Мудрый Юрист

Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил

Процедура рассмотрения дела о нарушении таможенных правил

В соответствии со статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть окончено не позднее, чем в месячный срок с момента его заведения. При необходимости данный срок может быть продлен начальником таможни, а также начальниками вышестоящих таможенных органов в пределах сроков наложения взысканий за нарушения таможенных правил, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В любой момент, когда, по мнению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу о нарушении таможенных правил, разрешены все обстоятельства дела либо исчерпаны все средства доказывания состава нарушения таможенных правил, им выносится рапорт об окончании производства по делу и передаче его на рассмотрение. По сложным, многоэпизодным делам либо по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, наряду с рапортом об окончании производства по делу составляется заключение, в котором должны быть изложены, в том числе: сведения о лице, привлекаемом к ответственности; о собранных по делу доказательствах совершения правонарушения; доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, и результаты их проверки; сведения о вещественных доказательствах, наложенном аресте, а также об издержках по делу. Необходимость составления заключения согласовывается с должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дело о нарушении таможенных правил (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").

По окончании производства по делу лицо, привлекаемое к ответственности, либо его представитель вправе знакомиться с материалами дела о нарушении таможенных правил, делать выписки из них, а также заявлять ходатайства. О факте ознакомления с материалами дела о нарушении таможенных правил по окончании его производства составляется протокол. В случае отказа полностью или частично в удовлетворении заявленных в ходе ознакомления ходатайств выносится мотивированное Постановление (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").

Таможенным законодательством не оговорена возможность ознакомления указанных лиц с материалами дела о нарушении таможенных правил в процессе производства по делу, а также после вынесения по нему постановления. Некоторые лица, обжалуя отказ в предоставлении им материалов дела о нарушении таможенных правил, ссылаются на статью 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти обязаны обеспечить каждому ознакомление со всеми материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Однако указанной статьей оговорено, что данная обязанность возложена на органы государственной власти только в случаях, если иное не предусмотрено законом. Таможенным кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено, что лицо, привлекаемое к ответственности, реализует свое право, установленное статьей 24 Конституции Российской Федерации, после окончания производства по делу и при его рассмотрении (ст. 308 ТК РФ). Обеспечение этого права со стороны таможенного органа выражается в предоставлении ему необходимого времени и места для изучения материалов дела.

Вне зависимости от того, установлены ли все факты, подлежащие доказыванию в ходе производства по делу, оно передается на рассмотрение в обязательном порядке в следующих случаях. Дела в отношении физических лиц передаются на рассмотрение не позднее пятнадцати дней до момента истечения срока наложения взыскания, предусмотренного статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, а в отношении юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - не позднее месяца до истечения такого срока (ст. 356 ТК РФ).

По общему правилу рассмотрение дела о нарушении таможенных правил осуществляется таможенным органом, должностное лицо которого вело производство по делу. Вместе с тем существует ограничение: дела о нарушениях таможенных правил в отношении должностных лиц, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридических лиц имеют право рассматривать таможенные органы по своему статусу не ниже таможни. Вышестоящий таможенный орган вправе принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому вело должностное лицо подчиненного таможенного органа, либо передать его на рассмотрение в любой другой подчиненный таможенный орган с тем, однако, чтобы указанное выше ограничение не было нарушено.

На таможенном посту, в таможне и региональном таможенном управлении полномочиями по рассмотрению дела о нарушении таможенных правил обладает начальник таможенного органа или его заместитель, а в ГТК России - уполномоченное на то должностное лицо.

Согласно статье 359 Таможенного кодекса Российской Федерации прежде чем приступить к процедуре рассмотрения, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, обязано удостовериться в:

Если должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать дело о нарушениях таможенных правил, сочтет разрешенными все изложенные вопросы, оно на рапорте об окончании производства по делу проставляет резолюцию о назначении дела к рассмотрению с указанием даты и места рассмотрения (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").

