Мудрый Юрист

Финансово-правовые ограничения оборота валютных ценностей

Д.А. Иванов, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Департамента валютного контроля Министерства финансов РФ.

Валютные ценности выступают в гражданском обороте как объекты гражданских прав <*>. Статья 128 ГК РФ подразделяет объекты гражданских прав на несколько групп:

<*> Категория объектов гражданского оборота гораздо более широкая, чем понятие объектов права собственности (или объектов вещных прав), ибо она включает в себя и объекты обязательств, и объекты исключительных и корпоративных прав. (У. Маттеи, Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 1999. С. 334.)

вещи, иное имущество, включая имущественные права;

работы и услуги;

информация;

результаты интеллектуальной деятельности;

нематериальные блага.

Как это следует из приведенной классификации, валютные ценности относятся к первой категории. Наиболее удачное и емкое определение данной правовой категории, по нашему мнению, дано К.И. Скловским <1>: "Под вещью понимается любой материальный (или телесный <2>) объект (предмет <3>), который не является лицом" <4>.

<1> Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1999. С. 428.
<2> "Является ли предмет телесным, т.е. вещью, решается по воззрениям оборота, но не по учению физики", - отмечает Эннекцерус (Курс германского гражданского права. Т. I, полутом 2. С. 12). Приводится по: Скловский К.И. Указ. соч. С. 428.
<3> Термин "предмет (объект)" Л. Эннекцерус обоснованно считает нетехничным. Приводится по: Скловский К.И. Там же.
<4> К. Сальковский, следуя классическому пониманию, определяет: вещь - это все, что находится в пространстве, не будучи личностью (Сальковский К. Указ. соч. С. 200. Приводится по: Скловский К.И. Там же).

Согласно ч. 2 ст. 141 ГК РФ и ст. 3 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные ценности выступают как объект гражданских прав, право собственности на который защищается в Российской Федерации на общих основаниях. Также необходимо отметить, что в соответствии с частью первой указанной статьи виды имущества, признаваемые валютными ценностями, и порядок совершения с ними сделок регулируются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Иначе говоря, в ситуациях, когда объектами гражданских правоотношений выступают валютные ценности, приоритет в применении имеют нормы валютного (специального) законодательства, а не нормы ГК РФ, которые применяются постольку, поскольку не противоречат этим специальным нормам.

Как правильно было отмечено в научной литературе, важнейшим критерием классификации вещей в гражданском обороте выступает их оборотоспособность, т.е. способность служить объектом имущественного оборота (различных сделок) и менять своих владельцев (собственников). С этой точки зрения все вещи делятся на три группы (ст. 129 ГК РФ <*>). Это: 1) вещи, не изъятые из оборота; 2) вещи, ограниченные в обороте; 3) вещи, изъятые из оборота. Поэтому прежде чем перейти к детальному рассмотрению категории валютных ценностей как объектов гражданских прав, необходимо отметить два основополагающих правила:

<*> Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 1999. С. 335.
  1. Оборот валютных ценностей в Российской Федерации в той или иной мере является ограниченным. Представляется, что данные ограничения могут зависеть от определенных факторов (субъектных и объектных):
<*> Как справедливо отмечали некоторые авторы, выделение нескольких категорий объектов валютных отношений совершенно необходимо в связи с тем, что различается правовое регулирование порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей. См.: Ерпылева Н.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в российском банковском праве // Банковское право. 1999. N 3. С. 49.
  1. В Российской Федерации по общему правилу все сделки и операции с валютными ценностями должны осуществляться только через уполномоченные банки.

Подробнее объем и характер объектных ограничений будет рассмотрен нами ниже. Рассмотрение иных существующих ограничений в отношении валютных ценностей (вывоз за границу валютных ценностей и т.д.) должно быть предметом отдельного научного исследования.

Однако прежде чем приступать к правовому анализу категории "валютные ценности", необходимо, по нашему мнению, рассмотреть базовое по отношению к валютным ценностям понятие "валюта".

Слово валюта - итальянское, происходящее от латинского слова "valeo", что означает "стою" <*>.

<*> Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971. С. 274.

Под валютой, согласно установившейся традиции может пониматься:

денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства (например, рубль в России, доллар в США);

тип денежной системы государства (В. золотая, В. бумажная);

денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и др.), используемые в международных расчетах (иностранная В.) <*>.

