Мудрый Юрист

Юридический статус воинской части

При одном воздержавшемся Думой принят в первом чтении давно востребованный и подготавливаемый объемный законопроект "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций". Законопроект абсолютно необходим, потому что в силу своей специфики военные организации не могут быть в полной мере приравнены к остальным хозяйствующим субъектам, и дает ответ на многие вопросы, поставленные в статье "Юридическое лицо в военном камуфляже" ("БА" N 2, 2001).

Особенности их участия в гражданско - правовых отношениях должны быть урегулированы законодательно. Авторы отмечают, что предлагаемый законопроект содержит нормы, определяющие самостоятельный предмет правового регулирования. Во-первых, это нормы, конкретизирующие положения гражданского законодательства, прежде всего Гражданского кодекса, применительно к военным организациям. Во-вторых, это нормы, позволяющие устранить имеющиеся в законодательстве противоречия и правовые коллизии. В-третьих, это нормы, необходимые для регулирования реальных правоотношений с участием военных организаций, но отсутствующие в действующем законодательстве. И, наконец, это нормы, закрепляющие положения, содержащиеся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и регулирующие отдельные вопросы финансово - экономической деятельности военных организаций.

Концептуально законопроект состоит из двух частей. Первая - положения, определяющие правовой статус военных организаций как юридических лиц. И вторая часть - это положения, регулирующие основы финансово - экономической деятельности военных организаций. Обоснование положений, составляющих основное содержание законопроекта и определяющих его концепцию, сводится к следующему.

Первое. Для того чтобы военные организации могли быть полноправными участниками гражданского оборота, а это необходимо для того, чтобы они могли заключать договоры на поставки всего необходимого войскам, чтобы могли отстаивать свои интересы в судах, они должны иметь статус юридического лица. Сегодня многие военные организации государственной регистрации не имеют и формально не являются юридическими лицами. В результате они в массовом порядке сталкиваются с фактами, когда, к примеру, одна и та же военная организация одним и тем же арбитражным судом признается в одном случае надлежащим ответчиком и с нее взыскиваются большие денежные суммы, а в другом случае - ненадлежащим истцом, и в пользу этой военной организации решение о взыскании денежных средств суд не принимает, мотивируя это тем, что она не является юридическим лицом.

Из-за неопределенности правового статуса военных организаций суды принимают решения о взыскании задолженности не с конкретного должника, заключившего соответствующий договор, а с Министерства обороны в лице Главного управления военного бюджета и финансирования. По данным Министерства обороны, только за последние два года службой судебных приставов в принудительном порядке со счетов Главка взыскано более 3 млрд. рублей. При этом принадлежность исполнительных листов конкретным военным организациям не определена, кредиторская задолженность не списывается, воинские части зачастую повторно привлекаются к судебному разбирательству по этой задолженности.

Второе. Упорядочение правового статуса военных организаций вовсе не означает, что все они без исключения должны и будут иметь статус юридического лица. Юридическими лицами, по мнению авторов, должны быть военные организации начиная с уровня дивизии, корпуса и выше. Но это право - право решать, какие конкретно военные организации будут иметь статус юридического лица, или его представительства, или филиала, - в законопроекте предоставлено министерствам и ведомствам, в составе которых имеются войска и военные формирования: Минобороны, Министерству внутренних дел и другим.

Третье. Воинские части будут отныне твердо знать, какая вышестоящая военная организация должна и будет защищать их интересы в суде, если возникнет такая необходимость, или заключать договоры на поставку войскам всего необходимого. Те же военные организации, которые станут юридическими лицами, будут решать поставленные перед ними задачи по обеспечению войск, опираясь на нормы гражданского законодательства и на нормы настоящего закона, учитывающего специфику военных организаций. Определение правового положения военных организаций в гражданских правоотношениях очень важно и для невоенных организаций, предприятий, фирм, которые будут знать, с какими военными организациями они могут вступать в гражданско - правовые отношения. Одновременно решается и другая задача: ставится запрет самим военным организациям заниматься коммерческой деятельностью, если это не определено законодательством.

Законопроект также определяет, какие военные организации и юридические лица могут создаваться и действовать в военных ведомствах, кто является их учредителями, как осуществляется их госрегистрация, какие органы государственной власти являются собственниками имущества военных организаций. Законопроект определяет положения, регулирующие основы финансово - экономической деятельности, ставит заслон получению военными организациями кредитов от кого бы то ни было или передаче денежных средств, предназначенных для их финансирования, кому бы то ни было в качестве займа и другие принципиальные положения.

Ко второму чтению законопроект предполагается более точно согласовать с действующим законодательством, главным образом со всеми Кодексами в части ответственности должностных лиц и порядка проведения финансовых операций. Работа объемная, так что скоро ждать окончательного принятия документа вряд ли стоит.