Мудрый Юрист

Субъекты международного частного права

Н.Ю. Ерпылева, кандидат юридических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), доцент Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

А. Государства и международные межправительственные организации как субъекты МЧП а) Правовой статус государств как субъектов МЧП

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица). Следует учитывать, что один и тот же субъект МЧП может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений. В частности, государство, являясь членом международной валютно-финансовой организации (например, Международного Банка Реконструкции и Развития), обязано вносить взносы в бюджет этой организации в иностранной валюте. В этом случае отношения между МБРР и государством-членом неизбежно принимают межгосударственную форму. В то же время, если это же государство заключит соглашение о предоставлении займа с синдикатом банков, то такие правоотношения будут носить гражданско-правовой характер и будут регулироваться соответствующим применимым национальным правом. В этом случае правовой статус государства не будет отличаться от правового статуса других субъектов регулируемого правоотношения. Ст. 124 Гражданского кодекса РФ специально предусматривает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1). Проект раздела VII части III ГК РФ включает специальную статью "Участие государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом" (ст. 1245) <*>, которая непосредственно касается правового статуса государства как субъекта МЧП. Согласно данной статье к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом с участием государства нормы МЧП применяются на общих основаниях. Нормы МЧП применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Все вышеизложенное указывает на отход российской доктрины МЧП от традиционно поддерживаемой концепции абсолютного иммунитета государства и признание концепции функционального (относительного) иммунитета государства, если оно выступает субъектом имущественных отношений гражданско-правового характера.

<*> В последнем варианте проекта - ст. 1329.

Когда речь идет об иммунитете государства, то в первую очередь имеются в виду юрисдикционный иммунитет (невозможность привлечения к суду в качестве ответчика) и иммунитет от исполнения (невозможность исполнения вынесенного против государства судебного решения). Одним из важнейших международных документов, регулирующих этот вопрос, выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы <*>. Рассмотрим ее основные положения более подробно.

<*> Совет Европы - международная межправительственная организация, созданная в 1949 г. с целью обеспечения наиболее тесного сотрудничества государств европейского региона в политической, экономической, социальной, культурной и правовой областях. В настоящее время членами Совета Европы выступают свыше 40 государств. Россия имеет статус члена с 1996 г.

Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:

a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;

b) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями Конвенции сослаться на иммунитет.

Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

a) международным соглашением;

b) ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или

c) ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора (ст. ст. 1 - 2).

Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно основывает иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты возможно скорее. Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;

b) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;

c) в том случае, когда государство является стороной в соглашении, заключенном на его территории, и обязательство государства регулируется его административным правом (ст. 4).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

a) в том случае, когда физическое лицо в момент возбуждения иска имеет гражданство государства-работодателя;

b) в том случае, когда в момент заключения соглашения оно не имело гражданства государства, где происходит судебное разбирательство, а также не имело обычного места пребывания на территории этого государства; или

c) в том случае, когда стороны в соглашении в письменной форме договорились об ином, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами государства, где происходит судебное разбирательство, только суды этого государства компетентны рассматривать этот вопрос (ст. 5).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников - с другой, которые вытекают из этого участия (ст. 6).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно имеет на территории государства, где происходит судебное разбирательство, бюро, агентство либо другое учреждение, через которые оно осуществляет тем же образом, что и частное лицо, промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, и если судебное разбирательство касается этой деятельности бюро, агентства или учреждения (ст. 7).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

a) патента на изобретение чертежа или промышленной модели, производственного или товарного знака, фирменного наименования или другого аналогичного права, в отношении которого в государстве, где происходит судебное разбирательство, была представлена или зарегистрирована заявка, или которое охраняется иным образом и в отношении которого государство является заявителем или владельцем;

b) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, упомянутого права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

c) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, авторского права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

d) права использования названия фирмы в государстве, где происходит судебное разбирательство (ст. 8).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

a) права государства на недвижимость, на владение или на пользование такой недвижимостью государством; или

b) возлагаемого на него обязательства либо как на владельца права на недвижимость, либо как на владельца или пользователя этой недвижимостью, а также если недвижимость находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается права на имущество, движимое или недвижимое, зависящее от права наследования или дарения, либо на бесхозное имущество (ст. ст. 9 - 10).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается возмещения за телесное повреждение или материальный ущерб, вызванные фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если лицо, причинившее ущерб, находилось там в тот момент, когда этот факт имел место (ст. 11).

Если Договаривающееся государство согласилось в письменной форме вынести на арбитраж уже возникшие споры или те, которые могут возникнуть по гражданским или коммерческим вопросам, оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства на территории или в соответствии с законодательством которого должно иметь место или имело место арбитражное разбирательство в отношении любых действий, связанных:

а) с юридической действительностью или толкованием арбитражного соглашения;

b) с процедурой арбитража;

c) с отменой арбитражного решения,

если арбитражное соглашение не предусматривает иного (ст. 12).

