Мудрый Юрист

Проблемы определения понятия "реструктуризация кредитных организаций"

В девяностых годах в российском праве появился такой новый институт, как "реструктуризация". Соответствующий термин употребляется в различных контекстах: реструктуризация угольной промышленности, реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет, реструктуризация банковской системы и реструктуризация кредитных организаций.

Очевидно, не нуждается в обосновании тезис о том, что под реструктуризацией вообще следует понимать деятельность, направленную на изменение структуры какого-либо отдельного объекта <*>. Применительно к банковскому праву такими объектами могут быть как банковская система Российской Федерации в целом, так и отдельные коммерческие банки.

<*> Ре... ( лат. re...) - приставка, указывающая на: 1) повторное, возобновляемое действие; 2) противоположное, обратное действие, противодействие // Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 1107. Структура (от лат. scructura - строение, расположение, порядок) - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях // Там же. С. 1283.

Впервые термин "реструктуризация банковской системы" встречается в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год Центрального банка Российской Федерации <*>. В соответствии с данным документом под реструктуризацией банков понимается управляемый согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей процесс изменения структуры банковской системы, восстановление условий и функций, необходимых для банковского обслуживания потребностей экономики.

<*> Вестник Банка России. N 84. 04.12.1998.

На наш взгляд, приведенное выше определение содержит как минимум два внутренних противоречия: во-первых, смешиваются понятия "реструктуризация банков" и "реструктуризация банковской системы" (ниже еще следует остановиться на основных их отличиях), во-вторых, отсутствует практическая возможность согласования мер Банка России, законодательной и исполнительной власти с действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей кредитных организаций.

В связи с этим представляется необходимым выделить отличия реструктуризации коммерческих банков от реструктуризации банковской системы. Эти два понятия соотносятся друг с другом как частное и целое: из содержания пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" <*> следует, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Следовательно, отличие, во-первых, по объекту.

<*> Собрание законодательства РФ. N 6. 05.02.1996. Ст. 492.

Г.А. Тосунян справедливо отмечает, что реструктурировать объект (т.е. изменить структуру объекта) можно только в пределах, при которых данный объект остается тождественным самому себе. Поэтому в результате реструктуризации объекта, во-первых, не может получиться совершенно (качественно) другой объект, во-вторых, объект не может исчезнуть. В итоге реструктуризации объекта он должен сохранить свои основные свойства, претерпевая при этом различные внешние и внутренние изменения <*>.

<*> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Общий и постатейный комментарий к Федеральному закону "О реструктуризации кредитных организаций": Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000. С. 17.

Следовательно, структурная перестройка банковской системы (или кредитной организации, в частности) предполагает изменение соотношения или связи между различными ее компонентами, оставляя в целости ее основное функциональное предназначение.

Второе отличие - по целям реструктуризации. В первом случае это изменение структуры активов и пассивов банка, преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности, отстранение неспособного к конструктивной работе персонала, изменение организационной структуры банка, привлечение к участию в капитале новых собственников, в том числе иностранных инвесторов.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующее определение: реструктуризация объекта - это процесс изменения совокупности устойчивых связей между элементами в составе объекта, рассматриваемого как система, включающий изменение функций (роли) определенных элементов этой системы, при условии сохранения основных свойств объекта. Целью реструктуризации объекта является изменение качественной специфики данной системы в соответствии с заданными параметрами для более успешного функционирования.

Цели реструктуризации банковской системы соответственно будут шире: реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки, создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, изменение структуры банковской системы, в частности реформирование ее верхнего уровня, создание банковских холдингов, развитие региональных опорных банков.

