Мудрый Юрист

Предмет взятки и квалификация содеянного

Е. Краснопеева, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Московского института МВД России.

Взяточничество как одно из распространенных и опасных проявлений коррупции относится к числу наиболее латентных преступлений. В практической деятельности органов дознания и следствия вызывает затруднение не только выявление и пресечение этого преступления, но и его квалификация. Причем особую трудность в ряде случаев представляет установление предмета взятки.

Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Трудности на практике и разноплановость высказываемых в юридической литературе точек зрения по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.

Проводя экскурс в историю российского уголовного права, следует отметить, что вплоть до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. формулировка предмета взятки законодателем была нечеткой. В ст. 173 УК РСФСР 1960 г. он определялся так: "в каком бы то ни было виде".

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г. N 3 "О судебной практике по делам о взяточничестве" подчеркнул материальный характер предмета взятки, указав, что им "могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, а также оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги". Более четко и подробно эта идея была закреплена в ст. 290 УК РФ 1996 г. и в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6, где данный предмет определен как получение должностным лицом взятки "в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера". Такое толкование предмета взятки законодателем, хотя и является достаточно полным, но, по нашему мнению, не отражает всех положений, имеющих значение для квалификации содеянного на практике.

В этой связи представляется целесообразным, кроме перечисления возможных материальных, вещественных и иных выгод имущественного характера, выделить ряд обобщающих признаков предмета взяточничества.

Рассматривая предмет взятки с позиции правового статуса, его условно можно разделить на две группы.

Одна из них включает в себя деньги, ценные бумаги (выраженные как в российской, так и иностранной валюте), имущество (любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте), драгоценные металлы в виде ювелирных изделий или лома этих изделий в любом виде и состоянии и т.д., в целом обладающие общей характеристикой - нахождением в свободном обороте. Противоправное деяние, выраженное в передаче таких ценностей в виде взятки должностному лицу и соответственно в получении их последним лично или через посредника, полностью охватывается диспозициями ст. ст. 290 - 291 УК РФ. Дополнительной квалификации по другим статьям Особенной части УК РФ здесь не требуется.

Вторая группа объединяет в себе то "иное имущество", которое, обладая вышеуказанными характеристиками материальных ценностей, исключает одну.

Предмет взятки, относимый нами ко второй группе, включает в себя те вещи и материальные ценности, оборот которых в Российской Федерации запрещен либо ограничен. Это предметы, изъятые из оборота. Использование их в качестве предмета взятки налагает на правоприменителя обязанность дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот.

Понятие незаконного оборота в УК прямо не дано. Однако сопоставив название ст. 234 УК РФ и перечень тех действий, которые указаны в диспозиции ч. 1 этой статьи, можно прийти к выводу, что объективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом, выражается в активных незаконных действиях. Применительно к ст. ст. 234 УК РФ - в незаконных изготовлении, приобретении, хранении, перевозке или пересылке в целях сбыта, а равно незаконном сбыте сильнодействующих или ядовитых веществ. Аналогичные действия названы и в диспозициях ст. ст. 191, 222, 228, 242 УК РФ. Причем необходимо отметить, что названные статьи бланкетные, т.е. во всех них при определении предмета преступления законодатель делает ссылку на другие нормативные правовые акты РФ.

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов. Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное квалифицируется по ст. ст. 290 и 191 УК.

Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроля за оборотом вышеназванных предметов.

В случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. ст. 285 и 286 УК, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.

Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности (см. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге").