Мудрый Юрист

Злоупотребления на рынке ценных бумаг

И. Камынин, старший прокурор управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

Быстро меняющееся законодательство о рынке ценных бумаг не могло не затронуть отрасль уголовного права, особенно ту его часть, которая устанавливает ответственность за злоупотребления на фондовом рынке: 6 марта 2002 г. вступил в действие Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг".

В УК появилась новая норма - ст. 185.1 (злостное уклонение от представления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации). Название статьи и содержание диспозиции свидетельствуют о ее бланкетном характере. Для понимания элементов состава преступления необходимо обратиться к специальному законодательству о рынке ценных бумаг.

Отношения на фондовом рынке регулируются рядом законов и иными нормативными актами, содержащими нормы о ценных бумагах. К их числу относятся Федеральные законы: "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - "Об обращении ценных бумаг"), "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - "О защите прав инвесторов").

Объектом уголовно - правовой охраны рассматриваемого преступления являются отношения, складывающиеся на фондовом рынке, законные права и интересы эмитентов, инвесторов, акционеров, иных участников рынка ценных бумаг. Новая норма, наряду с иными имеющимися законодательными средствами, призвана обеспечить формирование цивилизованных условий для функционирования фондового рынка и создать особый механизм информационной прозрачности (транспарентности) деятельности участников такого рынка.

Особенности конструкции статьи вызваны прежде всего разнообразием действующих норм, объединенных в законодательство о рынке ценных бумаг. Без их системного понимания сложно воспроизвести конкретные правоотношения, в которые вступают между собой участники фондового рынка, и тем более адекватно оценить специально используемые в этом законодательстве термины и определения.

Одним из активных участников таких отношений выступает эмитент. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" "эмитентом являются юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими". Добавлю, что кроме отмеченных признаков эмитент осуществляет от своего имени выпуск ценных бумаг, которые затем поступают в обращение.

Законодатель выделяет несколько групп эмитентов. На основании ст. 2 Федерального закона "Об обращении ценных бумаг" выпускать ценные бумаги от своего имени вправе Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Соответственно такие ценные бумаги являются государственными, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами.

Свое особое место среди эмитентов занимает Центральный банк РФ.

Эмитент может вступать в отношения с потенциальными покупателями ценных бумаг (в этот круг, безусловно, входит инвестор) на самых ранних стадиях их обращения. Уже тогда изначально присутствует обязанность эмитента по обеспечению потенциальных покупателей всей необходимой информацией. Причем такая обязанность не обусловливается соответствующим требованием инвестора, а непосредственно вытекает из характера отношений, в которые вступают между собой инвестор и эмитент.

На стадии обращения ценных бумаг обязанность эмитента раскрыть информацию инвестору может обусловливаться требованиями последнего. Подобная обязанность эмитента закреплена в ст. 6 Федерального закона "О защите прав инвесторов", где недвусмысленно сказано, что инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать предоставить ему соответствующую информацию (инспирированная обязанность).

Важный элемент полномочий эмитента - его обязанность, заключающаяся в раскрытии информации о фондовом рынке специально определенным органам.

Таким образом, под раскрытием информации в узком смысле следует понимать установленный порядок представления эмитентом либо иным лицом в уполномоченный орган соответствующей информации по фондовому рынку. С момента представления такой информации уполномоченному органу она считается раскрытой.

В широком же смысле "под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение" (ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Как уже говорилось, одной из форм раскрытия информации в широком смысле является обязанность эмитента предоставить ее владельцам ценных бумаг по их требованию (а в некоторых случаях - и без учета таких требований, за определенную плату).

В этой связи необходимо отметить, что понятие "раскрытие информации" в его узком понимании и понятие "обеспечение доступа к информации" не тождественны. Они отличаются друг от друга тем, что при раскрытии происходит передача информации именно специально уполномоченному органу, обеспечение же доступа к ней происходит на стадии такого раскрытия, но уже всем иным заинтересованным лицам.

Сложность новой нормы заключается в том, что в диспозиции говорится об обязанностях лица предоставить информацию либо обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган. Исходя из предложенной уголовно - правовой терминологии сущность состава, сформулированного в виде злостного уклонения от предоставления информации в контролирующий орган, будет целиком поглощаться понятием "раскрытие информации" в его узком смысле. Когда же наблюдается бездействие в форме уклонения лица от предоставления информации инвестору, можно говорить о процедуре раскрытия информации в широком смысле.

Согласно ст. 23 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент до приобретения инвестором ценных бумаг (т.е. до совершения гражданско - правовых сделок, связанных с их отчуждением) обязан обеспечить доступ к раскрываемой информации. Состав и характер раскрываемой информации содержится в той же ст. 23. Более точное и полное изложение состава такой информации содержится также в ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ст. 6 Федерального закона "О защите прав инвесторов".

Законодатель предусмотрел обязанность эмитента раскрыть соответствующую информацию и в случае регистрации проспекта эмиссии. По-прежнему и здесь состав раскрываемой информации довольно широк, однако нас с точки зрения конструкции статьи 185.1 УК должен интересовать лишь отдельный ее сегмент. И прежде всего это данные о самом эмитенте и его финансово - хозяйственной деятельности.

Состав информации о финансово - хозяйственной деятельности эмитента состоит из двух разделов.

Первый из них имеет форму отчета. В круг данных об эмитенте включаются сведения о лицах, входящих в органы управления, и доли их участия в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ. Применительно к эмитенту существенными считаются также сведения о владельцах (акционерах) эмитента, имеющих 20 и более процентов его уставного капитала, и аналогичные сведения о юридических лицах; филиалах и представительствах эмитента, а также сведения о произошедших процессах реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ.

Данные о финансово - хозяйственной деятельности эмитента включают в себя: сведения о бухгалтерском балансе; счетах прибылей и убытков на конец отчетного периода; данные о формировании и использовании резервных и других специальных фондов, иные сведения. Особое место в отчете должны занимать сведения о фактах, повлекших увеличение чистой прибыли или убытков эмитентов более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом, и сведения о финансовых средствах, привлеченных в результате выпуска ценных бумаг, и проводимой на их основе инвестиционной политике.

Информация о ценных бумагах эмитента слагается из данных о видах выпущенных ценных бумаг в течение отчетного квартала и сведений о начисленных доходах по этим ценным бумагам.

Второй раздел оформляется в виде сообщения и включает в себя существенные факты, затрагивающие финансово - хозяйственную деятельность эмитента. Это сведения о лицах, входящих в органы управления эмитента, их доли участия в уставном капитале эмитента, иных дочерних и зависимых обществ. Кроме того, данный раздел учитывает оперативные данные о произошедших изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, о появлении в реестре эмитента лиц, владеющих более чем 25 процентами эмиссионных ценных бумаг отдельного вида.

Есть в разделе отдельный блок, касающийся только ценных бумаг. Это сведения о принятых уполномоченным органом эмитента решениях, касающихся выпуска ценных бумаг; начисленных и (или) выплачиваемых доходах по ценным бумагам; их погашении, а также выпуске ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися.

Как видно из анализа обеих форм раскрытия информации, некоторые сведения в них дополняют друг друга, а порой и воспроизводят их. По этой причине сам факт раскрытия обязанным лицом информации хотя бы в одной из форм, дублирующей аналогичные сведения, содержащиеся в другой форме, будет свидетельствовать о выполнении им предусмотренных законом требований. Если же часть существенной информации содержится только в одной форме и обязанное лицо уклоняется от раскрытия именно этой информации, то налицо будут объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ.

В диспозиции ст. 185.1 речь идет о представлении информации в уполномоченный орган. Таковым по смыслу закона и принятого в его развитие положения является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Так, на основании Указа Президента РФ от 3 апреля 2000 г. утверждено "Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Пунктом 4 л) указанного Положения на ФКЦБ возлагаются контрольные функции за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными лицами требований законодательства и установленных стандартов.

Одновременно следует иметь в виду, что с 1 июля 2001 г. информация с фондового рынка поступает в Центральный фонд хранения и обработки информации (Центральный депозитарий). В соответствии с п. 2 Постановления ФКЦБ от 29 ноября 1999 г. "О некоторых вопросах раскрытия информации на рынке ценных бумаг" представление информации в Центральный депозитарий влечет признание ее раскрытой.

ФКЦБ вправе устанавливать специальный перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг. По отношению к обязанным лицам, действующим на рынке ценных бумаг, эти органы будут контрольными.

Особую сложность на практике может вызвать вопрос об установлении субъектов ответственности по ст. 185.1. В диспозиции нормы субъекты представлены как лица, обязанные обеспечить информацией инвестора или контролирующий орган. Описание субъектов ответственности можно вывести из ранее упоминавшихся ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ст. 6 Федерального закона "О защите прав инвесторов". Ими должны признаваться: эмитент в отношениях с уполномоченным государственным органом и владельцами (инвесторами), включая потенциальных покупателей ценных бумаг; профессиональные участники рынка ценных бумаг в отношениях с уполномоченным государственным органом и владельцами (инвесторами), включая потенциальных покупателей ценных бумаг; иные лица, оказывающие услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации о ценных бумагах.