<*> Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 65.

В финансах, отраслях права, в служебной и бытовой лексике термин "валюта" наиболее часто используют в третьем значении. В этом же значении слова валюта является одним из предметов исследования в настоящей работе.

В юридической литературе и практической деятельности термин "валюта" может употребляется как в узком, так и в широком смысле слова. В свою очередь, российское законодательство выделяет также два аспекта употребления термина "валюта" в узком смысле слова, для этого используются понятия "иностранная валюта" и "валюта Российской Федерации".

Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 3 ст. 1) относит к иностранной валюте:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных единицах или расчетных единицах.

Аналогичный подход предложен российским законодателем и в отношении валюты Российской Федерации <*>, к которой Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" относит:

<*> Необходимо заметить, что рубль Российской Федерации выступает в качестве предмета валютно-правового регулирования (валюты) только в случаях, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом (например, субъект правоотношений - нерезидент, сделка или операция осуществляется на территории иностранного государства и т.д.).

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

При широком подходе к трактованию термина "валюта" под ней понимают не только денежные знаки (иностранные или российские), но и все денежные документы, а также некоторые виды имущества (драгоценные металлы и природные драгоценные камни). В этом случае российское законодательство использует категорию "валютные ценности". Статья 141 ГК РФ устанавливает, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В свою очередь, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" относит к валютным ценностям:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких камней.

При этом следует еще раз отметить, что ювелирные и бытовые изделия из драгоценных камней и металлов, а также лом таких изделий валютными ценностями не являются. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому устанавливаются Правительством РФ <*>. В соответствии с этими требованиями к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации <**>, и памятных монет, прошедших эмиссию.

<*> Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291. Отнесение изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным осуществляется в порядке, установленном Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням. См.: Приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным" (документ опубликован не был).
<**> Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // САПП. 1994. N 10. Ст. 775.

Как следует из вышеизложенного, понятие валюты и валютных ценностей соотносятся как часть и целое: в понятие валютных ценностей помимо иностранной валюты включаются и иные виды имущества - ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни. Рассмотрим подробнее компоненты, составляющие понятие "валютные ценности".

Как было отмечено выше, видами денежных знаков, выступающих в качестве иностранной валюты, являются банкноты, казначейские билеты и монеты.

Банкноты (банковские билеты) как разновидность денежных знаков "есть выпущенная банком в порядке его активных операций денежная ценная бумага на предъявителя - документ, по предъявлении которого банк обязуется уплатить держателю определенную сумму звонкой монеты (золотом при золотом стандарте, серебром - при серебряном стандарте)" <*>. С приостановкой обмена банкнот на золото, присвоением им законной платежной силы и использованием их для финансирования государственного бюджета они вовсе утратили свойство денежных ценных бумаг и превратились в чистого типа бумажные деньги <**>. Современные банкноты обычно наделены принудительным курсом и выпускаются центральными банками для покрытия государственных расходов.

<*> Лунц Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. М., 1948. С. 163.
<**> Лунц Л.А. Указ. соч. С. 162.

Казначейские билеты - сравнительно редко встречающийся в настоящее время вид неразменных бумажных денег, которые не подлежали обмену на драгоценные металлы <*>. Они выпускались государственными органами (казначействами), как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты использовались для совершения мелких платежей и размена банкнот.

<*> Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. М., 1997. С. 269.

В настоящее время разница между ними в значительной мере стерлась. Банкноты и казначейские билеты становятся неполноценными бумажными деньгами <*>.

<*> Козырин А.Н. Указ. соч. С. 74.

Монета как вид денежного знака представляет собой слиток металла (золота, серебра, платины, меди и т.д.), имеющий установленное весовое содержание и форму и являющийся законным средством обращения и платежа <*>. Государством специально устанавливаются правила, регламентирующие чеканку металлов, именующиеся монетным уставом. В монетных уставах определяются пробы валютного металла, из которого изготавливаются монеты, вес, тип, легенды монет <**>, ремедиум при чеканке <***>, правила изъятия монет из обращения и т.д.

<*> Козырин А.Н. Там же.
<**> То есть надпись, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты.
<***> То есть допустимое законом отклонение фактического веса и пробы монеты от установленных норм.