Договаривающееся государство должно привести в исполнение судебное решение, вынесенное в отношении его судом другого Договаривающегося государства, если:

a) согласно Конвенции оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции; и если

b) судебное решение не может или более не может быть опротестовано в случае вынесения его заочно, подачи апелляции или кассационной жалобы или использования любых других обычных путей обжалования.

Тем не менее Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение, если:

a) его исполнение вступило бы в явное противоречие с публичным порядком этого государства;

b) судебное разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет разбирательства:

c) исполнение судебного решения несовместимо с исполнением другого судебного решения, вынесенного между теми же сторонами;

d) государство не явилось в суд или не прибегло к обжалованию судебного решения, вынесенного заочно.

Кроме того, Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение:

a) когда суды государства, где происходит судебное разбирательство, оказываются некомпетентными в силу применения mutatis mutandis правил компетенции, не являющихся правилами, предусмотренными в Приложении к Конвенции, действующих в государстве, против которого вынесено судебное решение;

b) когда применение судом закона, не являющегося законом, который был бы применен в соответствии с нормами международного частного права этого государства, привело к результату, отличающемуся от того, который был бы получен при применении закона, определяемого вышеупомянутыми нормами.

Вместе с тем Договаривающееся государство не может отказать в исполнении решения, если оно связано с государством, где происходит судебное разбирательство, договором о признании и выполнении судебных решений и если судебное решение отвечает условиям, предусмотренным в этом договоре относительно компетенции и применимого права (ст. 20).

б) Правовой статус международных межправительственных организаций как субъектов МЧП

Специфика ММПО как субъектов МЧП заключается в том, что, будучи по своей природе межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частно-правовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданско-правового характера, рассматриваемых в международных и национальных судах. В международных отношениях цивилистического характера ММПО выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах большинства из них. В научной литературе достаточно широко распространено мнение, что ММПО - это юридические лица особого рода, т.е. это международные юридические лица. Именно в силу того факта, что ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, ММПО создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Иными словами, ММПО является общим представителем государств-членов и должна сохранять это качество во всех сферах своей деятельности. Во-вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается ММПО, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства-члена (группы государств). Между тем подчинение ММПО национальному праву какого-либо государства могло бы рассматриваться как разновидность такого контроля. В-третьих, наделение ММПО статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах ММПО или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой ММПО <*>. Рассмотрим правовой статус ММПО как субъектов МЧП на примере одной из крупнейших международных валютно-финансовых организаций - Международного Валютного Фонда (МВФ).

<*> Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998. С. 218 - 219.

МВФ был создан на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Учредительные документы МВФ вступили в силу 27 декабря 1945 г. В настоящее время в число членов МВФ входит 181 государство. Россия приобрела статус членства в 1992 г. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Международный Валютный Фонд является межправительственной валютно-финансовой организацией. В качестве специализированного учреждения он входит в систему Организации Объединенных Наций. В своей политике и деятельности МВФ руководствуется Уставом, известным как Статьи соглашения о МВФ. Кроме этого, внутренним документом выступают "Правила и процедуры" (By - Laws Rules and Regulations), которые обновляются каждый год и которые дополняют и расширяют Устав по многим вопросам.

Уникальность Фонда по сравнению с другими ММПО определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, во имя которых он был создан, а именно: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость обменных курсов валют; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли; предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов (ст. I Устава). Таким образом, МВФ занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом.

Организационная структура МВФ изложена в ст. XII Устава, которая предусматривает наличие Совета управляющих, Правления, Директора-распорядителя и штата международных гражданских служащих. С середины 70-х годов в структуре МВФ существуют Временный комитет и Комитет по развитию. Высшим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей государств-членов: управляющего и заместителя управляющего, являющихся обычно Министрами финансов или Председателями Центральных банков государств-участников. Один из управляющих избирается председателем Совета на пятилетний срок. Совет управляющих собирается раз в год на ежегодные совещания для рассмотрения работы МВФ, но может также проводить совещания или голосования по почте. Кворум любого заседания Совета управляющих составляет большинство управляющих, представляющих не менее двух третей общего числа голосов всех управляющих, имеющих право голоса. В остальное время года управляющие доводят мнения своих правительств по поводу повседневной деятельности МВФ через своих представителей, из которых формируется Исполнительный комитет, базирующийся в штаб-квартире в Вашингтоне. В 1974 г. был учрежден Временный комитет, в который входят руководители финансовых ведомств государств-членов и который является консультативным органом Совета управляющих. Временный комитет собирается обычно два раза в год. Временный комитет докладывает Совету управляющих о состоянии международной валютной системы и ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ. В одно время с Временным комитетом заседает Объединенный комитет министров по передаче реальных ресурсов развивающимся странам (Комитет по развитию), который был также создан в 1974 г. Советами управляющих МВФ и Всемирного банка и который состоит из 24 министров финансов или других официальных лиц стран-членов МВФ и МБРР. Комитет по развитию консультирует Совет управляющих о финансовых потребностях развивающихся стран. Многие свои полномочия Совет управляющих делегировал Правлению, которое является постоянным исполнительным органом МВФ. Оно состоит из 24 исполнительных директоров, восемь из которых назначаются странами с наибольшими квотами (США, Германия, Великобритания, Франция, Китай, Саудовская Аравия, Япония, Россия), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципа справедливого географического представительства. Заседания Правления проходят обычно три раза в неделю в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне под председательством Директора-распорядителя. Правление занимается широким кругом политических и административных вопросов, включая надзор за политикой государств-членов в отношении обменных курсов, предоставление финансовой помощи МВФ государствам-членам, а также обсуждение проблем мировой финансовой системы.

