Мудрый Юрист

Разрешение внешнеэкономических споров в судебном порядке

Белов Анатолий Павлович

Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР.

Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982). Работал за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в США. 1987 - 1992 гг. - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате.

Автор многочисленных научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.

Судебный порядок в Российской Федерации - это разрешение споров государственными арбитражными судами, а не арбитражными - третейскими судами. Судами, рассматривающими внешнеэкономические споры, являются государственные арбитражные суды, деятельность которых регулируется специальным Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), а не Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В международной коммерческой практике российские и иностранные предприниматели для разрешения споров, которые могут возникнуть из заключаемых ими контрактов, практически во всех случаях включают в контракты так называемые арбитражные оговорки о разрешении споров в арбитражных (третейских) судах - тем самым становится возможным использовать преимущества третейского судопроизводства перед производством в государственных судах. Однако, несмотря на преимущества третейского судопроизводства, предприниматели все же не всегда включают в контракты арбитражные оговорки. Причиной тому является, видимо, недостаточная их осведомленность о третейском судопроизводстве и его законодательном регулировании или невозможность достигнуть согласия при переговорах о конкретных третейских судах в иностранном государстве. Это означает, что в случае нарушения какой-либо стороной своих договорных обязательств потерпевшая сторона может защитить свои законные интересы, обратившись в соответствующие государственные суды, правомочные разрешать внешнеэкономические споры.

Между тем, как показала практика, предприниматели совершенно не осведомлены в подобных вопросах и не знают, какой судебный порядок разрешения внешнеэкономических споров применяется в Российской Федерации и иностранных государствах и как использовать его при защите своих интересов.

Рассмотрим основные вопросы международного процесса согласно процессуальному законодательству России, некоторых иностранных государств и международным договорам.

Вопросы юрисдикции (jurisdiction)

Нужно отметить, что единого общего понятия "юрисдикция", или "подсудность", не имеется. Однако доктрина, которую составляют мнения ученых России и иностранных государств, такое понятие все же дает, и оно не однозначно. По мнению некоторых российских ученых, под юрисдикцией в широком смысле слова понимается компетенция судов соответствующего государства рассматривать гражданские и торговые дела с иностранным элементом. В узком же смысле слова под юрисдикцией понимается компетенция судов соответствующего государства рассматривать гражданские и торговые дела с участием иностранных лиц в какой-либо сфере права, например: дела, возникающие из договорных отношений, налоговые, таможенные, коммерческие споры и пр.

Процессуальным законодательством различных государств вопросы юрисдикции регулируются по-разному, что и освещается далее.

Российская Федерация

Основным нормативным актом, регулирующим в России вопросы международного процесса при рассмотрении судами внешнеэкономических споров, является АПК РФ. Некоторые процессуальные вопросы, например о процессуальных действиях, регулируются международными договорами с участием России. В АПК РФ применительно к юрисдикции споров используется три процессуальных понятия: "подведомственность", "подсудность" и "компетенция".

Подведомственность касается предмета спора и субъектов процесса. Согласно ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке. К экономическим спорам, в частности, относятся споры о разногласиях по договору, о расторжении договоров, о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, о возмещении убытков.

Подсудность дел арбитражным судам определяет конкретные суды, которые должны рассматривать подведомственные им споры. Согласно ст. 24 АПК РФ такие дела рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Иные вопросы подсудности урегулированы следующим образом:

а) иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (п. 1 ст. 25);

б) иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика (п. 3 ст. 26);

с) иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора (п. 4 ст. 26).

АПК РФ допускает и договорную подсудность. Согласно ст. 30 подсудность, установленная в ст. 25 и 26 настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон.

Вопрос о компетенции арбитражных судов в Российской Федерации предусмотрен в специальном разделе V АПК РФ, касающемся производства по делам с участием иностранных лиц (ст. 210 - 215).

Согласно ст. 210 иностранные лица могут обращаться в арбитражные суды РФ; они пользуются при этом процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Российской Федерации (так называемый национальный режим для иностранцев в гражданском процессе).

Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц предусмотрена в ст. 212, где определены два основных случая возможного обращения в арбитражные суды РФ для защиты нарушенных прав.

В п. 1 ст. 212 установлено, что арбитражные суды РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если "...ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации". Это может означать, что в данном случае речь идет о возможности предъявления исков иностранными лицами (истцами) российским лицам (ответчикам) в российских арбитражных судах.

В п. 2 указанной статьи предусмотрены иные случаи рассмотрения дел в арбитражных судах РФ с участием иностранных лиц, а именно:

  1. если филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
  2. если ответчик имеет имущество на территории Российской Федерации;
  3. если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
  4. если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
  5. если имеется соглашение по этому вопросу между российским и иностранным лицами;
  6. другие случаи.

В этой статье отражен так называемый принцип присутствия иностранного лица на территории Российской Федерации, который применяется в процессуальном праве ряда иностранных государств. Положения этой статьи означают, что речь идет о случаях возможного предъявления исков в арбитражных судах РФ российскими истцами к иностранным ответчикам.

Если, например, согласно договору купли - продажи, заключенному между российской фирмой (покупателем) и иностранной фирмой (продавцом), поставка товара осуществляется на условиях "Склад покупателя в г. Москве" согласно ИНКОТЕРМС-2000, то в случае нарушения продавцом своих договорных обязательств российская фирма может предъявить иск иностранной фирме не в иностранном суде ответчика, а в Арбитражном суде г. Москвы, поскольку исполнение договора должно иметь место в Российской Федерации, а именно в г. Москве.

