Уклонение от уплаты таможенных платежей: по новому УПК РФ 25 суток для собирания доказательств
А.Д. Гордиенков, начальник отделения дознания Архангельской таможни.
С момента принятия в декабре 2001 г. Государственной Думой России нового УПК РФ в среде работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов идет его обсуждение. В этой связи нам представляется необходимым обсудить проблему, которая возникнет у дознавателей таможенных органов после 1 июля 2002 г. Необходимо будет при расследовании уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), выполнить большой объем следственных действий, собрать доказательства вины лица, привлекаемого к ответственности, составить обвинительный акт - и все это за 15 суток, а в случае продления прокурором - в течение 25 суток (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).
В рамках настоящей статьи невозможно детально рассмотреть все процессуальные аспекты, криминалистические методы и тактические приемы производства предусмотренных законодательством следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств по данному виду преступлений. Поэтому мы вынуждены ограничиться изложением, как нам представляется, наиболее важных особенностей собирания доказательств в ходе расследования дел об уклонении от уплаты таможенных платежей, специфика которых обусловлена юридическим составом данного преступления и присущим ему механизмом следообразования.
Собирание доказательств представляет собой подробно урегулированную уголовно - процессуальным законом деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда по выявлению, получению, сбору и закреплению (фиксации) доказательств. Способы собирания доказательств в общей форме определены в ст. 86 УПК РФ. Расследование преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, характеризуется целым рядом особенностей. Так, способ уклонения от уплаты таможенных платежей почти всегда связан с действиями по сокрытию преступления как такового. Основной сферой этого вида преступлений стал ввоз товаров и транспортных средств в Россию. Свое отражение действия виновного лица находят в различных таможенных документах, финансово - хозяйственных документах предприятия, в документах других учреждений и организаций.
Наиболее распространенными следственными действиями по таким делам являются выемка, обыск, запросы в государственные учреждения, банки и иные кредитные учреждения, направление запроса о правовой помощи компетентным органам или должностным лицам иностранного государства, допросы и т.д.
В процессе расследования дознаватели производят, в целях изъятия, выемку документов, находящихся в таможенных, налоговых органах, органах внутренних дел, в учреждениях, организациях, предприятиях, о местонахождении которых известно. В этой связи нам представляется некорректной сложившаяся следственная практика, когда дознаватель прибегает к указанному способу собирания доказательств и в государственных учреждениях. В таких случаях необходимо, руководствуясь положениями п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 4 ст. 21 УПК РФ, направлять требования или запросы должностным лицам соответствующих учреждений о предоставлении необходимых документов. В таможенных органах таковыми могут быть: дело о нарушении таможенных правил; грузовые таможенные декларации на товар и пакет документов к ним; первичные документы, послужившие основанием для перемещения и таможенного оформления автомобиля, и документы, послужившие основанием для регистрации последнего в органах ГИБДД.
Подозреваемые, зная о расследовании дела о нарушении таможенных правил в отношении лично их, предприятия, на котором они работают, принимают меры к сокрытию документов, свидетельствующих о совершении преступления. В таких условиях обнаружить и изъять важные доказательства возможно лишь при проведении обысков.
В соответствии со ст. 182 УПК РФ обыск производится, когда имеются достаточные данные, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. При расследовании уклонения от уплаты таможенных платежей в большинстве случаев обыски производятся с целью обнаружения и изъятия документов, содержащих сведения о финансово - хозяйственной деятельности, - документы бухгалтерского учета и отчетности; документы по расчетным счетам банка; товарные и приемо - сдаточные документы; документы складского учета товаров и транспортных средств как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Местами проведения обысков на предприятии могут быть помещения секретаря, бухгалтерии, технического отдела, кабинеты руководящих сотрудников, склады и т.д. Эффективным является обыск по месту жительства руководителей предприятия, а также принадлежащих им дач, гаражей, иных подсобных помещений. Данная мера применима и к гражданам, подозреваемым в совершении преступления.