Цель реструктуризации банковской системы носит глобальный характер - совершенствование государственного управления банковской деятельностью в стране для создания условий, препятствующих повторению банковских кризисов и обеспечивающих эффективное функционирование финансовой системы. Д.В. Воронин в связи с этим отмечает, что реструктуризация банковской системы представляет собой комплекс мероприятий, состоящих из четырех взаимосвязанных блоков:

  1. изменения в соотношении между регулированием и дерегулированием;
  2. обновление институциональной структуры системы;
  3. преобразование институциональной структуры отдельных кредитных организаций, подвергшихся реструктурированию;
  4. совершенствование системы управления деятельностью реструктурируемых кредитных организаций.

Первый блок связан с совершенствованием предупредительных норм деятельности банков и усилением полномочий Центрального банка в области надзора, инспектирования и аудита. Банком России введены специальные нормы регулирования деятельности банков в условиях финансового кризиса, которые позволяют пострадавшим банкам принять на себя риски исходя из значений их капиталов. Новация в надзоре включает порядок расчета экономических нормативов в абсолютных величинах, ряд изменений в расчете экономических нормативов, порядок применения мер воздействия.

Второй блок включает мероприятия по созданию специальных целевых страховых и гарантированных фондов, Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), специальных систем регистрации акционеров и учета глобальных кредитных рисков и других учреждений, наделенных необходимыми полномочиями и ответственностью за проведение эффективного реформирования банковской системы.

Третий блок - мероприятия по реструктуризации неплатежеспособных организаций на основе кардинальных изменений в структуре собственности на их капитал и передачи контроля над ним другим стратегическим инвесторам. В качестве одной из мер, направленных на восстановление финансового состояния кредитной организации, могут быть использованы процедуры, связанные с обязательным уменьшением уставного капитала кредитной организации в порядке, предусмотренном указанием Центрального Банка от 01.06.98 г. N 245-у "О порядке уменьшения уставного капитала кредитной организации при снижении величины ее собственных средств ниже зарегистрированного капитала" <*>. Данный порядок окажет определенное стимулирующее воздействие на собственников проблемных банков принимать соответствующие меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций до того, как у них возникнут проблемы, решить которые своими силами будет нельзя.

<*> Вестник Банка России. N 38. 10.06.98.

Четвертый блок включает механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных кредитных организациях, а также административную технологию введения временного управления их деятельностью, функции которого включаются в состав полномочий органов регулирования и надзора, специальных институтов, в частности АРКО. Осуществление этих функций требует еще большей коммерческой воли, поскольку затрагивает основы государственного управления банковским сектором экономики <*>.

<*> Воронин Д.В. Реструктуризация как стратегия преодоления кризиса // Банковское дело. N 13. 1999. С. 6.

Третье отличие - это отличие по субъектам, участвующим в процессе реструктуризации. Применительно к банкам такими субъектами выступают Государственная корпорация Агентство по реструктуризации кредитных организаций и Банк России, тогда как реструктуризацию банковской системы могут осуществлять лишь органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации (в соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции РФ <*> кредитное регулирование находится в ведении Российской Федерации).

<*> Российская газета. N 237. 25.12.1993.

Для определения понятия "реструктуризация банковской системы", прежде всего, необходимо выяснить, что собой представляет сама банковская система. Сложно согласиться с тем, что под банковской системой понимается совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства, банковского рынка <*>, прежде всего потому, что нельзя объединять банки и банковское законодательство в качестве равнозначных элементов, ее составляющих.

<*> Российская банковская система. С. 51.

Более правильно определять банковскую систему Российской Федерации как сложную совокупность взаимосвязанных между собой Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций как элементов ее первого уровня, кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, составляющих второй уровень, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций, банковских групп и холдингов.

Следовательно, под реструктуризацией банковской системы следует понимать деятельность органов исполнительной и законодательной власти (поскольку компетентными субъектами в этом случае выступают именно они), направленную на изменение структуры взаимоотношений Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, союзов и ассоциаций кредитных организаций, банковских групп и холдингов, с целью совершенствования системы государственного управления банковской деятельностью в стране для создания условий, препятствующих повторению банковских кризисов и обеспечивающих эффективное функционирование банковской системы.

