Мудрый Юрист

Изменения в законе "об акционерных обществах" № 2

Кухалашвили Игорь Юрьевич

Консультант инвестиционного фонда ЕБРР по Северо - Западу России (Норум). Аспирант кафедры коммерческого права СПбГУ.

Родился 6 марта 1976 г. в Москве. В 1997 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, бакалавр юриспруденции. В 2000 г. окончил магистратуру юридического факультета СПбГУ. Несколько лет работал на совместном российско - французском предприятии "Европейская Мебельная Компания", где отвечал за отношения с акционерами и был секретарем совета директоров.

Седьмого августа 2001 г. был принят давно ожидаемый Федеральный закон N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" <*> (далее - Закон). Характеризуя внесенные изменения в целом, надо сказать, что одновременно с устранением некоторых ограничений увеличилось число императивных норм. С одной стороны, это оставляет меньше свободы для локального регулирования соответствующих отношений в уставах акционерных обществ (АО), но с другой - такой подход законодателя зачастую усиливает защиту прав миноритарных акционеров. Анализируя основные изменения, касающиеся уставного капитала и ценных бумаг общества, его органов управления, правового режима крупных сделок и сделок с заинтересованностью, особое внимание следует обратить на те, что внесены в ст. 48 и 49 Закона (компетенция и решения общего собрания акционеров), так как их положения уже вступили в силу. Поэтому все изменения в уставы обществ, утвержденные органами управления АО после 9 августа 2001 г., должны учитывать новые положения указанных статей. Остальные статьи Закона вступят в силу с 1 января следующего года.

<*> Российская газета. 2001. 9 августа.

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ, ОПЛАТА И РАЗМЕЩЕНИЕ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, АКТИВЫ ОБЩЕСТВА

Первые 50% уставного капитала общества могут оплачиваться в течение трех месяцев после его регистрации;

снято требование о 25 процентной оплате дополнительных акций при их приобретении;

совет директоров может принимать решение о размещении дополнительных акций только в ограниченном ряде случаев;

значительное число открытых акционерных обществ должно будет передать свой реестр акционеров независимому реестродержателю;

снижен минимальный размер резервного фонда.

Наиболее важными по своему значению следует считать изменения, касающиеся порядка оплаты акций и иных ценных бумаг общества. В первую очередь изменен порядок первоначального формирования уставного капитала. Первые 50% акций при учреждении АО теперь должны оплачиваться не к моменту государственной регистрации общества, а в течение трех месяцев с этой даты (п. 1 ст. 34). Одновременно введено ограничение правоспособности общества на данный период: общество не может совершать сделки, не связанные с его учреждением, до оплаты 50% своих акций (п. 3 ст. 2). Существенное изменение внесено и применительно к порядку оплаты дополнительных акций. Пункт 2 ст. 34 в старой редакции содержал требование, в соответствии с которым дополнительные акции, которые должны быть оплачены деньгами, оплачиваются при их приобретении в размере не менее 25% от их номинальной стоимости. Теперь ст. 34 такого требования не содержит.

Ряд изменений относится к оплате акций (и иных эмиссионных ценных бумаг) неденежными средствами. Во-первых, установлено обязательное привлечение независимого оценщика в любом случае, когда решение о выпуске предусматривает оплату размещаемых ценных бумаг неденежными средствами, т.е. даже если стоимость вносимого в оплату имущества ниже 200 МРОТ. Во-вторых, некоторым акционерам, независимо от условий оплаты, закрепленных в решении о выпуске, предоставляется по своему усмотрению оплатить акции денежными средствами. Речь идет об акционерах, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. Раньше указанное право выбирать по своему усмотрению способ оплаты акций предоставлялось акционерам только в случаях открытой подписки (абз. 4 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>). Оплата же иных эмиссионных ценных бумаг может теперь производиться только деньгами.

<*> Российская газета. 1999. 11 марта.