Монеты из драгоценных (валютных) металлов в мировой практике принято разграничивать на несколько категорий: первая - это "билонные" (billon (франц.)) - низкопробное серебро (первоначально эти монеты чеканились из низкопробного серебра), цена которых зависит от содержащихся в них драгоценных металлов; вторая - нумизматические монеты, стоимость которых зависит соответственно от редкости, состояния и художественной обработки. Указанные категории монет находятся в обороте, а их обращение регулируется как в законодательном порядке, так и торговыми обычаями <*>.

<*> Например, в США это обычаи, внесенные в т.н. "Красную книгу" (Redbook Grading System), в которой указана система градаций нумизматических монет, детально описываются типы состояний каждой из монет, а также круг субъектов, участвующих в обороте таких монет // Rae Weston. Ор. cit. P. 64 - 66. Приводится по: Серебряков И.П. Правовое регулирование оборота драгоценных металлов. Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. Брагинского М.И. М., 1998. С. 411.

В Российской Федерации обращение монет из валютных металлов находится в сфере регулирования ЦБ РФ, в которой они фигурируют как "памятные монеты" <*>. К "памятным монетам" относятся "юбилейные, памятные, инвестиционные и иные монеты специальных чеканок, являющиеся валютой Российской Федерации, в изготовлении которых используются дорогостоящие материалы (в частности, драгоценные металлы), применяются сложные технологии чеканки и методы художественного оформления, придающие памятным монетам специфические свойства и позволяющие им обращаться как в качестве средства платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, тезаврации по иной стоимости, отличающейся от номинальной" <**>.

<*> Инструкция ЦБР от 27 декабря 1995 г. N 33 "О порядке выпуска в обращение в Российской Федерации памятных монет" (с последующими изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России. 1997. N 91 - 92.
<**> П. 1 Инструкции ЦБР от 27 декабря 1995 г. N 33.

Монеты из валютных металлов встречаются в настоящее время довольно редко, и на первый план вышли монеты из недрагоценных металлов (алюминиевые, медно-никелевые и медно-цинковые сплавы), номинальная стоимость которых превышает стоимость металла и расходы на чеканку.

Законодательство в отношении денежных знаков оперирует понятием "законного платежного средства", т.е. предмета, служащего универсальным суррогатом исполнения имущественных обязательств <*>. Как точно отмечал Л.А. Лунц, "государство присваивает определенным вещам функцию законного платежного средства с той целью, чтобы вещи эти фактически стали средством обращения; нет законного платежного средства в тех случаях, когда должникам дается возможность освободиться от обязательства путем предоставления кредиторам определенных вещей, если при этом не имеется в виду, чтобы вещи эти превратились в средство обращения" <**> . В этой связи денежные знаки являются законным платежным средством, если по закону обязательны к приему в погашение долга на территории соответствующего государства или группы стран.

<*> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999. С. 28.
<**> Лунц Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. М., 1948. С. 19.

В некоторых странах в отношении использования денежных знаков в качестве законных платежных средств существует ряд ограничений по суммам платежа, территориальному действию и видам платежа.

Ограничения относительно сумм платежа могут быть проиллюстрированы историческим примером денежного обращения в Англии. Coinage Act 1870 г. определил, что золотые монеты являются legal tender (законным платежным средством) <*> на любую сумму, серебряные же монеты не должны быть предлагаемы в один платеж на сумму, большую чем 2 фунта, а бронзовые монеты - на сумму, большую нежели один шиллинг (Feavearyear, loc. cit.) <**>. Подобная тенденция сохранилась в Великобритании до настоящего времени. Согласно принятому в 1970 году Закону о монетах (Coinage Act) законными платежными средствами являются монеты достоинством: 1 пенс и 2 пенса в сумме до 20 пенсов; 5 пенсов, 10 пенсов и 20 пенсов в сумме до 5 фунтов; 50 пенсов в сумме до 10 фунтов; 1 фунт в любом количестве.

<*> Примечание автора.
<**> Лунц Л.А. Указ. соч. С. 148.

Сумму в 25 пенсов можно уплатить различными способами: например, 25 монетами по 1 пенсу; 12 монетами по 2 пенса и одной монетой в 1 пенс; 5 монетами по 5 пенсов. Из трех приведенных вариантов платежа только последний будет считаться законным и соответствующим Закону о монетах <*>.

<*> Козырин А.Н. Указ. соч. С. 74.

