Мудрый Юрист

Ограничение смены участников хозяйственных обществ

Подвысоцкий Петр Тимофеевич

Специалист по трудовому и гражданскому праву.

Родился 28 мая 1951 г. в с. Паланочка Маньковского района Черкасской области. В 1996 г. окончил МГЮА. Главный юрисконсульт ООО "Регионсервис-А".

Публиковался в журнале "Работа & Зарплата" (статья "Особенности труда молодежи в возрасте до 21 года").

Аверьянов Олег Викторович

Специалист в области гражданского права.

Родился 4 ноября 1967 г. В 1996 г. окончил МГЮА. В 1995 - 1997 гг. - юрист СК "Золотой резерв", в 1997 - 1999 гг. - юрист лизинговой компании "Решение", в 1999 - 2000 гг. - юрист ЗАО "ЛегПромПрогресс". В настоящее время работает юристом в ЗАО "МФ "МЕНАТЕП".

Автор ряда публикаций по вопросам лизинга и страхования, в том числе: "Лизинг и страхование", 1999; "Особенности лизинга предприятий", 2000; "Особенности солидарных требований кредиторов при финансовом лизинге в свете статьи 475 ГК РФ", 1999; а также статей по трудовым вопросам, опубликованных в газете "Работа сегодня".

В соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться как одним, так и несколькими участниками. Причем если число участников обществ с ограниченной ответственностью и акционеров закрытых акционерных обществ не должно превышать пятидесяти человек (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), то число учредителей (акционеров) открытого акционерного общества неограниченно (п. 2 ст. 10 Закона об АО). Нормы законодательства позволяют самим учредителям (участникам) хозяйственных обществ определить в уставных документах порядок смены участников (акционеров) хозяйственного общества. Недостаточно четкое отражение в таких документах вопроса ограничения смены участников (акционеров) хозяйственного общества может привести к неблагоприятным последствиям.

Новые хозяйственные общества в большинстве своем создаются группой лиц (командой), которые, имея определенную цель, намерены и в дальнейшем действовать совместно. При этом нередко в учредительных документах не отражен такой важный аспект "юридической безопасности", как порядок смены участников общества. Это объясняется тем, что при создании хозяйственного общества его учредители, как правило, пользуются услугами юридических фирм, использующих шаблоны уставных документов хозяйственных обществ, где этот аспект абсолютно не учитывается. Однако от того, кто будет участником данного хозяйственного общества, насколько легко (или, наоборот, трудно) стать его участником, может зависеть судьба создаваемого либо уже действующего общества, а также финансовые интересы его участников (акционеров). Данный аспект столь же актуален и при создании хозяйственного общества одним лицом.

Если хозяйственное общество прибыльное, перспективное, имеет в активе многочисленную и дорогостоящую недвижимость, то фактически неизбежен конфликт между старыми и новыми участниками (либо теми, кто намеревается стать таковыми), который может неблагоприятно отразиться на деятельности общества. Новые участники могут сменить руководство общества, изменить хозяйственную деятельность и политику общества (например, потребовать выплаты дивидендов вместо направления прибыли на развитие производства либо навязать обществу институт обязательных указаний), проводить политику выживания других участников (акционеров). Наконец, среди новых участников могут оказаться физические лица (в том числе и подставные) из конкурирующих обществ, которые своими действиями (например, принятием решения о продаже производственных мощностей либо о реорганизации общества) могут сделать общество убыточным либо привести его к банкротству. Примеров тому немало. Вместе с тем подобных конфликтов можно избежать, если в уставные документы хозяйственного общества изначально заложить элементы его защиты от смены участников (акционеров).

Ограничение смены участников в обществах с ограниченной ответственностью

Наиболее легко ограничить смену участников в обществах с ограниченной ответственностью. Сама по себе структура таких обществ предполагает более тесную связь между его участниками по сравнению со структурой акционерных обществ. На основании п. 2 ст. 21 Закона об ООО в устав общества можно включить полный запрет на продажу либо иную уступку (мену, дарение) доли (части доли) участника общества третьим лицам. При наличии такого положения долю (часть доли) участника вправе приобрести другие участники, а при их отказе ее обязано будет приобрести само общество (п. 2 ст. 23 Закона об ООО). В дальнейшем, в течение года со дня перехода доли к обществу, доля вышедшего участника должна быть распределена пропорционально между всеми участниками общества либо продана всем или некоторым участникам общества. Если же доля (часть доли) все же оказалась не распределена или не продана, то она погашается с соответствующим уменьшением уставного капитала общества. В связи с этим нецелесообразно уставный капитал общества с ограниченной ответственностью делать в размере, равном минимальному уставному капиталу обществ с ограниченной ответственностью. Введение в устав рассматриваемого положения полностью позволит запретить появление в обществе новых участников на основании волевых действий какого-либо из участников общества.

