Мудрый Юрист

Военно-транспортная обязанность: хороший военком лучше плохого закона

Людмила Грудцына, юрист.

Какое отношение имеет военно - транспортная обязанность к покупке организацией автотранспортного средства? Непосредственное. В автосалоне или в другом месте продажи автомобиля покупателю выписывается счет на предоплату, который оплачивается через банк. После поступления денег на расчетный счет продавца покупатель получает выбранный автомобиль. Дальше надо известить налоговый орган о покупке и заплатить налог (который, кстати, является федеральным в соответствии с пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последними изменениями от 24 марта 2001 г.) на приобретение автомобиля в размере 20% от его стоимости.

Но на этом оформление покупки еще не закончено. Для того чтобы получить номера в ГИБДД, необходимо указать все сведения о машине в военкомате, поставив ее тем самым на учет, чтобы в случае проведения мобилизации или мобилизационной подготовки машина по первому требованию военкомата была предоставлена в его пользование. Параллельно осуществляется и учет в органах местного самоуправления (муниципалитетах, управах), для чего надо приехать и заполнить документы по специальной форме, где указываются данные о военной обязанности каждого из сотрудников организации, а также данные обо всех автомобилях, находящихся на балансе юридического лица. Затем на основании заполненных форм муниципалитеты выдают справку, которую организации необходимо представить в военкомат. Это о процедуре и связанных с ней хождениях по кабинетам. Теперь по сути.

Казалось бы, простая формальность. Но такая формальность, как постановка машины на военный учет, если она закреплена в федеральном законе и теоретически в принципе в любой момент может обратиться в реальную обязанность, заслуживает, по крайней мере, вдумчивого анализа. Оговоримся, что не будем рассматривать военно - транспортную обязанность граждан, поскольку у них транспортные средства могут быть изъяты только в военное время, а ограничимся проблемами юридических лиц.

Относительно недавно, 2 октября 1998 г., Президент Российской Федерации подписал Указ N 1175 "Об утверждении Положения о военно - транспортной обязанности". Положение издано во исполнение Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. и Закона Российской Федерации "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. В ч. 3 ст. 1 Закона "Об обороне" (с последними изменениями на 30 декабря 1999 г.) указывается, что "в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно - транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств". В ст. 7 этого Закона на органы исполнительной власти субъектов России и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах их компетенции возложено 13 полномочий, в числе которых присутствует и обеспечение учета, и мобилизационной подготовки транспортных и других технических средств в целях обороны. Впечатление некоторой декларативности приведенных норм усиливается после прочтения ст. 8 Закона "Об обороне", посвященной функциям организаций и обязанностям их должностных лиц в области обороны: организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации "исполняют военно - транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ". Но, как известно, этот самый порядок устанавливается не сразу же после принятия Закона. Может пройти очень много времени, а там изменятся обстоятельства, изменятся и люди. Может быть, порядок так и не будет установлен, что нередко делает многие законы и нормативно - правовые акты при их издании неспособными реализоваться в жизнь. Статья 26 Закона "Об обороне" устанавливает, что финансирование расходов на оборону осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации. В статье 9 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" дан подробный перечень обязанностей организаций, в число которых вошли и обязанности по оказанию содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации: по обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации; по предоставлению зданий, сооружений, коммуникаций и транспортных средств (что нас и интересует) в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством России. Опять всплывает некий порядок, который должен быть определен Правительством. Наконец, ст. 13 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" непосредственно посвящена военно - транспортной обязанности. И там фигурирует злополучный порядок возмещения убытков, понесенных организациями и гражданами. Но никакого нормативно закрепленного порядка возмещения государством убытков юридическим лицам мне обнаружить не удалось. Как же часто в России пишутся приятные для чтения и не выполнимые на практике законы! Часть 4 той же ст. 13 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" наконец-то подводит нас к тому, что порядок исполнения военно - транспортной обязанности определяется Положением о ней. К этому Положению мы и обратимся. В соответствии с п. 1 военно - транспортная обязанность устанавливается "для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время". В п. 2 Положения указывается, что военно - транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки. Понятия "мобилизация" и "мобилизационная подготовка" раскрываются в Законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Под мобилизацией в ст. 1 Закона понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (что представляет для нас наибольший интерес) на работу в условиях военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной. Мобилизационная же подготовка отличается от мобилизации тем, что является комплексом мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов. В Положении установлен следующий порядок (теоретический) исполнения военно - транспортной обязанности. В мирное время организации должны проводить мероприятия, связанные с учетом транспортных средств, проверкой их технического состояния, заблаговременно готовить их к выполнению мобилизационных заданий, а в период мобилизации предоставлять войскам и формированиям транспортные средства, указанные военкоматом. Интересен п. 7 Положения о военно - транспортной обязанности, согласно которому перечни транспортных средств для этих целей устанавливаются Министерством обороны России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Получается, что в эти перечни может войти любая (согласованная) марка машины? Учет по перечням ведут военные комиссариаты районов и иных муниципальных образований.

