Мудрый Юрист

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Братчикова Наталия Васильевна

Специалист в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Аспирантка кафедры финансового права Московской государственной юридической академии.

Родилась 12 августа 1966 г. в Москве. Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности "Ревизия и контроль в торговле", учетно - экономический факультет.

В 1989 - 1992 гг. - контролер - ревизор КРУ МФ РСФСР; с 1993 г. по настоящее время работает в ЗАО "Фотон-М", юрисконсульт по налогообложению, гл. бухгалтер.

Автор более сорока статей в юридических и экономических журналах, ряда монографий, в том числе: "Порядок уплаты налога на доходы физических лиц", 2001, "Единый социальный налог (взнос)", 2001, комментариев к Законам "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О негосударственных пенсионных фондах" и др.

Отношения об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в 2002 г. регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (с изм. и доп.), Приказом МНС от 28 марта 2002 г. N БГ-3-05/153 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения" <*>, а также Методическими рекомендациями о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденными ПФР 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186 <**>. Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

<*> Российская газета. 2002. 20 апреля.
<**> Финансовая газета. 2002. N 17.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов. Граждане РФ, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя. Физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с законодательством РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со ст. 5 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной. При этом п. 3 ст. 9 Закона N 167 установлено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет является источником выплаты базовой части государственной пенсии. При этом льготные категории плательщиков, не уплачивающих единый социальный налог, будут получать базовую пенсию, т.к. право на получение и размер базовой части пенсии работника не зависят от величины взносов, уплаченных за него работодателем.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством РФ.

Обязательное пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию - это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии (страховая и накопительная ее части по старости или инвалидности, а также страховая часть по случаю потери кормильца), социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. При этом страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме. Указанные средства расходуются на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии; дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Объектом обложения взносами на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст. ст. 236, 237 и 238 НК РФ.

Объектом налогообложения для страхователей - организаций и физических лиц, осуществляющих найм на работу по трудовому договору или по гражданско - правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателем), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам, например, относятся договоры дарения, купли - продажи, аренды, уступки права требования.

Не признаются объектом налогообложения выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанные в ст. 270 НК РФ.

Не включаются в налогооблагаемую базу следующие выплаты:

доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. При этом данная норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;

доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово - огородных, гаражно - строительных и жилищно - строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и/или товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.

В связи с тем что объект налогообложения и налоговая база для начисления как единого социального налога, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одинаковы, на вышеуказанные суммы выплат в пользу работников (доходов) страховые взносы начисляются.

В целях обеспечения прав членов крестьянского (фермерского) хозяйства на пенсионное обеспечение глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе уплачивать за членов крестьянского (фермерского) хозяйства страховые взносы в виде фиксированного платежа в добровольном порядке в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 167-ФЗ за период, в течение которого их доходы не подлежали налогообложению единым социальным налогом.

Выплаты в размере до 1000 руб. (включительно) на одного работника, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и/или товаров для детей, не облагаются единым социальным налогом у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится. При этом не имеет значения, начислены ли указанные выплаты в денежном эквиваленте или в натуральном виде.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от суммы заработной платы. При выявлении фактов нарушения указанной нормы ОПРФ необходимо обратиться в инспекцию по труду с указанием на нарушения трудового законодательства.

При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться разделами 970000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" и 980000 "Продукция животноводства" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. При осуществлении организациями выплат в форме товаров для детей также необходимо исходить из перечня видов продукции, приведенного в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование льгот по их уплате, как это предусмотрено для уплаты единого социального налога ст. 239 НК РФ.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля для начисления страховых взносов. Страховые взносы согласно абз. 6 ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ - это индивидуальные возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В соответствии со ст. 6 указанного Закона страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на 2 категории:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  2. индивидуальные предприниматели, в т.ч. частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Указанные категории страхователей совпадают с категориями налогоплательщиков единого социального налога, предусмотренного ст. 235 НК РФ.

Кроме того, к страхователям отнесены физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя и за других физических лиц.

Страхователи производят ежемесячно исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа установленного страхового взноса. При этом сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. При этом данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам по согласованию с ПФР. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, представляются страхователями в территориальные органы МНС не позднее 20 апреля (за первый квартал текущего расчетного периода), 20 июля (за полугодие текущего расчетного периода), 20 октября (за 9 месяцев текущего расчетного периода).

Обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также по представлению расчетов по авансовым платежам в налоговый орган по месту своего нахождения.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в ПФР.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой МНС по согласованию с ПФР, а также сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования в ПФР.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. По общему правилу применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (табл. 1). Тарифы, предусмотренные п. 2 таблицы, применяются лицами, производящими выплаты физическим лицам, в том случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК "Ставки налога". Однако ст. 33 "Переходные положения" указанного Закона в течение 2002 - 2005 гг. для лиц, производящих выплаты физическим лицам и выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 г. рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов на обязательное страхование (табл. 2).

Таким образом, тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов все физические лица, в пользу которых производятся выплаты, разделены на три возрастные группы:

мужчины 1952 г. рождения и старше и женщины 1956 г. рождения и старше;

мужчины с 1953 г. по 1966 г. рождения и женщины с 1957 г. по 1966 г. рождения;

мужчины и женщины 1966 г. рождения и моложе.