Однако запрет уступки доли любым способом не может полностью ограничить появление в обществе новых участников. В соответствии с п. 7 ст. 21 Закона об ООО доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц. Наследование и правопреемство не являются действиями участника по продаже или иной уступке доли, а потому запрет на отчуждение доли в данном случае не будет действовать. Однако учредители (участники) хозяйственного общества все-таки могут исключить появление в обществе новых участников. Закон об ООО позволяет внести в устав положение, допускающее переход доли к наследникам и правопреемникам только с согласия остальных участников. При наличии такого положения в уставе сами участники решают вопрос о принятии нового участника.

Кроме того, желательно включить в устав общества положение, запрещающее участнику залог его доли (части доли) третьим лицам.

Если в уставе содержатся все перечисленные ограничения, то единственным основанием появления в обществе новых участников может стать лишь продажа доли (части доли) участника с публичных торгов (за долги, при банкротстве). Но это само по себе уже будет свидетельствовать о том, что финансовое положение общества и его участников очень тяжелое, ибо не позволило обществу и его участникам реализовать право преимущественной покупки доли (части доли) при наличии их воли на ограничение появления новых участников общества.

Устанавливая ограничения на смену участников общества, следует исходить из конкретных обстоятельств.

Если участником общества с ограниченной ответственностью является одно физическое лицо, то в случае его гибели (смерти) никакого согласия оставшихся участников общества на переход доли к наследникам не понадобится. В соответствии с п. 7 ст. 21 Закона об ООО до принятия наследником (наследниками) наследства права умершего участника осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, при отсутствии же такого лица - управляющим, назначенным нотариусом. Поэтому в таком обществе нецелесообразно устанавливать запрет на продажу либо иную уступку доли. Наиболее подходящим вариантом будет включение в устав общества положения о том, что уступка доли должна осуществляться на основании нотариально удостоверенной сделки. Данное положение весьма желательно включить в устав, если существует угроза физическому лицу со стороны криминальных структур. При отсутствии такого положения физическое лицо - единственного участника общества - могут принудить (под влиянием обмана, насилия или угрозы) уступить свою долю на основании простой письменной формы сделки. И до тех пор, пока такая сделка не будет признана судом недействительной на основании ст. 179 ГК РФ, новый участник уже успеет распорядиться как имуществом, так и денежными средствами общества. Вместе с тем положение устава о нотариальной форме сделки уступки доли, во-первых, затруднит осуществление сделки под влиянием обмана, насилия или угрозы, а во-вторых, облегчит факт подтверждения указанных обстоятельств.

Участникам общества необходимо взвесить все "за" и "против" относительно включения в устав положения о запрете залога доли участником. Наличие такого запрета не позволит получить кредит (заем) под залог доли (части доли) участника общества, а следовательно, потребует залога другого имущества.

Ограничение смены акционеров в акционерных обществах

Закон об АО не содержит норм, запрещающих акционерам продавать или иным образом уступать свои акции третьим лицам. Акционеры как открытого, так и закрытого акционерного общества могут свободно отчуждать свои акции без согласия других акционеров. И хотя согласно п. 3 ст. 7 Закона об АО акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, однако эту норму вряд ли можно рассматривать как гарантию защиты от появления в обществе новых акционеров. Уже не раз та или иная финансовая группа путем скупки контрольного пакета акций акционерного общества смогла полностью вытеснить старых акционеров.

Преимущественное право приобретения не действует при безвозмездном отчуждении акционером акций. Акционеру - физическому лицу достаточно будет подарить другому лицу хотя бы одну акцию, а затем продать все остальные акции этому же лицу, но уже как полноправному акционеру. Если же другие акционеры захотят приобрести продаваемые акции, то всю сделку можно оформить как дарение - доказать, что за акции передавались денежные средства, очень сложно, а зачастую практически невозможно. Существующие ограничения на дарение между коммерческими организациями, а также финансовые аспекты покупки акций при желании легко обойти. К тому же появление новых акционеров возможно и при наследовании акций, и при продаже акций с публичных торгов.

Не повлияет на смену состава акционеров и введение ограничения на количество акций, принадлежащих одному акционеру, и на их суммарную номинальную стоимость, а также на максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 3 ст. 11 Закона об АО).

Следует ли из сказанного вывод, что в отличие от обществ с ограниченной ответственностью сохранить стабильным состав акционеров акционерного общества невозможно?

Для уже существующих акционерных обществ, насчитывающих большое количество акционеров, фактически так и есть. Но для тех обществ, численность акционеров которых не столь велика и между ними существуют тесные взаимоотношения, а также для вновь создаваемых акционерных обществ можно создать ситуацию, когда появление новых акционеров будет, во-первых, затруднительно, а во-вторых, не позволит новым акционерам каким-либо образом негативно влиять на деятельность общества.

В соответствии со ст. 25 Закона об АО уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При создании общества все его акции должны быть размещены, при этом учредители могут определить, что уставный капитал общества будет состоять из как можно меньшего числа акций, например из трех. Из буквального толкования п. 1 ст. 96 ГК РФ и ст. 25 Закона об АО следует, что акция не может быть одна (даже при консолидации акций), и если число учредителей такого акционерного общества более двух, то приобретенные акции будут находиться в общей собственности.