Пункт 14 Положения перечисляет обязанности организации для обеспечения мобилизационной готовности:

  1. осуществление отбора транспорта совместно с представителями войск, формирований;
  2. содержание транспортных средств в состоянии готовности к предоставлению войскам;
  3. осуществление подготовительных мероприятий для установки на транспорте специального оборудования;
  4. проверка наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями инструкций;
  5. предоставление войскам информации о транспортных средствах;
  6. проведение других мероприятий, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятно, что в этот открытый перечень обязанностей могут быть добавлены и другие. Положение обязывает все юридические лица, имеющие на своем балансе транспортные средства, соблюдать установленные им правила. Понятно, что это необходимо для обеспечения обороноспособности страны, защиты народа, прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией России.

Но все же хочется разобраться. В статье 8 Конституции Российской Федерации собственность провозглашена одной из экономических и правовых основ конституционного строя России. Право частной собственности принадлежит физическим и юридическим лицам и в соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции РФ охраняется законом. А любое ограничение частной собственности, не предусмотренное федеральным законодательством, недействительно, так как противоречит Основному Закону страны. Является ли ограничением права частной собственности юридических лиц военно - транспортная обязанность? В Положении о военно - транспортной обязанности четко прописано, что "организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки" (п. 17), причем "доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организации" (п. 18). Соответственно уже при предоставлении своей машины в распоряжение войск или формирований (в установленных пунктах передачи) собственник фактически лишается одного из своих правомочий - права владения. Во время учений или тренировок, в которых задействован его автомобиль, собственника отстраняют от пользования им (извлечения прибыли, доходов, от реальной эксплуатации). Кроме того, при установке специального оборудования и переоборудования автотранспортного средства право пользования собственника, предполагающее возможность самостоятельно изменять вещи по своему усмотрению, ущемляется еще и тем, что автомобиль по своему усмотрению изменяют вовсе не собственники. Собственник же теряет не только свое время, но и деньги на оборудование и переоборудование своего автомобиля. Не превышает ли государство свои полномочия, ограничивая, пусть и на время, осуществление законными собственниками - юридическими лицами прав собственности? Если обратиться к зарубежному опыту, то можно отметить сосуществование двух позиций по этому вопросу. Например, ч. 2 ст. 14 Основного Закона ФРГ 1949 г. гласит: "Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу". Конституция Испании 1978 г., признавая частную и другие, в том числе и государственную, формы собственности, предусматривает ограничение этих прав их социальной функции (ст. 33) и устанавливает, что все богатство страны "подчинено всеобщим интересам" (ч. 1 ст. 128). А вот в Гражданском кодексе Нидерландов 1972 г. большинство статей сформулировано в чисто цивилистическом духе, без упоминаний о государственном вмешательстве, ограничении или регулировании. Таким образом, первая позиция состоит в допустимости исключительных случаев вмешательства для нужд общества и страны при этом проработаны механизмы компенсации и случаи такого вмешательства. Вторая позиция основывается на недопустимости какого бы то ни было ограничения прав собственности.

В Конституции России, Гражданском кодексе и ряде других законов избрана другая форма: во многих случаях говорится об ограничениях права собственности, которые могут быть установлены законом, но нет никакой систематизации этих случаев. А если нет четкой систематизации, то получается разнобой, неподконтрольность, возможность что-то "подправить", изменить согласно обстоятельствам. В итоге лишний раз подтверждается русская пословица: "Закон что дышло". Я не думаю, что избранная российским законодателем форма правового регулирования отношений собственности правильна, что она защищает еще не окрепшего частного собственника.

В части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации устанавливается, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Эта же статья гласит, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Но можно ли реализовать это на практике? Статья 242 Гражданского кодекса Российской Федерации также говорит о принудительном возмездном отчуждении имущества (реквизиции): "В интересах общества по решению государственных органов имущество может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества". При этом оценка реквизируемого имущества может быть оспорена в суде. Реквизиция возможна в случаях "стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер" (ч. 1 ст. 242 ГК РФ).

