отношения в сфере безопасной работы транспортных средств (общественная безопасность). Общественная безопасность как родовой объект данной группы правонарушений объединяет общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья людей, собственности, окружающей природной среды, безопасную работу транспорта.

Общественная вредность правонарушений на транспорте состоит в том, что созданная ими опасность может причинить вред жизни и здоровью граждан, материальный ущерб, нарушить безопасное функционирование механических транспортных средств.

Единство родового объекта выступает основанием для выделения транспортных правонарушений в обособленную, однородную группу. Иные признаки составов правонарушений на транспорте роль классификационных критериев не выполняют.

Видовым объектом транспортного правонарушения является установленный порядок управления, безопасность движения и эксплуатации определенного вида транспорта.

Особенность транспортного правонарушения заключается в том, что вред физическим или юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий, несчастных случаев с людьми и т.д.

Предмет административного правонарушения составляют перечисленные в главе 11 виды транспорта: железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный, автомобильный.

Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим правовым источникам.

Однако в правоприменительной деятельности часто вызывает затруднение определение специальных терминов или понимание тех или иных противоправных действий. В частности, некоторые должностные лица, осуществляющие контроль и надзор на транспорте, иногда затрудняются ответить на вопрос, что такое регистрация судна, что понимается под судовождением и т.д.

С учетом действующего законодательства следует понимать, что под железнодорожным транспортом следует понимать один из видов транспорта общего пользования, находящегося в ведении Российской Федерации, который представляет собой единый производственно - технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации.

К железнодорожному транспорту относятся рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации, подъездные пути промышленных и других предприятий, метрополитен.

Под воздушным судном следует понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.

Морской транспорт составляют суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в государственном судовом, бербоут - чартерном реестрах морских торговых портов или судовой книге.

К морскому транспорту относятся торговые, пассажирские, рыбопромысловые, приемотранспортные, вспомогательные, специальные и иные суда.

Под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях мореплавания.

Внутренний водный транспорт - это производственно - технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство или иную, связанную с судоходством, деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации. К указанному виду транспорта относятся самоходное и несамоходное судна, осуществляющие плавание по внутренним водным путям.

Под судном внутреннего водного плавания следует понимать самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Трубопроводный транспорт - это комплекс технических средств, служащий для передачи на расстоянии жидкостей, газов и т.п. Трубопроводный транспорт состоит из различных видов магистральных трубопроводов (в том числе промысловых и межпромысловых трубопроводов и коллекторов), транспортирующих нефть и нефтепродукты, естественный и искусственный углеводородные газы, конденсат, а также другие сжиженные углеводороды.

Под автомобильным транспортом понимаются автотранспортные средства с двигателем внутреннего сгорания для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам. Автомобильный транспорт состоит из пассажирского, грузового, специального и иного транспорта с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепов к нему, подлежащих государственной регистрации.

С объективной стороны транспортные правонарушения могут выражаться как в форме действий (например, самовольная без надобности остановка поезда, повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи), так и в форме бездействия (например, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана (командира) судна; уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения и т.д.).

Диспозиции многих статей, предусматривающих ответственность за транспортные правонарушения, носят бланкетный характер. В них не всегда содержится описание виновного поведения, зачастую речь идет о нарушении установленных правил безопасности движения, эксплуатации различных транспортных средств, полетов воздушных судов. Такие правила установлены целым рядом нормативных правовых актов, в том числе Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации <1>, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации <2>, Воздушным кодексом Российской Федерации <3>, Водным кодексом Российской Федерации <4>, Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации <5>, Федеральным законом от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" <6>, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <7>, Федеральными правилами использования воздушного пространства <8>, Федеральными авиационными правилами <9>, Правилами государственной регистрации судов <10>, Правилами судовой роли <11>, Правилами плавания по внутренним водным путям <12>, Правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах <13>, Правилами перевозки опасных грузов по железной дороге <14>, Правилами обслуживания железнодорожных подъездных путей <15>, Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте <16> и др.