Следует особо отметить, что в п. 3 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, регулирующем порядок регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму ст. 241 НК РФ, т.е. доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу. Вместе с тем п. 2 ст. 241 НК РФ с 1 января 2002 г. претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 г. указанный норматив составлял 4200 руб.). При этом если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года). Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10% (если численность работников превышает 30 человек) или 30% (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и накопительную часть, суммируются, и получаются две суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Под бюджетом ПФР понимается форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного социального страхования в Российской Федерации. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Стоимость страхового года - это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в установленном размере.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (ТАБЛ. 1)

Категория
страхова-
телей
   До 100000 руб.  
    От 100001 до 300000 руб.    
     От 300001 до 600000 руб.   
     Свыше 600000 руб.          
I    
груп-
па
II    
группа
III   
группа
I группа  
II группа 
III группа
I группа  
II группа 
III группа
I группа  
II группа 
III группа
1) Работодатели, за исключением указанных в п. 2                                                                                
- страхо-
вая часть
14,0%
12,0% 
 8,0% 
14000 руб.
+7,5%*
12000 руб.
+6,8%*
 8000 руб.
+4,5%*
29800 руб.
+3,95%**
25600 руб.
+3,39%**
17000 руб.
+2,26%**
41650 руб.
35770 руб.
23780 руб.
- накопи-
тельная
часть
 0,0%
 2,0% 
  6,0%
 0,0%     
 2000 руб.
+1,1%
 6000 руб.
+3,4%*
 0,0%     
 4200 руб.
+0,56%**
12800 руб.
+1,69%**
    0,0%  
 5880 руб.
17870 руб.
Итого:   
14,0%
14,0% 
 14,0%
14000 руб.
+7,5%*
14000 руб.
+7,9%*
14000 руб.
+7,9%*
29800 руб.
+3,95%**
29800 руб.
+3,95%**
29800 руб.
+3,95%**
41650 руб.
41650 руб.
41650 руб.
   2) Работодатели,  занятые  в   производстве   с/х   продукции,                                                               
родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и
крестьянских (фермерских) хозяйств
- страхо-
вая часть
10,3%
 8,3% 
 4,3% 
10300 руб.
+7,9%
 8300 руб.
+6,8%
 4300 руб.
+4,5%
26100 руб.
+3,95%
21900 руб.
+3,39%
13300 руб.
+2,26%
37950 руб.
32070 руб.
20080 руб.
- накопи-
тельная
часть
 0,0%
 2,0% 
 6,0% 
 0,0%     
 2000 руб.
+1,1%
 6000 руб.
+3,4%
 0,0%     
 4200 руб.
+0,56%
12800 руб.
+1,69%
    0,0%  
 5880 руб.
17870 руб.
Итого:   
10,3%
10,3% 
10,3% 
10300 руб.
+7,9%
10300 руб.
+7,9%
10300 руб.
+7,9%
26100 руб.
+3,95%**
26100 руб.
+3,95%**
26100 руб.
+3,95%**
37950 руб.
37950 руб.
37950 руб.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ 1967 Г. РОЖД. И МОЛОЖЕ ДО 2005 ГОДА (ТАБЛ. 2)

Категория
страхова-
телей
   До 100000 руб.  
    От 100001 до 300000 руб.    
     От 300001 до 600000 руб.   
     Свыше 600000 руб.          
2002-
2003
гг.
2004г.
2005г.
 2002 -   
2003 гг.
 2002 -   
2003 гг.
  2004 г. 
  2005 г. 
  2002 -  
2003 гг.
  2002 -  
2003 гг.
  2004 г. 
  2005 г. 
 2002 -   
2003 гг.
1) Работодатели, за исключением указанных в п. 2                                                                                
- страхо-
вая часть
11,0%
10,0% 
 9,0% 
11000 руб.
+6,21%*
10000 руб.
+5,6%*
 9000 руб.
+5,08%*
23420 руб.
+3,1%**
21280 руб.
+2,82%**
19160 руб.
+2,54%**
32720 руб.
29740 руб.
26780 руб.
- накопи-
тельная
часть
 3,0%
 4,0% 
 5,0% 
 3000 руб.
+1,69%*
 4000 руб.
+2,26%*
 5000 руб.
+2,84%*
 6380 руб.
+0,85%**
 8520 руб.
+1,13%**
10640 руб.
+1,41%**
 8930 руб.
11910 руб.
14870 руб.
Итого:   
14,0%
14,0% 
14,0% 
14000 руб.
+7,9%
14000 руб.
+7,9%
14000 руб.
+7,9%
29800 руб.
+3,95%**
29800 руб.
+3,95%**
29800 руб.
+3,95%**
41650 руб.
41650 руб.
41650 руб.
   2) Работодатели,  занятые  в   производстве   с/х   продукции,                                                               
родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и
крестьянских (фермерских) хозяйств
- страхо-
вая часть
 7,3%
 6,3% 
 5,3% 
 7300 руб.
+6,21%*
 6300 руб.
+5,64%*
 5300 руб.
+5,08%**
19720 руб.
+3,1%**
17580 руб.
+2,82%**
15460 руб.
+2,54%**
29020 руб.
26040 руб.
23080 руб.
- накопи-
тельная
часть
 3,0%
 4,0% 
 5,0% 
 3000 руб.
+1,69%*
 4000 руб.
+2,26%*
 5000 руб.
+2,84%*
 6380 руб.
+0,85%**
 8520 руб.
+1,13%**
10640 руб.
+1,41%**
 8930 руб.
11910 руб.
14870 руб.
Итого:   
10,3%
10,3% 
10,3% 
10300 руб.
+7,9%
10300 руб.
+7,9%
10300 руб.
+7,9%
26100 руб.
+3,95%*
26100 руб.
+3,95%*
26100 руб.
+3,95%*
37950 руб.
37950 руб.
37950 руб.