Правление выбирает Директора-распорядителя, который возглавляет Правление и выступает в качестве руководителя персонала организации. Директор-распорядитель отвечает за осуществление повседневной работы МВФ, он избирается на пятилетний срок и может быть переизбран на последующие сроки. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Правлении разделяются поровну. Директор-распорядитель возглавляет штат сотрудников МВФ, который насчитывает свыше 2000 человек 130 национальностей. Большинство сотрудников работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя помимо этого существуют 4 отделения в Париже, Женеве, Токио и в Нью-Йорке. Представительства МВФ функционируют во всех государствах-членах МВФ. В отличие от исполнительных директоров, которые представляют определенные страны, сотрудники МВФ - международные государственные служащие; они ответственны за проведение политики МВФ в целом и не представляют национальных интересов государств, гражданами которых являются.

МВФ в соответствии со ст. IX Устава обладает всеми правами юридического лица. Кроме того, для предоставления МВФ возможности выполнять порученные ему функции на территории всех государств-членов ему предоставляется особый статус, иммунитеты и привилегии. Сам МВФ, его собственность и активы пользуются иммунитетом в отношении любых форм судебного производства; собственность и активы МВФ не могут подвергаться обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам изъятия путем исполнительных или законодательных действий; архивы МВФ неприкосновенны; вся собственность и активы МВФ свободны от ограничений, регулирования, контроля и мораториев любого характера; МВФ пользуется привилегиями в отношении связи; должностные лица и служащие МВФ обладают определенным иммунитетом и привилегиями; МВФ, его активы, имущество, доходы, его операции и сделки, обязательства и ценные бумаги, им выпускаемые, а также оклады и вознаграждения исполнительных директоров, их заместителей, должностных лиц и служащих МВФ освобождаются от любого налогообложения и таможенных пошлин. МВФ может быть ликвидирован только решением Совета управляющих (ст. XXVII).

Члены МВФ в соответствии со ст. II Устава делятся на две группы: первоначальные и прочие. Первоначальными членами являются государства, представленные на Бреттон-Вудской конференции, правительства которых ратифицировали Устав до 31 декабря 1945 г. (таких членов в МВФ 39). Остальные 142 члена МВФ относятся к прочим. Членство в МВФ открыто для любого государства, которое проводит независимую внешнюю политику и готово соблюдать права и обязанности, налагаемые уставом МВФ. Отсутствие собственной валюты не является препятствием для вступления государства в члены МВФ.

Каждое государство-член МВФ имеет квоту, выраженную в Специальных правах заимствования - СДР (Spesial Drawing Rights) и определяющую его финансовые и организационные отношения с МВФ. От размера квоты зависит размер взноса в МВФ, число голосов, максимальный объем финансирования со стороны МВФ, а также доля государства-члена при распределении СДР. Величина квоты выражается в СДР и равна взносу, который государство-член должно полностью выплатить МВФ. До 25% взноса подлежит выплате в резервных активах, определяемых МВФ (СДР или свободно конвертируемых валютах), а остальная часть - в собственной валюте государства-члена. Подписка каждого государства-члена равна его квоте, и она полностью выплачивается в МВФ через соответствующего депозитария. В соответствии с требованиями Казначейства ВМФ для ведения дел с МВФ каждое государство-член должно назначить фискальное агентство и банк-депозитарий. В роли фискального агентства может выступать казначейство государства-члена (министерство финансов, центральный банк, государственное валютное учреждение, стабилизационный фонд или иная аналогичная организация). МВФ может вести дела только с этим фискальным агентством, наделенным соответствующими полномочиями выполнять все операции и сделки от имени государства-члена. Кроме того, каждое государство-член должно назначить свой Центральный банк депозитарием всех активов МВФ в валюте данного государства.

Величины квот первоначальных членов были установлены в Уставе МВФ. Они определялись на основе бреттон-вудской формулы, включавшей такие экономические переменные, как стоимость среднегодовых импортных и экспортных потоков, размер авуаров в долларах и золоте, национальный доход. До начала 60-х годов эта формула применялась в качестве основы для определения исходной квоты новых членов. В апреле 1963 г. был принят ряд других формул исчисления квот, которые использовались для определения изначальных квот новых государств-членов и их увеличения. Эти формулы применяли экономические данные, связанные с валовым внутренним продуктом (ВВП), операциями по текущим счетам, колебаниям текущих поступлений и официальными резервами. Когда какое-либо государство подает заявление о вступлении в МВФ, персонал МВФ рассчитывает квоту нового государства-члена и сопоставляет ее с квотами существующих членов, имеющих аналогичное экономическое положение и показатели. Затем персонал готовит документ для рассмотрения комитетом Правления. После того как государство соглашается c предложенными комитетом условиями его членства (в том числе с суммой изначальной квоты), Правление в своем полном составе рассматривает рекомендации комитета и после их одобрения направляет Совету управляющих резолюцию о членстве. После одобрения резолюции о членстве Советом управляющих и принятия соответствующих правовых и процедурных шагов государство подписывает Устав и становится членом МВФ. Общая сумма квот 181 члена МВФ на сегодняшний день составляет 219 млрд. СДР.

