Мудрый Юрист

Налоговая правосубъектность организации

Способность организации становиться участником налоговых правоотношений, приобретать в них права и исполнять обязанности связывается с наличием у нее особого качества - налоговой правосубъектности.

Категория правосубъектности является одной из центральных в любой отрасли права. Вместе с тем проблема правосубъектности была глубоко исследована лишь наукой гражданского права и, в несколько меньшей мере, в трудовом праве. В иных отраслях права теоретическое изучение данного вопроса явно недостаточно. Практически отсутствуют работы по проблеме правосубъектности в финансовом, и в частности в налоговом, праве <*>. Данное обстоятельство необходимо связывать в первую очередь с тем, что проблемы, возникающие в сфере налогообложения, приобрели актуальное звучание относительно недавно. Законодательство о налогах и сборах находится в процессе постоянного развития и обновления.

<*> Проблемы финансовой и налоговой правосубъектности наиболее подробно рассмотрены в работе М.В. Карасевой "Финансовое правоотношение" и в работе Д.В. Винницкого "Субъекты налогового права".

Научная разработка проблемы правосубъектности в налоговом праве имеет важное теоретическое и практическое значение. Категория правосубъектности находится в непосредственной связи с такими ключевыми общеправовыми понятиями, как правоотношение и субъективные юридические права и обязанности. Следовательно, оттого, насколько адекватно данная научная категория будет отражать реальное правовое явление, зависит решение важных вопросов о сущности налоговых правоотношений, о содержании налоговых прав и обязанностей.

Проблема правосубъектности является дискуссионной, что проявляется в различных подходах к ее исследованию. Это и теория динамической правоспособности, согласно которой правоспособность постоянно меняет свое содержание в зависимости от уже существующих правоотношений <*>, и теория статической правоспособности, понимающая данную категорию как всеобщую, равную для всех, абстрактную предпосылку обладания правами и обязанностями <**>.

<*> См.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 70 - 73.
<**> См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 5 - 10.

Исследование проблемы правосубъектности отдельными отраслевыми науками выявило особенности этой категории в зависимости от специфики изучаемых в рамках соответствующей отрасли права общественных отношений. Поэтому было бы неверным делать выводы, претендующие на единообразное решение проблемы для всех отраслей российского права.

Налоговая правосубъектность - это социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Только рассматривая данный вопрос через призму определенной области правоотношений, а не вообще (независимо от характера правоотношений, участником которых может быть лицо), можно понять сущность налоговой правосубъектности организации.

Несомненно, категория правосубъектности имеет и общетеоретическое значение, поскольку выражает юридическое положение организации как единого субъекта права, позволяет отграничить круг лиц, за которыми государство признает способность приобретать права и обязанности, от тех, кто не наделен такой способностью <*>.

<*> См.: Егоров Н.Д. О понятии субъективного права // Правосубъектность по гражданскому и хозяйственному праву. Л., 1983. С. 10.

Наделяя организацию качеством налоговой правосубъектности, государство тем самым признает за ней способность выступать участником налоговых правоотношений, приобретать права и исполнять обязанности в этих отношениях.

Участвуя в налоговых правоотношениях, организация чаще всего является юридически обязанным субъектом. Налоговые обязанности организации имеют свои пределы, границы. Одним из правовых средств, выполняющих функцию определения пределов должного поведения обязанного субъекта (организации), является налоговая правосубъектность. Она выступает мерой, юридически фиксирующей границы, в пределах которых организация наделяется способностью иметь права и нести обязанности. Правосубъектность несет двойную нагрузку - наделяет субъектов определенными правовыми возможностями и устанавливает их пределы <*>.

<*> См.: Яковлев В.Ф. Отраслевой метод регулирования и гражданская правосубъектность // Правовые проблемы гражданской правосубъектности. Свердловск, 1978. Вып. 62. С. 39.

Указанная функция налоговой правосубъектности проявляется также в том, что она всегда выступает в качестве специальной правосубъектности <*>. Она (налоговая правосубъектность) предусматривает возможность участия организации не во всех, а лишь в определенном круге правоотношений в рамках финансового права как отрасли права. Специальный характер налоговой правосубъектности организаций обусловлен особенностями метода правового регулирования налоговых отношений, где закрепляется юридическое неравенство субъектов права. Эта черта метода правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически властными полномочиями в отношении других субъектов, последние - нет <**>.

