Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Н. Лопашенко, профессор Саратовской государственной академии права.

Анализируемое преступление впервые введено в уголовный закон. Факты привлечения к уголовной ответственности за него в настоящее время единичны. Так, в 1997 г. по ст. 246 УК было возбуждено 6 уголовных дел, в 1998 г. - 2 дела, в 1999 г. - 3 дела. Думаю, не в последнюю очередь это объясняется сложностью законодательной дефиниции и бланкетным характером диспозиции статьи.

Объект нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ - экологическая безопасность. В результате преступления может пострадать любой из трех непосредственных объектов, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О применении судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения": стабильность окружающей среды; природно - ресурсный потенциал и конституционно гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду. Состав преступления носит общий характер, поскольку оно может причинить ущерб как жизни и здоровью людей, так и любому объекту окружающей природной среды.

Предмет преступления - правила охраны окружающей среды при производстве работ. Под ними понимают нормы, сформулированные в экологическом праве и содержащиеся в нормативных источниках различной юридической силы, регламентирующие экологические требования и направленные на обеспечение экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Правила охраны окружающей среды предусмотрены, например, в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Федеральных законах от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", от 21 февраля 1992 г. "О недрах", от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии" и других нормативных актах.

Правила охраны окружающей среды принято подразделять на общие и специальные. Общие правила сформулированы в разделах VI и VII Закона "Об охране окружающей природной среды"; специальные следует искать в других законодательных и подзаконных актах. В основе всех правил лежат следующие положения: при размещении, технико - экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте в энергетике, водном, коммунально - бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, является экологическая экспертиза. Она представляет собой установление, соответствует ли намечаемая хозяйственная и иная деятельность экологическим требованиям, и определение допустимости реализации объекта экспертизы. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Обязательное ее проведение следует отнести к общим правилам охраны окружающей среды при производстве работ.

Среди специальных правил можно выделить правила охраны вод, правила охраны земли, животного мира, атмосферного воздуха и т.п. Все указанные и иные правила действуют, исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Нужно, однако, сказать, что из понятия правил охраны окружающей природной среды законодатель исключил правила охраны и использования недр в части их действия при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При нарушении указанных правил на этих объектах применяется специальная норма - ст. 255 УК. Нарушение правил охраны недр при производстве работ на других объектах при наличии необходимых признаков наказуемо по основной статье - 246 УК.

Статья 246 точно определяет сферу действия правил охраны окружающей среды и, соответственно, сферу действия описанного в ней состава - производство работ. Под этим согласно диспозиции статьи понимается проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Проектирование включает в себя деятельность по разработке проектной документации и технико - экономическому обоснованию создаваемого, реконструируемого или подвергаемого капитальному ремонту объекта. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Размещение объекта предполагает деятельность по пространственному расположению его на местности.

Под строительством понимают деятельность по созданию объекта, а также по его реконструкции и капитальному ремонту.

Ввод объекта в эксплуатацию представляет собой тщательно урегулированную нормативными актами процедуру по сдаче - приемке готового (построенного, реконструированного или капитально отремонтированного) объекта. Ввод в эксплуатацию подлежит юридическому оформлению (чаще - в виде акта) после подробного знакомства приемочной комиссии с состоянием сдаваемого объекта, в том числе с решением вопроса о соответствии его проектной и иной документации.

Эксплуатация объекта заключается в его использовании в соответствии с назначением. Последнее определяется характеристикой объекта, а именно - его принадлежностью к объектам промышленным, сельскохозяйственным, научным, иным.

К промышленным объектам относятся предприятия, сооружения и т.д. различной формы собственности, перерабатывающие сырье, разрабатывающие недра и выполняющие иные производственные функции. Следует, однако, указать, что из понятия промышленных объектов законодатель исключил горнодобывающие предприятия и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, если на них нарушаются правила охраны и использования недр. В этом случае применяется специальная статья - 255 УК. Нарушение на названных объектах иных правил охраны окружающей среды влечет, при наличии необходимых признаков, уголовную ответственность по ст. 246 УК.

В число сельскохозяйственных объектов входят предприятия, сооружения и т.п., предназначенные для хозяйственной деятельности в области растениеводства, животноводства, полеводства и других отраслей сельского хозяйства.

Научные объекты - это предприятия, сооружения, установки и т.п., целевое назначение которых связано с наукой. Они могут носить экспериментальный, исследовательский и иной характер.

Перечень объектов, при производстве работ на которых возможно нарушение правил охраны окружающей среды, законодатель оставляет открытым, указывая на иные объекты. К ним следует относить, например, жилые дома, объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания и т.д.

Объективная сторона состава, предусмотренного ст. 246 УК, включает в себя деяние в форме нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствие в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Под нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ понимают невыполнение нормативных предписаний; неполное или неточное их выполнение (например, отступление от выполнения ряда предписаний, установление упрощенного порядка выполнения правил); совершение действий, запрещенных правилами охраны окружающей среды, на любом из этапов производства работ.

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании объекта может выражаться, например, в неучете в проекте современного уровня научно - технического прогресса и предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду, в отсутствии в нем надежных и эффективных мер предупреждения и устранения загрязнения природной среды вредными отходами, мер по их обезвреживанию и утилизации, в отказе от внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, в нерациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов.