Следует отдельно отметить то обстоятельство, что при изменении редакции ст. 34 не было отражено положение Закона "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", ограничивающее обращение ценных бумаг при их размещении. Пункт 2 ст. 5 данного Закона запрещает первому владельцу совершение сделок с размещаемыми ценными бумагами до их полной оплаты.

Как и ранее, решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может приниматься как общим собранием акционеров, так и советом директоров, если такое право ему предоставлено уставом (п. 2 ст. 28). Но теперь в Законе установлен следующий ряд случаев, когда решение о размещении эмиссионных ценных бумаг может происходить только по решению высшего органа управления общества (п. 3 и 4 ст. 39):

В любом из перечисленных случаев решение должно быть принято квалифицированным большинством в три четверти голосов от принимающих участие в собрании, если большего числа голосов не требуется в соответствии с уставом общества.

Основные изменения режима привилегированных акций относятся к праву голоса у владельцев таких акций и к порядку конвертации привилегированных акций в обыкновенные. Теперь акционеры не могут по своему усмотрению закрепить в уставе случаи, при которых у владельцев привилегированных акций определенного типа появляется право голоса. Перечень таких случаев - общий для всех типов привилегированных акций, и определяется он только в соответствии с Законом (п. 4 и 5 ст. 32). Ранее действовавшая редакция ст. 37, регулирующая порядок конвертации в акции ценных бумаг общества, требовала закрепления условий такой конвертации только в решении о размещении ценных бумаг. Теперь данная статья особо выделяет из возможных случаев конвертации ценных бумаг конвертацию привилегированных акций в обыкновенные и требует предварительно закреплять порядок конвертации таких акций в уставе общества. Раньше данное требование не содержалось ни в ст. 32 Закона, ни в соответствующем разделе Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. N 47 <*>.

<*> Вестник ФКЦБ России. 1998. N 10.

Надлежит обратить внимание на изменение требований к ведению реестра акционеров общества. В соответствии с положениями ст. 44 общество может продолжать самостоятельное ведение своего реестра только в том случае, если число его акционеров не превышает 50 человек. В остальных случаях реестр должен передаваться специализированному регистратору.

Еще одна императивная норма изменена в новой редакции Закона. Статья 35 устанавливала требования к минимальному пределу резервного фонда общества в размере 15% от его уставного капитала. Теперь этот предел снижен до 5%.

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ

В Законе больше не содержится понятия исключительной компетенции органов управления обществом;

право акционера обжаловать в суд решения общего собрания акционеров ограничено 6-месячным сроком;

установлена санкция за непроведение в требуемые сроки очередного общего собрания акционеров;

особо выделен порядок подготовки собраний, где совет директоров избирается кумулятивным голосованием.

В Законе больше не содержится понятия исключительной компетенции органов управления обществом. Что же касается объема компетенции общего собрания акционеров, то в целом он остался без изменений. Особое внимание следует обратить на порядок принятия решений общим собранием. Требуемое большинство (простое, квалифицированное, единогласное) для принятия решений практически по всем вопросам компетенции собрания теперь императивно устанавливается Законом, и соответствующие положения уже не могут быть изменены в уставе общества (для сравнения см. старую редакцию абз. 1 п. 2 ст. 49).

Ряд изменений относится к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. В первую очередь следует отметить, что по аналогии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> из общего порядка сделано исключение для обществ, все акции которого принадлежат одному лицу. В соответствии со ст. 47 Закона теперь достаточно оформления решения такого акционера в письменном виде, а соблюдения формальностей, относящихся к подготовке, созыву и проведению собрания, не требуется.

<*> Российская газета. 1998. 17 февраля.

Уменьшен максимально допустимый разрыв между днем проведения собрания и датой составления соответствующего списка акционеров - теперь эта дата может быть установлена не более чем за 50 дней до проведения общего собрания акционеров. В случае если на собрании предстоит проведение выборов в совет директоров путем кумулятивного голосования, то такой разрыв не может превышать 65 дней.