Таможенным кодексом Российской Федерации установлены максимальные сроки, в пределах которых дело о нарушении таможенных правил должно быть рассмотрено. Для дел, заведенных в отношении физических лиц (кроме должностных лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), такой срок составляет пятнадцать дней, а для дел, заведенных в отношении иных лиц - один месяц со дня получения уполномоченным должностным лицом таможенного органа материалов, необходимых для разрешения дела. По ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя дата рассмотрения дела о нарушении таможенных правил может быть перенесена на основании решения должностного лица таможенного органа, правомочного рассматривать дело о нарушении таможенных правил, но в пределах сроков наложения взысканий, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации. Интересно отметить, что процедура продления сроков рассмотрения дела (на случай их пропуска) таможенным законодательством не предусмотрена.

Дело рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, либо его представителя. Указанные лица уведомляются о месте, дате и времени рассмотрения дела посредством направления письменного извещения либо проставления соответствующей отметки в протоколе о нарушении таможенных правил, вручаемого при его составлении или высылаемого таким лицам. В отсутствие указанных лиц дело о нарушении таможенных правил может быть рассмотрено только в строго определенных законом случаях, а именно:

Если три первых из приведенных оснований достаточно понятны и обоснованны, то необходимость нормативного закрепления четвертого весьма сомнительна.

Начиная процедуру рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, объявляет сведения о рассматриваемом деле, лице, рассматривающем дело о нарушении таможенных правил, удостоверяется в явке лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, а в случае неявки таких лиц - принимает решение о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. При наличии заявленных отводов и ходатайств дела разрешаются в соответствии с таможенным законодательством.

Затем должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, оглашается протокол о нарушении таможенных правил, изучаются обстоятельства совершения правонарушения, исследуются доказательства по делу, в случае необходимости назначается проведение экспертизы, а также осуществляются иные процессуальные действия с учетом требований нормативных правовых актов по таможенному делу. В связи с тем, что рассмотрение дела о нарушении таможенных правил, как правило, осуществляется в течение одного рабочего дня, в его рамках не могут производиться процессуальные действия, занимающие много времени (к примеру, проведение проверки финансово - хозяйственной деятельности).

В ходе рассмотрения дела о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности, а также его представитель вправе знакомиться с материалами дела, представлять предметы и документы, удостоверяющие обстоятельства дела, давать дополнительные объяснения по существу рассматриваемого правонарушения.

Обязательному установлению в ходе рассмотрения дела подлежат факты, выявленные при производстве по делу о нарушении таможенных правил, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По сложным, многоэпизодным делам, а также по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, составляется протокол рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Думается, что практика оформления подобного протокола только по определенной категории дел не совсем верна. Дело в том, что в указанном документе фиксируются действия, проведенные во время рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, ходатайства и заявления лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, что обеспечивает дополнительные гарантии обжалования решений и действий (бездействий) таможенного органа.

Виды решений таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил

По результатам рассмотрения должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, принимается одно из следующих решений, которое выносится в форме постановления:

  1. о наложении взыскания;
  2. о прекращении производства по делу;
  3. о возбуждении уголовного дела о преступлении, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
  4. о направлении материалов в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлении, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
  5. о возвращении дела для дополнительного производства (ст. 365 ТК РФ).

Простое грамматическое толкование приведенной нормы свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения одного дела о нарушении таможенных правил таможенный орган вправе вынести только одно из предусмотренных законом постановлений. Данная норма введена, очевидно, как дополнительная гарантия прав лица, привлекаемого к ответственности, от вынесения по одному делу нескольких противоречащих друг другу решений. Однако на практике реализация этого положения в ряде случаев приводит к тому, что постановления о наложении взыскания выносятся на основании недостаточно исследованных данных, косвенных доказательств, при наличии неустраненных противоречий и т.д.