В зависимости от желания акционеров возможны два варианта деления акций на праве общей долевой собственности:

  1. любая акция общества будет принадлежать всем акционерам сразу;
  2. каждая определенная акция будет принадлежать определенным акционерам на праве общей собственности.

Если в обществе есть акционер, которому в совокупности принадлежит более 50% голосующих акций общества, то предпочтительнее второй вариант. Аналогичным образом акционерное общество, количество акционеров которого не очень велико, принимает на общем собрании решение о консолидации акций.

Консолидация акций должна происходить с таким расчетом, чтобы обладателями каждой акции стали несколько акционеров на праве общей собственности. Согласно п. 4 ст. 244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено в силу его назначения. Одна акция, принадлежащая на праве общей собственности нескольким акционерам, не может быть разделена без изменения ее назначения (исходя из общего правила: одна акция - один голос). Каждый акционер будет обладать соответствующей долей на акцию в зависимости от размера своего вклада.

Распоряжение такой акцией осуществляется по соглашению всех ее владельцев. Поэтому продать (или иным образом уступить) всю акцию в целом одному из участников долевой собственности без согласия других невозможно. Согласно п. 7.3.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г., для внесения в реестр акционеров записи о совершении сделки необходимо письменное согласие участников долевой собственности, представляемое регистратору. В соответствии с п. 7.3 Положения при переходе прав собственности на ценные бумаги, если ценные бумаги принадлежат на праве общей долевой собственности, передаточное распоряжение должно быть подписано всеми участниками общей долевой собственности. В случае отсутствия таких подписей должна быть представлена доверенность, выданная участниками общей долевой собственности лицу, подписавшему от их имени передаточное распоряжение. Для внесения в реестр записи о передаче ценной бумаги в залог также необходимо письменное согласие участников долевой собственности на передачу ценных бумаг в залог.

В соответствии со ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, а также на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Следовательно, акционер не сможет возмездно уступить свою долю на акцию третьим лицам без согласия других акционеров.

Если даже допустить, что по каким-либо иным обстоятельствам (наследование, правопреемство, дарение) часть доли на акцию все же станет принадлежать третьим лицам, то остальные участники могут не позволить новому участнику (акционеру) принимать решения, которые негативно скажутся на хозяйственной деятельности общества. Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование акцией, находящейся в долевой собственности, должно осуществляться по согласованию всех участников, а потому все решения акционеры - владельцы акции должны принимать единогласно, т.е. согласовать, как голосовать данной акцией по тому или иному вопросу повестки дня общего собрания акционеров.

В соответствии с п. 3 ст. 57 Закона об АО в случае если акция общества находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то правомочие по голосованию на общем собрании акционеров осуществляется по их усмотрению одним из участников общей долевой собственности либо их общим представителем. Полномочия каждого из указанных лиц должны быть надлежащим образом оформлены. Поэтому даже при самой крайней ситуации, когда новому участнику станет принадлежать большая часть доли на большую часть акций (по аналогии - более 50% голосующих акций), такой акционер не сможет безоговорочно диктовать свои условия другим акционерам и принимать решения (голосовать на общем собрании данными акциями), которые не устраивали бы других участников долевой собственности на акцию. При недостижении соглашения между участниками споры будут разрешаться в суде. Данная ситуация коренным образом отличается от той, когда какое-либо лицо, приобретшее более 50% голосующих акций общества, простым большинством голосов может принимать многие жизненно важные для общества решения, не считаясь с мнением меньшинства.

Маловероятно, что в судебном порядке новому акционеру удастся провести явно негативные для общества решения, такие, как отчуждение собственности (в том числе на подставные фирмы), реорганизация, предоставление займов третьим лицам, назначение на руководящие должности "своих" лиц и т.п. К тому же при постоянном несогласии остальных акционеров в суд придется обращаться по каждому вопросу.

Ситуация, когда новому акционеру станет принадлежать большинство долей на большинство акций общества, в данной схеме практически исключается. В остальных случаях либо новому участнику придется мириться с волей старых акционеров, либо он может, если не согласен с решением суда, требовать на основании п. 2 ст. 252 ГК РФ выдела своей доли из общего имущества, т.е. выплаты компенсации за долю, так как выдел доли акционером в натуре из акции невозможен. Это утверждение базируется на буквальном толковании ст. 252 ГК РФ, согласно которой такой участник не вправе требовать раздела (дробления) акции в целом в судебном порядке, так как на основании п. 1 той же статьи такой раздел допускается по соглашению между участниками, а при недостижении согласия участник вправе потребовать только выдела своей доли.

Обрисованная схема позволит максимально затруднить появление в акционерном обществе новых акционеров, в частности путем скупки третьими лицами контрольного пакета акций общества, и навязывание обществу одним из акционеров своей политики. Однако данная схема потребует от остальных акционеров согласованных и скоординированных действий в процессе управления и принятия решений обществом при голосовании на общем собрании акционеров.