Тридцатидневный срок уведомления акционеров о предстоящем собрании ранее был установлен в качестве минимального только для открытых АО. Новая редакция ст. 52 Закона, во-первых, уменьшила такой срок до 20 дней, а во-вторых, распространила его и на закрытые АО. Специальные сроки уведомления акционеров установлены для проведения собраний: для тех, на которых предстоит решение вопроса о реорганизации общества, уведомление посылается не более чем за 30 дней, а для проведения выборов в совет директоров путем кумулятивного голосования - не более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Из содержания новой редакции ст. 52 можно сделать вывод, что протокол общего собрания акционеров должен будет готовиться заранее, так как в комплект документов, представляемых акционерам при подготовке собрания, должен быть включен проект протокола. Еще один новый документ упомянут в ст. 62, где наряду с протоколом говорится об отчете об итогах голосования. Можно предположить, что составление данного документа также будет возложено на счетную комиссию общества.

Новая редакция п. 1 ст. 53 снимает всякие ограничения на внесение акционерами, имеющими право на участие в формировании повестки дня годового общего собрания, своих предложений. Раньше каждый акционер мог внести не более двух предложений в повестку дня собрания. Кроме того, в Законе появилось прямое указание на право совета директоров дополнять по своему усмотрению повестку дня предстоящего собрания отдельными вопросами (как в дополнение к предложениям акционеров, так и при отсутствии таковых). Вряд ли в связи с этим стоит говорить о расширении компетенции данного органа, поскольку на практике совет директоров часто так и поступал, и подобные действия не расценивались как выход за пределы компетенции. Аналогичное право совета теперь распространяется и на формирование списков кандидатов в органы управления обществом.

На практике нередко поднимались вопросы относительно обжалования акционерами решений общих собраний, принятых с нарушениями требований, предъявляемых Законом. В первую очередь это относилось к неоповещению акционеров о предстоящем собрании в установленные сроки. Неоднократно обсуждалась необходимость пресечения злоупотреблений акционерами своим правом. Теперь Закон устанавливает специальный срок для обжалования решений общего собрания акционеров, принятых с нарушениями установленных требований. В соответствии с п. 7 ст. 49 такое требование может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

Следует обратить внимание на одно из принципиальных нововведений, относящихся к последствиям несоблюдения сроков проведения годового общего собрания акционеров. Ранее действовавшие положения Закона, предъявляя требование провести ежегодное собрание не позднее 30 июня, не устанавливали никаких санкций за нарушение данного требования. Именно поэтому зачастую обязательные вопросы (утверждение годового отчета, выборы в совет директоров и иные органы управления обществом) могли не решаться в установленные сроки. Теперь неблагоприятное последствие такого нарушения выразится в ограничении компетенции совета директоров, который не был переизбран в установленные сроки. В таком случае данный орган будет уполномочен только на созыв очередного общего собрания акционеров и выполнение всех необходимых для этого подготовительных действий. Указанное положение, закрепленное в п. 1 ст. 66 Закона, может явиться основанием для признания недействительным всех иных решений совета директоров, принятых после истечения сроков проведения годового общего собрания акционеров.

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ОБЩЕСТВА

Компетенция совета директоров несколько сокращена;

уменьшена предельно допустимая доля членов коллегиального исполнительного органа в составе совета директоров;

полномочия исполнительного органа общества могут быть приостановлены, и до проведения перевыборов может быть назначен временный директор.