Д.В. Воронин по этому поводу считает, что под реструктуризацией следует понимать не совокупность технических процедур по спасению той или иной группы банков, а управляемый государством, при очень четкой координации деятельности всех ветвей власти, процесс структурных изменений в банковской системе. Он должен быть поддержан соответствующими изменениями в денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и информационной политике государства и направлен на формирование надежной, динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства системы универсальных, региональных и специализированных банков <*>.

<*> Воронин Д.В. Указ. соч. С. 6.

Если не принимать во внимание термин "народное хозяйство", следует согласиться с указанной точкой зрения, заметив, однако, что в настоящее время вопрос о реструктуризации банковской системы не является столь актуальным, как после августовского кризиса 1998 года. Этого нельзя сказать о реструктуризации банков: вопрос остается актуальным, и на сегодняшний день можно уже вести речь о первых практических результатах этого процесса.

В первую очередь это принятие Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций". <*> Как видно из названия данного нормативного акта, законодатель использует термин "реструктуризация кредитных организаций". Представляется, что данная конструкция является неудачной. Более приемлемым был бы термин "реструктуризации коммерческих банков".

<*> Российская газета. 1999. 13 июля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из содержания данной статьи видно, что кредитная организация может создаваться в двух формах: коммерческий банк и небанковская кредитная организация.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических и физических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Указанное сочетание видов деятельности является минимумом и тем необходимым сочетанием, которое определяет собственно банк. Помимо этого сочетания, банк дополнительно может осуществлять любые иные виды банковских операций. Представляется, что в законодательстве нет необходимости закреплять принцип специализации банков. Выбор круга операций и сферы деятельности должен самостоятельно определяться учредителями банка и его акционерами (пайщиками). Иные кредитные организации могут выполнять одну или несколько банковских операций в совокупности, кроме сочетания, характерного для банка, указанного ранее. При этом иная кредитная организация не должна регистрироваться как банк, но должна получить лицензию на осуществление конкретной банковской операции или нескольких операций <*>.

<*> Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнФорм, 1997. С. 14.

Еще одним отличием коммерческого банка от небанковской кредитной организации является различный подход законодателя к определению минимального размера уставного капитала кредитных организаций. В соответствии с указаниями Центрального банка РФ от 24 июня 1999 года N 586-У <*> (в редакции указания Центрального банка РФ от 26.06.2001 N 982-У <**>) "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций", установлены следующие требования: минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 миллионам ЕВРО, минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тысячам ЕВРО.

<*> Бизнес и банки. N 28. 1999.
<**> Вестник Банка России. N 40. 28.06.2001.

Современному банковскому законодательству известны два вида небанковских кредитных организаций: расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам, и организации инкассации <*>.

<*> Положение Центрального банка РФ "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации инкассации" N 516 от 8 сентября 1997 г. // Вестник Банка России. N 59. 16.09.1997.

Расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции:

  1. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  2. осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В зависимости от функционального назначения расчетные небанковские кредитные организации могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами, зарегистрированными в установленном порядке Банком России.

Законодатель выделяет среди расчетных небанковских кредитных организаций клиринговое учреждение <*> - организацию, являющуюся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившую себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга <**>, и расчетный центр организованного рынка ценных бумаг - кредитную организацию, уполномоченную на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам Дилеров, по сделкам с облигациями путем открытия счетов Дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на организованном рынке ценных бумаг <***>.

<*> В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Следовательно, более приемлемым является термин "клиринговая организация", поскольку, будучи небанковской кредитной организацией, она создается с целью извлечения прибыли, то есть является коммерческим юридическим лицом.
<**> Временное положение о клиринговом учреждении. Утверждено Директором Департамента информатизации Центрального банка Российской Федерации 10 февраля 1993 года. Документ опубликован не был.
<***> Положение Центрального банка РФ "Об обращении выпусков облигаций Банка России" N 53-П от 28 августа 1998 г. // Вестник Банка России. N 62. 31.08.1998. Пункт 2.12.

Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением главным образом операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для организаций инкассации не устанавливаются.

Таким образом, если за рубежом термин "небанковская кредитная организация" буквально соответствует сути выполняемой операции - кредитование участников на принципах кредитной кооперации, то в России основными их функциями являются инкассация денежных средств и осуществление расчетов по поручению своих клиентов. Здесь можно увидеть явное противоречие между формой и содержанием: организация именуется кредитной, хотя функция кредитования для нее не характерна. Более того, сам термин "небанковская кредитная организация" является неверным с точки зрения формальной логики: определение понятия дается через отрицание и не содержит характеристики каких-либо существенных признаков.

Вместе с тем пункт 8 статьи 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" <*> и пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан" <**> предусматривают создание кредитных кооперативов как некоммерческих организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, призванных удовлетворять финансовые потребности членов кооператива путем кредитования и сбережения средств последних. Однако указанные кредитные кооперативы не являются кредитными организациями по смыслу Закона "О банках и банковской деятельности", поскольку созданы не как хозяйственные общества и не являются коммерческими организациями.

<*> Собрание законодательства РФ. N 50. 11.12.1995. Ст. 4870.
<**> Собрание законодательства РФ. N 33 (часть I). 13.08.2001. Ст. 3420.

Нельзя согласиться с позицией С.Э. Жилинского, в соответствии с которой к небанковским кредитным организациям относятся ломбарды <*>.

<*> Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право) М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 314.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> лицензирование деятельности ломбардов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Закон РФ от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" <**> уже не относит деятельность ломбардов к лицензируемым видам. Следовательно, применительно к ломбардам отсутствует такой важный системообразующий признак, как лицензия Банка России, поэтому категорически нельзя относить ломбарды к кредитным организациям вообще и небанковским кредитным организациям в частности.

<*> Собрание законодательства РФ. 17.04.2000. N 16. Ст. 1716.
<**> Российская газета. N 153 - 154. 10.08.2001.

Приведя определение небанковских кредитных организаций и назвав основные формы, в которых они могут создаваться и осуществлять свою деятельность, необходимо отметить, что небанковская кредитная организация в соответствии с пунктом 14.3 Инструкции Центрального банка РФ от 23 июля 1998 года N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" <*> может осуществлять следующие банковские операции:

<*> Вестник Банка России. N 55. 12.08.98.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Положения Центрального банка РФ "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации инкассации" <*> небанковские кредитные организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет.

<*> Вестник Банка России. N 59. 16.09.97.

Таким образом, исключительно коммерческие банки могут привлекать денежные средства во вклады. С этим обстоятельством законодатель связывает существенные последствия: мероприятия по реструктуризации могут применяться к кредитной организации, если в течение последних шести месяцев она имела, в частности, долю вкладов граждан не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации и не менее 20 процентов совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Не останавливаясь на подробной характеристике других оснований для перехода кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций, следует отметить, что реструктуризация в смысле данного Федерального закона возможна исключительно в отношении коммерческих банков.

Итак, следует признать, что термин "реструктуризация кредитных организаций" является необоснованным, его применение прямо противоречит законодательству, а само употребление указанного термина является нецелесообразным, так как не направлено на удовлетворение основных целей реструктуризации. Поэтому единственно верным и оправданным будет применение термина "реструктуризация коммерческих банков".

Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" определяет реструктуризацию как комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций (далее - коммерческих банков - В.П.) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное определение нельзя признать удачным, так как законодатель одновременно определяет реструктуризацию и как комплекс мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности кредитных организаций, и как комплекс мер, результатом которых является ликвидация кредитных организаций. Из текста данной статьи следует, что реструктуризация кредитной организации - это комплекс мер, имеющий две взаимоисключающие цели: либо восстановление платежеспособности организации, либо ее ликвидацию.

