Основные понятия, используемые в УПК РФ
А.П. Рыжаков, профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Одной из особенностей нового УПК РФ является то обстоятельство, что в нем имеется специальная статья, назначение которой - содержать в себе определения наиболее часто встречаемых в кодексе понятий. Это ст. 5 УПК РФ. Она так и называется: "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе". Но всегда ли содержащаяся в данной статье информация разъясняет правоприменителю смысл употребляемых в УПК РФ терминов? Комплексный анализ данной нормы во взаимосвязи со другими статьями УПК РФ позволяет как минимум говорить о необходимости дополнительных разъяснений и уточнений некоторых из институтов, о которых идет речь в искомой статье.
Настоящей публикацией предпринимается попытка сообщить правоприменителю необходимые дополнительные сведения, которые в совокупности с закрепленными в ст. 5 УПК РФ положениями позволили бы ему более глубоко уяснить основные понятия, используемые в УПК РФ.
Согласно п. 1 комментируемой статьи алиби - это нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте. К этому хотелось бы добавить то, что алиби должно быть подтверждено совокупностью доказательств. Обычно основу данной совокупности составляют показания свидетеля и иные документы. Между тем алиби может быть подтверждено и любым иным доказательством, вплоть до показаний другого обвиняемого (подозреваемого).
В следующем пункте анализируемой статьи говорится об апелляционной инстанции. Законодатель определяет ее как суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда. Не вступая в спор о том, суд ли является инстанцией, хотелось бы уточнить следующее. Под понятием "инстанция" ранее было принято понимать предусмотренный законом определенный порядок рассмотрения дела в суде. "Апелляционная инстанция" в этом смысле - это особый порядок судопроизводства, или, иначе, совокупность специфических, присущих данной стадии уголовного процесса прав и обязанностей суда. Думается, что именно в этом смысле в настоящей статье употребляется термин "суд" при определении понятий "апелляционная инстанция", "кассационная инстанция" (п. 14 ст. 5 УПК РФ) и "надзорная инстанция" (п. 16 ст. 5 УПК РФ).
В апелляционном порядке районные (городские) суды проверяют законность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей.
Согласно п. 3 настоящей статьи близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Причем близость лица, о которой идет речь в указанном пункте, должна быть подтверждена доказательствами.
"Близкие родственники" (о них идет речь в п. 4 комментируемой статьи) - с точки зрения уголовно - процессуального закона таковыми являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг (супруга), несмотря на то что в других отраслях права к числу таковых обычно не относится как минимум супруг (супруга).
Пункт 5 ст. 5 УПК РФ гласит: "Вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей". Однако при постановлении вердикта коллегия присяжных заседателей отвечает не только на вопрос, виновен ли подсудимый в совершении вмененного ему деяния. Коллегией присяжных заседателей решение о невиновности подсудимого выносится и в случае, если не менее шести присяжных заседателей проголосовало за отрицательный ответ на один из двух других вопросов, на которые присяжные заседатели должны ответить:
- доказано ли, что деяние имело место;
- доказано ли, что это деяние совершил подсудимый.
С трудом можно назвать полным определение, данное понятию "дознаватель". В п. 7 анализируемой статьи отмечено, что дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Между тем дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять не только предварительное расследование в форме дознания, но и предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении, неотложные следственные действия, исполнять поручения (указания) прокурора, начальника следственного отдела, следователя, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания, начальника органа дознания или другого дознавателя.
Характеризуя досудебное производство, законодатель упоминает о таком понятии, как момент получения сообщения о преступлении. С этого времени начинается досудебное производство, а значит, и начинает течь срок проверки заявления (сообщения) о преступлении. Точное уяснение данного понятия, несомненно, будет способствовать исключению случаев волокиты, выражающейся в затягивании срока разрешения заявления (сообщения) о преступлении. Именно поэтому следует обратить внимание на то, что под "моментом получения сообщения о преступлении" при характеристике досудебного производства понимается начало уголовного процесса. Уголовный процесс, а вместе с ним и досудебная деятельность начинаются лишь при наличии к тому повода и основания - повода и основания начала уголовного процесса.
Повод к началу уголовного процесса - это источник осведомленности дознавателя, органа дознания, следователя или прокурора о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении. Он ничем не отличается от повода к возбуждению уголовного дела (ст. 140 УПК). Основание же начала уголовного процесса не может быть таким же, как основание к возбуждению уголовного дела.