<*> См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 10 - 13.
<**> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000. С. 31.

По мнению некоторых ученых, в основном цивилистов, правосубъектность представляет собой абстрактную категорию, сущность которой раскрывается исключительно в способности правообладания <*>. Такой подход, на наш взгляд, не может раскрыть сущности налоговой правосубъектности организации.

<*> См., например: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 5 - 10.

Категория правосубъектности может по-разному проявлять себя в различных отраслях права. Юридическое качество отраслевой правосубъектности, содержание и категории, через которые оно проявляется, зависят в первую очередь от объективных свойств общественных отношений, участником которых может быть лицо. На этот счет С.С. Алексеев правильно указал: "Гражданская правосубъектность представляет собой специфическое правовое явление, выражающее своеобразие юридического режима гражданско-правового регулирования. В соответствии с требованиями товарного производства и обращения гражданская правосубъектность не только по исходным элементам, но и в целом имеет общий абстрактный характер, а конкретизирующие ее общие права и обязанности выражают общую, принципиально равную возможность тех или иных лиц быть субъектами имущественных отношений, которые складываются на основе товарного производства и обращения.

В других отраслях права правосубъектность является общей, равной для всех предпосылкой правообладания лишь по своим исходным элементам, где правосубъектность представляет собой бланкетную возможность быть субъектом соответствующего круга правоотношений (административных, трудовых и т.п.). По другим же своим элементам правосубъектность в упомянутых отраслях права выражает различие в правовом положении субъектов" <*>. В гражданском праве при многообразии имущественно-правовых отношений, в которые лицо может вступать, для характеристики правосубъектности достаточно, по-видимому, указать на способность иметь любые права и обязанности, допускаемые законом. Гражданское законодательство дает лишь обобщенный перечень прав и обязанностей, которыми может обладать субъект. Иначе обстоит дело в налоговом праве.

<*> Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 145.

Особенностью общественных отношений, регулируемых нормами налогового законодательства, как уже отмечалось, является юридическое неравенство субъектов права. Для характеристики правового положения того или иного субъекта требуется не только указание на его способность иметь права и осуществлять обязанности, но и определение круга прав и обязанностей, в отношении которых лицо правосубъектно. Как и во многих отраслях публично-правового цикла, права и обязанности субъектов налогового права перечислены в законодательстве.

При закреплении за организацией прав и обязанностей последние неотделимы от правосубъектности без ее умаления. Возникновение или прекращение волею государства каждого такого права (или обязанности) неминуемо влечет за собой и изменение правосубъектности. Например, отмена государством права обжаловать акты налоговых органов оказала бы прямое влияние на содержание правосубъектности организации.

Таким образом, категория налоговой правосубъектности организации имеет конкретное содержание. Его составляют права и обязанности, которыми способна обладать организация.

Права и обязанности, составляющие содержание налоговой правосубъектности организации, определены законодательно. Закрепление подробного их перечня служит определенного рода гарантией, обеспечивающей интересы и государства, и организации. С одной стороны - обеспечиваются финансовые интересы государства путем закрепления обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов, с другой стороны - соблюдаются интересы самой организации тем, что установленные обязанности имеют свои пределы, границы и не могут быть истолкованы произвольно; одновременно определяются и правомочия организации в отношениях с государственными органами.

Права и обязанности, составляющие содержание налоговой правосубъектности организации, предоставляют государству при наступлении соответствующих юридических фактов возможность требовать от организации определенного поведения, а организации - требовать от органов государства предоставления определенных материальных благ, определенного поведения или содействия в реализации некоторых прав.