Территориальные ограничения предусмотрены, в частности, американским законодательством - купюры свыше 500 долларов могут выполнять функцию законного платежного средства только на территории США.

Этим же законодательством в недавнем прошлом устанавливались ограничения относительно вида платежа. Например, казначейские билеты США не могли применяться при уплате импортных пошлин и процентов по государственному долгу, несмотря на то что ограничений по использованию их в других обязательствах не существовало.

Законодательство Российской Федерации также содержит определенные ограничения в отношении оборота российских и иностранных денежных знаков. Так, например, установлен предельный размер расчета наличными рублями между юридическими лицами <*>. На сегодняшний день он составляет:

<*> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) // Вестник Банка России, 1998. N 1; Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) // ЭЖ. 1993. N 42 - 43.<*> См.: п. 1 Указания ЦБР от 7 октября 1998 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" // Вестник Банка России. 1998. N 72.

КонсультантПлюс: примечание.

Указание ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" утратил силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".

В свою очередь, в отношении иностранной валюты существует ограничение в виде запрета на производство любых расчетов (наличных или безналичных) за реализуемые товары, работы и услуги на территории Российской Федерации. Правда, указанное требование не распространяется на юридические лица, реализующие товары под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики (магазинов беспошлинной торговли) <*>.

<*> Положение ЦБР от 15 августа 1997 г. N 503 "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)" // Вестник Банка России. 1997. N 63.

В качестве определенного ограничения в отношении иностранной валюты по российскому законодательству выступает обязательная продажа части валютной выручки, полученной от экспорта товаров (работ, услуг), порядок продажи которой установлен Указом Президента РФ N 629 <*>, согласно которому валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено ЦБ РФ. Этим же Указом и, по мнению ГТК РФ, ТК РФ (ст. 273) <**> установлены различные меры ответственности за нарушение установленного порядка.

<*> Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (с изменениями и дополнениями) // ВВС РСФСР. 1992. N 25. Ст. 1425.
<**> Приказ ГТК РФ от 24 июля 1995 г. N 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации" // ЭЖ. 1995. N 34.

Следует отметить, что проблемы практического применения мер ответственности за невозвращение валютной выручки, установленные указанными нормативными правовыми актами, неоднократно были предметом судебных разбирательств <*>. Сложившаяся в свое время, во многом непоследовательная <**>, судебно-арбитражная практика, по сути, презюмирует вину резидента, не получившего в срок валютную выручку, возлагает на него дополнительные обязанности.

<*> См., например: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 1997 г. N 2045/97 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 11; решение Верховного Суда РФ от 17 октября 1997 г. N ГКПИ 97-375 (текст решения официально опубликован не был).
<**> Иные решения по аналогичным спорам ранее были установлены, например, Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 28 июня 1996 года по делу N 64В96пр-11 (текст постановления официально опубликован не был); Постановлением Президиума ВАС РФ от 23 июля 1996 года N 6053/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 10; Постановлением Президиума ВАС РФ от 29 октября 1996 года N 2477/96 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 5; Постановлением Президиума ВАС РФ от 19 ноября 1996 года N 5458/95 (текст постановления официально опубликован не был).

Так, по мнению ВАС РФ, экспортер обязан не только зачислять на счет в уполномоченном банке свою валютную выручку, но и в качестве обеспечения зачисления выручки предпринимать все необходимые меры для ее получения от покупателя экспортируемого товара. Непринятие необходимых мер для обеспечения поступления валютной выручки является, с точки зрения суда, нарушением таможенного режима экспорта и подпадает под действие ст. 273 ТК РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима <*>.

<*> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 1997 г. N 2045/97.

Верховный Суд РФ, напротив, непринятие мер к получению валютной выручки не считает самостоятельным правонарушением, а принятие мер, с его точки зрения, может учитываться таможенными органами в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность <*>.

<*> Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 1997 г. N ГКПИ 97-375.

Представляется, что данные выводы недостаточно аргументированы. Кроме того, они вступают в противоречие с принципами наложения наказаний по российскому праву.

В рассматриваемых случаях суды фактически не различают две самостоятельные ситуации:

Если второе - это всегда результат активных действий резидента, то в ситуации, когда резидент не получает валюту из-за действий нерезидента, оснований для применения ответственности к резиденту нет.

