Мудрый Юрист

Лицензирование деятельности с драгоценными металлами

А.В. Касаткин, ГУПВО "Алмазювелирэкспорт".

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в п. 1 ст. 17 содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензирование видов, не указанных в перечне, прекращается со дня вступления Закона в силу (т.е. с 10 февраля 2002 г.), а федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей новому Закону.

Драгоценные металлы не упомянуты в перечне, что с учетом приведенной нормы означает следующее. С 10 февраля 2002 г. не подлежит применению подавляющее большинство норм гл. IV Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в редакции от 10 января 2002 г. (далее - Закон о драгметаллах), в соответствии с которой устанавливалось лицензирование целого ряда видов деятельности с драгметаллами и определялся порядок такого лицензирования (содержание, порядок выдачи лицензий, основания для прекращения, приостановления или ограничения их действия и т.д.).

Кроме того, автоматически утрачивают силу Положения о лицензировании, принятые во исполнение указанных норм Закона о драгметаллах. Среди них:

Таким образом, введенная Законом о драгметаллах и разработанная исполнительной властью система лицензирования различных видов деятельности с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, так и не начав действовать, оказалась погребенной под новеллами федерального законодательства о лицензировании.

Не касаясь проблемы несовершенства нормотворческого процесса в нашей стране, наглядно демонстрируемой данным фактом, попытаемся оценить произошедшее по существу.

Лицензирование - одна из мер государственного регулирования, носящая разрешительный характер. Главная цель, преследуемая при этом государством в лице уполномоченных лицензирующих органов, состоит в том, чтобы установить, кому из лиц, обращающихся за лицензией, можно разрешить заниматься определенным видом деятельности. Основным критерием при принятии конкретного решения является соответствие либо несоответствие соискателя лицензии установленным законом требованиям и условиям. Помимо собственно выдачи лицензий, лицензирующие органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением владельцами лицензий лицензионных требований и условий.

В сфере драгоценных металлов указанные функции задолго до принятия Закона о драгметаллах выполнялись и выполняются Российской государственной пробирной палатой при Минфине России и ее территориальными подразделениями - государственными инспекциями пробирного надзора.

Так, согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгметаллами, обязаны встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора и получить регистрационные удостоверения на право работы с этими ценностями.

Данная процедура, как и лицензирование, носит разрешительный характер.

Регистрационное удостоверение, так же как и лицензия, выдается на конкретные виды деятельности, причем перечень требований, соответствие которым необходимо для получения удостоверения, варьируется в зависимости от вида деятельности.

Как и лицензия, регистрационное удостоверение выдается на определенный срок и может быть досрочно отозвано за нарушения, совершаемые при ведении деятельности, указанной в удостоверении.

Наконец, одной из важнейших задач инспекций пробирного надзора, равно как и лицензирующих органов, является осуществление постоянного и периодического государственного контроля за лицами, работающими на рынке драгметаллов.

Из сказанного следует, что внедрение на практике системы лицензирования в том виде, в каком она была прописана в Законе о драгметаллах и соответствующих положениях о лицензировании, неизбежно породило бы проблему параллелизма в работе лицензирующих органов и органов федерального пробирного надзора.

Первоначально выдачу лицензий планировалось начать с 1 октября 2001 г., что было предусмотрено Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 243. Однако принятие нового Закона о лицензировании обессмыслило данную процедуру, ибо стала очевидной нецелесообразность выдачи документов, которые через несколько месяцев автоматически утратят силу. Поэтому 7 сентября 2001 г., т.е. всего через три дня после выхода в свет Приказа N 243, появилось фактически дезавуировавшее данный Приказ совместное письмо Минфина N 23-03-03/796 и Минэкономразвития России N ИМ-1047. В нем предлагалось до вступления в силу Закона о лицензировании считать наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей регистрационных удостоверений госинспекций пробирного надзора достаточным основанием для осуществления ими операций с драгметаллами. Тем самым исполнительная власть сама косвенно признала схожесть юридической природы и целевого назначения лицензии и регистрационного удостоверения.

Большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей положительно оценили отмену лицензирования в сфере драгметаллов и восприняли эту новость как устранение дополнительного административного барьера, очередной шаг на пути либерализации российского рынка указанных ценностей.

Вместе с тем некоторые специалисты из государственных структур считают, что следствием принятия законодательных новелл в области лицензирования может стать массовое появление на рынке драгметаллов новых субъектов, ранее не занимавшихся видами деятельности, лицензирование которых отменено, а это, в свою очередь, серьезно дезорганизует рынок, нарушит сложившиеся правила работы на нем.