Итак, налоговая правосубъектность организации раскрывается через права и обязанности, которые закреплены законодательно. Свое выражение указанные права и обязанности получили в нормах законодательства о налогах и сборах, причем некоторые из них основываются на конституционных нормах. Так, ст. 57 Конституции РФ предусматривает обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Налоговый кодекс РФ также закрепляет основные общие права и обязанности субъектов налогового права. Отдельные статьи НК РФ (например, ст. ст. 21 - 24, 31 - 34.1) специально посвящены рассмотрению таких прав и обязанностей. Вместе с тем налоговое законодательство содержит нормы, которые прямо не указывают на принадлежащие гражданам и организациям права и обязанности, но содержание этих норм позволяет сделать вывод о наличии указанных прав и обязанностей. К числу подобных норм следует отнести статью 3 НК РФ, закрепляющую основные начала налогового законодательства. Некоторые из предусмотренных данной статьей принципов налогообложения, по нашему мнению, одновременно являются основными правами субъектов налогового права, в том числе и организаций.

К таким правам следует отнести:

  1. право на равное налогообложение независимо от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, места нахождения и иных оснований, носящих дискриминационный характер;
  2. право на справедливое и соразмерное имущественным возможностям взимание налогов;
  3. право на экономически обоснованное налогообложение;
  4. право на взимание налогов, не препятствующее реализации конституционных прав и свобод.

Среди других прав и обязанностей, предоставленных непосредственно законодательством и составляющих содержание налоговой правосубъектности организации, необходимо выделить:

  1. право получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и сборах;
  2. право пользоваться установленными налоговыми льготами;
  3. право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;
  4. право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов;
  5. право на соблюдение и правильное применение налоговыми органами и их должностными лицами налогового законодательства;
  6. право обжаловать в судебном и административном порядке акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц;
  7. право на соблюдение налоговой тайны;
  8. право требовать возмещения причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов и их должностных лиц убытков;
  9. право на признание действий налогоплательщика добросовестными;
  10. обязанность платить законно установленные налоги;
  11. обязанность встать на учет в налоговых органах;
  12. обязанность вести учет своих доходов и расходов;
  13. обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации;
  14. обязанность представлять в налоговые органы необходимые документы и информацию;
  15. обязанность исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиком, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налоги, а также некоторые другие права и обязанности.

Налоговая правосубъектность предоставляет ее носителю возможность становиться участником налоговых правоотношений, иметь и осуществлять в них свои права и обязанности.

Налоговая правосубъектность слагается из двух имеющих самостоятельное правовое значение элементов: налоговой правоспособности и налоговой дееспособности.

Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности.

Ведущим компонентом, ядром налоговой правосубъектности выступает правоспособность. Именно этот элемент определяет общее положение субъекта в сфере действия норм налогового права. Представляя собой способность иметь права и нести обязанности, правоспособность предопределяет правовое положение организации в налоговых правоотношениях. Правоспособность, будучи элементом (частью) правосубъектности, выполняет строго определенную, только ей присущую социально-юридическую функцию. Она является обязательной предпосылкой, условием приобретения субъективных прав и обязанностей участниками конкретных правоотношений. Такая способность иметь права не идентична наличным субъективным правам. Правоспособность представляет общую возможность дозволенного поведения каждого лица, признанного субъектом права <*>. Напротив, возникающие на ее основе субъективные права создают для данного управомоченного лица реальную возможность определенного поведения и возможность соответствующего поведения от обязанных лиц. Налоговая правоспособность организации представляет собой обобщенную характеристику правовых способностей организации.

<*> См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972. С. 76.

В содержании налоговой правоспособности организации необходимо выделить две неразрывно связанные между собой возможности: выступать в качестве правообладающего и обязанного субъекта. Но на первый план по своему значению в системе правового регулирования налоговой сферы выдвигается именно способность нести обязанности, поскольку она в решающей степени раскрывает механизм налогово-правового регулирования и смысл наделения организаций налоговой правоспособностью. Большинство налоговых правоотношений, складывающихся с участием организаций, - это правоотношения активного типа. Они развиваются за счет активного поведения налогоплательщика по выполнению обязанности уплатить налог, в то время как другая сторона имеет право требовать выполнения этой обязанности <*>. Организации занимают в налоговых правоотношениях преимущественно положение обязанных лиц, что обусловлено спецификой метода правового регулирования. Метод властных предписаний, используемый в финансовом, и в частности налоговом, праве, характеризуется тем, что правовое регулирование осуществляется преимущественно через позитивные связывания <**>.