В отличие от высшего органа управления объем компетенции совета директоров в новой редакции Закона претерпел больше изменений, и в целом круг вопросов, решаемых советом директоров, представлен в более ограниченном виде, чем ранее. Помимо ограничения возможности совета директоров принимать решение о размещении дополнительных акций из компетенции данного органа изъят еще и вопрос об утверждении регламентов и положений, утверждающих порядок деятельности органов управления общества. Но если указанный вопрос перенесен в компетенцию общего собрания акционеров, то другой - принятие решения об участии общества в других организациях (за исключением объединений коммерческих организаций), - также исключенный из компетенции совета директоров, не появился в новой редакции ст. 48. Отсюда можно сделать вывод, что этот вопрос будет решаться исполнительным органом общества. Новеллой следует считать дополнение компетенции совета директоров возможностью вносить изменения в устав общества, касающиеся открытия и закрытия филиалов и представительств общества (п. 5 ст. 12).

Изменения коснулись порядка формирования и работы совета директоров. Предыдущая редакция ст. 66 Закона ограничивала возможность членов коллегиального исполнительного органа быть избранными в состав совета директоров - таких совместителей не могло быть более половины состава. Теперь предел установлен на уровне 25% от общего числа членов совета директоров. Появление в той же статье указания на возможность нахождения на посту члена совета директоров только физического лица следует считать уточнением, ибо ранее эта проблема уже была решена на практике (специально ей посвящено, в частности, письмо ФКЦБ России от 31 марта 2000 г. N ИК-04/1608 "Об участии юридических лиц в совете директоров" <*>). Более спорный вопрос заключается в возможности передоверия членом совета директоров своих полномочий другому лицу. Раньше Закон запрещал осуществлять такое передоверие только между самими членами совета, ничего не говоря об иных лицах, что вызывало на практике многочисленные споры. Теперь п. 3 ст. 68 запрещает любую передачу членом совета директоров своего права голоса.

<*> Вестник ФКЦБ России. 2000. N 4.

Установив прекращение полномочий совета директоров в случае непроведения в установленный срок очередных выборов данного органа на общем собрании акционеров, Закон предусмотрел новую процедуру в отношении единоличного исполнительного органа общества. Теперь его полномочия могут быть досрочно приостановлены по решению совета директоров до принятия общим собранием акционеров решения о назначении новой кандидатуры (или отклонения предложения совета о переизбрании исполнительного органа). Аналогичное право предоставлено совету директоров и в отношении управляющей организации (управляющего). Во всех случаях одновременно с принятием решения о приостановлении полномочий совет директоров должен назначить временного генерального директора и созвать внеочередное общее собрание акционеров.

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ, СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ

Размещение ценных бумаг больше не является крупной сделкой;

сделка, подпадающая под оба режима, будет рассматриваться как сделка с заинтересованностью.

Глава X Закона ранее различала два вида крупных сделок: приобретение (отчуждение) имущества и размещение акций общества. В соответствии с новой редакцией ст. 78 режим крупных сделок больше не применяется к размещению обыкновенных и привилегированных акций.

Несколько уточнен порядок определения кворума совета директоров при решении им вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью. В соответствии со ст. 83 Закона был установлен порядок принятия решения большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в совершении сделки. Однако данная статья не учитывала той ситуации, когда незаинтересованные члены не составляли присутственного кворума, необходимого для проведения заседания совета директоров. Новая редакция п. 2 ст. 83 решает эту проблему для обществ с числом акционеров 1000 и менее: при отсутствии необходимого кворума вопрос передается на рассмотрение общего собрания акционеров. Для других обществ (более 1000 акционеров) такая возможность теперь согласно п. 3 той же статьи появляется только при всеобщей заинтересованности членов совета директоров в совершении сделки. Но что делать, когда незаинтересованные члены все же имеются, а их числа недостаточно для установления кворума, п. 3 не говорит. Этот пробел приобретает особое значение, если учесть, что законодатель отдает приоритет именно режиму сделок с заинтересованностью, который теперь будет применяться к сделкам, одновременно являющимся крупными и сделками с заинтересованностью (п. 5 ст. 79).

Примечательной новеллой в регулировании сделок с заинтересованностью следует считать установление в Законе перечня сделок, на которые соответствующий режим распространяться не будет (п. 2 ст. 81).