Наиболее часто подобные преждевременные решения встречаются по делам, заведенным в отношении одного лица по нескольким фактам правонарушений, одно (или более) из которых квалифицируется по статье Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наложение только срочных взысканий (к примеру, по ст. 282 ТК РФ). При этом, как правило, таможенные органы "закрывают глаза" на неполноту и односторонность, допущенную при расследовании правонарушения, возможность применения взыскания за которое не ограничена какими-либо сроками, и выносят постановления о наложении взыскания. Мотивация принятия подобных решений вполне проста - возвращение дела для дополнительного производства в приведенной ситуации повлекло бы прекращение дела по уже доказанным фактам на основании пункта 9 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Гораздо реже в подобных ситуациях таможенные органы решают прибегнуть к другой крайности, возвращая дело по недостаточно расследованному факту (или фактам) для дополнительного производства. Однако этим нарушается статья 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически по результатам одного рассмотрения принимаются два различных решения: о наложении взыскания и о возвращении для дополнительного производства.

Таким образом, возникает вопрос: какими должны быть правомерные действия таможенного органа в случае, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что состав правонарушения доказан лишь частично, только по некоторым из фактов, однако возврат дела для проведения дополнительной проверки неприемлем по изложенным выше причинам.

Думается, что законный выход из подобной ситуации должен быть таким. В соответствии со статьей 362 Таможенного кодекса Российской Федерации должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе осуществлять процессуальные действия с соблюдением требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. К таким действиям, в частности, относится выделение дела в отдельное производство. Совершение указанного действия на стадии рассмотрения дела не противоречит статье 298 Таможенного кодекса Российской Федерации. Следовательно, при рассмотрении дела в приведенном случае должно выноситься постановление о выделении материалов дела в необходимой части в соответствии с приказом ГТК России от 30 августа 1994 года N 447 "Об утверждении форм процессуальных документов и формы реестра по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации", а по оставшейся части - приниматься одно из установленных законом решений. К примеру, в отдельное производство может быть выделено дело о нарушении таможенных правил в части, требующей дополнительной проверки либо прекращения, а по доказанным фактам вынесено постановление о наложении взыскания.

Рассмотрим постановления по делу, принятие которых предусмотрено статьей 365 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Постановление о наложении взыскания выносится в тех случаях, когда собранными по делу доказательствами установлены все обстоятельства совершения правонарушения, материалами дела доказан состав нарушения таможенных правил, а также имеется реальная возможность наложения взыскания. Так, если лицо привлекается к ответственности по статье Таможенного кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривает один срочный вид взыскания, решение о наложении взыскания может быть принято только в рамках сроков, определенных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Решение о прекращении производства по делу принимается при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил. В последнем случае лицо признается совершившим нарушение таможенных правил, однако взыскание не налагается и должностное лицо таможенного органа ограничивается устным замечанием. Прекращать дело в такой ситуации обязывает часть 2 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, хотя это не только представляется нелогичным, но и противоречит положениям самого Таможенного кодекса Российской Федерации. Во-первых, в результате такого прекращения лицо, хотя и нарушившее таможенные правила, совершившим правонарушение (виновным в его совершении) не признается. А во-вторых, постановление о прекращении дела в рассматриваемом случае выносится безосновательно, поскольку Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает такого основания для прекращения дела, как малозначительность (исчерпывающий перечень оснований закреплен ст. 291 ТК РФ), а устанавливает только процессуальную форму принимаемого решения. Думается, что при установлении обстоятельств, дающих основание для применения статьи 240 Таможенного кодекса Российской Федерации, логичнее было бы выносить постановление о признании лица совершившим нарушение таможенных правил (виновным в его совершении), но в связи с имеющимися обстоятельствами освобождать его от ответственности, ограничиваясь устным замечанием. Вынесение такого постановления было бы более оправданным также потому, что на лицо, освобождаемое от ответственности за нарушение таможенных правил, могут быть возложены издержки по делу, нередко составляющие большую сумму, чем размер самого взыскания, предусмотренного за правонарушение.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в случаях, когда при подготовке дела к рассмотрению или в ходе его рассмотрения были выявлены признаки преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Используемая в статье формулировка этого решения представляется неполной. Субъектом выявленного уголовно наказуемого деяния может быть как лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, так и иное лицо. В первом случае Таможенный кодекс Российской Федерации обязывает должностное лицо таможенного органа не только возбудить уголовное дело, но и прекратить на основании пункта 11 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации дело о нарушении таможенных правил. Во втором случае решение должно приниматься как по материалам, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, так и по делу о нарушении таможенных правил. Таким образом, в обоих ситуациях встает следующая проблема: принять ли в нарушение требований части 1 статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации два решения по результатам рассмотрения одного дела о нарушении таможенных правил либо, опять-таки в нарушение положений данной статьи, не принимать никакого решения по факту нарушения таможенных правил или по признакам уголовно наказуемого деяния. Интересно отметить, что некоторые таможенные органы выходят из такой ситуации довольно простым способом - путем возвращения дела для дополнительного производства, в ходе которого принимаются соответствующие решения.