Так, по мнению первого заместителя руководителя Российской государственной пробирной палаты Б.П. Борисова, отмена лицензирования, и прежде всего в области оптовой и розничной торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгметаллов и драгкамней, предоставит возможность фирмам - однодневкам выбрасывать на рынок некачественный либо нелегально изготовленный или ввезенный товар. Кроме того, есть вероятность потери контроля государства над рынком драгметаллов и, как следствие, дальнейшего развития криминала, именно поэтому лицензирование, по крайней мере, указанного вида деятельности следует восстановить <*>.

-------------------------------

<*> См.: Борисов Б. Действие законодательства по драгоценным металлам и драгоценным камням // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. N 11. С. 45.

Несмотря на то что система лицензирования в сфере оборота драгметаллов фактически ликвидирована, есть такие виды деятельности, осуществление которых по-прежнему требует наличия лицензий. В отношении этих видов новый Закон о лицензировании не применяется.

Так, согласно п. 2 ст. 1 означенного Закона его действие не распространяется среди прочего на использование природных ресурсов, в том числе недр, деятельность кредитных организаций, а также на внешнеэкономические операции. Применительно к драгметаллам это означает, что в соответствии с действующим законодательством сохраняется лицензирование пользования участками недр, содержащими драгметаллы; операций банков с драгметаллами; экспорта драгметаллов.

Лицензирование недропользования предусмотрено Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (в ред. от 8 августа 2001 г.) и Законом о драгметаллах. Соискателями лицензий на пользование участками недр, содержащими драгметаллы, могут быть только юридические лица (причем в Законе о драгметаллах такие лицензии неточно названы лицензиями на добычу драгметаллов). Лицензирующим органом является Министерство природных ресурсов РФ.

Лицензирование операций банков с драгметаллами по Закону о драгметаллах осуществляется Центральным банком РФ.

Лицензии выдаются на привлечение во вклады и на размещение драгметаллов, т.е. на операции, которые в п. 7 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 7 августа 2001 г.) отнесены к числу банковских. Речь идет о праве банков на заключение с клиентами договоров вклада (депозита) в драгоценных металлах и на совершение операций с использованием металлических счетов.

Что касается совершения банками иных операций с драгметаллами в соответствии с российским законодательством, предусмотренных п. 4 ч. 2 указанной статьи, то вопрос о том, какие из них требуют наличия лицензии Банка России, долгое время оставался неурегулированным.

В связи с многочисленными запросами кредитных организаций по этому поводу Банк России выпустил официальное разъяснение от 29 января 2002 г. N 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации", где указал, что банки независимо от наличия лицензии Центрального Банка на совершение операций с драгметаллами вправе:

принимать драгметаллы в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц;

предоставлять услуги по хранению драгметаллов в специально оборудованных хранилищах ценностей;

оказывать услуги по транспортировке драгметаллов силами и средствами инкассаторской службы банка;

осуществлять реализацию драгметаллов по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.);

использовать принадлежащие им драгметаллы для обеспечения своей деятельности в социально - культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях.

Это разъяснение вызывает немало вопросов. Неясно, например, вправе ли банк, не имеющий лицензии на операции с драгметаллами, хранить у себя слитки аффинированных металлов по договорам хранения с третьими лицами или продавать по договорам комиссии монеты, содержащие драгметаллы. Казалось бы, ответ очевиден: для совершения указанных сделок лицензия не нужна. Драгоценные металлы в официальном разъяснении N 23-ОР понимаются по аналогии с Законом о драгметаллах - как золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, а значит, данный документ, безусловно, касается слитков и монет из драгметаллов - основных объектов операций банков.

Однако в отношении названных объектов официальное разъяснение N 23-ОР вступает в противоречие с Положением о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, принятым Приказом Банка России от 1 ноября 1996 г. N 50 (в ред. от 11 апреля 2000 г.). Нормы Положения однозначно обусловливают осуществление перечисленных в официальном разъяснении N 23-ОР операций со слитками и монетами из драгметаллов (кроме монет, являющихся валютой России) наличием у банка лицензии Центрального Банка на совершение таких операций.

Известно, что при коллизии двух нормативных правовых актов применяется акт более высокой юридической силы, а если акты расположены на одной ступени иерархии - тот, который принят позднее.

В рассматриваемом же случае ситуация иная. Дело в том, что по своему статусу официальные разъяснения вообще не относятся к числу нормативных актов, а являются актами толкования права. Цель подобных разъяснений заключается в восполнении пробелов правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Такие разъяснения обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение (п. п. 1.1 - 1.4 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России, принятого Приказом Банка России от 18 июля 2000 г. N 115-П).