Нарушение правил охраны окружающей среды при размещении объектов выражается в нерациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, в неучете ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности этих объектов. Нарушение правил здесь может состоять и в несоблюдении требований закона о размещении промышленных, транспортных предприятий, сооружений, транспортных магистралей и других хозяйственных объектов таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно - бытовые условия жизни населения. Правила охраны окружающей среды при размещении объектов будут нарушены и в случаях размещения жилых и общественных зданий, детских учреждений, объектов общественного питания и т.д. в санитарно - защитной зоне вокруг ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ; при размещении жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений отдыха, физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов в санитарно - защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов.

Примером нарушения правил охраны окружающей среды при строительстве объектов может служить строительство предприятий, сооружений и т.п. без утвержденных проектов или по проектам, имеющим отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, или по самовольно измененному утвержденному проекту, или с изменением стоимости проектных работ в ущерб экологической безопасности. Нарушение правил здесь может выразиться также в нерациональном использовании природных ресурсов, в непринятии мер по рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.

Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется с нарушением правил охраны окружающей среды, если: не выполнены все экологические требования, предусмотренные проектом; или нет акта приемочной комиссии; или объект не обеспечен современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды; без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

При эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов действуют следующие правила охраны окружающей среды: в процессе эксплуатации должны приниматься эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполняться требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Обязательно соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведение мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов возможны только по специальному разрешению и в пределах нормативов допустимых выбросов. Нарушение любого из приведенных правил может составить деяние как элемент объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК, если оно не подпадает под специальные по отношению к составу нарушения правил охраны окружающей среды нормы гл. 26 УК (ст. ст. 247, 250, 251, 254).

При производстве работ могут быть нарушены и иные правила охраны окружающей среды, например: при размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища и т.д.

Для признания состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК, оконченным необходимо, чтобы в результате нарушения правил охраны окружающей среды наступило хотя бы одно из перечисленных в диспозиции последствий: существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его изменение до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 1998 г.). Речь идет о естественном радиационном фоне, т.е. дозе излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Допустимые пределы доз (основные гигиенические нормативы) установлены в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения". Для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы, при условии что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта. Для лиц, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, допустимые пределы доз выше: средняя годовая эффективная доза - 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверт. Для указанных лиц допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Под эффективной дозой названный Закон понимает величину воздействия ионизирующего излучения, используемую как меру риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

Причинение вреда здоровью людей выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Массовая гибель животных представляет собой такую гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический в три и более раза.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 3 Постановления Пленума).

Вопрос о субъективной стороне нарушения правил охраны окружающей среды решается неоднозначно, что связано с отсутствием упоминания о ней в диспозиции ст. 246 УК. К сожалению, о субъективной стороне экологических преступлений не говорится и в названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Для решения вопроса необходимо поэтому обратиться к положениям Общей части уголовного закона. Согласно ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено в статье Особенной части УК. Поскольку такое указание закона в ст. 246 УК отсутствует, постольку следует признать возможность совершения нарушения правил охраны окружающей среды как умышленно, так и по неосторожности <*>.

<*> Так же считает В. Сверчков. См.: Сверчков В.В. Ответственность за экологические преступления по российскому уголовному законодательству. Н. Новгород, 1999, с. 18. Такой же вывод делает и М. Кауфман. См.: Кауфман М.А. Некоторые вопросы применения норм Общей части УК РФ. - Государство и право, 2000, N 6, с. 59.

В то же время следует заметить, что если возможная уголовная ответственность полностью соответствует общественной опасности неосторожного причинения любого указанного в диспозиции статьи вреда, то общественная опасность умышленного нарушения правил охраны окружающей среды явно недооценена в санкции ст. 246 УК. Так, в ее рамках возможно причинение вреда здоровью людей любой степени тяжести. Умышленное неквалифицированное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается по ст. 111 УК лишением свободы на срок от двух до восьми лет. А максимальное наказание за рассматриваемое преступление при любых последствиях - лишение свободы на срок до пяти лет.

Соответственно, применение в этом случае только ст. 246 УК означало бы на практике нарушение принципа справедливости и фактическое освобождение от уголовной ответственности за совершение более тяжкого преступления.

Поэтому умышленно причиненный в результате нарушения правил охраны окружающей среды вред, степень тяжести которого не учтена в рамках санкции ст. 246 УК, требует дополнительной квалификации по другим статьям уголовного закона. К такому вреду следует отнести умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК) и умышленное уничтожение или повреждение лесов (ч. 2 ст. 261 УК).

Предложения, сформулированные выше, направлены на практическую реализацию действующего уголовного закона. Думаю, однако, что он должен быть изменен - в тексте ст. 246 УК должно появиться указание на неосторожное отношение виновного к причиненным последствиям <*>.

<*> Такое же предложение формулирует и М. Кауфман. См.: Кауфман М.А. Указ. соч., с. 60.

Субъект рассматриваемого преступления специальный: лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцати лет, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ.