Мудрый Юрист

Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом)

Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной организации как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве очередности. Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает окончательную невозможность восстановления ее платежеспособности.

В целом указанная процедура регламентируется в Законе о банкротстве, однако Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в главе 6 устанавливает особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом. Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций специального определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает. Поэтому можно считать положительным тот факт, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в статье 2 дает универсальное определение конкурсного производства, применимое в том числе и к кредитным организациям - должникам, так как в Законе о банкротстве кредитных организаций из понятия "несостоятельности (банкротства) банка" исключается возможность добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации.

Говоря о конкурсном производстве, ряд авторов абсолютно справедливо, по мнению диссертанта, акцентирует внимание на том, что оно является системой мероприятий, отмечает системный характер процедуры конкурсного производства <*>. К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований <**>. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица - банкрота <***>.

<*> См.: Телюкина М.В. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Комментарий для специалистов // Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М., 1998. С. 162.
<**> См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 1995. С. 38.; Правовое регулирование несостоятельности предпринимателей. СПб.: Лань, 2001. С. 154.
<***> См.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: НОРМА, 2001. С. 178.

Каждый из указанных этапов конкурсного производства характеризуется наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила в силу весьма незначительного по объему круга норм о конкурсном производстве зачастую порождают серьезные проблемы на практике, в связи с чем в данном параграфе представляется необходимым остановиться на основных этапах процедуры конкурсного производства, установленных для кредитных организаций, а также проблем ее применения.

Согласно ст. 97 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

Суд принимает такое решение, когда при осуществлении процедуры наблюдения будут установлены признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления.

На этом основании Банк России обязан внести запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Срок конкурсного производства не должен превышать один год. Однако продолжительность периода проведения конкурсного производства зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, которые необходимы для реализации мероприятий, например, от принятия конкурсным управляющим мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Поэтому пункт 2 ст. 97 Закона о банкротстве устанавливает, что арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев, а при необходимости - и сверх этого срока. В связи с этим некоторые специалисты опасаются, что на практике срок конкурсного производства будет продлеваться бесконечно <*>.

<*> См.: Законность. 2000. N 2. С. 8.

Количество рассматриваемых дел о банкротстве арбитражными судами растет с каждым годом, поэтому представляется целесообразным установление предельного срока для проведения конкурсного производства.

Одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Общие положения об арбитражных управляющих были рассмотрены в параграфе первом настоящей главы. В данном параграфе мы остановимся на характеристике особенностей конкурсного управляющего.

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, могут быть назначены несколько конкурсных управляющих с четким распределением между ними прав и обязанностей в процессе банкротства. Однако все они должны действовать в рамках следующих функций арбитражного управления в этот период:

<*> См.: Вестник Банка России. 1998. N 57.

При этом арбитражный суд распределяет обязанности между ними в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них.

Ряд авторов отмечает, что закон о несостоятельности, наделив конкурсного управляющего определенными полномочиями, не дает ответа на вопрос о том, вправе ли конкурсный управляющий продолжать ведение той основной коммерческой деятельности, которую осуществляло признанное несостоятельным юридическое лицо до официального объявления о банкротстве <*>. Существует несколько точек зрения на этот счет.

<*> См.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Указ. соч. С. 179.

В пользу отрицания такой возможности приводятся доводы, суть которых заключается в том, что продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного на удовлетворение требований кредиторов.

Для осуществления торговли и производства необходима закупка товаров и сырья, а суть конкурсного производства заключается в стремлении превратить ценности вещей в деньги, а не наоборот <*>.

<*> См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. IV. М., 1912. С. 438.

Однако, с другой стороны, в определенных случаях продолжение предпринимательской деятельности с точки зрения действующего законодательства о несостоятельности необходимо. Пункт 1 ст. 138 Закона о банкротстве обязывает конкурсного управляющего выставить на продажу предприятие как единый имущественный комплекс, принадлежащий юридическому лицу - банкроту. В таких случаях прекращение производственной деятельности предприятия даже на непродолжительное время способно отрицательно повлиять на величину выручки от его продажи и уменьшить объем удовлетворяемых требований кредиторов <*>.