В документе N 23-ОР разъясняется применение не отдельного нормативного акта, а законодательства о проведении банками операций с драгметаллами в целом, следовательно, данное разъяснение не может не затрагивать основного правового акта, изданного Банком России в этой сфере, - Положения N 50.

В отношении слитков и монет из драгметаллов содержащееся в официальном разъяснении N 23-ОР толкование носит явно ошибочный характер, а значит, этот документ не может являться обязательным для применения кредитными организациями. Следовательно, для заключения с третьими лицами договоров купли - продажи, залога, хранения, перевозки и иных договоров, имеющих в качестве объекта слитки или монеты, банкам по-прежнему требуется лицензия Банка России на совершение операций с драгметаллами. Отсутствие таковой будет служить веским основанием для оспаривания сделок в судебном порядке.

В отличие от недропользователей (субъектов добычи драгметаллов), обязанных, помимо лицензий на право пользования недрами, иметь еще и регистрационные удостоверения государственных инспекций пробирного надзора, банкам достаточно только соответствующих лицензий.

В связи с отсутствием четких правовых норм важную роль в разрешении обозначенной проблемы сыграла судебная практика.

Так, в 1997 г. Московский завод "Ювелирпром" обратился в арбитражный суд с рядом исков к Национальному космическому банку о признании недействительными договоров купли - продажи золотых слитков, заключенных между истцом и ответчиком, по мотивам отсутствия у банка регистрационного удостоверения территориальной госинспекции пробирного надзора. При этом истец ссылался на п. п. 1.2 и 1.4 Инструкции Минфина России от 4 августа 1992 г. N 67 "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" (в ред. от 4 декабря 1995 г.), в соответствии с которыми предприятия независимо от формы собственности, осуществляющие любые операции с драгметаллами, обязаны зарегистрироваться в территориальной госинспекции пробирного надзора. Поскольку банк - ответчик такой регистрации не прошел, он нарушил действующий порядок совершения сделок с драгметаллами.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иски. Однако по протестам первого заместителя Председателя ВАС РФ принятые судебные решения и постановления были отменены, а дела направлены на новое рассмотрение. Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 12 сентября 2000 г. N 6278/98, 6288/98, 6285/98, 6286/98 и 6287/98 отметил, что суды нижестоящих инстанций не исследовали вопрос о наличии у ответчика лицензии Банка России на осуществление операций с драгметаллами, получение которой предусматривалось действующими правовыми актами. Между тем по заявлению ответчика на момент совершения спорных сделок у него такая лицензия имелась.

Кроме того, Президиум ВАС РФ не согласился с применением к спорным правоотношениям Инструкции Минфина N 67, указав, что она устанавливает внутренние правила работы предприятий, организаций и учреждений с драгметаллами и не содержит положений, регулирующих гражданский оборот этих видов имущества.

Необходимо добавить: созданный судебный прецедент нашел свое нормативное закрепление в новом ведомственном акте Минфина России, заменившем устаревшую Инструкцию N 67. Так, из пункта 1.5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н, следует, что предмет ее регулирования (а значит, и обязанность встать на специальный учет в госинспекции пробирного надзора) на кредитные организации не распространяется.

Лицензирование экспортных операций с драгметаллами осуществляется в соответствии с Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742. Лицензирование экспорта драгметаллов представляет собой наряду с квотированием одну из мер нетарифного государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Лицензирующим органом является Минэкономразвития России.

В отличие от правил, действовавших до вступления в силу названного Положения <*>, лицензированию теперь подлежит экспорт не любых, а лишь строго определенных видов и состояний драгметаллов, а именно:

<*> Подробнее см.: Касаткин А. Внешнеэкономические сделки с драгоценными металлами // Законодательство и экономика. 2000. N 10. С. 55 - 68.

аффинированных драгметаллов в виде слитков, пластин, порошка и гранул;

не подлежащих аффинажу самородков золота, серебра и платины;

золота, используемого для чеканки монет;

монет из драгметаллов;

сырьевых товаров (руд, концентратов, золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов), содержащих драгметаллы;

драгметаллов в виде химических соединений, полуфабрикатов, готовой продукции и изделий - только при отсутствии на такие драгметаллы установленных в Российской Федерации стандартов или технических условий.

В остальных случаях экспорт драгметаллов не лицензируется. Равным образом отменено лицензирование импорта драгметаллов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что подробное рассмотрение вопросов лицензирования экспортных операций с драгметаллами неразрывно связано с общим анализом нового порядка экспорта и импорта указанных ценностей, вступившего в силу вместе с Положением о ввозе и вывозе драгметаллов. Однако такой анализ, несомненно, требует отдельного самостоятельного исследования и выходит за рамки настоящей статьи.