В сложившейся ситуации недопустимо не только применять какие-либо меры ответственности, но и вообще каким-либо образом требовать от резидента зачисления валютной выручки. Как правильно было отмечено, необходимо учитывать, что по своей природе административные отношения в сфере зачисления экспортной валютной выручки являются производными от гражданско-правовых отношений, то есть вторичными по отношению к ним. "Публичной" обязанности зачислять валютную выручку предшествует "частное" право ее получить, поэтому, если резидент еще не смог реализовать свое право на получение валюты, он не может исполнить и обязанность ее зачислить <*>.

<*> Подробнее см.: Брызгалин А., Зарипов В. В лабиринтах валютного законодательства, или Как право стало обязанностью // Хозяйство и право. 1998. N 12.

Денежные знаки, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством, должны также соответствовать совокупности таких требований, как подлинность и платежность.

Подлинность иностранных денежных знаков в Российской Федерации устанавливается путем проведения соответствующих экспертиз. Подобные экспертизы в настоящее время детально регламентированы <*> и проводятся в расчетно-кассовых центрах территориальных учреждений ЦБ РФ и МВД РФ <**>.

<*> См.: Инструкция ЦБР от 20 августа 1996 г. N 47 "О порядке экспертизы денежных знаков иностранных государств в учреждениях Банка России" (с последующими изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России. 1996. N 42.
<**> См.: Приказ ЦБР и МВД РФ от 14 августа 1995 г. N 02-186/310 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия учреждений Центрального банка Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетничеством" (Текст Приказа официально опубликован не был).

Расчетно-кассовые центры осуществляют экспертизу сомнительной иностранной валюты <*>, направляемой только кредитными организациями, и принимают на экспертизу денежные знаки (в том числе вышедшие из обращения) только тех валют, курс которых к рублю официально устанавливается ЦБ РФ. О каждом факте обнаружения поддельного денежного знака учреждения ЦБ РФ извещают органы внутренних дел, куда впоследствии и передают их. Признанные же подлинными денежные знаки возвращаются в кредитную организацию по акту экспертизы.

<*> Денежные знаки иностранных государств, вызывающие сомнение в их подлинности либо имеющие признаки подделки.

Экспертиза, проводимая органами внутренних дел, носит, как правило, комплексный характер и проводится в экспертно-криминалистических отделах УВД, институте судебной экспертизы или экспертно-криминалистическом центре МВД РФ. В случае отсутствия в территориальных органах внутренних дел экспертных подразделений и наличия таких подразделений в учреждениях ЦБ РФ по запросам органов внутренних дел учреждения ЦБ РФ проводят экспертизу денежных знаков, правда, только тех, которые выявлены без участия работников этих учреждений. Указанная экспертиза проводится в течение двух операционных дней, и по ее результатам составляется акт экспертизы денежных знаков.

В свою очередь, даже подлинные денежные знаки иностранных государств в ряде случаев из-за повреждений, дефектов и т.д. могут утратить свойства средства платежа <*>. По выбору владельца неплатежные денежные знаки, а также платежные документы в иностранной валюте могут быть приняты банком на инкассо, заменены на платежные денежные знаки того же иностранного государства, куплены за наличные рубли или приняты на экспертизу за его счет.

<*> См.: Приложение N 3 к Инструкции ЦБР от 27 февраля 1995 г. N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" // Нормативные акты по банковской деятельности. 1995. Выпуск 2(8). Следует отметить, что в отношении иностранных денежных знаков в форме монет в настоящее время нет специального регулирования. Представляется возможным в сложившейся ситуации применять по аналогии нормы Положения ЦБ РФ от 25.03.97 г. N 56 "О порядке проведения кассовых операций в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации" (приложение N 2 "Признаки платежеспособности банкнот и монеты Российской Федерации") // Вестник Банка России. 1997. N 26.

Для того чтобы деньги успешно могли исполнять свои функции в гражданском обороте, российский законодатель устанавливает ряд мер, благоприятствующих их обращению. Например, для добросовестного владельца устанавливается безусловное право на денежный знак. Согласно ч. 3 ст. 302 ГК РФ деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. Мы полагаем, что по смыслу ст. 302 ГК РФ данное правило применимо и к иностранной валюте.