При обыске в обязательном порядке необходимо обращать внимание на наличие и изымать записные книжки, ежедневники, настольные календари, тетради, книги или отдельные листы с черновыми записями и неофициальные документы, содержащие следы неоговоренных исправлений и подчисток. В отдельных случаях лишь на основе неофициальных документов можно установить обстоятельства совершения той или иной сделки. В таких документах могут содержаться сведения о сделках, которые не нашли последующего отражения в бухгалтерских документах, о реализации товара и оказании услуг, о поступлении на склад товаров. С помощью этих документов можно установить факты фальсификации официальных документов, предъявленных таможенному органу, о количестве и качестве товара, его стоимости.
Изъятие подобных записей и документов следует проводить сразу же после возбуждения уголовного дела. Если на первоначальном этапе расследования их изъять не удалось, то для обнаружения таких документов необходимо использовать возможности повторного обыска. Нередко неофициальные записи лица, их исполнившие, хранят на своих рабочих местах, чтобы иметь постоянную возможность ими пользоваться. Некоторые документы виновные лица могут хранить и при себе (записные книжки, ежедневники), в автомашине или по месту жительства.
Если на стадии возбуждения уголовного дела или в стадии расследования устанавливается факт преступления, совершенного с участием работников складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, магазинов беспошлинной торговли и свободных складов, а также коммерческих структур различных форм собственности, дознаватель в ходе собирания доказательств принимает меры к изъятию посредством обыска или выемки на указанных предприятиях следующих документов:
- лицензии на учреждение склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика;
- уставно - регистрационных документов указанных складов и предприятий;
- схемы, определяющие месторасположение склада: временного хранения, таможенного склада и др.;
- списочный состав работников, должностные инструкции последних, приказы о распределении обязанностей между руководителями указанных предприятий;
- договоров с клиентами (коммерческими структурами), на основании которых таможенный брокер и склад временного хранения принял на себя обязательство по хранению, таможенному оформлению товаров и/или транспортных средств либо оплату таможенных платежей и других документов.
В следственной практике имеют место случаи, когда правонарушение совершено неизвестными лицами. При этом ими используются вымышленные либо подлинные реквизиты коммерческих структур и уставно - регистрационные документы, а также открытые банковские счета коммерческих структур, учредителями и руководителями которых значатся умершие или погибшие лица, подставные лица. В отдельных случаях для учреждения и в деятельности коммерческих структур используются похищенные или утерянные паспорта сторонних граждан либо лиц, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом (так называемые лжефирмы и фирмы - "однодневки") и т.п. В таких случаях собирание доказательств направлено на установление как физических лиц, так и реально действующих коммерческих структур, подконтрольных этим физическим лицам, которые в действительности совершили уклонение от уплаты таможенных платежей.
В связи с этим запрашиваются, а в случае необходимости производится выемка документов в банках, в которых открыты счета таких фирм, имеющих отношение к финансовой деятельности коммерческой структуры.
Следующим по значению действием дознавателя по собиранию доказательств является направление требований, запросов в различные предприятия, учреждения, организации.
Так, при расследовании уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, дознаватель направляет запросы:
- В подразделение Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) для получения сведений о регистрации и перерегистрации данных коммерческих структур с предоставлением уставно - регистрационных документов; о том, когда организация представила последний финансовый отчет в налоговый орган, запрашиваются и иные сведения.
- На телефонную станцию о местонахождении абонентов, телефонные номера которых выявлены в ходе расследования уголовного дела.
- В паспортно - визовую службу органов внутренних дел для получения сведений о паспортах лиц, выступавших в качестве учредителей или руководителей проверяемых коммерческих структур на предмет, значатся ли эти паспорта в числе утраченных или похищенных.
- В банк о предоставлении сведений о том, кто конкретно из его сотрудников обслуживал представителей проверяемой коммерческой структуры. Запрашиваются и другие сведения в зависимости от обстоятельств совершения конкретного преступления.