<*> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 280.
<**> См.: Там же. С. 209 - 210.

Итак, налоговая правоспособность характеризует способность организации иметь обязанности и права в правоотношениях. Однако эта категория еще не выражает до конца юридической личности организации как субъекта налогового права. Реальное участие организации в налоговых правоотношениях, реализация и осуществление предоставленных обязанностей и прав обеспечиваются таким качеством организации, как дееспособность. Причем если физическое лицо - субъект налогового права в некоторых случаях может обладать правоспособностью и не обладать дееспособностью, то правосубъектность организации представляет собой обязательный сплав этих двух элементов и в ином виде существовать не может <*>.

<*> См.: Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации. Воронеж, 1997. С. 65; Карасева М.В. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица // Хозяйство и право. 1996. N 7. С. 97 - 100.

Дееспособность необходимо понимать как способность своими личными действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия <*>. В конкретном выражении речь идет о практической способности организации реализовать свою налоговую правоспособность в рамках налоговых правоотношений.

<*> См.: Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. М., 2000. С. 43.

Для признания лица дееспособным требуется, чтобы оно могло самостоятельно формировать и выражать юридически значимую волю. Дееспособность организации проявляется в деятельности ее органов. "Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица" <*>.

<*> См.: Комментарий к ГК РФ / Под ред. Садикова О.Н. М., 1997. С. 88.

В связи с этим следует отметить неудачное использование в Налоговом кодексе понятия законного представительства организации. В п. 1 ст. 27 НК РФ определено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Такое понимание законного представительства организации не соответствует, на наш взгляд, как самой природе представительства, так и сущности тех отношений, которые складываются в результате деятельности организации.

Законное представительство возможно лишь в отношении физического лица. Как уже говорилось, физическое лицо в некоторых случаях может обладать правоспособностью и не обладать дееспособностью, например в силу малолетнего возраста. В этом случае налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Приобретать и осуществлять налоговые права и обязанности от имени недееспособных граждан должны их законные представители: родители, усыновители или опекуны <*>.

<*> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. С. 130.

Организация уже с момента создания обладает дееспособностью. Она самостоятельно, через свои органы приобретает права и осуществляет обязанности в налоговых правоотношениях.

Как справедливо отмечает Д.В. Винницкий, через лицо, уполномоченное представлять организацию на основании закона или учредительных документов, в налоговых отношениях действует сама организация. В соответствующих случаях нельзя говорить о наличии каких-либо отношений представительства, имеет место непосредственная реализация дееспособности организации <*>. Поэтому целесообразно исключить из Налогового кодекса положение о законном представителе организации в налоговых правоотношениях. В то же время имеет смысл закрепить то, что организация выступает в правоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через свои органы, предусмотренные законом или учредительными документами.

<*> Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 116.

Итак, налоговую дееспособность организации в правоотношениях реализуют органы этой организации. Однако существует точка зрения, согласно которой коллективное образование, в частности юридическое лицо, вообще не обладают качеством дееспособности <*>. Данный подход основывается на признании того факта, что конкретные органы юридического лица состоят из отдельных людей, которые и участвуют в правоотношениях от имени организации. Поскольку только человек способен к психической деятельности, к формированию воли и волеизъявлению, а организации, в том числе и юридические лица, такими качествами сами по себе не обладают, то, по мнению автора отмеченного подхода, именно люди формируют волю организации и выражают ее вовне. Следовательно, не организация реализует свою дееспособность, а люди, составляющие ее органы, реализуют принадлежащую им дееспособность. Именно дееспособность этих людей предопределяет возможность коллективного образования становиться участником правоотношений, принимать на себя права и нести обязанности <**>.

<*> См.: Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 108 - 109.
<**> Там же. С. 110 - 111.

