Мудрый Юрист

Ипотека морских судов

/"Бизнес - адвокат", N 7, 2001/
А. ВАЛУЙСКИЙ

А. Валуйский, адвокат.

Ипотека морских судов, являющаяся разновидностью залога, имеет целый ряд существенных особенностей, которые должны быть учтены при использовании этого способа обеспечения обязательств на практике.

Так, в ст. 334 ГК РФ указывается, что "в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество". То есть согласно этой статье залогом может быть обеспечено любое обязательство, возникающее в силу норм гражданского законодательства. Применительно же к залогу судов (и других объектов недвижимости) подобная норма звучит по-другому. В ст. 1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ говорится о том, что залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспечиваемому ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований; это подтверждается и ст. 374 КТМ РФ.

Поскольку понятие денежного обязательства не имеет законодательного определения, на практике возникают в ряде случаев проблемы отнесения тех или иных обязательств, связанных с передачей денежных средств, к числу денежных обязательств. В судебной практике отмечается, что денежным является лишь такое обязательство, которое связано с погашением денежного долга. Следовательно, первая задача, которую должен решить кредитор при выборе формы обеспечения выполнения должником своих обязательств в виде ипотеки судна, - определить, относится ли обязательство, в обеспечении которого заинтересован кредитор, к числу денежных. Ошибка в данном вопросе может привести к тому, что договор о залоге (ипотеке) судна окажется ничтожной сделкой в силу ее несоответствия требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). Определенным ориентиром в данном вопросе может служить примерный (не исчерпывающий) перечень обязательств, обеспечение которых возможно залогом недвижимости, данный в ст. 3 Закона N 102-ФЗ. Так, согласно этой статье ипотекой может обеспечиваться обязательство по уплате суммы основного долга по договору займа или кредитному договору, возмещение убытков, уплата процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, возмещение судебных расходов и другие.

Следует также иметь в виду, что особенности правового регулирования залога судов определяются тем, какое именно судно является предметом залога. К речным же судам и судам смешанного плавания нормы КТМ РФ, как правило, не применяются, и залог таких судов должен регулироваться Законом N 102-ФЗ с учетом положений ГК РФ. Вместе с тем возможна ситуация, когда судно смешанного плавания приписано к морскому порту и используется исключительно для плавания по морским путям. К залогу такого судна следует применять как нормы КТМ РФ, так и положения Закона N 102-ФЗ (ст. 3 КТМ РФ, ст. 5 Закона).

Единственным юридическим основанием возникновения ипотеки (залога) судна является договор об ипотеке, заключенный между собственником судна (юридическим лицом, владеющим судном на праве хозяйственного ведения) и кредитором по основному обязательству (залогодержателем). Возникновение ипотеки в силу прямого указания закона (как это имеет место при морском залоге) исключается. Поскольку КТМ РФ оставляет вопрос о форме договора открытым, при его решении следует руководствоваться ст. 339 ГК РФ, ст. 10 Закона N 102-ФЗ, в соответствии с которыми договор об ипотеке судна должен быть нотариально удостоверен.

Однако этого недостаточно для придания договору юридической силы. Следующим необходимым действием является государственная регистрация договора об ипотеке судна. Регистрация ипотеки морских судов производится (в зависимости от класса судна) в государственном судовом реестре или судовой книге. Государственным органом, осуществляющим такую регистрацию, является капитан соответствующего порта (ст. ст. 35, 39, 376 КТМ РФ). Несоблюдение правил о нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность.

Обязательным этапом регистрации ипотеки является проведение правовой экспертизы документов, необходимых для регистрации ипотеки (п. 3 ст. 377 КТМ РФ), что вызывает ряд вопросов. Во-первых, не указано, кто именно должен проводить такую экспертизу. Во-вторых, отсутствует указание на сроки и порядок проведения такой экспертизы. В-третьих, Кодекс не содержит четких критериев положительного или отрицательного заключения по вопросу соответствия документов "требованиям регистрации ипотеки судна".

Согласно закону договор считается заключенным с даты его государственной регистрации (в случаях, когда такая регистрация требуется). Однако применительно к ипотеке морских судов действует иное правило: ипотека судна регистрируется на день получения заявления о регистрации. То есть судно считается находящимся в залоге с даты подачи соответствующего заявления (при условии, конечно, что представленные на регистрацию документы соответствуют всем необходимым требованиям). Следует отметить, что при регистрации ипотеки судов, не относящихся к морским, данное правило не действует, поскольку на них не распространяются нормы КТМ РФ. Договор залога (ипотеки) речных судов и судов смешанного плавания (как и любой другой договор, требующий государственной регистрации) считается заключенным с момента фактически произведенной государственной регистрации, а не с даты подачи заявления о регистрации.

Ипотека судна удостоверяется специальным свидетельством о регистрации ипотеки. Вносить непосредственно в судовые документы какие-либо данные о том, что судно заложено, не требуется. Важнейшей гарантией прав лица, в пользу которого установлена ипотека морского судна, является правило, предусмотренное ст. 378 КТМ РФ. Согласно этой статье запись об ипотеке судна в пользу определенного лица, сделанная в Государственном судовом реестре (судовой книге), имеет высшую доказательственную силу по отношению к любым иным документам, содержащим иные сведения. На практике это означает, что судно считается находящимся в залоге у определенного лица до тех пор, пока существует соответствующая запись в Государственном судовом реестре (судовой книге). Поэтому для подтверждения соответствующих прав достаточно предъявить заинтересованным лицам выданное капитаном порта свидетельство о регистрации ипотеки.

Закон допускает ипотеку не только находящихся в эксплуатации судов, но и строящихся. Однако ипотека строящегося судна возможна лишь после того, как это судно внесено в специальный реестр строящихся судов. Реестры строящихся судов ведутся в портах, расположенных в непосредственной близости от судостроительных организаций.

Особые правила действуют в отношении ипотеки иностранных судов. В соответствии со ст. 376 КТМ РФ ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно. Этой же статьей установлено, что ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ, и судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в РФ. С другой стороны, согласно ст. 425 КТМ РФ установление ипотеки судна регулируется законом государства регистрации ипотеки. На практике это означает, что ипотека иностранного судна ни при каких условиях (даже если судну временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ) не может быть осуществлена на территории РФ в соответствии с российским законодательством. Таким образом, по вопросу принятия в залог иностранных судов российский закон отсылает нас к законодательству того государства, на территории которого может быть зарегистрирована ипотека соответствующего иностранного судна.

Закон допускает передачу в ипотеку по одному договору двух и более судов (строящихся судов). В договоре может быть определено, какую часть основного обязательства обеспечивает каждое из судов. При отсутствии такого соглашения считается, что каждое из судов обеспечивает исполнение основного обязательства в полном объеме.

Поскольку заложенное судно всегда остается во владении залогодателя (ст. 338 ГК РФ) и продолжает использоваться им по прямому назначению, важное значение приобретает проблема обеспечения его сохранности. Это особенно необходимо в связи с тем, что сохранность судна имеет исключительное значение для обеспечения интересов кредитора (залогодержателя). Закон содержит достаточно жесткие нормы, обязывающие залогодателя принимать все необходимые меры по сохранности судна, осуществлению его ремонта, а также поддержанию в состоянии, пригодном к эксплуатации. При этом залогодержатель вправе проверять по документам и фактически наличие, состояние и условия содержания заложенного судна (ст. 34 Закона N 102-ФЗ).

В случае возникновения реальной угрозы заложенному судну залогодатель обязан немедленно уведомить об этом залогодержателя. Вместе с тем закон не запрещает по-иному решить вопрос о распределении бремени расходов по поддержанию судна в надлежащем состоянии. Не исключается и возможность возложения обязанности по ремонту судна и поддержанию его в технически исправном состоянии на залогодержателя. Практическое значение эта норма имеет только в том случае, если судно находится во владении залогодержателя по какому-то иному (не связанному с ипотекой) основанию, например, по договору бербоут - чартера.

Ипотека морских судов, являющаяся разновидностью залога, имеет целый ряд существенных особенностей, которые должны быть учтены при использовании этого способа обеспечения обязательств на практике.

/"Бизнес - адвокат", N 8, 2001/

Закон предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту интересов залогодержателя в случае ненадлежащего обеспечения сохранности заложенного судна залогодателем. Так, если невыполнение залогодателем обязанности по обеспечению сохранности и поддержанию судна (строящегося судна) ведет к значительному его обесцениванию, залогодержатель вправе согласно ст. 382 КТМ РФ "принудительно осуществить ипотеку судна или строящегося судна, даже при ненаступлении срока исполнения обязательства". Очевидно, под "принудительным осуществлением ипотеки судна" закон понимает предъявление залогодателю требования о досрочном погашении за должника его долга перед кредитором по основному обязательству (если же залогодателем является сам должник, такое требование, естественно, адресуется должнику - залогодателю).

Нормы, обеспечивающие интересы залогодержателя в случае ненадлежащего исполнения залогодателем обязанностей, связанных с сохранностью судна, содержатся, помимо КТМ РФ, в Законе N 102-ФЗ. Так, залогодержатель вправе потребовать от должника досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства в следующих случаях: 1) при нарушении правил пользования заложенным имуществом (применительно к судну это будет, очевидно, нарушение правил эксплуатации); 2) при нарушении правил содержания или ремонта (для судна это может быть, например, непринятие мер по своевременному подтверждению класса регистра судна, в т.ч. - вследствие необеспечения судна необходимым специальным оборудованием); 3) при нарушении обязанности по сохранению судна (это может иметь место, в частности, при непринятии мер по спасанию судна, несоблюдении правил пожарной безопасности и т.п.). Однако следует иметь в виду, что право потребовать досрочного исполнения обязательства по этим основаниям у залогодержателя возникает лишь тогда, когда нарушение залогодателем названных обязанностей создает угрозу утраты или повреждения заложенного судна.

