Мудрый Юрист

Правовое регулирование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

С.В. Фомина, государственный советник юстиции 3 класса.

Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000; далее - Закон о госслужбе) закреплено право федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, а также в случае потери кормильца на условиях и в порядке, определяемых специальным федеральным законом. До принятия соответствующего закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 (в ред. от 13.12.2000) путем установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости или инвалидности. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в наст. время - в ред. от 25.07.2002; далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которому федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет. Таковой признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 25.07.2002; далее - Закон о пенсиях).

Право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Законом о госслужбе.

Условия, при которых может быть назначена пенсия за выслугу лет:

  1. стаж государственной службы не менее 15 лет;
  2. увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, перечисленным в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении;
  3. замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;
  4. назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о пенсиях.

Следует отметить, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяется по ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении: 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Пенсия увеличивается за каждый полный год сверх 15-летней выслуги на 3% среднемесячного заработка. В целом же общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего.

Исчисление пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения работником возраста, дающего право на трудовую пенсию. Вместе с тем законодательством не установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав среднемесячного заработка федеральных государственных служащих. В соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы гражданина, которые учитываются для исчисления размера пенсии, выраженные в денежных единицах РФ и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу лет или трудовой стаж.

Федеральным государственным служащим в соответствии с действующим законодательством устанавливается денежное содержание, а лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, - денежное вознаграждение. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавки к этому окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также из премий по результатам работы. Наряду с денежным содержанием госслужащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.

Исходя из смысла статей 2, 14 и 21 Закона о пенсионном обеспечении, среднемесячный заработок федерального государственного служащего следует определять как совокупность всех перечисленных выплат за последние 12 полных месяцев его службы. При этом размер среднемесячного заработка, по которому государственному служащему рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 1,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении). Упоминаемые периоды работы определяются Правительством РФ.

Индексация пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производится при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения.

Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется одновременно с выплатой трудовой пенсии (п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Однако в период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет этим служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (Постановление Правительства РФ от 11.11.99 N 1233). Тем самым на 2002 г. закреплен порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет по правилам и условиям назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии, производимой до 1 января 2002 г.

Назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим до вступления в силу специальных нормативных актов в течение 2002 г. производятся Министерством труда и социального развития РФ.

Пенсионное обеспечение членов семей федеральных государственных служащих в случае смерти госслужащего осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом о пенсиях.

Однако некоторые правовые проблемы пенсионного обеспечения в действующем законодательстве остались неурегулированными либо противоречащими теории права пенсионного обеспечения. Так, на наш взгляд, законодателем допущено смешение правовых институтов пенсионного законодательства и не учтено, что по своей правовой природе пенсия за выслугу лет является самостоятельной выплатой, зависящей от соответствующего специального стажа и не зависящей от возраста и фактической трудоспособности. В связи с этим вряд ли допустимо - с правовой точки зрения - определение размера пенсии за выслугу лет как дополнительной выплаты к базовой и страховой частям трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Нормами Закона о пенсионном обеспечении не предусматривается перерасчет пенсий за выслугу лет в случае увеличения этой выслуги, при последующем после увольнения замещении вышестоящей должности, а также при представлении дополнительных документов - например, о периодах государственной службы и имеющемся заработке. Такой подход законодателя к механизму исчисления пенсий, по нашему мнению, противоречит общим правилам исчисления пенсий за выслугу лет.

Следует отметить, что, в отличие от ранее назначаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии, размер пенсии за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется без применения соответствующего районного коэффициента.

В настоящее время для устранения пробелов в действующем законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения как федеральных государственных служащих, так и лиц, проходивших военную службу и службу в правоохранительных органах, а также в целях реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации предполагается разработка законопроекта, предусматривающего общие и соотносимые критерии и принципы пенсионного обеспечения служащих всех видов государственной службы.