Мудрый Юрист

Общественность в составе квалификационных коллегий: помощники судей или сторонние наблюдатели?

Одним из острых вопросов последних преобразований в организации судебной власти стало включение представителей общественности в состав квалификационных коллегий судей Российской Федерации. Все аргументы "за" и "против" такого решения уже были подробно изложены на страницах "Российской юстиции". Теперь настало время реализовать на практике то, о чем мы знаем пока в теории. И здесь вопросов не меньше, чем при обсуждении этого положения в процессе разработки законопроекта об органах судейского сообщества и его принятия законодателем.

"Российская юстиция" намерена опубликовать серию материалов о порядке включения представителей общественности в состав квалификационных коллегий судей Российской Федерации и опыте их работы в новом составе. По нашим сведениям, первым регионом, определившим порядок назначения представителей общественности в состав квалификационных коллегий, стала Курская область. Активную роль в этом сыграл председатель Курского областного суда В. Золоторев. Ему и слово первому.

Мы намерены отобрать в квалификационную коллегию наиболее достойных

Золоторев В., председатель Курского областного суда.

После вступления в силу Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", не откладывая дело в долгий ящик, вместе с коллегами - судьями и депутатами областной Думы мы приступили к разработке Положения о представителях общественности в составе квалификационной коллегии судей Курской области. Потом с руководителями федеральных судебных органов в Курской области включились в работу по отбору кандидатов на место представителей общественности. Кроме меня этим занимаются председатели Курского областного арбитражного суда и военного суда Курского гарнизона. Отбор кандидатов из числа опытных юристов и ученых-правоведов мы, председатели судов, проводим в координации с Главным федеральным инспектором в Курской области и Комитетом по законодательству Курской областной Думы. По моему мнению, подобная организация работы позволит назначить в квалификационные коллегии судей наиболее достойных представителей общественности.

Положение о представителях общественности в составе квалификационной коллегии судей Курской области

  1. Представители общественности в квалификационной коллегии судей Курской области (далее - представители общественности) являются членами квалификационной коллегии судей Курской области.

Назначение и прекращение деятельности представителей общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и настоящим положением.

  1. К лицам, входящим в качестве представителей общественности в квалификационную коллегию, предъявляются следующие требования:
  1. Назначение представителей общественности осуществляется в следующем порядке:
  1. Представитель общественности назначается на срок полномочий квалификационной коллегии судей Курской области.
  2. Полномочия представителя общественности могут быть досрочно прекращены по следующим основаниям:
  1. Полномочия представителя общественности приостанавливаются в случае возбуждения уголовного дела в отношении представителя общественности либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
  2. Решения о досрочном прекращении, приостановлении, а равно о возобновлении полномочий представителя общественности принимается Курской областной Думой по представлению квалификационной коллегии судей.
  3. Настоящий порядок вступает в силу со дня официального опубликования.

Утверждено

Постановлением областной Думы

от 11 апреля 2002 г.

Представители общественности должны приносить присягу перед законодателями

Сухаревский И., консультант Законодательного Собрания Ростовской области.

Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" установил новеллу, согласно которой членами квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации могут быть представители общественности. Ранее действовавшим Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. N 4960-I "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей" устанавливалось, что в состав квалификационных коллегий судей могут входить только судьи.

Учитывая, что квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации должны быть образованы не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона, т.е. до 20 сентября 2002 г., актуальной проблемой является определение правового статуса и порядка назначения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации членов квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации - представителей общественности.

Правовой статус представителей общественности в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации обусловлен правовой природой квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества. Специфика деятельности квалификационных коллегий судей как органов профессионального самоуправления по осуществлению правосудия предполагает полную независимость судей в принятии решений от влияния других органов и лиц. В связи с этим представителей общественности как членов квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации нельзя рассматривать в качестве представителей законодательной или исполнительной власти субъектов Федерации, представителей общественных организаций или объединений. Участие представителей общественности в работе квалификационных коллегий судей должно состоять прежде всего в обеспечении основ конституционного строя, связанных с принципами организации судебной власти.