Об этих же субъектах говорится в ст. 15.19 КоАП РФ.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в отношениях с инвестором может выступать в различных качествах. Ими признаются: профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг; профессиональный участник, приобретающий или отчуждающий ценные бумаги по поручению инвестора либо у иных лиц. В дополнение к уже существующим стандартам раскрытия информации профессиональный участник применительно к ценным бумагам обязан также предоставить инвестору информацию, включающую в себя сведения: о ценах и котировках ценных бумаг на организованном рынке в течение шести недель, предшествовавших требованию; о цене покупки ценных бумаг за аналогичный период; об оценке этих ценных бумаг, произведенной рейтинговым агентством, а также иные сведения.

Положением ФКЦБ "О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг" от 4 января 2002 г. установлены определенные обязанности организатора торговли по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. В нем прописан порядок раскрытия информации эмитентом перед организатором торговли о существенных фактах (событиях и действиях, затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность). Полагаю, что нарушения установленного порядка выходят за пределы действия ст. 185.1 и не могут рассматриваться в качестве преступных. Такой вывод напрашивается вследствие того, что такого рода обязанность эмитента перед организатором торговли возникает до момента допуска ценных бумаг к их обращению, до включения их в котировальные листы. Статья же 185.1 начинает действовать со стадии обращения ценных бумаг и обусловливает наступление ответственности периодом нахождения ценных бумаг на фондовом рынке.

Более персонифицированный состав субъектов ответственности можно вывести из ст. 12 Федерального закона "О защите прав инвесторов". Ими должны признаваться: должностные лица; индивидуальные предприниматели; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации; иные лица, имеющие специальное полномочие от лица или организации на право совершать сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. При совершении правонарушения, одной из сторон которого является специальный контрольный орган власти, субъектом ответственности может также выступать руководитель саморегулируемой организации, объединяющей иных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Новый состав преступления представляет собой разновидность мошенничества на рынке ценных бумаг. При совершении преступления потерпевший вводится в заблуждение относительно фактической стоимости ценных бумаг, по иным значимым сторонам предмета сделки и об обстоятельствах, ее сопровождающих. В то же время указанная норма о нарушении установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг предусматривает ответственность за недобросовестную эмиссию особого рода. Отраслевое законодательство позволяет применять к сделкам, заключенным в результате недобросовестной эмиссии, повлекшей за собой заблуждение владельцев по ее существенным признакам, последствия в виде признания такой сделки недействительной.

Мошенничество на рынке ценных бумаг (недобросовестная эмиссия) происходит, как правило, путем обмана и злоупотребления доверием потерпевшего. При этом мошенник прежде всего преследует цель получить незаконную выгоду и, как следствие, причинить вред гражданам, организациям или государству. В основе подобного поведения лежат чисто корыстные мотивы. Такие правонарушения совершаются путем действия или бездействия (непредставление) и только с прямым умыслом. Виновный должен сознавать, что он представляет заведомо неполную или ложную информацию, предвидеть, что в результате наступят нежелательные для другого лица последствия, и желать их наступления.

Особенности юридической конструкции нового состава не позволяют квалифицировать в качестве преступления случаи причинения ущерба инвестору, вызванного операциями на рынке ценных бумаг, если он сам своевременно не заявил требований иным уполномоченным лицам о необходимости раскрытия ему информации по инспирированным обязательствам. Это связано с тем, что только инвестор может нести риски последствий непредъявления им требований (ч. 8 ст. 6 Федерального закона "О защите прав инвесторов").

Признак злостности будет присутствовать в случае неоднократного (более двух раз) уклонения эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг от обязанности предоставить информацию инвестору либо в соответствующий орган. Возможно, о злостности можно вести речь и при длительном разовом игнорировании субъектом ответственности законного требования инвестора, если такое требование было тому своевременно адресовано.

После опубликования нового закона, предусматривающего уголовную ответственность за необеспечение информационной прозрачности на рынке ценных бумаг, стали высказываться справедливые критические замечания по поводу выбранного общего критерия определения крупного ущерба для граждан, организаций и государства. Безусловно, размеры такого ущерба применительно к различным субъектам должны разниться.

Кроме того, на первый взгляд, диспозиция нормы не позволяет усмотреть причинную связь между совершенными правонарушениями и тем ущербом, который несет государство. На самом деле такая корреляция существует и имеет вполне формальную сторону.

Так, в соответствии со ст. 280 Налогового кодекса РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, существенное значение для целей налогообложения имеет фактическая цена реализации или иного выбытия этих ценных бумаг. В основу для ее определения берутся расчеты, связанные с фактическим ее отклонением в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной ценной бумаги. В свою очередь, такие сведения составляют важную сторону информации о ценных бумагах, раскрытие которой предусмотрено действующим законодательством.

Тем самым искажение такой информации влечет за собой последствия в виде неправильного определения фактической цены ценной бумаги и последующего исчисления налога. В конечном итоге ущерб несет не только инвестор, но и государство, которое недополучает в бюджет установленный законом налог.