Основанием начала уголовного процесса следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, признаков объективной стороны состава преступления.
В п. 10 комментируемой статьи употреблено понятие "жилищный фонд". Жилищный фонд образуют находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Между тем в жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера (ст. 4 ЖК РСФСР). Жилищный фонд состоит из:
- государственного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих государству);
- общественного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям);
- фонда жилищно - строительных кооперативов (жилых домов, принадлежащих жилищно - строительным кооперативам);
- индивидуального жилищного фонда (жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан).
К жилищному фонду относятся также жилые дома, принадлежащие государственно - кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5 ЖК РСФСР).
Под "моментом фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления", о котором идет речь в п. п. 11 и 15 анализируемой статьи, следует понимать момент начала применения к лицу принуждения в целях лишения его свободы передвижения, а также в связи с наличием одного из оснований уголовно - процессуального задержания.
"Законные представители" (о них идет речь в п. 12 настоящей статьи) - это признанные таковыми специальным постановлением (определением) дознавателя, следователя, руководителя следственной группы, начальника следственного отдела, прокурора, суда:
- родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетнего потерпевшего, обвиняемого (подозреваемого) или представители учреждений и организаций, на попечении которых находился обвиняемый (подозреваемый) или потерпевший;
- супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки, а при отсутствии близкого родственника - орган опеки и попечительства лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, лица, заболевшего после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания.
Избирать меру пресечения (об избрании меры пресечения речь идет в п. 13 настоящей статьи) вправе не только дознаватель, следователь, прокурор, а также суд, но и руководитель следственной группы, и начальник следственного отдела.
В п. 14 анализируется понятие "кассационная инстанция". Применительно к деятельности судов общей юрисдикции производство в кассационной инстанции представляет собой процедуру проверки законности и обоснованности приговоров (определений, постановлений) суда (судьи), в том числе приговоров (постановлений) апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу. Недостаточно обоснованный, незаконный приговор (определение, постановление) отменяется.
Кассационной инстанцией всегда является судебная коллегия вышестоящего суда. В кассационном порядке решение пересматривается только один раз. Оставленное без изменения решение немедленно вступает в силу.
В п. 16 анализируется понятие "надзорная инстанция". Надзорная инстанция состоит в пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда. Она предусматривает несколько иной порядок обжалования и внесения представлений на решения суда, чем апелляционная и кассационная инстанции. Круг лиц, которые вправе внести представление на приговор (решение, определение, постановление) суда в надзорном производстве, уже, чем в кассационной инстанции. Надзорному, так же как и кассационному, производству присущи определенные черты, часть из которых аналогична чертам кассационного производства, а часть отличается от таковых.
"Начальник органа дознания" (о нем идет речь в п. 17 настоящей статьи) - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее учреждение, наделенное статусом органа дознания.
"Начальник следственного отдела" (о нем идет речь в п. 18 настоящей статьи) - начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.
Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству уголовные дела. Старший следователь - руководитель такой группы обладает статусом начальника следственного отдела.
Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель следственной или следственно - оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Такой руководитель согласно закону не обладает полномочиями начальника следственного отдела несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем за деятельностью входящих в такое организационное образование следователей. Этот субъект уголовного процесса обычно обладает статусом руководителя следственной группы.
В п. 19 ст. 5 УПК РФ дано определение неотложных следственных действий. Из его содержания можно сделать вывод, что неотложные следственные действия производит только орган дознания. Тем не менее это не так. Согласно ч. 5 ст. 152 УПК РФ неотложные следственные действия производят не только органы дознания, но и следователи. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь также обязан произвести неотложные следственные действия, после чего передать уголовное дело прокурору для направления по подследственности.
Большинство неотложных следственных действий производится после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела следователи и орган дознания вправе произвести лишь одно неотложное следственное действие - осмотр места происшествия.
Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ (п. 22 настоящей статьи). Не помешает напомнить, что обвинение может быть выдвинуто только физическому лицу.
"Орган дознания" (о нем идет речь в п. 24 настоящей статьи) - это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно - процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.
Требует некоторого уточнения и п. 25 анализируемой статьи, где сказано, что постановление - это любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта. Постановлением прокурор, начальник следственного отдела, руководитель следственной группы, следователь, дознаватель свое решение оформляет не только при производстве предварительного расследования, но и на стадии возбуждения уголовного дела. К примеру, при возбуждении уголовного дела и при отказе в возбуждении уголовного дела ими также выносится постановление.