- В нотариальную контору о наличии записей в книгах совершения нотариальных действий со стороны представителей проверяемых коммерческих структур.
- В регистрационную палату либо другие государственные учреждения, осуществлявшие регистрацию проверяемых коммерческих структур и выдавшие соответствующее свидетельство об этом.
- В ГНИВЦ и соответствующее региональное таможенное управление о том, значится ли проверяемая коммерческая структура в качестве участника внешнеэкономической деятельности и в зоне деятельности какого таможенного органа. В последнем случае запрашивается таможенный орган на предмет получения сведений о внешнеэкономической деятельности проверяемой коммерческой структуры.
Отдельно следует отметить важность направления в компетентные органы и должностным лицам иностранных государств в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности международных запросов для производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий.
Анализ практики расследования уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей, показал, что во многих случаях фактические данные, имеющие значение по уголовному делу, содержатся на накопителях магнитных дисков, как жестких (HDD), так и гибких (дискетах) в персональных компьютерах и серверах, на сайтах в сети Интернет, принадлежащих как частным лицам, так и коммерческим структурам. Информация, хранящаяся подобным образом, может содержать различные сведения о финансово - хозяйственной деятельности организации, заключенных внешнеэкономических и внутренних договорах, о товарах, данных бухгалтерского учета и т.п. Кроме того, в памяти компьютеров могут храниться тексты договоров, деловой переписки, приказов и распоряжений, имеющих отношение к расследуемым обстоятельствам.
Так, при проведении дознания по уголовному делу N 404, возбужденному Новосибирской таможней по ч. 1 ст. 194 УК РФ, уголовным делам N 439, N 145952, N 9401, находившимся в непосредственном производстве РТУ по БТП и ГУБК ГТК России, в ходе обысков в помещениях коммерческих структур и жилых помещениях виновных лиц изымались системные блоки персональных компьютеров и гибкие дискеты. В ходе дальнейших следственных действий были обнаружены файлы, тексты которых содержали информацию о совершенных пользователями персональных компьютеров таможенных преступлений, а также о лицах и коммерческих структурах, причастных к расследуемым по делам эпизодам <*>.
<*> См.: письмо ГТК РФ от 28.02.2001 г. N 17-12/7685 "О необходимости осмотров системных блоков, изъятых по уголовным делам и делам о нарушении таможенных правил".Существенно влияет на успех расследования умелое производство осмотра. Чаще других по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей дознаватели производят осмотры различных документов "в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела" (ч. 1 ст. 176 УПК РФ).
В ряде случаев наряду с осмотром документов исходя из обстоятельств дела проводится и осмотр помещений и участков местности, поскольку коммерческие операции, отраженные или не отраженные в документах бухгалтерского учета проверяемой организации, как правило, связаны с получением товаров, транспортных средств на хранение, транспортировкой и/или реализацией. В этих случаях объектом осмотра являются кабинеты руководителей предприятия, бухгалтерии, складские и иные помещения, производственные площадки. В этих помещениях возможно обнаружение неучтенных товаров и транспортных средств, их следов. При осмотре можно установить размер складских и иных помещений, другие обстоятельства, имеющие значение по делу.
При расследовании любого преступления, в том числе и предусмотренного ст. 194 УК РФ, обязательным следственным действием является допрос свидетеля. Как правило, свидетелями по данной категории дел являются:
- Сотрудники таможенных органов, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств.
- Должностные лица и работники складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров, перевозчиков.
- Бухгалтерские работники, занимавшиеся непосредственным учетом хозяйственной деятельности и составлением отчетности; инженерно - технический персонал, кладовщики и экспедиторы, оформлявшие различные документы; водители, грузчики и иные лица, непосредственно участвовавшие в осуществлении погрузочно - разгрузочных операций, перевозке товаров проверяемой коммерческой структуры.
- Банковские работники, нотариусы, иные лица.
- Должностные лица и работники организаций - партнеров как иностранных, так и отечественных.