Каждая такая вещь имеет свою неповторимую судьбу в праве, но самые большие проблемы, пожалуй, связаны с деньгами <*>. На это в свое время обращал внимание О.А. Красавчиков, говоря, что: 1) деньги рассматриваются законом в качестве одной из специфических разновидностей вещей, которые характеризуются как потребляемые и определяемые родовыми признаками вещи; 2) они могут являться самостоятельным объектом ряда гражданско-правовых отношений, например, в договоре займа и дарения; 3) могут быть эквивалентным объектом гражданских правоотношений, например, в договорах купли-продажи, поставки и т.д.; 4) деньги являются средством погашения любого правомерного долга независимо от оснований его возникновения; 5) платежеспособность денег определяется не количеством купюр, а количеством денежных единиц, заключенных в соответствующих купюрах; 6) денежные знаки могут быть в необходимых случаях индивидуализированы путем фиксации их серий и номеров <**>.

<*> Скловский К.И. Указ. соч. С. 430.
<**> Красавчиков О.А. Советское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. М.: Высш. шк., 1985. Т. 1. С. 185.

Второй компонентой, составляющей комплексное понятие "валютные ценности", являются ценные бумаги в иностранной валюте. Российское законодательство (ст. 142 ГК РФ) под ценной бумагой понимает документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Статья 143 ГК РФ относит к ним государственную облигацию, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковскую сберегательную книжку на предъявителя, коносамент, акцию, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В свою очередь, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" выделяет следующие разновидности ценных бумаг в иностранной валюте:

платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы);

эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации);

ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки);

опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг;

долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Перечень платежных документов и других долговых обязательств в ГК РФ и Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" оставлен открытым, поскольку в результате развития рынка банковских услуг возможно появление их новых видов.

Ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации. На российском рынке ценных бумаг эмитентами могут, в частности, выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования <*>. В этом случае иностранная валюта используется либо в качестве валюты долга - при обязательствах, возникших в результате эмиссии ценных бумаг и составляющих внутренний долг, либо валюты долга и валюты платежа - при обязательствах, возникших в результате эмиссии ценных бумаг и составляющих внешний долг соответствующих эмитентов. Соответственно в первом случае право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме подлежит оплате в валюте РФ, во втором случае - в иностранной валюте.

<*> Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

В качестве примера ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте и эмитированных на территории РФ, можно привести облигации внутреннего валютного займа. Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. N 1565 <*> Министерству финансов и ЦБ РФ в порядке правопреемства было поручено переоформить обязательства бывшего Союза ССР перед юридическими лицами путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте. Условия выпуска указанных облигаций были утверждены Постановлением СМ РФ от 15 марта 1993 г. N 222 "Об утверждении условий выпуска государственного валютного облигационного займа" <**>. Приведем основные из них: валюта займа и валюта платежа (по купонам и облигациям) - доллары США, процентная ставка - 3% годовых. Подтвердив за указанными облигациями статус валютных ценностей, ЦБ РФ установил порядок совершения операций с их участием <***>.

<*> Указ Президента РФ от 7 декабря 1992 г. N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" // ВВС РСФСР. 1992. N 51. Ст. 3039.
<**> САПП. 1993. N 12. Ст. 1002.
<***> См.: письмо ЦБР от 13 апреля 1994 г. N 87 "О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа" // Вестник ВАС РФ. 1994. N 8.

Оборот ценных бумаг с номиналом в иностранной валюте на территории Российской Федерации имеет определенные ограничения. Например, нерезиденты могут приобретать облигации за рубли только за счет средств, находящихся на счете "И", и не могут выполнять функции депозитариев и т.д. К вышеизложенному можно добавить, что ЦБ РФ был установлен запрет на вывоз из Российской Федерации бланков облигаций.

Третьей составляющей понятия "валютные ценности" являются драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Драгоценные металлы могут находиться в различных видах и состояниях и по своему назначению играют двоякую роль:

во-первых, они предназначены для промышленного использования (техника, электроника, медицинское оборудование, протезирование и т.д.);



во-вторых, они являются предметом инвестиций, исторически используются для изготовления монет, в ювелирных украшениях, накапливаются в качестве сокровищ, резервов, поскольку являются капиталоемкими, имея большую стоимость в единице объема, удобны для хранения <*>.

<*> Организация торговли драгоценными металлами. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 13.