Согласно Уставу Совет управляющих должен не реже чем в пять лет проводить общий обзор квот государств-членов и, если считает необходимым, предлагает их изменения. Он может также предпринять в любое другое время корректировку любой отдельной квоты по просьбе заинтересованного государства-члена. Для любого изменения квот необходимо большинство в 85% от общего числа всех имеющих право голоса, но квота не может быть изменена без согласия соответствующего государства-члена.

Квоты стран определяют также количество голосов государства-члена МВФ, которое исчисляется по принципу 1 голос за каждые 100000 СДР квоты плюс 250 базовых голосов, на которые имеет право каждое государство-член <*> (ст. XII Устава МВФ).

<*> Квота России в МВФ - 4313,1 млн. СДР. Соответственно, Россия имеет 43381 голос, что составляет 2,90% от общего числа голосов.

В соответствии со ст. XXVI любое государство-член может выйти из МВФ путем направления уведомления в письменной форме МВФ в его штаб-квартиру. Если государство-член не выполняет любого из своих обязательств, то МВФ может заявить о том, что это государство-член не имеет права использовать общие ресурсы МВФ, а если по истечении разумного срока государство-член продолжает не выполнять свои обязательства по Уставу, то этому государству-члену может быть предложено выйти из МВФ решением Совета управляющих, принимаемым высококвалифицированным большинством голосов - 85%.

Финансовые ресурсы МВФ предназначены для оказания помощи государствам-членам, стремящимся преодолеть проблемы платежного баланса, а также для содействия в смягчении последствий стабилизации. МВФ предоставляет финансирование как из своих общих ресурсов, так и в рамках механизмов льготного финансирования, управление которыми осуществляется раздельно. Финансирование со стороны МВФ предоставляется после утверждения Правлением при условии, что государство-член обязуется принять меры по устранению причин дисгармонии своего платежного баланса. Государства-члены, пользующиеся общими ресурсами МВФ, заимствуют валюту других государств-членов или СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей национальной валюте. МВФ взимает сборы за такие заимствования и требует, чтобы государства-члены в пределах определенного срока "выкупили" свою валюту, используя для этого валюту других государств-членов или СДР. Льготное финансирование в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки предоставляется в виде кредитов под низкий процент. Правила доступа к общим ресурсам МВФ одинаковы для всех государств-членов. Доступ определяется прежде всего потребностью государства-члена в финансировании платежного баланса, интенсивностью мер стабилизации и способностью погашать полученные от МВФ кредиты. Доступ ограничивается лимитами, определяемыми в зависимости от квоты государства-члена. Правление приняло решение о том, что в течение трех лет годовой лимит доступа к общим ресурсам ВМФ в рамках кредитных долей и договоренностей о расширенном финансировании возрастет с 68 до 100% от размера квоты. Кумулятивный лимит доступа составляет 300% от размера квоты за вычетом сумм, запланированных к погашению. В исключительных случаях данные лимиты могут быть превышены <*>.

<*> Развернутая характеристика правового статуса МВФ содержится в книге Левиной Л.А. Правовое положение Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. М., 1996.

В. Физические и юридические лица как субъекты МЧП а) Правовой статус физических лиц как субъектов МЧП

Правовое положение физических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено в виде законов о правовом статусе иностранных граждан, а также в виде комплекса коллизионных норм, регулирующих их право- и дееспособность. В России Федеральный закон "О правовом статусе иностранных граждан в РФ" в настоящее время находится на завершающей стадии принятия. Что же касается соответствующих коллизионных норм, то они имеют трехуровневую структуру.

Во-первых, в их число входят нормы гражданского законодательства, содержащиеся в разделе VII проекта третьей части ГК. Согласно ст. 1233 <*> личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с иностранным гражданством имеет и российское гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище. В соответствии со ст. ст. 1234 - 1235 <**> иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Гражданская дееспособность иностранного гражданина или лица без гражданства определяется его личным законом.

<*> В последнем варианте законопроекта - ст. 1320.
<**> В последнем варианте законопроекта - ст. ст. 1321 - 1322.

Во-вторых, двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств, также содержат коллизионные нормы о правосубъектности физических лиц. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского гражданского права. Например, в Договоре между РФ и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 30 октября 1995 г. <*> указано, что дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо (п. 1 ст. 22).

<*> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 102 - 121.