Такой подход к дееспособности организации не учитывает, на наш взгляд, того обстоятельства, что для признания субъекта права дееспособным решающим моментом является его способность вырабатывать и выражать единую юридически значимую волю. Любой волевой акт организации представляет собой определенный процесс, лишь завершающийся изъявлением юридически значимой воли, но не сводящийся к такому изъявлению <*>. Юридически значимые поступки организации представляют собой результат взаимодействия всех ее структурных подразделений. Этот конечный результат не может быть сведен к волеизъявлению отдельных органов организации. Он выражает качественно иное действие - действие самой организации как единого целого.

<*> См.: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 313.

Характерной особенностью налоговой дееспособности организации является то, что самостоятельное участие организации в налоговых правоотношениях обусловлено не собственным усмотрением, а требованием должного поведения, выраженного в ее обязанностях. Данное обстоятельство коренным образом отличает налоговую дееспособность от гражданской дееспособности, где деятельность субъектов права в основном определена их собственными побуждениями. Субъекты гражданского права сами решают, необходимо ли им участвовать в правоотношениях. Здесь находит свое проявление диспозитивность метода гражданско-правового регулирования. В отраслях публично-правового цикла субъекты права, не обладающие властными полномочиями, в силу императивного характера регулирования, главным образом, наделены способностью своими действиями исполнять обязанности. Способность приобретать права, осуществлять их, распоряжаться ими вторично производна от необходимости выполнять обязанности <*>. Например, право на льготы по налогам может быть использовано только в том случае, если лицо исполняет свою обязанность по уплате того или иного налога.

<*> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. С. 29.

Особым элементом налоговой дееспособности организации выступает деликтоспособность. Деликтоспособность представляет собой одно из проявлений налоговой дееспособности организации - ее способность самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Наличие у организации качества налоговой деликтоспособности следует из п. 1 ст. 107 НК РФ, который определяет, что организации несут ответственность за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Организация может быть привлечена к юридической ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащей на ней обязанности.

Деликтоспособность является важной составной частью правосубъектности организации. По своему функциональному назначению она несет двойную нагрузку. Во-первых, деликтоспособность является особого рода гарантией, обеспечивающей исполнение субъектами своих обязанностей под угрозой возможности привлечения к ответственности. Во-вторых, благодаря деликтоспособности становится возможным возмещение потерь, понесенных государством или муниципальным образованием в результате нарушения организацией своих обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налоговую деликтоспособность следует определить как способность организации при нарушении своих обязанностей нести ответственность в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Суммируя все вышесказанное, следует заключить, что налоговая правосубъектность - это юридическое качество, принадлежащее организации в силу закона и выражающее ее способность иметь и осуществлять собственными действиями права и обязанности, закрепленные в законе, а также способность организации нести ответственность за нарушение своих обязанностей.

Понятие налоговой правосубъектности раскрывается в правовых категориях налоговой правоспособности (способности иметь права и обязанности) и налоговой дееспособности (способности самостоятельно приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей). Содержание налоговой правосубъектности организации проявляется в тех правах и обязанностях, в отношении которых она обладает в силу признания ее субъектом налогового права.

С понятием правосубъектности тесно связано понятие правового статуса. Категория правового статуса, ее соотношение с правосубъектностью неоднозначно рассматривается в юридической литературе. Одни авторы полагают, что правовой статус - понятие более широкое, охватывающее собой правосубъектность. Так, например, С.С. Алексеев пишет, что понятие правового статуса имеет более широкое значение. "Когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что он обладает и правосубъектностью, и определенным кругом основных прав, характеризующих его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни" <*>. По мнению А.А. Гатиняна, правовой статус помимо правосубъектности охватывает и другие его элементы: общие, "стационарные" права и обязанности, вытекающие непосредственно из законов и нормативных актов, а также субъективные права и юридические обязанности, которые приобретаются субъектами не в связи с введением в действие закона, а лишь при наступлении определенных юридических фактов <**>.

<*> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 70.
<**> Гатинян А.А. Правовой статус и осуществление структурных элементов норм // Проблемы правового статуса субъектов права. Калининград, 1976. С. 45.

Другие авторы указывают, что правовой статус составляет содержание правосубъектности, включая в него определенный комплекс прав и обязанностей <*>.

<*> См., например: Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 12.