Предметом исследования в настоящей работе является наиболее распространенный и оборотоспособный вид драгоценных металлов - золото <*>, которое находится в стандартных и мерных слитках.

<*> Остальные виды драгоценных металлов, за исключением, пожалуй, серебра, по своей природе являются в большей степени промышленным сырьем, широко применяемым в электронике, тонких химических технологиях.

Мировая практика использует, как правило, стандартные слитки. Для того чтобы слитки "превратились" в объект гражданских прав и полноценный финансовый инструмент, участники рынка драгоценных металлов установили ряд ограничений в виде стандартных требований к их размерам и качеству.

Наиболее известным международным стандартом для золотых слитков является London Good Delivery. Основными требованиями являются предъявляемые этим стандартом следующие: вес слитка 350 - 400 унций, или 11,5 - 13 кг. В качестве обязательных отметок на слитке должны быть: серийный номер; проба <*>; клеймо изготовителя <**> и органа пробирного надзора с указанием веса с точностью до 0,025 тройской унции; год изготовления слитка (требование действует с 1988 года).

<*> Чистота металла должна быть не ниже 995 долей химически чистого золота на 1000 долей лигатурной массы.
<**> Аффинажная фирма, которая проставляет клеймо, должна быть включена в список Лондонского рынка (London Delivery List - List of Acceptable Melters and Assayers). Указ. соч. С. 18.

На слитке не должно быть пор, углублений и прочих недостатков, он должен быть удобен для переноски и складирования <*>.

<*> Подробнее о международных стандартах качества драгоценных металлов см.: приложение N 1 к Положению ЦБР от 1 ноября 1996 г. N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" (с последующими изменениями и дополнениями), утв. Приказом ЦБР от 1 ноября 1996 г. N 02-400 // Вестник Банка России. 1996. N 61.

Для стандартных слитков из драгоценных металлов, изготавливаемых и находящихся в обращении на территории Российской Федерации, устанавливаются дополнительные требования - они должны соответствовать ГОСТ.

В частности, золотые стандартные слитки - ГОСТ 28058-89 "Золото в слитках / технические условия". В соответствии с техническими условиями слитки изготавливаются массой от 11 килограммов до 13,3 килограмма; каждый слиток должен иметь собственный номер, надпись "СССР" и изображение серпа и молота в эллипсе (что, кстати, применяется до сих пор), марку золота, массовую долю золота (от 995 до 999), а также массу слитка <*>.

<*> Серебряков И.П. Указ. соч. С. 408.


Развитие оборота и рынка драгоценных металлов для удобства обращения поставило перед необходимостью появления более мелких - мерных слитков. В международном обороте фигурируют мерные слитки массой 1 килограмм, 1 тройская унция (31,1034807 г), 10 тола (116,64 г; Индия, Ближний Восток), 1 бахт (14,62 г; Таиланд), 1,5 и 10 таелов (37,32 г и т.д.; Гонконг, Тайвань) с пробой от 990 до 999,9 <*>.

<*> Организация торговли драгоценными металлами. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 20.

В Российской Федерации существуют свои требования, предъявляемые к рассматриваемому объекту гражданских прав. Изготавливаемые и находящиеся в обращении на территории Российской Федерации мерные слитки должны соответствовать стандарту отрасли (утвержденному Комитетом РФ по драгоценным металлам и камням) - ОСТ 117-30-96 "Слитки мерные / технические условия". В соответствии с указанным стандартом они могут быть литыми или штампованными и иметь массу 1, 5, 10, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 граммов. Слиток должен быть 999-й пробы. На каждый слиток должно быть нанесено клеймо, включающее надпись "Россия", расположенную в эллипсе, масса слитка, наименование драгметалла - "золото", массовая доля золота, товарный знак предприятия, а также номер (шифр) слитка. Допускается также изготовление мерных слитков с маркировкой на английском языке.

Наконец, последней составляющей категории валютных ценностей и, пожалуй, самой ограниченной в обороте являются природные драгоценные камни, находящиеся как в сыром (естественном), так и в обработанном виде. Сразу следует заметить, что в химии (физике) представления о драгоценных камнях несколько отличаются от юридических (правовых).