В-третьих, коллизионные нормы о правосубъектности физических лиц содержатся и в многосторонних договорах о правовой помощи. В данном случае такие нормы имеют более широкую сферу действия и применяются всеми государствами-участниками договора. Примером может служить Минская конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. <*>, действующая на территории всех государств-членов СНГ. Конвенция указывает, что дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. п. 1 - 2 ст. 23).

<*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.

Когда речь идет о содержании правового статуса физического лица в МЧП, то под ним понимается вся совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует <*>. Тем не менее существует целый ряд групп правоотношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного физического лица в каком-либо государстве. К их числу относятся трудовые, семейные и наследственные правоотношения. В их регулировании опять-таки четко просматриваются два источника: национальное законодательство и международные договоры.

<*> См. об этом: Ануфриева Л. Иностранные физические лица: правовое положение в России. Российская юстиция. 1997. N 6 - 7.

1) Трудовые правоотношения физических лиц

В России одним из важнейших нормативных актов в этой области выступает Указ Президента РФ N 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" от 16 декабря 1993 г. <*> Согласно Указу выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за ее использованием осуществляются Федеральной миграционной службой РФ по предложениям органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы. Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории РФ, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (работодатели). При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения (п. п. 2 - 4).

<*> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51. ст. 4934.

Предложения (заключения) органов исполнительной власти о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам РФ, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан. Решение о выдаче разрешения принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года (п. п. 6 - 8).

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками. В случае нарушения работодателями указанных в разрешении условий, а также законодательства РФ, в результате чего ущемляются права иностранных работников, Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению Федеральной миграционной службы России. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано. Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий (п. п. 11 - 16).

К числу международных договоров в области трудовых правоотношений относятся многочисленные конвенции Международной Организации Труда, в которых участвует и Россия. В качестве примера можно привести Женевскую конвенцию МОТ 1947 г. об инспекции труда; Женевскую конвенцию МОТ 1978 г. о регулировании вопросов труда; Женевскую конвенцию МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде.

2) Семейные правоотношения физических лиц

Коллизионные нормы в области международного семейного права содержатся в разделе VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" Семейного кодекса РФ от 8 декабря 1995 г. в редакции от 2 января 1997 г. <*> Данная группа коллизионных норм применяется к широкому кругу семейных отношений, касающихся заключения брака (ст. ст. 156 - 157); признания браков, заключенных за пределами РФ (ст. 158); недействительности брака (ст. 159); расторжения брака (ст. 160); личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (ст. 161); установления и оспаривания отцовства (ст. 162); прав и обязанностей родителей и детей (ст. 163); алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи (ст. 164); усыновления (ст. 165). Тот же круг вопросов регулируется как двусторонними, так и многосторонними договорами о правовой помощи (например, ст. ст. 26 - 37 Договора между РФ и Республикой Албания; ст. ст. 26 - 37 Минской конвенции СНГ). Для сравнения приведем коллизионные нормы, касающиеся заключения браков. Согласно Семейному кодексу РФ форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ. Условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (ст. 156).

<*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. С. 16; 2000. N 2. Ст. 153.

Согласно Договору между РФ и Республикой Албания условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо. Кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Форма заключения брака определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак (ст. 26). Согласно Минской конвенции СНГ условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак (ст. 26).

Помимо коллизионных норм семейные правоотношения с иностранным элементом регулируются и унифицированными материальными нормами, содержащимися в различного рода международных договорах. В качестве примера можно было бы привести Московское соглашение СНГ о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г. Данное Соглашение носит смешанный характер, т.к. наряду с материально-правовыми нормами содержит и ряд коллизионно-правовых норм. Соглашение распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством. Каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей. Гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (ст. ст. 2 - 3).

Стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам. Стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам физическим лицам, по социальным пособиям и компенсационным выплатам семьям с детьми, постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и учреждения почтовой связи. Перевод денежных средств по алиментам и другим компенсационным выплатам семьям с детьми осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам (ст. ст. 6 - 7).

В целях реализации настоящего Соглашения Стороны будут:

Документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной Стороны по установленной форме, или их заверенные копии принимаются на территории другой Стороны без легализации (ст. 9).

3) Наследственные правоотношения физических лиц

Основные коллизионные нормы в области наследования закреплены в ст. 1262 <*> проекта третьей части ГК. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел постоянное место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям российского права. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а в отношении имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ, - по российскому праву (п. п. 1 - 3).

<*> В последнем варианте законопроекта - ст. 1350.

Согласно Договору между РФ и Республикой Албания право наследования движимого имущества регулируется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества регулируется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст. 42). Форма завещания определяется законами Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления завещания. Однако достаточно, чтобы было соблюдено законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой было составлено завещание. Это положение применяется и в отношении отмены завещания (ст. 44).

Согласно Минской конвенции СНГ граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны (ст. 44). Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (ст. 45). Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится (ст. 46). Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст. 47).

В МЧП не получили широкого развития унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие наследственные отношения. Международная унификация коснулась в основном коллизионных норм. В качестве таковой на универсальной основе можно привести Гаагскую конвенцию 1961 г. о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений. Эта конвенция принята в рамках Гаагской конференции по МЧП. Россия в ней участия не принимает.