<1> См.: СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
<2> См.: СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125.
<3> См.: СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483.
<4> См.: СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
<5> См.: СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 218.
<6> См.: СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.
<7> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<8> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.
<9> См.: Приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 30 октября 1998 г. N 342 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 10. С. 28; Приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 29 января 1999 г. N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных и учебных центров" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 33. С. 71; Приказ Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 36. С. 25; Приказ Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 37. С. 3; Приказ Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2000 г. N 89 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организациям авиатопливного обеспечения воздушных перевозок" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 42. С. 43.
<10> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 49. С. 3.
<11> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 3 апреля 2000 г. N 28 "Об утверждении Правил судовой роли" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 23. С. 3.
<12> См.: Приказ Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г. N 100 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям".
<13> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 145 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 7. С. 41.
<14> См.: Правила перевозки опасных грузов по железной дороге. Введены в действие указанием МПС России от 27 июня 1996 г. N М-556У.
<15> См.: Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 15ц "Об утверждении Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 35. С. 27.
<16> См.: СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1311; 2001. N 6. Ст. 574.

Большинство административных транспортных правонарушений имеют формальные составы, считаясь оконченными с момента совершения предусмотренного законом действия (бездействия) безотносительно к наступившим последствиям.

Вместе с тем отдельные составы административных правонарушений характерны таким обязательным признаком своей объективной стороны, как наступление вредных последствий (например, повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает один минимальный размер оплаты труда, - ч. 1 ст. 11.15).

Если аналогичные деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, ответственность наступает в соответствии со ст. ст. 267, 268 УК РФ.

Объективная сторона правонарушений на железнодорожном транспорте заключается, в частности, в повреждении железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, которое может вызвать нарушение движения поездов, несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов, нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей, проходе по железнодорожным путям в неустановленных местах (ст. 11.1), нарушении правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (ст. 11.2).

Объективная сторона правонарушений на воздушном транспорте состоит в невыполнении правил и норм эксплуатации воздушного транспорта, в частности в размещении в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применении пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройстве в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц (ст. 11.3).

Маркировочные знаки и устройства распределяются на территории аэродрома для опознавания их лицами, управляющими воздушным судном. Их размещение на зданиях и сооружениях необходимо для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Согласно ст. 51 Воздушного кодекса Российской Федерации собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны устанавливать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. Размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается.

К административно наказуемым деяниям относятся также нарушения пользователем воздушного пространства, лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, правил использования воздушного пространства, а также нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. ст. 11.4, 11.5).

Использование воздушного пространства осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и представляет собой деятельность, в процессе которой в воздушном пространстве перемещаются различные материальные объекты (воздушные суда, ракеты и др.), а также иную деятельность (строительство высотных сооружений), представляющую угрозу безопасности воздушного движения и в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Объективная сторона административно наказуемых деяний на морском и внутреннем водном транспорте выражается, в частности, в нарушении порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройстве заколов и иных приспособлений для ловли рыбы в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений (ч. 1 ст. 11.6).

Установка запаней, лесных гаваней и иных водных объектов в соответствии с правилами плавания в обязательном порядке согласовывается с администрацией водных путей и гидросооружений.

Для правильной квалификации административных правонарушений под запанью следует понимать заграждение на реке для собирания сплавляемого леса, а также для его хранения и сортировки.

Гавань - это прибрежная часть водного пространства, естественно или искусственно защищенная от волн, ветра и течений, служащая для стоянки судов. По назначению гавани различаются на лесные, угольные, нефтяные, пассажирские, военные, рыбачьи, ремонтные и т.д.

Лесной гаванью считается прибрежная часть водного пространства, которая служит для технологических процессов по транспортировке леса, его хранению, сортировке и переработке.

Кроме указанного административно наказуемые деяния могут заключаться в уничтожении или повреждении сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, в повреждении портовых и гидротехнических сооружений, срыве или установке без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, нарушении правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях (ч. ч. 2, 3 ст. 11.6).