Решение о направлении материалов, из которых усматриваются признаки преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, в другие правоохранительные органы без возбуждения уголовного дела принимается, если органы предварительного следствия либо прокурор затребуют такие материалы для рассмотрения по существу, а также в случае, когда нет необходимости в производстве неотложных следственных действий.

Постановление о возвращении дела для дополнительного производства выносится при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, в частности в случае неполноты производства по делу, которая не может быть восполнена при его рассмотрении.

Форма и содержание решения по делу о нарушении таможенных правил

Все перечисленные решения принимаются в виде постановления по делу о нарушении таможенных правил. Данный процессуальный документ состоит из четырех частей (вводной, установочной, мотивировочной, резолютивной). Вводная часть должна содержать информацию о таможенном органе, от имени которого выносится постановление; должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если оно установлено. Установочная часть постановления представляет собой изложение обстоятельств совершения и обнаружения правонарушения, а также фактов, установленных в ходе производства по делу и его рассмотрения, с указанием на статью (и ее часть, если статья состоит из нескольких частей) Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за совершенное правонарушение. Основания принятого по делу решения со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты указываются в мотивировочной части постановления. И, наконец, резолютивная часть содержит принятое по делу решение, вид и размер наложенного взыскания, сведения о сроках и порядке обжалования постановления, а также решение, принятое относительно издержек по делу, изъятых предметов, предмета залога или имущества, на которое был наложен арест, исполнения гарантии третьего лица и использования сумм, внесенных на депозит.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело. Принятое решение объявляется лицам, присутствующим на рассмотрении дела, по окончании его рассмотрения. Указанный документ вступает в силу по истечении двадцати дней со дня его вынесения.

Копии постановлений о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу в трехдневный срок со дня их вынесения вручаются либо высылаются лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, либо его представителю. При этом постановление считается врученным, также если лицо, которому оно высылалось, не оказалось в указанном им месте нахождения, жительства или временного проживания либо это место было указано неправильно (ч. 10 ст. 365 ТК РФ). Обязанность таможенного органа уведомить указанных лиц о принятии иных решений Таможенный кодекс Российской Федерации не устанавливает.

Передача дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение суда

В случае установления при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил необходимости применения взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств таможенный орган принимает мотивированное решение о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции.

Порядок принятия упомянутых решений разработан в связи с участившейся практикой вынесения судами решений о признании недействительными постановлений таможенных органов, самостоятельно применявших данный вид взыскания (о законности наложения таможенными органами взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств см. общие положения об ответственности за нарушения таможенных правил). Решающую роль в формировании судебной практики сыграло определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 N 21-О "По жалобам Малого предприятия "Кинескоп" и Сочинского пассажирского автотранспортного предприятия N 2 на нарушение конституционных прав и свобод статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации", еще раз указавшее, что конфискация как мера юридической ответственности может быть назначена исключительно по решению суда. Для обеспечения гарантий прав лиц был издан Приказ ГТК России от 3 октября 2000 года N 894 "О передаче в суд дел о нарушениях таможенных правил", согласованный с Верховным Судом Российской Федерации и Генпрокуратурой России (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 22 ноября 2000 года N 10079-ЮД).