В соответствии с Конвенцией завещательное распоряжение является действительным в том, что касается формы, если его форма соответствует внутреннему законодательству:

a) места, где завещатель сделал его, или

b) гражданства, которое имел завещатель либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти, или

c) места, в котором завещатель имел свой домициль либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти, или

d) места, в котором завещатель имел свое обычное местожительство либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти, или

e) когда речь идет о недвижимости, места ее нахождения.

Вопрос о том, имел ли завещатель свой домициль в данном месте, определяется правом этого места (ст. 1).



Любые предписания, ограничивающие допускаемые формы завещательных распоряжений и относящиеся к возрасту, гражданству или иным личным качествам завещателя, считаются относящимися к вопросам формы. То же правило применяется к качествам, которыми должны обладать свидетели, необходимые для действительности завещательного распоряжения (ст. 5).

Применение коллизионных норм, установленных в Конвенции, не зависит от каких-либо требований взаимности. Конвенция применяется, даже если гражданство заинтересованных лиц или право, подлежащее применению, не являются гражданством или правом Договаривающегося государства (ст. 6).

б) Правовой статус юридических лиц как субъектов МЧП

Правовое положение юридических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы. Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же, как и в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства. Согласно разделу VII проекта третьей части ГК гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1243) <*>. Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, согласно Договору между РФ и Республикой Албания правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено (п. 2 ст. 22). В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с Минской конвенцией СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п. 3 ст. 23).

<*> В последнем варианте законопроекта - ст. 1327.

Когда речь идет о содержании правового статуса юридического лица в МЧП, то под ним понимается вся совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Тем не менее существует целый ряд групп правоотношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного юридического лица в каком-либо государстве. К их числу относятся инвестиционные и налоговые правоотношения, а также правоотношения по банкротству. В их регулировании, бесспорно, просматриваются два источника: национальное законодательство и международные договоры.

1) Инвестиционные правоотношения юридических лиц

В России основными нормативно-правовыми актами в этой области выступают Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. <*> и Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г. в редакции от 18 июня 2001 г. <**>.

<*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
<**> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. С. 18; 2001. N 26. Ст. 2579.

Согласно Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в РФ" среди хозяйствующих субъектов выделяются коммерческие организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных юридических лиц (ст. ст. 20 - 21). Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными данным Законом (п. 6 ст. 4). Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (п. 3 ст. 4).

Центральное место в законе отведено гарантиям деятельности инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. Этому вопросу посвящены 11 из 28 статей Закона. В число таких гарантий включаются: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России (ст. 5); гарантия использования иностранным инвестором различных форм инвестиций (ст. 6); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора (ст. 8); гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства России (ст. 9); гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11), а также целый ряд иных гарантий и льгот.



Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их специальной правосубъектности и не запрещенные действующим законодательством, в том числе приобретать имущественные права. Одной из форм такого приобретения имущественных прав выступают концессионные соглашения (соглашения о разделе продукции). В настоящее время этот вопрос урегулирован специальным Федеральным законом. Соглашение о разделе продукции, носящее гражданско-правовой характер, регулирует отношения, возникающие в процессе поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации. Данные отношения складываются между двумя сторонами: Российской Федерацией как государством и инвестором, которым может быть и иностранное физическое или юридическое лицо (ст. 3). Закон подробно регулирует порядок заключения и исполнения соглашений о разделе продукции (ст. 6), возникновение права собственности инвестора на произведенную продукцию (ст. 9), налоги и платежи при исполнении соглашений (ст. 13), государственные гарантии прав инвесторов (ст. 18) и порядок разрешения споров (ст. 22).

Большую группу нормативных документов в области инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц составляют международные договоры, важнейшими из которых являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В качестве примера можно привести Соглашение между СССР и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 26 октября 1990 г. <*>, в котором Россия участвует в порядке международного правопреемства. В соответствии с Соглашением термин "инвестор" означает:

<*> Бекяшев К.А, Ходаков А.Г. Международное частное право в документах: Финансы, валюта, налоги. Сборник нормативных актов. М., 1996. Т. I. С. 416 - 421.

а) любое физическое лицо, являющееся гражданином или подданным одной из Сторон и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны;

б) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, находящееся на ее территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны.

Термин "капиталовложения" означает любые имущественные ценности, и в частности, но не исключительно:

Термин "доходы" означает суммы, получаемые в результате капиталовложений, в частности прибыль, дивиденды и проценты (ст. 1).



Каждая из Сторон будет обеспечивать на своей территории защиту капиталовложений, осуществляемых в соответствии с ее законодательством инвесторами другой Стороны, и не будет препятствовать путем принятия неоправданных или дискриминационных мер управлению, содержанию, пользованию, расширению, продаже, а также ликвидации таких капиталовложений (ст. 4). Каждая из Сторон будет обеспечивать на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны. Такой режим будет не менее благоприятным, чем режим, предоставляемый каждой из Сторон в отношении капиталовложений, осуществляемых на ее территории инвесторами любого третьего государства (ст. 5).