Повреждением сооружений и устройств сигнализации и связи, навигационного оборудования, технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки признается причинение вреда данным объектам, в результате которого происходит временная утрата возможности их использования или прекращается оперативное управление ими.

Статьи 11.7 и 11.8 установили ответственность за нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков, а также превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренную остановку или стоянку судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков, а также за нарушение правил эксплуатации судов, обеспечения безопасности их пассажиров.

Субъектом указанных правонарушений выступает судоводитель или иное лицо, управляющее судном. Судоводителем является специалист по судовождению. В качестве такового выступают капитан морского (речного) судна, помощник капитана, штурман, лоцман, шкипер, судоходный инспектор и иные лица, имеющие соответствующий диплом (удостоверение, свидетельство) на право управления судном.

Судовождение - одна из функций управления судном, осуществляемых капитаном или иным лицом, имеющим соответствующий диплом (удостоверение, свидетельство) на право управления судном, которая заключается в выборе кратчайшего и наивыгоднейшего пути судна, а также в безопасной его проводке по выбранному курсу.

На названных лиц возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, а также находящихся на судне людей и груза. Принятие мер, обеспечивающих безопасность судна, - прямая обязанность капитана, распоряжения которого подлежат неукоснительному исполнению всеми членами экипажа и другими находящимися на судне лицами. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.

В соответствии с правилами регистрации судов <*>, а также судов в морских торговых портах <**>, судов рыболовецкого флота <***> самоходные суда независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, кроме военных и специальных спортивных судов, подлежат регистрации в государственных судоходных инспекциях. В соответствии со ст. ст. 33 - 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно подлежит регистрации в одном из реестров судов: государственном реестре, судовой книге, бербоут - чартерном реестре. В бербоут - чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных и пограничных кораблей, осуществляется в государственном реестре или судовой книге в соответствии с установленными правилами Кодекса торгового мореплавания.

<*> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 49. С. 3.
<**> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 145 "Об утверждении Правил регистрации судов в морских торговых портах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 7. С. 41.
<***> См.: Приказ Государственного комитета по рыболовству Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 30 "Об утверждении Правил регистрации судов рыболовецкого флота" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 22. С. 52.

Регистрация судна в государственном судовом реестре или судовой книге - это единственное доказательство существования зарегистрированного права на эксплуатацию данного судна, которое может быть оспорено в судебном порядке.

Не регистрируются в государственном реестре и судовых книгах шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна. Судно может быть допущено к плаванию в случае, если будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности плавания. Осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными и другими самоходными судами органы морского, внутреннего водного транспорта в соответствии с их полномочиями.

Особую опасность представляют административные правонарушения в виде управления судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и допуска к управлению им лиц, находящихся в таком состоянии (ст. ст. 11.9, 11.13). Меры административной ответственности могут быть применены и к другим участникам движения на транспорте, например к пассажирам за распитие спиртных напитков, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах, в транспортном средстве общего пользования (ст. 20.20), появление в транспортном средстве общего пользования в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21).

Статья 11.16 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. N 536. Они определяют общие требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами на промышленных предприятиях, объектах сельскохозяйственного производства, транспорта, а также при осуществлении отдельных видов работ и услуг. Кроме указанных правил общественные отношения в области пожарной безопасности регулируются различными нормами пожарной безопасности (НПБ), СНиПами и ГОСТами. Что касается объектов транспорта, то здесь следует особо упомянуть о Правилах пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92), Наставлении по пожарной охране в гражданской авиации (НПО-ГА-85), Правилах пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР <*>, Правилах пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота <**>.

<*> См.: Приказ Министерства речного флота РСФСР от 10 февраля 1982 г. N 10 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР".
<**> См.: Приказ Министерства речного флота РСФСР от 30 июня 1971 г. N 76 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота".

Согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" <*> ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

<*> См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3503; 1996. N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3413.