Согласно указанному приказу материалы дела передаются в суд общей юрисдикции по месту обнаружения нарушения таможенных правил. Решение о передаче дела на рассмотрение суда фиксируется в протоколе рассмотрения дела. В случае, если протокол о нарушении таможенных правил составлен по нескольким фактам противоправных деяний, квалифицируемым по разным статьям Таможенного кодекса Российской Федерации, дело о нарушении таможенных правил по факту, требующему применение конфискации, выделяется для передачи в суд в отдельное производство в соответствии со статьей 298 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В суд направляется подлинное дело о нарушении таможенных правил вместе с заключением, к содержанию которого предъявляются требования, схожие с предъявляемыми к постановлению по делу в соответствии со статьей 365 Таможенного кодекса Российской Федерации. К указанному заключению прилагается список лиц, дававших объяснения в рамках производства по делу о нарушении таможенных правил и подлежащих вызову в суд.

При этом решение по существу дела таможенным органом не принимается. В случае передачи дела на рассмотрение суда последним не только выносится решение о необходимости и обоснованности применения в конкретной ситуации взыскания в виде конфискации, но также оцениваются собранные в ходе производства по делу доказательства, устанавливаются событие и состав нарушения таможенных правил, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, а также иные обстоятельства, выяснение которых необходимо для разрешения дела по существу в соответствии с требованиями гражданско - процессуального законодательства.

Если суд не сочтет необходимым применение конфискации, то изъятые в рамках производства по делу о нарушении таможенных правил не оформленные в таможенном отношении товары и транспортные средства должны быть возвращены в таможенный орган для производства таможенного оформления, после чего могут быть возвращены владельцу.

Решение суда о наложении взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств может быть обжаловано в кассационную инстанцию в установленном порядке.

Издержки по делу о нарушении таможенных правил

В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должен быть решен вопрос об издержках по делу о нарушении таможенных правил.

В соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации издержки по делу о нарушении таможенных правил составляют:

Указанным лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в таможенный орган расходы на проезд, наем помещения и выплачиваются суточные. Лица, не являющиеся рабочими и служащими, за отвлечение их от работы или обычных занятий получают денежное вознаграждение. При этом эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению таможенного органа, если такая работа не входит в круг их служебных обязанностей;

Необходимо обратить особое внимание на формулировку последнего пункта: "иные расходы, понесенные таможенным органом". Из данной нормы следует, что издержками по делу не могут являться будущие (предполагаемые) расходы таможенного органа, хотя бы и связанные с производством по делу (к примеру, с хранением вещественных доказательств после вынесения постановления по делу). Также неправомерно признание некоторыми таможенными органами в качестве издержек по делу задолженности, образовавшейся у них перед третьими организациями в результате проведенного расследования. В частности, необоснованно отнесение неоплаченной суммы за проведение оценочной экспертизы по делу на счет правонарушителя. Помимо того, что указанные расходы не понесены таможенным органом на момент принятия решения по делу, такая "переадресовка" незаконна также в связи с тем, что отношения таможенного органа с экспертной организацией строятся на основе положений гражданского законодательства, в силу которого перевод долга на другое лицо допускается только с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

По общему правилу издержки по делу о нарушении таможенных правил возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания. Если к ответственности привлекается несколько лиц, в постановлении по делу должно быть определено, в каком размере издержки относятся на каждого из них.

На счет федерального бюджета относятся только издержки по делу о нарушении таможенных правил, прекращенному на основании статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации (за исключением прекращения производства в связи с наличием по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил), и издержки, подлежащие взысканию с лица, признанного несостоятельным либо объявившего себя несостоятельным (ч. 4 ст. 355 ТК РФ).