<*> См.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Указ. соч. С. 179.

Следует отметить, что с момента открытия конкурсного производства, по решению арбитражного суда, правовое положение должника - кредитной организации значительно изменяется:

Во-первых, органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, если ранее этого не было произведено. Все эти функции переходят к конкурсному управляющему. Но при этом основной его обязанностью является формирование конкурсной массы - имущества должника, которое пойдет на удовлетворение предъявленных к нему требований. Для этого конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника <*>, принимает меры к обеспечению его сохранности и выполняет другие функции, определенные в статье 101 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации - основной счет должника. Другие счета должника, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

<*> Порядок осуществления инвентаризации и оценки имущества определяется Федеральным законом от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" (СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369), Федеральным законом от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813), а также Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 (Финансовая газета. 1995. N 28).

Необходимо отметить, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий не ограничен правилами, которые установлены Уставом должника для его руководителей. Так, например, арбитражный суд признал правомочными действия конкурсного управляющего, которые выходили за пределы полномочий, установленных Уставом АО для его руководителя - при отчуждении имущества АО, так как признал, что полномочия арбитражного управляющего определяются Законом и включают в себя право распоряжения имуществом без учета ограничений, установленных для руководителей организации-должника. В подобных случаях не применяются и ограничения на распоряжение недвижимым имуществом, установленные п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ <*>.

<*> См.: Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. Ст. 90.

Во-вторых, правовыми последствиями открытия конкурсного производства являются следующие:

<*> Перечень сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной, определен в Указе Президента РФ от 06.03.97 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127), а также в Постановлении Правительства РФ от 05.12.91 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 7).
<**> См.: указание ЦБ РФ от 07.07.99 N 602-У "О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России" // Вестник Банка России. 1999. N 41.

При этом необходимо отметить, что, как следует из требований ст. 50 Закона о банкротстве, первое опубликование такого сообщения осуществляется непосредственно арбитражным судом, принявшим решение о признании кредитной организации банкротом. Информация о признании должника банкротом публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Следовательно, публикацию осуществляют: арбитражный суд по неудовлетворительным результатам процедуры банкротства; конкурсный управляющий, если подобное решение вынесено арбитражным судом при завершении процедуры внешнего управления. Таким образом, публикации, осуществляемые конкурсным управляющим, представляют собой второе опубликование с более полным содержанием. Отличие же состоит в том, что если арбитражный суд публикует указанную информацию в форме сообщения, то конкурсный управляющий - в форме объявления со сроком, установленным на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты публикации. Публикация официального объявления о банкротстве должника служит средством уведомления всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им возможность в установленные законом сроки предъявить свои претензии.

Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства <*>. Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности.

<*> См.: Банкротство финансовых компаний / Под ред. В.Ф. Уколова, А.М. Омарова. М.: Луч, 1999. С. 60.

Согласно ст. 103 Закона о банкротстве все имущество кредитной организации, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе него, составляет конкурсную массу. Однако отдельное имущество кредитной организации не может быть включено в конкурсную массу. Так, в конкурсную массу не включаются: имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника, ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг; имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и его членам на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства. Не включаются в конкурсную массу также жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. Они подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий и должны финансироваться из средств соответствующего бюджета. Данное положение пункта 4 ст. 104 Закона о банкротстве явилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В своем Постановлении от 16 мая 2000 г. N 8-П <*> Конституционный Суд указал на то, что в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества без предварительного и равноценного возмещения; анализ же сложившейся правоприменительной практики свидетельствует о том, что предписания ст. 104 Закона о банкротстве понимаются конкурсными управляющими и арбитражными судами как исключающие какую-либо возможность компенсации должнику уменьшения конкурсной массы в результате такой передачи.

<*> См.: СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2258.

Исходя из изложенного Конституционный Суд РФ постановил: признать не соответствующими Конституции РФ указанные положения Закона в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу.

По нашему мнению, размер и порядок выплаты разумной и соразмерной компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, при возникновении рассмотренной выше ситуации надлежит предусмотреть в законодательстве о банкротстве.