Национализация, экспроприация или любые иные меры, имеющие аналогичные последствия, которые могут быть приняты органами одной Стороны на ее территории в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны, должны приниматься только в общественных интересах в соответствии с действующим на этой территории законодательством. Ни в коем случае такие меры не должны носить дискриминационного характера. Сторона, принимающая такие меры, выплатит инвестору или его правопреемнику без необоснованной задержки соответствующую компенсацию в свободно конвертируемой валюте (ст. 6).

Каждая из Сторон предоставит инвесторам другой Стороны в связи с капиталовложениями, осуществленными на ее территории, возможность беспрепятственно переводить доходы от таких капиталовложений и иные связанные с ними платежи, и в частности, но не исключительно:

Сторона, на территории которой производятся капиталовложения, обеспечит инвестору другой Стороны или предприятию, в котором он участвует, доступ к официальному валютному рынку на недискриминационной основе и в соответствии со своим законодательством с целью приобретения валюты, необходимой для осуществления переводов, предусмотренных настоящей статьей. Указанные переводы будут осуществляться без необоснованной задержки. Такие переводы будут производиться после выполнения инвестором налоговых обязательств, установленных действующим законодательством Стороны, на территории которой осуществлены капиталовложения (ст. 7).

Если одна из Сторон предоставит финансовую гарантию от некоммерческих рисков в связи с капиталовложениями своего инвестора, осуществленными на территории другой Стороны, последняя Сторона признает, что с момента осуществления первой Стороной первого платежа на основании предоставленной гарантии действует принцип суброгации этой Стороной прав инвестора. В результате такой суброгации первая Сторона станет непосредственным получателем всех видов платежей, причитающихся инвестору. При этом передача первой Стороне прав собственности, пользования или каких-либо других имущественных правомочий, вытекающих из права собственности на капиталовложения, может произойти только в случае предварительного получения соответствующих разрешений согласно действующему законодательству той Стороны, где осуществляются капиталовложения. В любом случае суброгация прав инвестора возможна только при условии предварительного отказа инвестора от предъявления иска о получении какой-либо компенсации, которая могла бы ему причитаться (ст. 8).

Любой спор между одной из Сторон и инвестором другой Стороны, касающийся размера или порядка выплаты компенсации, является предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробной памятной запиской, которые инвестор направит Стороне, на территории которой осуществлены капиталовложения. По мере возможности стороны в споре будут стремиться к урегулированию такого спора на взаимоприемлемой основе. Если спор не может быть разрешен таким образом в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, он может быть передан на рассмотрение по выбору инвесторов в:

Третейский суд принимает решения на основе:



Решения третейского суда являются окончательными и обязательными для сторон в споре. Каждая из Сторон обязуется исполнять такие решения в соответствии со своим национальным законодательством (ст. 10).

К числу важнейших многосторонних международных договоров по рассматриваемому вопросу с участием России относятся Ашгабатское соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. и Минская конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.

2) Налоговые правоотношения юридических лиц

Не будет преувеличением сказать, что основной вопрос, интересующий иностранных инвесторов, связан с налогообложением полученной прибыли и доходов, а также имущества, находящегося на территории России. В отношении иностранных юридических лиц действуют Инструкции ГНС РФ, которые развивают и расширяют общие основы правового регулирования налогообложения, заложенные в многочисленных нормативных актах, тем самым представляя собой образец специального правового регулирования и выступая документами прямого действия. Наиболее важными из них являются Инструкция ГНС РФ N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16 июня 1995 г. в редакции от 7 апреля 2000 г. <*> и Инструкция ГНС РФ N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в РФ" от 15 сентября 1995 г. в редакции от 7 апреля 2000 г. <**>

<*> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. N 12; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.
<**> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. N 2; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.

Инструкция ГНС РФ N 34 предусматривает:

  1. категории плательщиков налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц;
  2. порядок их постановки на учет в налоговые органы;
  3. порядок ведения налогового учета;
  4. порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных юридических лиц, полученную от деятельности в РФ;
  5. порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства (п. 1.2). Под постоянным представительством для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в РФ (п. 1.4). Следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями ГНС РФ по применению отдельных положений Инструкции N 34 термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Инструкция подробно описывает порядок исчисления налогооблагаемой базы и четко указывает перечень представляемых налоговых льгот (п. 4.12), оговаривая при этом, что запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. Налог на прибыль уплачивается в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты субъектов РФ по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты (п. 4.14). Прибыль от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов РФ по этим видам деятельности (п. 4.16). В тексте Инструкции размеры ставок не приводятся. Однако Инструкция предусматривает ставки налогообложения доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью через постоянное представительство: 6% - по доходам от фрахта при осуществлении морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок; 15% - по выплачиваемым дивидендам и процентам; 20% - по всем остальным доходам, например по доходам от лицензионных договоров, аренды, оказания управленческих услуг (п. 5.1.11).