Статьей 39 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрена также административная ответственность юридических лиц. Однако с учетом сопоставления ст. 11.16 и ст. 20.4 КоАП следует прийти к выводу, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте несут все же только граждане и должностные лица.

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, квалифицируется по ч. 1 ст. 219 УК РФ.

Прежний состав нарушения правил охраны магистральных трубопроводов (ст. 135 КоАП РСФСР) в КоАП выглядит несколько иначе - нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 11.20).

Правила безопасности, действующие в данной сфере, установлены ведомственными нормативными актами, регламентирующими строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов. К ним, в частности, относятся нормы в области строительства магистральных и промысловых трубопроводов (ВСН 011-88 и ВСН 012-88), СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".

Под магистральным трубопроводом следует понимать технические средства для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, газораспределительных станций и т.д.).

Строительство магистрального трубопровода включает его проектирование, сооружение, испытания на соответствие предъявляемым требованиям.

Эксплуатация трубопровода - это его использование для транспортировки различных веществ в газовом или жидком состоянии.

Ремонт магистрального трубопровода означает устранение неисправностей, при которых невозможна его дальнейшая эксплуатация.

Правила безопасности являются обязательными для исполнения не только должностными лицами, отвечающими за работу трубопроводного транспорта, но и для органов (должностных лиц) местного самоуправления, а также других организаций, их должностных лиц и граждан, производящих работы в районе магистрального трубопровода.

В случае нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, ответственность наступает по ч. 1 ст. 269 УК РФ.

Еще одну группу административных правонарушений на транспорте, предусмотренных главой 11 КоАП, составляют административно наказуемые деяния, совершаемые в сфере осуществления международных автомобильных перевозок.

Общественные отношения в области осуществления международных автомобильных перевозок регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" <*>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" <**>, иными нормативными правовыми актами.

<*> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805; 2000. N 2. Ст. 130.
<**> См.: СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 6. Ст. 776.

Для правильной квалификации проступка под международной автомобильной перевозкой понимается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.

Водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации обязаны соблюдать режим отдыха и труда, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

Указанные требования должны выполняться как российскими перевозчиками при осуществлении международных автомобильных перевозок, так и иностранными перевозчиками - участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющими международные автомобильные перевозки, а также перевозчиками государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации, предусматривающие соблюдение аналогичных правил.

Установка на транспортных средствах российских перевозчиков и использование контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств не обязательны до 1 января 2005 г. при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Субъектом правонарушений выступают отечественные и зарубежные физические и юридические лица, наделенные статусом российского перевозчика.

Под российским перевозчиком подразумевается российское юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозки грузов или пассажиров.

Иностранным перевозчиком считается иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров.

Российские и иностранные перевозчики должны иметь специальные разрешения для осуществления автомобильных перевозок, а также перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

Для правильной квалификации правонарушений на автомобильном транспорте под специальным разрешением следует понимать разовое дополнительное разрешение на проезд транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства, а также разовое разрешение на проезд транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.

В соответствии с действующими нормативными документами крупногабаритный - это груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Опасный груз - это вещества, материалы, изделия, отходы производственной или иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Тяжеловесный - это груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом регулируются Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 <*>. Международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением нормативов, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, а также Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной 27 мая 1996 г. Минтрансом России и согласованной с МВД России <**>. Последним нормативным актом утвержден также перечень органов, разрешающих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Международные автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, выдаваемыми в установленном порядке Министерством транспорта Российской Федерации.

<*> См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" // Российские вести. 1996. N 15; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 30. С. 3; N 47. С. 43.
<**> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 6. С. 15.

Перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства.

Контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок возложен на Российскую транспортную инспекцию Министерства транспорта Российской Федерации и ее должностных лиц.

Протоколы об административных правонарушениях на транспорте составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений, а также территориальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях на транспорте. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.1, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ст. 11.16, ч. ч. 4 и 5 ст. 11.17, ст. ст. 11.21, 11.22, 11.25 - 11.29 КоАП, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 11 КоАП, уполномочены: