Мудрый Юрист

Процедура ратификации международных договоров в Российской Федерации

С.А. Чекунов, ведущий специалист Департамента законопроектной деятельности Минюста России, юрист 1 класса.

В специальной литературе большое внимание уделяется процедурам ратификации договоров в международном аспекте. Вместе с тем вопросы ратификации имеют и государственно - правовой аспект, важность которого нельзя недооценивать.

Ратификация международных договоров - это утверждение договора верховной властью государства в соответствии с конституционной процедурой. Происходит этот термин от ratum facere - юридически действительный, имеющий законную силу, а равно от ratum habere (ducere, facere) - утвердить, одобрить.

Современное международное право характеризуется большим количеством договоров и соответствующих норм, возникших в результате достигнутых соглашений. В договорном праве отдельных государств пользуются аналогичными наименованиями (англ. ratification; франц. ratification; испан. ratification; польск. ratifyikacja; болг. ратификацията и т.д.).

Ратификация состоит в том, что верховная власть утверждает договор, заключенный надлежаще уполномоченным на то лицом и с соблюдением всех надлежащих формальностей. Необходимость ратификации не связывается, как было в прошлом, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с отсутствием у них соответствующих полномочий. Вместе с тем государство не обязано ратифицировать договор, заключенный его представителями. Оно вправе отказаться от ратификации без каких-либо объяснений.

Значение, придаваемое ратификации в нашей стране, подчеркивается тем, что вопросы ратификации международных соглашений всегда были предметом регулирования Конституции (Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг. и Конституция РФ 1993 г.) с закреплением и конкретизацией конституционных норм в актах высших органов государственной власти. В 1925 г. ЦИК СССР принял Постановление "О порядке заключения и ратификации международных договоров Союза ССР" и в том же году совместное с СНК Постановление "О порядке представления международных договоров и соглашений, заключаемых от имени Союза ССР, на одобрение, утверждение и ратификацию Правительства Союза ССР". После принятия новой Конституции был принят Закон 1938 г. "О порядке ратификации и денонсации международных договоров СССР", а затем, на основе Конституции СССР 1977 г., - Закон 1978 г. "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР".

В последние десятилетия Россия переживает сложный период определения основ своей внутренней и внешней политики. Идет трудный процесс образования гражданского общества, становления демократической государственности и соответствующего правопорядка.

В сложившихся условиях крайне важно разработать и принять внешнеполитическую концепцию России, неотъемлемой частью которой должна стать международно - правовая доктрина. Отправной точкой ее становления можно считать Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую Съездом народных депутатов в 1990 г., в которой было заявлено о приверженности России принципам международного права. Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что Конституция РСФСР 1978 г. и поправки к ней, внесенные до 1992 г., впервые в истории страны конституционно закрепили силу общепризнанных международных норм перед законами в такой важной области, как права человека. Эти нормы признаны непосредственно порождающими права и обязанности граждан.

Наиболее значимым этапом становления международно - правовой доктрины России стала Конституция 1993 г., принятая на референдуме.

Очень важно, что действующая Конституция не только соответствует современному международному праву, но и создает гарантии его реализации.

Политико - правовая система нашего государства на современном этапе должна строиться с учетом принадлежности его к мировому сообществу, и основополагающими шагами в этом направлении стали Конституция РФ и Федеральный закон 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах).

Конституция содержит следующую принципиальную норму: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

Современное международное право отвечает интересам любого демократического государства, его главное содержание воплощено в обычных общеобязательных нормах. Новое положение нашло отражение и в Законе о международных договорах, в котором записано, что "Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм".

Закон о международных договорах основан на Конституции и общепризнанных нормах права международных договоров, как они воплощены в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Тем самым заложена правовая основа заключения, выполнения и прекращения договоров, укреплена правовая база внешней политики в целом, что содействовало ее демократизации. Принятие Закона явилось свидетельством реализации программы совершенствования российского законодательства.

Ратификация международных договоров относится к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.

В Конституции федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров включены в перечень принимаемых Государственной Думой федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации (п. "г" ст. 106). В соответствии с этой нормой Закон о международных договорах устанавливает, что ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона (ст. 14).

Закон предусматривает строгий порядок окончательного утверждения международных договоров. Статья 15 Закона определяет перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих обязательной ратификации. К ним относятся договоры:

Равным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Круг договоров, нуждающихся в ратификации, значительно расширился, и это свидетельствует о стремлении России к повышению стабильности международных договоров, к укреплению силы международных обязательств нашей страны.

Международный договор, подлежащий ратификации, вносится Президентом и Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания вместе с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимыми документами и материалами (ст. 16 Закона). Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее Регламентом, утвержденным Постановлением Госдумы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД.

Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора, определяет ответственный комитет по подготовке его к ратификации и направляет ему на заключение договор с сопроводительными материалами. Одновременно договор и проект федерального закона о его ратификации направляется в комитет по международным делам и (или) в комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.

По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений ответственный комитет представляет в Госдуму заключение и проект федерального закона о ратификации, а Комитеты по международным делам и по делам СНГ и связям с соотечественниками - свои заключения. Кроме того, в обязательном порядке должны быть представлены рекомендации других комитетов, если они содержат предложения воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками.

На заседании Госдумы при рассмотрении вопроса о ратификации международного договора с докладом выступает полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также при необходимости представители комитетов, участвовавшие в подготовке договора к ратификации.

Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора простым большинством голосов и направляет его в течение пяти дней в Совет Федерации (ст. 17 Закона).

Если согласно ст. 125 Конституции в Конституционный Суд был направлен запрос о соответствии Конституции вынесенного на ратификацию международного договора, то до принятия Судом решения по этому вопросу Госдума приостанавливает рассмотрение проекта федерального закона о его ратификации.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования, и тот на основании этого закона подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел России (ст. 18 Закона).

Если международный договор применяется временно до его ратификации, то он в соответствии со ст. 23 Закона должен быть представлен в Государственную Думу для ратификации не позднее шести месяцев с даты начала временного применения. К сожалению, этот срок не всегда соблюдается. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для России приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров (ст. 30 Закона).

Как видим, Закон о международных договорах детально регламентирует порядок ратификации международных договоров, значительно дополняя и совершенствуя ранее действовавшие нормативные акты.