Цель реквизиции - обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных и т.д. Поэтому имущество изымается в административном порядке по решению государственных органов и, на практике, без предварительного и равноценного возмещения его стоимости, что противоречит правилам ч. 3 ст. 35 Конституции России и ст. 242 ГК РФ. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом. Согласно ч. 3 ст. 242 ГК РФ собственник вправе требовать возврата сохранившегося имущества после прекращения действия обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. В статье не определен характер имущественных отношений сторон при возврате собственнику имущества. Подобные коллизии возникают и в случае исполнения военно - транспортной обязанности юридическим лицом. На мой взгляд, можно провести параллели между основными принципами, применяющимися при реквизиции, и порядком исполнения военно - транспортной обязанности в военное время. Что же касается предоставления автотранспорта по требованию военкоматов в мирное время, то здесь, даже по сравнению с довольно расплывчатыми правилами реквизиции, мы наблюдаем полный правовой вакуум в части защиты интересов собственника.

Чтобы разобраться в вопросах, связанных с военно - транспортной обязанностью, я обратилась к старшему помощнику заместителя военного комиссара, начальнику транспортного отделения объединенного военного комиссариата Красносельского района Центрального административного округа Москвы Михаилу Демидовичу Кончаковскому:

В продолжение разговора о сборах и тренировках, организуемых военными комиссариатами, я обратилась к заместителю военного комиссара Объединенного военного комиссариата Красносельского района Центрального административного округа города Москвы, подполковнику Николаю Александровичу Бондарю.

Некоторые выводы

Мы попытались разобраться в таком малоизученном широким кругом граждан и весьма неоднозначном понятии, как военно - транспортная обязанность. Итак, военно - транспортная обязанность предусмотрена Федеральным законом "Об обороне" и другими законами, а с 1998 года регулируется специальным Положением, утвержденным Указом Президента, а значит, не может расцениваться как незаконное ограничение права собственности. Но именно так на деле и выглядит: собственник лишается правомочий владения и пользования (в мирное время) при проведении тренировок и сборов. Соответственно собственник лишается и права распоряжения транспортом на время заимствования его военкоматами в военное время. Противоречие такого подхода правовым нормам гражданского законодательства и Конституции России, посвященным неприкосновенности права частной собственности, очевидно.

Кроме этого, военно - транспортная обязанность похожа на реквизицию, которая является принудительным отчуждением имущества собственника в интересах общества по решению государственных органов. Только вот нужно разобраться в одном немаловажном вопросе: интересы общества служат интересам государственной машины или наоборот? Тогда сразу все станет на свои места. И выйдет на первый план декларативность норм Основного Закона страны, неспособность, а может быть, и нежелание чиновников реализовывать в жизнь содержащиеся в Конституции РФ нормы - основные кирпичики правового государства, которое все мы хотим-таки построить. Одного принятого Положения о военно - транспортной обязанности явно недостаточно, поскольку в нем не предусмотрены четкие механизмы компенсаций (для мирного времени) юридическим лицам, предоставившим свой транспорт по требованию военных комиссариатов. Таким образом, в целях "защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения" (а именно такая формулировка содержится в Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации") происходит несоблюдение прав этого населения.

Постановка на учет (снятие с учета) транспортного средства является установленной Указом Президента России, а потому требующей неукоснительного выполнения обязанностью каждого юридического лица независимо от его организационно - правовой формы и формы собственности. Более того, постановка на учет (снятие с учета) является необходимостью, поскольку номерные знаки на транспортное средство выдаются только после осуществления по всем правилам такой постановки (снятия). Эта процедура отнимает лишнее время и нервы: необходимо встать на параллельный учет в органы местного самоуправления (муниципалитеты), заполнить специально выдаваемые формы и, кроме этого, собрать немало документов, справок и копий, явиться на прием к представителю военкомата в транспортный отдел и получить, наконец, свою регистрационную карточку.

Безусловно, многие юридические лица ищут способы, чтобы избежать этих хлопот или, по крайней мере, уменьшить их. И многие их находят: руководители регистрируют так необходимое организации транспортное средство на себя, работников или других частных лиц. Вот так и живем.

При всех возражениях, которые вызывает военно - транспортная обязанность, соблюдать ее все же приходится. Для тех, кто не ищет обходных путей, приводим перечни необходимых документов и справочную информацию.

Перечень документов, необходимых для регистрации (постановки на учет) автотранспорта:

заявление (выдаваемое МРЭО о регистрации автотранспортного средства (АМТС) с отметкой РВК о постановке на учет, переоборудовании АМТС, перерегистрации юридического лица);

ПТС (техпаспорт, техталон);

справка - счет, выдаваемая торговой организацией, или иной документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и (или) регистрационный документ на транспортное средство (свидетельство о регистрации). К иным документам, подтверждающим право собственности на транспортное средство и номерные агрегаты, относятся:

А) документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации;

Б) документы, выдаваемые органами социальной защиты населения;

В) решения судов, постановления таможенных органов;

Г) свидетельства, документы о праве на наследство по закону и другие документы, удостоверенные в нотариальном порядке, а также иные документы, составленные в соответствии с законодательством России;

доверенность;

личный паспорт представителя (по доверенности) юридического лица;

квитанции об оплате установленных сборов и налогов за регистрацию АМТС:

А) за выдачу номерных знаков, ПТС, свидетельства о регистрации, талона ГТО;

Б) за техосмотр;

В) об уплате налога с владельцев транспортных средств.