В то же время работу представителей общественности в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации можно расценивать, на мой взгляд, как одну из форм участия граждан России в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). В связи с этим работу представителей общественности в квалификационных коллегиях судей следует рассматривать как право гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона представители общественности в квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации назначаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. При определении законодателями субъектов Российской Федерации указанного порядка следует учитывать положение п. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которому права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в целях, предусмотренных Конституцией РФ. Однако законодатели субъектов Российской Федерации вправе помимо ограничений и требований Федерального закона к кандидатам в члены квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации - представителям общественности установить морально - этические требования. Например, ограничив право на участие в работе квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации граждан, имеющих не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость, состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Необходимость подобных ограничений продиктована тем, что квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, обеспечивающими реализацию законодательства о статусе судей.

При определении порядка назначения представителей общественности в члены квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в качестве гарантии прав граждан России можно проводить отбор претендентов на конкурсной основе с объявлением об условиях конкурса в СМИ. Для внесения предложений и обсуждения кандидатур претендентов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть образованы рабочие группы, куда в случае необходимости может быть приглашен для собеседования и претендент.

В Федеральном законе четко определено число представителей общественности в квалификационных коллегиях судей. В случае если заявлений претендентов больше установленного законом числа, отказ законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может быть только мотивированным. Так же четко Закон регламентирует порядок и основания досрочного прекращения полномочий представителей общественности как членов квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Поэтому возможно создание резерва, который составят претенденты, не назначенные членами квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, и из которого, в случае досрочного прекращения полномочий представителя общественности, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации будет назначен новый член квалификационной коллегии судей.

Что же касается правил голосования депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу назначения представителей общественности в члены квалификационной коллегии судей субъекта Федерации, то целесообразно установить их аналогично правилам голосования по кандидатурам мировых судей. При этом можно установить, чтобы представители общественности, назначенные в квалификационные коллегии судей, в торжественной обстановке приносили присягу перед законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Необходимость внесения подобного положения продиктована тем, что большинство членов квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации являются судьями и при вступлении в должность они принесли присягу в соответствии с Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации". Принесение присяги, на мой взгляд, повышает правовой статус представителей общественности и служит дополнительной гарантией исполнения ими гражданского долга по участию в работе квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Представителям общественности следует обойтись без присяг перед законодателями

Кузнецов В., председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

И. Сухаревский затрагивает вопросы, имеющие практическое значение для принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов (либо внесения дополнений в существующие акты), определяющих порядок назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей.

Если согласиться с тем, что квалификационная коллегия судей при осуществлении своих полномочий иногда выступает в качестве суда над судьями, нельзя не разделить точку зрения И. Сухаревского на то, что представители общественности в составе этой коллегии должны быть не в меньшей мере беспристрастными и независимыми, чем судьи. Для этого законодателям следует разработать и применить на практике такой механизм отбора и назначения представителей общественности, который не будет противоречить требованиям федерального законодательства и позволит включить в работу по выполнению важных государственных функций наиболее достойных представителей общества.

Следует иметь в виду и то, что в соответствии с Федеральным законом квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, военных округов и арбитражных судов в прежнем составе, т.е. без участия в них представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации, имеют право осуществлять свои полномочия до 20 сентября 2002 г. Если к этому времени новые квалификационные коллегии не окажутся сформированными хотя бы на две трети от предусмотренного Законом числа членов, то рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, будет вынуждена взять на себя Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Поэтому указанная задача должна быть решена законодателями не только качественно, но и в срок.

Хочу обратить внимание на противоречие в предложениях И. Сухаревского. С одной стороны, он обоснованно указывает на то, что представители общественности не должны рассматриваться в качестве представителей законодательной (представительной) власти, и в то же время предлагает членам квалификационной коллегии судей (в данном случае - из числа общественности) приносить присягу перед законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку компетенция членов квалификационной коллегии судей распространяется не только на судей судов субъекта Российской Федерации, но и на судей федеральных судов, такое предложение нужно признать ошибочным. Кроме того, квалификационная коллегия судей не относится к органам субъектов Российской Федерации. Ссылка И. Сухаревского в обоснование своей позиции на то, что судьи при вступлении в должность приносят присягу, на мой взгляд, несостоятельна, потому что входящие в состав квалификационных коллегий судьи, за исключением мировых судей и судей конституционных судов, являются федеральными судьями, которые перед законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не присягают.

Напомню, кстати, как присягают федеральные судьи. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации.

Слова же, сказанные судьей в качестве присяги, достаточно просты и понятны: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Подготовила к печати

А. Стройкова