Нельзя признать справедливым утверждение законодателя о том, что среди мер, направленных на реструктуризацию коммерческих банков, возможно проведение такой процедуры, как ликвидация коммерческих банков по решению Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <*>. В данном случае ни о какой целостности субъекта (в частности, коммерческого банка) и тождественности его самому себе не может быть и речи.

<*> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 339.

Кроме того, рассматриваемое определение о реструктуризации коммерческих банков имеет другую логическую ошибку. По смыслу закона объектом реструктуризации должен быть один-единственный коммерческий банк, однако законодатель определяет это понятие как "комплекс мер, применимых к кредитным организациям". Следовательно, в соответствии со статьей Закона реструктуризация одного коммерческого банка будет сопровождаться применением определенных мер и к другим банкам <*>. Таким образом, складывается ситуация, когда понятие "реструктуризация коммерческого банка" не может быть использовано в практике правоприменения вследствие его противоречия теории банковского права.

<*> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Указ. соч. С. 149.

Научный подход к проблеме реструктуризации коммерческих банков позволяет сформулировать следующее определение, наиболее полно отражающее суть данного правового явления. Реструктуризация коммерческого банка - процесс, направленный на изменение структуры его активов и пассивов, структуры его внутреннего организационного построения и структуры управления его деятельностью, целью которого является преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности банка.

Остановимся на признаках, позволяющих более подробно описать такую категорию, как реструктуризация коммерческих банков. Предполагается целесообразным выделить специфические свойства определяемого понятия - как предусмотренные законом, так и не отраженные в легальном определении, но реально значимые.

Во-первых, реструктуризация коммерческих банков представляет собой процесс <*>. Таким образом, в качестве первого признака можно выделить совокупность последовательных действий Государственной корпорации Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Указанные действия не должны выходить за пределы компетенции Агентства.

<*> Процесс (от лат. processus - продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата // Советский энциклопедический словарь М., 1986. С. 1075.

Вторым признаком реструктуризации будет выступать профессионализм. Этот признак следует рассматривать в двух смысловых значениях: профессионализм служащих Агентства и профессионализм самого АРКО. Закон "О реструктуризации кредитных организаций" содержит достаточно краткие положения о служащих Агентства:

предусмотрено, что они не имеют права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также не имеют права владеть акциями (долями) кредитных организаций. Представляется, что закон должен содержать более детальные положения относительно профессиональной квалификации служащих АРКО. Именно им предстоит осуществлять мероприятия по реструктуризации коммерческих банков, например, входя в состав временной администрации.

В соответствии со статьей 8 Закона "О реструктуризации кредитных организаций" руководителем временной администрации может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к руководителям временной администрации Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <*>, а также служащий Агентства. На служащих Агентства при назначении их руководителями временной администрации в соответствии с настоящим Федеральным законом не распространяется Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за исключением требования об аттестации.

<*> Собрание законодательства РФ. N 9. 01.03.1999. Ст. 1097.

Такое исключительное положение служащих Агентства должно быть основано на определенных профессиональных требованиях к их квалификации, установленных законом.

Профессионализм АРКО имеет определенное своеобразие, которое заключается в том, что, являясь некоммерческой организацией, АРКО наделяется правом на осуществление банковских операций. Это несколько отличается от общего правила, в соответствии с которым исключительно кредитные организации могут осуществлять банковские операции.

Третьим признаком является изменение структуры активов и пассивов банка, структуры его внутреннего организационного построения и структуры управления его деятельностью. То есть объектом реструктуризации является финансовая и организационная структура коммерческого банка.

Четвертый признак - цель реструктуризации, под которой понимается преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности коммерческого банка. Под платежеспособностью следует понимать достаточность его активов по отношению к его пассивам и, следовательно, достаточность его капитала.

Таким образом, для дальнейшего успешного продолжения реструктуризации банковской системы страны вообще и коммерческих банков в частности необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство. Достижение поставленных целей возможно только при ясном понимании содержания научного понятия.