Вместе с тем Закон предусматривает два случая, когда нарушение залогодателем своих обязанностей, связанных с обеспечением сохранности судна, дает залогодержателю право потребовать досрочного исполнения основного обязательства, независимо от того, повлекло ли такое нарушение угрозу утраты или повреждения заложенного судна. Имеются в виду обязанность залогодателя по страхованию заложенного судна, а также необоснованный отказ залогодержателю в проверке судна (ст. 35 Закона N 102-ФЗ). Залогодатель обязан заботиться не только о физической сохранности и надлежащем техническом состоянии судна, но и принимать все необходимые меры по защите его от возможных посягательств со стороны иных лиц. Так, если к залогодателю иными лицами будут предъявлены требования о признании права собственности или иных прав на судно, о его изъятии или обременении либо иные требования, удовлетворение которых может повлечь уменьшение стоимости или ухудшение судна, залогодатель обязан немедленно уведомить об этом залогодержателя. При предъявлении к залогодателю соответствующих исков он обязан привлечь к участию в деле залогодержателя. Закон (ст. 33) прямо обязывает залогодателя использовать все законные способы защиты своих прав, предусмотренные законом. В случае же если залогодатель отказался от защиты своих прав на заложенное судно либо не осуществляет ее, залогодержатель вправе сам принять на себя все законные меры по защите прав залогодателя на судно (даже без специальной доверенности) и потребовать от залогодателя возмещения понесенных в связи с этим расходов.

К числу важных гарантий обеспечения прав кредитора - залогодержателя можно отнести и обязанность залогодателя предупреждать залогодержателя обо всех известных ему (залогодателю) правах третьих лиц на предмет ипотеки (праве аренды, залога и других) к моменту ее государственной регистрации. Извещение залогодержателя о правах третьих лиц на закладываемое судно должно быть сделано в письменной форме. Если залогодатель не предупредил залогодержателя о правах третьих лиц на судно, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства.

Еще одной важной особенностью ипотеки судов (как и залога иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу) является возможность удостоверить ипотеку судна специальной именной ценной бумагой - закладной (ст. ст. 13 - 18 Закона). Закладная удостоверяет следующие права ее владельца: 1) право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество; 2) право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой. Это означает, что лицо, поименованное в закладной, вправе путем предъявления одной лишь закладной получить от должника исполнение по обеспеченному ипотекой обязательству. При этом каких-либо иных доказательств существования этого обязательства не требуется, но к форме и содержанию закладной предъявляются жесткие требования. Отсутствие в закладной каких-либо сведений, предусмотренных законом, лишает ее статуса ценной бумаги.

Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в закладной, даже перед содержанием договора об ипотеке и договора, исполнение которого обеспечено ипотекой: при несоответствии закладной указанным договорам верным считается содержание закладной. Преимущества удостоверения ипотеки закладной в сравнении с обычным способом удостоверения ипотеки заключаются в том, что закладная включается в гражданский оборот и становится самостоятельным предметом различных сделок, в т.ч. закладная может быть продана, заложена, передана безвозмездно и т.п. Однако для фактической передачи прав по закладной необходимо совершить на ней передаточную надпись и вручить новому владельцу (ст. 48 Закона N 102-ФЗ). В передаточной надписи должно быть точно и полно указано имя (наименование) лица, которому передаются права по закладной. Передаточная надпись должна быть подписана первоначальным владельцем закладной либо лицом, которому закладная была передана на основании предыдущей передаточной надписи. В течение срока действия залогового обязательства закладная может передаваться неограниченное число раз. При этом нотариального удостоверения передаточной надписи закон не требует. Права владельца закладной основываются на последней передаточной надписи и на непрерывном ряде имеющихся на ней предыдущих передаточных надписей.

Согласно Закону передача прав по закладной означает и передачу тем самым этому же лицу прав по обеспеченному ипотекой обязательству. То есть законному владельцу закладной принадлежат все удостоверенные ею права (право кредитора по основному обязательству и право залогодержателя на предмет ипотеки).

Закон допускает залог не только самого судна, но и права его аренды. Залог права аренды осуществляется по тем же правилам, что и залог судна.

Таким образом, ипотека судна является достаточно сложным и громоздким гражданско - правовым институтом. И это можно отнести к его недостаткам. Вместе с тем внимательное и юридически грамотное использование этого правового инструмента делает его надежной гарантией, обеспечивающей интересы добросовестного участника хозяйственного оборота.