В заседании районного (городского) суда председательствует председатель этого суда или судья, а в заседании всякого иного суда - председатель, заместитель председателя или судья. Председательствующий (о нем идет речь в п. 26 настоящей статьи) начинает уголовно - процессуальную деятельность с открытия судебного заседания.
"Прокурор", о котором идет речь в п. 31 настоящей статьи, - это Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик, краев, областей, прокуроры городов, действующие на правах прокуроров областей, прокуроры автономной области, автономных округов, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующие в пределах своей компетенции.
Под закрепленным в настоящей статье наименованием "прокурор" следует понимать лиц, начиная от Генерального прокурора до районных и городских прокуроров, включая военных, транспортных и других прокуроров, приравненных к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, а также их заместителей и помощников (старших помощников, помощников по особо важным делам) прокуроров, действующих в пределах своей компетенции, у которых есть хотя бы одно уголовно - процессуальное право или на которых возложена хотя бы одна уголовно - процессуальная обязанность.
Все они, осуществляя прокурорский надзор, правомочны своим постановлением, к примеру, отменить постановление о прекращении уголовного дела с возобновлением по нему следствия <*>.
<*> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 11.В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуроры Российской Федерации осуществляют:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами и вносят представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
В п. 32 ст. 5 УПК РФ дано определение процессуального действия. "Процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом". Однако для того чтобы действие могло именоваться процессуальным, недостаточно упоминания о нем в УПК РФ. Действие становится уголовно - процессуальным только после того, как процедура его осуществления будет детально урегулирована уголовно - процессуальным законом.
Процессуальными решениями признаются не только решения суда, прокурора, следователя, дознавателя, как отмечено в п. 33 комментируемой статьи, но и решения судьи, руководителя следственной группы, начальника следственного отдела, начальника органа дознания.
Реабилитированным (о нем идет речь в п. 35 настоящей статьи) может быть как физическое, так и юридическое лицо. Юридическое лицо таковым является в случае, если в отношении него государственные органы (должностные лица), осуществляющие уголовный процесс, произвели незаконные или необоснованные действия.
Розыскные меры (о них идет речь в п. 38 настоящей статьи) могут приниматься не только следователем или органом дознания по поручению следователя, но и дознавателем, а также органом дознания по поручению дознавателя. Розыскные меры могут одновременно осуществляться и лицом, в чьем производстве находится уголовное дело, и органом дознания, которому их осуществление было поручено. Розыскные меры помимо установления лица, подозреваемого в совершении преступления, могут преследовать и иные цели. Как минимум разыскиваться могут место нахождения обвиняемого и недостающие доказательства по уголовному делу.
В УПК РФ о санкции прокурора (о санкции идет речь в п. 39 настоящей статьи) упоминается лишь применительно к одному бездействию и к одному действию. С санкции прокурора может не производиться уведомление о задержании. Согласно ст. 183 УПК РФ санкция прокурора требуется для производства выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Между тем любое не противоречащее положениям УПК РФ письменное согласие (разрешение) прокурора на принятие процессуального решения или на производство процессуального действия одновременно является его санкцией.
Под уголовно - процессуальным термином "следователь" (о нем идет речь в п. 41 настоящей статьи) понимается лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности или федеральных органов налоговой полиции. Предварительное следствие кроме следователя вправе осуществлять также следственная группа, прокурор и начальник следственного отдела. Указанные субъекты уголовного процесса следователями не являются.
Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России <*>, так как согласно ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.
<*> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 10.Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 УПК РФ), руководитель следственной группы (ст. 163 УПК РФ).
Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя - члена следственной группы.
Он не вправе выносить основные решения по делу:
- о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. ст. 153 - 155 УПК РФ;
- о прекращении уголовного дела полностью или частично;
- о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
- о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
- о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;
- о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
- о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ;
- составлять обвинительное заключение либо выносить постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направлять данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Согласно п. 46 комментируемой статьи сторона защиты - это обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель. Однако уголовное преследование осуществляется и в отношении подозреваемого (п. 55 настоящей статьи). Поэтому в число субъектов, относящихся к стороне защиты (о ней идет речь в п. 46 настоящей статьи), следует относить и подозреваемого.
В п. 48 дано определение понятия "суд" через употребление термина "суд общей юрисдикции". Суды общей юрисдикции подразделяются на федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации") и специализированные суды.
Высшим судебным органом общей юрисдикции по уголовным делам является Верховный Суд РФ. Основной его функцией признается судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяснения по вопросам судебной практики.