Примечание:

I группа - мужчины 1952 г. рождения и старше, женщины 1950 г. рождения и старше.

II группа - мужчины с 1953 г. рождения, женщины с 1957 по 1966 г. рождения.

III группа - лица 1967 г. рождения и моложе.

* - с суммы, превышающей 100000 руб.

** - с суммы, превышающей 300000 руб.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3600 рублей, а минимальный устанавливается НК РФ и является обязательным для уплаты. При этом порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Под расчетным периодом понимается календарный год, состоящий из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в случае если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в Федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Это означает, что начисленные, но неуплаченные страховые взносы будут считаться недоимкой и взысканы налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением сумм пеней по итогам отчетного квартала. Кроме того, недоимка по страховым взносам будет взыскана органами ПФР с начислением сумм пеней в судебном порядке.

После поступления неуплаченных сумм страховых взносов на счета ПФР будет произведен перерасчет единого социального налога, переплата по единому социальному налогу и пеням будет пересчитана и зачтена в счет будущих платежей по единому социальному налогу. Следует иметь в виду, что эта норма будет действовать до 1 января 2003 г.

За счет льгот, предусмотренных отдельным категориям страхователей ст. 239 НК РФ, суммы страховых взносов организаций любых организационно - правовых форм, в которых работают инвалиды I, II и III групп, будут превышать сумму единого социального налога. Например, в организации численностью 30 человек работают 5 инвалидов II и III групп. Сумма выплат, начисленных в пользу всех работников, составляет 270 тыс. руб. Сумма выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, - 30 тыс. руб.

240000 : 100 x 14% = 33600 руб. - сумма авансового платежа по единому социальному налогу, начисленная к уплате в федеральный бюджет.

270000 : 100 x 14% = 37800 руб. - сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам (налоговый вычет).

Таким образом, сумма авансовых платежей по страховым взносам превысит сумму единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, на 4200 руб. (37800 руб. - 33600 руб.).

В организациях, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога, будет начисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов.

Однако в случае, когда заработная плата у работников организации свыше 600 тыс. руб., возникает превышение суммы единого социального налога, зачисляемой в федеральный бюджет, по отношению к страховым взносам. Это связано с тем, что ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установленная ст. 241 НК РФ, на выплаты в пользу работников, превышающие 600 тыс. руб., установлена на 2% больше, чем тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов и адвокатов сумма страховых взносов, уплаченная в виде фиксированного платежа, будет зачтена как налоговый вычет в размере, не превышающем 1/2 суммы единого социального налога.

При создании организации после начала календарного года первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

В случае ликвидации (реорганизации) организации до конца календарного года последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со ст. 32 "Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд" Федерального закона N 167-ФЗ уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в установленном порядке. Согласно указанной статье застрахованное лицо вправе в установленном порядке отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Сумма страховых взносов считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа ПФР.

Уплата страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится страхователями отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации:



1010610 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии;

1010620 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии;

1400310 - недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР.

При этом на код 1400310 зачисляется недоимка по взносам, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2001 г., а штрафы и пени - независимо от периодов их начисления. Недоимка по страховым взносам, образовавшаяся начиная с 2002 г., зачисляется соответственно на счета бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в зависимости от того, по какой части трудовой пенсии она образовалась.

Гражданам в порядке, определяемом Правительством РФ, выдается пенсионная книжка застрахованного лица, которая служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР. При этом застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из ПФР в установленном порядке. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение ПФР обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.

Контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Статьей 27 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Согласно п. 1 этой статьи нарушение страхователем срока регистрации в органе ПФР при отсутствии признаков нарушения законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а то же деяние, но с нарушением срока регистрации более чем на 90 дней, - 10 тыс. руб. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок:



для работодателей - организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам;

для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет ПФР (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;

для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

При этом порядок регистрации страхователей и приравненных к ним лиц устанавливается страховщиком, которым является ПФР. ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Кроме того, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов, то же деяние, совершенное умышленно - в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган ПФР, влечет согласно п. 3 ст. 27 Закона взыскание штрафа в размере 1000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - 5000 руб. Согласно п. 2 ст. 26 указанного Федерального закона пенями признается установленная денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными, сроки. Пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов.

Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Вместе с тем сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.



Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка России.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.