Третьи категорию правового статуса понимают как фактическое состояние лица - участника правовых отношений. "Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность имеют значение для правового статуса не в качестве его структурных элементов, а как необходимых предпосылок, условий и обеспечений, способствующих приобретению, обладанию и реализации субъективных прав и юридических обязанностей, законных интересов, гарантий и юридической ответственности, образующих в своей совокупности содержание правового статуса" <*>.

<*> См.: Бунеева Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000. С. 20.

Несмотря на различия в понимании категории правового статуса, в приведенных точках зрения имеется определенное сходство. Все авторы признают обязательным элементом, занимающим центральное место в содержании правового статуса, права и обязанности субъекта права. Действительно, права и обязанности являются базисом, основой, позволяющей определить правовое положение того или иного субъекта в обществе, т.е. его правовой статус.

Однако права и обязанности, образующие в своей совокупности содержание правового статуса, весьма многообразны. Одни права и обязанности предоставлены непосредственно Конституцией РФ, другие - находят свое выражение в нормативных актах отдельных отраслей права, третьи - формируются исключительно при участии субъекта в конкретных правоотношениях в рамках данной отрасли права. Следовательно, можно говорить о разных видах правового статуса. Так, на основе норм Конституции РФ формируется общий, или конституционный, статус. Права и обязанности, предоставленные непосредственно законодательством в той или иной отрасли права, образуют отраслевой правовой статус субъекта. Участие в конкретных правоотношениях, приобретение и осуществление в них субъективных прав и юридических обязанностей формируют индивидуальный статус данного лица или организации как субъекта (участника) конкретного правоотношения.

Таким образом, на наш взгляд, следует выделять:

Как нами было уже замечено, содержание налоговой правосубъектности организации также составляют права и обязанности, которые организация способна приобретать, участвуя в налоговых правоотношениях. Поэтому можно заключить, что содержательные компоненты налоговой правосубъектности организации и ее налогово-правового статуса совпадают. Однако эти две категории нельзя признать тождественными. Если налоговая правосубъектность характеризуется способностью организации иметь, приобретать и осуществлять права и обязанности в налоговых правоотношениях, то налогово-правовой статус организации заключает в себе непосредственное обладание этими правами и обязанностями;

Налогово-правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей организации, определяющих ее положение относительно всех иных субъектов налогового права, а также выражающих правовое состояние организации в рамках данной отрасли права.

Налогово-правовой статус организации выражается в ее правомочиях и обязанностях как субъекта налогового права. В свою очередь, такие правомочия и обязанности различаются в зависимости оттого, какую роль призвана выполнять организация в налоговых правоотношениях. Так, организация участвует в конкретных налоговых правоотношениях в роли налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного предоставлять налоговым органам предусмотренную законом информацию <*>.

<*> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. С. 98 - 100.

Участие организации в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного информировать налоговые органы, следует из ст. ст. 9, 85 - 86.2 НК РФ. Следует особо отметить, что наличие у организации статуса лица, обязанного предоставлять налоговым органам информацию, прямо не указано в законодательстве. Однако такой вывод следует из анализа некоторых норм Налогового кодекса, а также сущности тех правоотношений, участником которых способна становиться организация. Ст. ст. 85 - 86.2 НК РФ предусматривают обязательное предоставление информации органами и лицами, осуществляющими государственную регистрацию сделок с недвижимостью, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, транспортных средств, нотариальное оформление наследства и договоров дарения, банками об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков и некоторые другие случаи. Возникающие при этом правоотношения складываются между налоговыми органами, наделенными властными полномочиями, и субъектами, такими полномочиями не обладающими. Как и в правоотношениях с участием организаций, субъекты, предоставляющие налоговым органам информацию, являются обязанными лицами. Правовая связь, возникающая при этом, по своей природе сходна с отношениями, в которых участвуют организации. Представляется, что информирование налоговых органов об обстоятельствах, указанных в законодательстве, есть проявление одной из сторон налогово-правового статуса организации.

Следовательно, в структуре налогово-правового статуса организации необходимо выделять права и обязанности организации как налогоплательщика, права и обязанности организации как налогового агента, права и обязанности организации, выступающей в качестве лица, обязанного предоставлять налоговым органам предусмотренную законом информацию.