Отдельного рассмотрения требует вопрос об избежании двойного налогообложения. Он регулируется главным образом на основе двусторонних международных договоров России с зарубежными государствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Инструкция специально предусматривает, что в случае расхождения между записанными в ней положениями и правилами международного договора применяется последний (п. 6.1). В тех случаях, когда место пребывания юридического лица и место извлечения дохода различны, может возникнуть ситуация, при которой оба государства имеют налоговую юрисдикцию над одним и тем же доходом одного и того же юридического лица (т.е. ситуация двойного налогообложения). Во избежание этого на основании двустороннего договора государство разрешает иностранным юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность на его территории через постоянное представительство, использовать в качестве зачета против налога на прибыль и доходы такой же налог, уплаченный другому договаривающемуся государству данным юридическим лицом. Процедура освобождения от двойного налогообложения содержится в п. п. 6.2 - 6.4 Инструкции. На этих же принципах строятся и положения Инструкции ГНС РФ N 38.

Россия является участницей большого числа двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения. В качестве примера можно привести Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г. Соглашение определяет круг лиц и виды налогов, к которым оно применяется; указывает на виды доходов, в отношении которых устраняется двойное налогообложение (прибыль от предпринимательской деятельности; доходы от недвижимого имущества; дивиденды; проценты; доходы от авторских прав и лицензий; гонорары; пенсии и т.д.); устанавливает принципы и процедуру устранения двойного налогообложения. Общая схема таких двусторонних договоров сложилась на протяжении многих лет их существования, но в каждом отдельном случае она наполняется конкретным содержанием с учетом специфики заключающих договор сторон.

3) Правоотношения по банкротству юридических лиц

В государствах с развитой рыночной экономикой важнейшей отраслью права наряду с правом компаний является право банкротств. В условиях жесткой рыночной конкуренции институт банкротства имеет двоякое значение: во-первых, он позволяет исключить из экономики страны неплатежеспособных хозяйствующих субъектов в результате их ликвидации под контролем государства, во-вторых, он дает возможность оздоровить экономическую ситуацию путем реорганизаций тех предприятий, которые при разумной поддержке могут вновь достичь финансовой стабильности. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. <*> представляет собой первую серьезную попытку разрешения проблемы экономически неблагополучных хозяйствующих субъектов на законодательном уровне. Впервые в законодательстве РФ появились такие термины, как "арбитражный и конкурсный управляющий", "конкурсное производство", "реорганизационные процедуры", "санация" и целый ряд других. В целом принятие данного Закона сыграло положительную роль, так как в нем были закреплены государственные подходы к вопросам существования и дальнейшей деятельности попавших в трудную ситуацию неплатежеспособных предприятий и предпринимателей. Однако следует отметить, что Закон не содержал какого-либо конкретного механизма его реализации, а это, в свою очередь, повлекло принятие целого ряда указов Президента РФ, постановлений Правительства и нормативных актов Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ <**>, в силу чего нормы Закона в значительной степени оказались "размытыми". Большое значение для реализации положений Закона имели обзоры арбитражной практики его применения и разъяснения Высшего Арбитражного Суда. В качестве примера можно привести информационное письмо ВАС "Рекомендации о порядке разрешения спорных вопросов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве)" от 25 апреля 1995 г. <***>. В качестве приложения к письму был приведен обзор практики применения арбитражными судами вышеуказанного законодательства, в котором на основе анализа и обобщений предлагались конкретные решения возникающих проблем.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 1. Ст. 6.
<**> В настоящее время - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
<***> Юрист. 1995. N 2. С. 20 - 25.

В настоящее время принят и действует новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. <*>, который существенно превосходит по объему и содержанию предыдущий закон (он состоит из 189 статей) и уже в силу этого является документом прямого действия. Закон подробно регулирует процедуры банкротства (в отношении должников - юридических лиц ими выступают наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), а также устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

<*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, закон применяется с особенностями, установленными Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

К отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 1).

В силу того что в современных условиях хозяйственная деятельность предприятий выходит за рамки одного государства и приобретает международный характер, возможны ситуации, когда процедура банкротства затронет имущество предприятия, находящееся на территории иностранного государства, или кредиторы такого предприятия являются иностранными физическими и юридическими лицами. В целях урегулирования подобного рода вопросов государствами-членами Совета Европы в 1990 г. в Стамбуле была подписана Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства <*>. Конвенцию подписали 23 государства, однако любое государство-член Совета Европы может стать ее участником в любое время. Конвенция применяется к процедуре несостоятельности (банкротства) предприятий, которая включает ликвидацию предприятия-должника, назначение конкурсного управляющего и распределение конкурсной массы между кредиторами (ст. 1). Конвенция регулирует процедуру открытия первичного и вторичного банкротства; компетенцию конкурсного управляющего в отношении имущества должника, расположенного на территории разных государств; международную подсудность по делам о банкротстве и ряд других вопросов. В силу того обстоятельства, что Россия является членом Совета Европы, участие в данной конвенции создало бы важные предпосылки для защиты имущественных интересов российских физических и юридических лиц за рубежом.

<*> Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 1997. С. 708 - 723.