Вопрос о распределении издержек по делу о нарушении таможенных правил представляется очень важным, поскольку они нередко составляют внушительную сумму (в основном за счет проведения дорогостоящих экспертиз и платы за хранение изъятых товаров на складе временного хранения). Иногда встречаются ситуации, когда издержки по делу о нарушении таможенных правил значительно превышают размер наложенного взыскания. Так, экспертиза, проводимая органами Департамента ветеринарии на предмет безопасности мясопродуктов для здоровья человека, стоит около 18 тысяч рублей (сравните с санкцией статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предупреждение либо штраф в размере до 3-кратного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда).

Существует законная возможность снизить размер издержек за хранение товаров и транспортных средств, изымаемых или иным образом приобщаемых к делу о нарушении таможенных правил, на складе временного хранения.

Как правило, при обнаружении нарушения таможенных правил товары и транспортные средства, имеющие признаки вещественных доказательств, помещаются на склад временного хранения. При этом помещать их на склад временного хранения могут как владельцы (собственники), так и таможенный орган. Если товары и транспортные средства помещаются на склад временного хранения их владельцем (собственником), то и нести в полном объеме расходы по хранению будет он как лицо, заключившее договор хранения, вне зависимости от результата рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Если же товары и транспортные средства на склад временного хранения помещают сотрудники таможенного органа, то расходы по хранению будут возложены на лиц только при привлечении их к ответственности за нарушение таможенных правил, а суммы издержек будут рассчитаны только с момента составления протокола о нарушении таможенных правил, но не с момента принятия товаров и транспортных средств на хранение.

Решения, принимаемые в отношении вещественных доказательств

При вынесении постановления по делу о нарушении таможенных правил также решается вопрос об изъятых предметах, о предмете залога, об имуществе, на которое наложен арест, об исполнении гарантии и использовании сумм, внесенных на депозит.

Если указанные предметы являются вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, то в соответствии с требованиями статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации с ними осуществляются следующие действия.

Вещественные доказательства остаются приобщенными к материалам дела о нарушении таможенных правил до истечения сроков обжалования постановления таможенного органа по делу либо до принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом в порядке, предусмотренном статьями 370 и 371 Таможенного кодекса Российской Федерации. Если обжалования не последовало либо в результате такого обжалования решение, принятое таможенным органом в отношении вещественных доказательств, не изменяется, то в зависимости от их статуса, они могут быть:

  1. конфискованы в порядке, предусмотренном статьей 380 Таможенного кодекса Российской Федерации;
  2. возвращены лицу, у которого они были изъяты, если это возможно без ущерба для разрешения дела.

Следует отметить, что существует проблема обращения в федеральную собственность этилового спирта, находящегося в незаконном обороте, если при этом в действиях лица отсутствует состав нарушения таможенных правил. Поясним на примере. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" розничная продажа этилового спирта на территории Российской Федерации разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к нему областях. Таможенным органом был задержан гражданин Российской Федерации, который приобрел в Москве некоторое количество указанной продукции. Поскольку в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил не был доказан факт перемещения спирта через таможенную границу Российской Федерации, было принято решение о прекращении дела за отсутствием состава таможенного правонарушения. Однако изъятый по делу в качестве непосредственного объекта правонарушения этиловый спирт не мог быть возвращен владельцу. Вместе с тем товар также не мог быть отчужден, поскольку не разработан соответствующий порядок его реализации, как это было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1999 года N 178 "Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

  1. отчуждены в трехдневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. уничтожены, как не представляющие никакой ценности и не могущие быть использованными.