Под драгоценными камнями в химии (физике) понимаются прозрачные минералы, отличающиеся прозрачностью, сильным светорассеиванием, высокой твердостью и химической инертностью. В зависимости от определенных условий их принято условно подразделять на классы: 1-й класс - рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, александрит, морской натуральный жемчуг; 2-й класс - сапфир розовый, гранаты (демантоид и цаворит), шпинель, благородный черный опал, танзанит; 3-й класс - сапфир (оранжевый, зеленый, фиолетовый), аквамарин, топаз оранжевый, благородный белый и огненный опал, рубеллит; 4-й класс - турмалин, бериллы (розовый и желто-зеленый гелиодор), топаз (желтый, голубой, розовый), хризолит (перидот), циркон, гранат (малайя, родолит, альмандин, пирол), аметист, бирюза голубая <*>.

<*> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М: Сов. энциклопедия, 1984. С. 409.

Как это видно из приведенной классификации, представление о драгоценных камнях в этих науках несколько иное, чем представление о них, имеющееся в валютном законодательстве (п. 4 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). Юридический (правовой) перечень представляет собой более узкую категорию.

Вместе с тем для "попадания" в гражданский оборот указанной категории валютное законодательство устанавливает определенные ограничения.

В этой связи представляется, что в качестве объектов гражданского оборота в Российской Федерации могут выступать следующие виды драгоценных камней, полученные в результате добычи, рекуперации <*> или иным способом: необработанные драгоценные камни, прошедшие сортировку или сертификацию; обработанные драгоценные камни, прошедшие сертификацию; самородки драгоценных камней, отнесенные к категории уникальных <**>; изделия из драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных камней.

<*> Извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.
<**> О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных см.: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1068 (Текст постановления официально опубликован не был) и "Номенклатуру самородков драгоценных металлов коммерческого ассортимента Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации", утвержденную Приказом Гохрана РФ от 14 мая 1998 г. N 125 // Нормативные акты России по драгоценным металлам и драгоценным камням. 1998.


Как следует из вышеизложенного, в гражданском обороте могут находиться только сортированные и/или сертифицированные драгоценные камни.

Сортировка и первичная классификация драгоценных камней представляют собой завершающую часть процесса обогащения, проводящуюся под государственным контролем <*>, позволяющую на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке.

<*> Порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 371 утверждены Правила осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней // СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1821.

В свою очередь, сертификация драгоценных камней и продукции из них представляет собой деятельность по подтверждению их соответствия установленным качественным и количественным характеристикам и техническим требованиям. Для подтверждения указанного соответствия выдается сертификат, а продукция в установленных системами сертификации случаях маркируется знаком соответствия. Перечень видов продукции, формы сертификации, а также случаи, когда эти виды продукции подлежат сертификации, определяются Правительством Российской Федерации. Организация работ по проведению указанной сертификации возлагается на Минфин РФ <*>.

<*> Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 // СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1822. Необходимо отметить, что сертификация будет вводиться только по мере организации сертификационных центров и получения ими соответствующих лицензий.

Для "попадания" драгоценных камней в гражданский оборот, кроме выполнения требований по сортировке и сертификации, необходимо также и соблюдение процедуры их приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и/или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Правила сортировки, сертификации и приоритетного приобретения применяются также и к самородкам драгоценных камней, отнесенным к категории уникальных.

Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" приводит исчерпывающий перечень минеральных и органических природных драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, что обусловлено их экономической спецификой, которая и предопределяет особый правовой режим их обращения. Искусственные, синтетические камни, т.е. камни, полученные человеком с использованием передовых технологий, не относятся к рассматриваемой категории. Эти драгоценные камни используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных валютным законодательством.



Следует заметить, что в некоторых случаях аналогичный режим распространяется и на природные драгоценные камни. Подобное имеет место в отношении драгоценных камней, непригодных для изготовления ювелирных изделий <*>. В качестве еще одного ограничения необходимо отметить: драгоценные камни не могут выступать в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции <**>.

<*> Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий устанавливаются Правительством РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1998 г. N 1365 "О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5933.
<**> См., например: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759 "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3286.

Как следует из вышеизложенного, валютные ценности являются вещами, ограниченными в гражданском обороте, но при этом каждая составляющая этого понятия обладает своими, только ей присущими ограничениями. Кроме того, наряду с ограничениями в зависимости от объектов существуют еще и субъектные ограничения, которые носят индивидуальный характер для каждого из компонентов валютных ценностей и подлежат соблюдению в совокупности с первыми.