При регистрации первого транспортного средства юридического лица или перерегистрации юридического лица, кроме указанных выше документов, необходимы дополнительно:

заверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица Московской регистрационной палатой;

заверенная копия устава юридического лица;

документ из Главного информационно - аналитического вычислительного Центра (ГИВЦ) о кодах юридического лица (Москва, Измайловское шоссе, д. 44);

свидетельство из налоговой инспекции о постановке юридического лица на учет;

справка из префектуры о наличии военнообязанных (т.н. справка "о бронировании");

копия справки о кодах из статуправления;

ИНН организации;

балансовая справка обо всех транспортных средствах организации.

Оплата за постановку на учет:

  1. Легковой и грузовой транспорт с паспортом ТС - 310 р. 26 коп.;
  2. Прицеп с паспортом ТС - 187 р. 20 коп.;
  3. Мотоцикл с паспортом ТС - 87 р. 48 коп.;
  4. Выдача талона ГТО - 26 р. 22 коп.

На заявлении о регистрации АМТС, выдаваемом МРЭО, ставится печать юридического лица и отметка РВК. Далее производится оплата установленных сборов и налогов. Транспортное средство предоставляется на площадку техосмотра. После осмотра заявление и остальные документы, а также номерные знаки сдаются в МРЭО, после чего представитель юридического лица получает регистрационные документы и номерные знаки.

Перечень документов, необходимых для снятия с учета:

заявление с отметкой РВК о снятии с учета и госинспектора - о проверке учетных данных;

ПТС, регистрационные документы;

доверенность;

квитанция об оплате сбора за снятие с учета и налога с владельцев транспортных средств;

личный паспорт представителя (по доверенности) юридического лица.

Оплата за снятие с учета:

  1. АМТ с ПТС старого образца - 56 р. 70 коп.;
  2. АМТ с ПТС нового образца - 27 р. 72 коп.

Историческая справка: вместо эпилога

Первые военные комиссариаты были утверждены декретом СНК 8 апреля 1918 года, в период Гражданской войны. Первоначально, после ликвидации 25 января 1918 года старых органов местного военного управления, их функции по учету военнообязанных и мобилизации выполняли военные отделы местных советов. Военкоматы создавались в составе двух комиссаров по военным делам, один из которых назначался военным комиссаром (волостным, уездным, губернским, окружным), и одного военного руководителя. Создание комиссариатов было необходимо для перехода от добровольческой Красной Армии к регулярной массовой, комплектующейся на основе обязательной воинской повинности трудящихся. Наряду с этим именно в период Гражданской войны национализировалось имущество, в т.ч. и техника для нужд армии.

Партия ставила тогда во главе военкоматов своих самых опытных работников. Ивано - Вознесенским, а затем Ярославским губвоенкомом был М.В. Фрунзе, Московским - Е.М. Ярославский, Северо - Кавказским окрвоенкомом - Н.А. Анисимов, Уральским - С.А. Анучин, Вологодским губвоенкомом - К.А. Авксентьевский. В числе первых военкомов были также И.С. Конев, К.А. Мерецков, Ф.И. Толбухин. По словам В.И. Ленина, без военкоматов не было бы Красной Армии. Следствием создания военкоматов стало раздвоение органов управления и командования армии: техническая сторона, оперативные и командные права и обязанности возлагались на командиров; политические, воспитательные и контрольные права и обязанности - на комиссаров. Комиссариаты в то время были наделены большими полномочиями, в том числе в их ведении находились склады бывшей царской армии. В 1918 - 1922 гг. в Москве и Петрограде даже выходила газета "Известия Народного Комиссариата по военным делам".

В 1925 - 1928 гг. военные комиссары были заменены помощниками командиров по политической части. В мае 1937 года должности военных комиссаров в частях и соединениях были восстановлены, а в 1940 году снова заменены должностями заместителей командиров (начальников) по политической части. Введенный в начале Великой Отечественной войны (16 июля 1941 года) институт военных комиссаров просуществовал до 9 октября 1942 года, когда в армии и на флоте было окончательно введено единоначалие...

Ныне, в начале XXI-го века, военкоматы заняты неспешным исполнением некоторых задач - призывом на военную службу и отловом уклоняющихся от нее, регистрацией машин для почти не проводящихся тренировок, способствующих в соответствии с Законом "Об обороне" и Законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" укреплению обороны страны. Хотя о какой обороне может быть речь без должного финансирования и развития промышленности, в том числе и оборонной?