Встречаются ситуации, когда несмотря на требование закона уничтожить товар, оно неосуществимо в силу определенных причин. Например, на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены лекарственные средства. При осуществлении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа выявлено отсутствие разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз указанных препаратов. В связи с этим товар был изъят и помещен на склад временного хранения. В отношении лица, переместившего лекарственные препараты, было заведено дело о нарушении таможенных правил по статье 274 Таможенного кодекса Российской Федерации (Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации). К моменту принятия решения по делу срок годности лекарственных средств истек, в связи с чем вернуть их владельцу не представилось возможным. Вместе с тем государственными органами был наложен запрет на уничтожение медикаментов в связи с возможностью нанесения существенного вреда окружающей природной среде. На нормативно - правовом уровне данная проблема до сих пор остается нерешенной;

  1. оставлены на хранение в деле о нарушении таможенных правил в течение всего срока хранения этого дела либо переданы заинтересованным государственным учреждениям;
  2. помещены таможенным органом на склад временного хранения с уведомлением об этом лица, у которого они были изъяты.

Решения, принимаемые в отношении средств обеспечения постановления по делу

Если изъятые или арестованные предметы, предмет залога, гарантия третьего лица, суммы, внесенные на депозит, являются средствами обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, то должностное лицо таможенного органа руководствуется следующим.

При обоснованном изъятии товаров и транспортных средств, их залоге или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы возвращаются лицу, у которого они были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, в течение двух месяцев после уплаты соответствующих сумм. Гарантия, выданная для этих целей, прекращает свое действие после уплаты причитающихся сумм, а суммы, внесенные на депозит, используются для уплаты таможенных платежей.

Если указанные предметы не будут востребованы названными лицами после уплаты надлежащих сумм в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, они помещаются на склад временного хранения. При неуплате причитающихся сумм вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, о залоге или об имуществе, на которое был наложен арест, а также об исполнении гарантии, выданной для этих целей, и использовании сумм, внесенных на депозит, решается в порядке, предусмотренном главой 50 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При необоснованном изъятии товаров и транспортных средств, их залоге, внесении сумм на депозит или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы и суммы возвращаются соответственно лицу, у которого они были изъяты, залогодателю, плательщику или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, а гарантия, выданная для таких целей, прекращает свое действие с момента установления необоснованности требования о ее представлении. Если предметы не будут востребованы указанными лицами в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, они помещаются на склад временного хранения.

В случае, когда предмет залога или имущество, на которое был наложен арест, оставались во владении залогодателя или лица, на чье имущество был наложен арест, все запреты и ограничения на пользование и распоряжение такими предметами, установленные таможенным органом, теряют силу после уплаты причитающихся сумм либо после установления необоснованности залога или ареста.

Принятие решения по делу о нарушении таможенных правил до его рассмотрения

В отдельных случаях Таможенный кодекс Российской Федерации допускает возможность вынесения постановления по делу о нарушении таможенных правил до его рассмотрения.

Так, при установлении в ходе производства по делу обстоятельств, предусмотренных статьей 291 Таможенного кодекса Российской Федерации, допускается принятие решения о прекращении дела о нарушении таможенных правил непосредственно в ходе производства (указанные обстоятельства рассмотрены в общих положениях об ответственности за нарушения таможенных правил). Такое решение принимается лицом, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, в форме постановления, утверждаемого начальником таможенного органа или его заместителем. Содержание указанного постановления по сути и структуре аналогично постановлению, принимаемому в порядке статьи 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, однако в отличие от последнего вступает в силу сразу после его утверждения.

Дело о нарушении таможенных правил, переданное на рассмотрение, может быть до начала его рассмотрения возвращено для дополнительного производства (ст. 360 ТК РФ). Такое решение принимается должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дела о нарушениях таможенных правил, в форме постановления и направляется должностному лицу, которому поручается проведение дополнительного производства (письмо ГТК России от 21 сентября 1995 года N 0343/13487 "О направлении методического пособия").

Если в ходе рассмотрения дела должностным лицом таможенного органа будут установлены причины и условия, способствовавшие совершению нарушения таможенных правил, оно вносит соответствующим государственным органам и иным организациям предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Названные лица в течение месяца со дня поступления в их адрес таких предложений обязаны сообщить о принятых ими мерах. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе также предъявить в суд иски о признании недействительными противоправных сделок, выявленных в ходе производства по делу или при его рассмотрении (ст. ст. 366, 367 ТК РФ).