Между тем Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
У верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды, в свою очередь, признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районный (городской) же суд в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанций и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.
По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд в уголовном процессе появляется впервые с принятия им заявления (сообщения) о преступлении, принесения в его адрес жалобы на незаконное или необоснованное действие или решение дознавателя, следователя, прокурора или с момента передачи в суд уголовного дела (материала).
В судопроизводстве суд не всегда обладает одним и тем же правовым статусом. Статус различается не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационного производства и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения дознавателя, следователя, прокурора, дела частного или публичного обвинения и т.д.).
В п. 50 анализируемой статьи сказано: "Судебное заседание - процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу". Данную формулировку нельзя назвать точной. Правосудие - это деятельность суда. Органы, производящие досудебную деятельность, правосудия не осуществляют.
"Судебным разбирательством", о котором идет речь в п. 51 настоящей статьи, именуется судебное заседание, осуществляемое судами не только по первой, второй и надзорной инстанции, но и в связи с возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
"Суд первой инстанции", определение которому дано в п. 52 настоящей статьи, - это суд, правомочный впервые постановить приговор по делу.
Рассмотрение дел по первой инстанции - основная, главенствующая часть уголовного процесса. Именно здесь впервые осуществляется правосудие и реализуется основная часть всех принципов правосудия, от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и др.
Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что при этом доказательства исследуются судом непосредственно. При рассмотрении дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы, осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), оглашены показания, данные во время предварительного расследования, а равно приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, воспроизведена звукозапись показаний и произведена судебная экспертиза.
Однако в связи с такой чертой данной инстанции, как непосредственность, во время судебного разбирательства протокол допроса свидетеля, составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность всем составом суда заслушать показания свидетеля. По этим же причинам суд не знакомится с протоколом осмотра предмета - холодного оружия, а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В судебное заседание вызывается подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.
Суду предоставляется возможность самому непосредственно, а не при помощи органов предварительного расследования проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вынести обвинительный либо оправдательный приговор (решение по существу дела).
Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд общей юрисдикции.
Под понятием "судья" (п. 54 настоящей статьи) в уголовном процессе понимается председатель, заместитель председателя и члены любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе. Полномочия судьи отличаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого, права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов суда.
Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Квалификационных коллегий судей этого суда. Точно так же назначаются заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ. Единственно, что при их назначении дополнительно учитывается представление Председателя Верховного Суда РФ.
Все остальные судьи судов общей юрисдикции назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении Квалификационных коллегий судей. Порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями судьи отличается тем, какой Квалификационной коллегией судей готовится на них заключение.
На судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также судей (в том числе председателей, заместителей председателей) районных судов заключение готовится Квалификационными коллегиями судей этих судов.
На председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, председателей военных судов и их заместителей - Высшей Квалификационной коллегией судей РФ.
Помимо того, назначение судей (в том числе председателей, заместителей председателей) верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Назначить судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ представить для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклонить представленные кандидатуры Президент РФ должен не позднее чем в месячный срок со дня получения необходимых материалов. О своем решении он сообщает председателю соответствующего суда.
Когда же представленная кандидатура на должность судьи федерального суда общей юрисдикции отклонена, соответствующая Квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.
Законом предусмотрен особый порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями мирового судьи. В отличие от судей федеральных судов мировые судьи не назначаются, а избираются. Избираются они населением округа, на который распространяется их юрисдикция.
В п. 56 комментируемой статьи вновь прокралась неточность. Здесь отмечено, что уголовное судопроизводство - это досудебное и судебное производство по уголовному делу. Между тем бесспорно частью уголовного судопроизводства (уголовного процесса) является деятельность по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении, когда уголовного дела еще нет.
Не продвигает нас вперед и определение участника уголовного судопроизводства через лицо, принимающее участие в уголовном процессе. С позиции теории права участник уголовного процесса (определение этому понятию дано в п. 58 настоящей статьи) - это субъект, реализовавший либо свое уголовно - процессуальное право, либо уголовно - процессуальную обязанность.
Несомненно, каждое из определений, анализ которых дан в ст. 5 УПК РФ, можно охарактеризовать еще более глубоко. Однако такой цели перед собой автор настоящей статьи не ставил. Главное, на что хотелось бы обратить внимание, так это на то, что ст. 5 УПК РФ в том виде, в каком она существует сейчас, требует кардинального совершенствования.