Последнюю группу свидетелей составляют представители иностранных и российских предприятий и организаций, с которыми в ходе внешнеэкономической и хозяйственной деятельности осуществлялись деловые контакты или совершались сделки. Часто такими свидетелями являются руководители иностранных фирм, представители международных фирм - перевозчиков, коммерческие директора или экспедиторы, осуществляющие заключение договоров, куплю - продажу товаров, их перевозку.
В некоторых случаях у дознавателей возникают сложности с проведением допросов по данному виду преступлений. Определяется это тем, что установлению подлежат обстоятельства, имевшие место в отдаленном прошлом, так как обычно с момента совершения преступного действия (бездействия) и до его выявления таможенным органом проходят месяцы, а к моменту возбуждения уголовного дела порой и годы. По этой причине многие свидетели лишь приблизительно помнят обстоятельства происшедшего и с большим трудом вспоминают отдельные подробности. Проведенные нами исследования среди дознавателей Северо - Западного федерального округа показали, что словесный портрет с целью розыска лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, составлялся в 50% случаев, а фоторобот не составлялся вообще.
Указанное обстоятельство вызывает необходимость обязательного использования имеющихся в распоряжении дознавателя документов. Практика показывает, что допросы, проведенные без предъявления необходимых документов, неэффективны и носят, как правило, поверхностный характер. В этих случаях допрашиваемые часто ссылаются на то, что они плохо припоминают интересующие дознавателя обстоятельства. Если же при допросе дознавателем предъявляются документы, особенно составленные ранее самим допрашиваемым, то, как правило, удается получить более конкретные ответы, а возможности ссылки на плохое припоминание обстоятельств существенно ограничиваются.
Данная рекомендация полностью распространяется и на подготовку материалов, отправляемых с запросом для проведения соответствующих следственных действий на территории иностранного государства.
Подобный порядок следует применять и при допросе обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. В большинстве случаев обвиняемые (подозреваемые) по данному преступлению имеют высокий уровень образования, обладают достаточными знаниями в области права и экономики и способны правильно оценить доказательственную силу предъявляемых на допросе документов.
В ходе расследования уклонения от уплаты таможенных платежей дознаватель привлекает к участию в следственном действии специалиста. По рассматриваемому преступлению чаще всего используется помощь специалистов в области начисления таможенных платежей, бухгалтерского учета и налогообложения, компьютерной техники. Участие указанных специалистов вызвано необходимостью оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту (ст. 58 УПК РФ). По результатам проведенной судебной экспертизы дознаватель в некоторых случаях прибегает к допросу эксперта для разъяснения данного им заключения.
На последовательность и необходимость проведения тех или иных следственных действий существенное влияние оказывает способ уклонения от уплаты таможенных платежей. Если преступление совершено путем внесения исправлений и изменений в документы, а также путем подделки подписей или печатей, то в процессе расследования возникает необходимость установить способ изготовления документа и использования для этого технических средств, факт изменения первоначального содержания документа, последовательность выполнения различных его частей. Для разрешения этих вопросов назначается технико - криминалистическая экспертиза документов. Она позволяет, например, выяснить, изготовлен ли документ путем использования части другого документа, имеющего подпись или оттиск печати или штампа. На экспертизу направляются документы, содержащие пометки, подписи, оттиски печатей и штампов, подлежащие исследованию, а также образцы бланков, подписей и печатей.
При расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, значение подобных экспертиз достаточно велико, так как в настоящее время сложилась порочная практика приобретения виновными лицами чистых бланков иностранных предприятий, доверенностей, грузовых таможенных деклараций, счетов - справок иных бланков и документов с подписями и оттисками печатей.
Особое место в собирании доказательств отводится оперативным подразделениям таможенных органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, направленную на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться дознавателю, следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств <*>.
<*> Ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 г. " Об оперативно - розыскной деятельности" // В ред. Федерального закона от 18.07.1997 г. N 101-ФЗ.К настоящему времени, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны дознавателей, оперативных работников таможенных органов по расследованию уклонения от уплаты таможенных платежей, сотни уголовных дел по данному преступлению, находящихся в производстве дознавателей таможенных органов, приостановлены в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого <*>.
<*> Согласно данным отдела организации дознания СЗОТ ГТК РФ в 2000 г. по указанным основаниям приостановлено 174 уголовных дела. Тенденция роста количества приостановленных дел сохраняется и в 2001 г. Письмо СЗОТ от 16.03.2001 г. N 09-161971.В связи с изложенным хотелось бы отметить, что новое уголовно - процессуальное законодательство РФ не обеспечивает необходимых условий для своевременного и эффективного использования отдельных способов собирания доказательств по данной категории дел. Как уже было сказано, дознавателям таможенных органов России на расследование преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, законодателем установлен срок - 15 суток (ч. 2 ст. 223 УПК РФ). Прокурор может продлить этот срок, но не более чем на 10 суток. По смыслу данной нормы установленный срок для расследования в форме дознания является окончательным и не подлежит продлению.
Такая законодательная ситуация означает, что дознаватель лишается возможности собирания отдельных доказательств путем производства таких следственных действий, как судебно - бухгалтерская экспертиза и направление запроса о правовой помощи соответствующим компетентным органам и должностным лицам зарубежных государств.
Исходя из практики дознавателей Северо - Западного федерального округа, из личного опыта следственной работы и судебной практики <*> расследование дел об уклонении от уплаты таможенных платежей требует от дознавателя проведения большого количества следственных и иных процессуальных действий для собирания доказательств, в том числе и в других регионах России и за ее пределами. Так, судебно - бухгалтерская экспертиза проводится в течение месяца и более, в зависимости от сложности вопросов, поставленных перед экспертом дознавателем; ответы на отдельные поручения о проведении следственных действий, направленные в правоохранительные органы других местностей, поступают в месячный и более срок; международные запросы исполняются компетентными органами иностранных государств месяцами, а порой и годами. Срок дознания по таким делам составляет два и более месяца.
<*> Автором были изучены 20 приговоров за 1999 г. и 13 - за 2000 г., а также 19 обвинительных заключений, находящихся в отделе организации дознания УТРД ГТК РФ.Таким образом, пресекательный срок, установленный ч. 2 ст. 223 УПК РФ, подлежит пересмотру.
В связи с изложенным предлагается ст. 223 УПК РФ дополнить ч. 3 следующего содержания:
- В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным ст. 162 настоящего Кодекса.
Действующее уголовно - процессуальное законодательство не допускает возможности использования непроцессуальных способов собирания доказательств и признает недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ. Вместе с тем из анализа ст. 38 и ст. 41 УПК РФ следует, что дознаватель не уполномочен давать поручения органу дознания о проведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных действий и т.д., которыми наделен следователь (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 УПК). В свою очередь, оперативно - розыскные мероприятия по уголовному делу могут проводиться органом дознания только по поручению следователя.
Из смысла ч. 1 ст. 223 УПК во взаимосвязи с ч. 1. ст. 152, ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель в случае необходимости производства следственных действий в другом регионе России не имеет права поручать производство этих действий соответствующему следователю, органу дознания.
В связи с изложенным предлагается:
- П. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции:
П. 2. Давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно - розыскных мероприятий, а также получать содействие при производстве следственных и иных процессуальных действий.
Пункт 2 считать п. 3.
- В ч. 1 ст. 152 после слов "в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте" добавить "дознаватель", далее по тексту.
Также подлежит корректировке ч. 1 ст. 223 УПК РФ в части проведения дознания по уголовным делам, "возбужденным в отношении конкретных лиц", так как в практике органов дознания уголовные дела возбуждаются и в случае обнаружения признаков преступления, когда не известно лицо, его совершившее. Поэтому нам представляется оправданным исключение из указанной нормы слов "в отношении конкретных лиц".