Как видно из изложенного, термин "компетенция" означает в данном случае подсудность (место предъявления исков), а не подведомственность. Вопросы подведомственности регулируются, как указано ранее, АПК РФ, и они в полной мере касаются также рассмотрения дел с участием иностранных лиц.

Великобритания

Юрисдикция английских судов над иностранными участниками процесса очень сложна. Она основана на принципах общего права и постановлениях высших судебных инстанций. Компетенция английских судов определяется следующим образом <*>.

<*> Шмиттгофф К. Экспорт: Право и практика международной торговли. М.: Юр. лит., 1993. Гл. 32.

Английское процессуальное право придерживается принципа предъявления исков "по ответчику", если ответчик находится в Англии или Уэльсе и ему вручается судебная повестка в этих частях Великобритании. Допускается также предъявление исков в судах Великобритании, если иностранный ответчик добровольно соглашается на юрисдикцию английского суда.

Английские суды обладают также юрисдикцией над иностранными ответчиками в силу постановлений Брюссельской конвенции о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам от 27 сентября 1968 г. Эта Конвенция, однако, касается стран - членов Европейского союза, и Россия пока к ней не присоединилась.

Соединенные Штаты Америки

Процессуальное законодательство США, касающееся споров американских лиц с иностранными лицами, достаточно сложно и противоречиво, а также специфично и отличается от процессуального законодательства стран романо - германской системы права. В нем нет принципа предъявления иска "по ответчику", если ответчиком является гражданин или юридическое лицо США. В этой стране общая подсудность (general jurisdiction) в подобных случаях определяется следующим:

Под общей подсудностью понимается юрисдикция, которая не отнесена к судам специальной юрисдикции, например: патентным судам, налоговым судам и т.п.

Статья III раздела 2 Конституции США содержит перечень дел, которые разрешаются в судах США. Среди них - дела между штатом или его гражданином и иностранными государствами, их гражданами или иными субъектами права (subjects).

Иски с иностранным элементом рассматриваются только в федеральных районных судах (U.S. District courts), а не в судах штатов, поскольку дела с иностранцами касаются вопросов федерального характера (federal question), в частности международной торговли. Юрисдикция федеральных районных судов сравнительно ограниченна. В них рассматриваются дела по спорам на сумму не ниже 10 тыс. долл. США. Кроме того, к этим судам отнесены дела с исключительной подсудностью: дела адмиралтейские; дела по спорам, касающимся авторских прав и патентов; дела по искам против федерального правительства. Законодательство, регулирующее эти вопросы, также является федеральным законодательством, за некоторыми исключениями: иногда, например, федеральные суды при необходимости "заимствуют" законодательство штатов.

В соответствии с поручением Конгресса США Верховный суд США принял в 1935 г. Федеральные правила гражданского процесса (Federal Rules of Civil Procedure), с последующими изменениями и дополнениями в 1989 г.

Вместе с тем следует отметить, что процессуальное законодательство США, касающееся предъявления исков американскими истцами иностранным ответчикам в судах США, весьма подробно это регламентируют. Основные положения данного процессуального законодательства сводятся к следующему.

  1. В процессуальном законодательстве США допускается подчинение споров сторон по международным контрактам американскому суду. Однако это возможно, если стороны заключат по данному вопросу соглашение в письменной форме в виде "оговорки о договорной подсудности", включаемой в контракт (forum selection clause). Но при выборе суда необходимо, чтобы стороны предусмотрели в этой оговорке конкретный суд, имеющий в силу закона юрисдикцию для рассмотрения такого спора, в противном случае суд может признать себя некомпетентным рассматривать спор по принципу "ненадлежащий суд" (forum non conveniens). Например, стороны включили в контракт оговорку о рассмотрении споров в федеральных судах общей юрисдикции, а спор касается вопросов, связанных с патентными правами, и должен рассматриваться в судах с исключительной юрисдикцией, т.е. в патентных судах, а не в судах общей юрисдикции. Поэтому сторонам следует подходить к выбору американского суда с известной мерой осторожности.
  2. Для того чтобы американский федеральный суд мог рассматривать споры, связанные с участием в них иностранных лиц, в том числе когда американский истец предъявляет иск иностранному ответчику в американском суде, он должен обладать одновременно двумя видами юрисдикции: судебной юрисдикцией (judicial jurisdiction), или, как ее еще называют, персональной юрисдикцией (personal jurisdiction), и предметной юрисдикцией (subject matter jurisdiction).

Судебная, или персональная, юрисдикция

Под ней понимаются полномочия соответствующего федерального суда рассматривать и разрешать исковые требования против определенных иностранных лиц (foreign persons) или их собственности. Эта юрисдикция осуществляется на тех же процессуальных принципах, что применяются при разрешении и внутренних споров, с учетом, однако, некоторых особенностей и правил, касающихся разрешения споров с участием иностранных ответчиков.

Этот вид юрисдикции подразделяется, в свою очередь, на три основные категории:

а) юрисдикция в отношении конкретного лица (in personam (or personal) jurisdiction). Она означает полномочия суда рассматривать иски против иностранных лиц и выдавать подлежащие исполнению решения против ответчиков и их собственности;

б) вещная юрисдикция (in rem jurisdiction). Применяется в отношении имущества ответчика. Это юрисдикция суда рассматривать доисковые требования, касающиеся права собственности или иных прав в отношении какой-либо специфической собственности, например судов или банковских вкладов;

в) квазивещная юрисдикция (quasi in rem jurisdiction). Касается наложения ареста на имущество ответчика в качестве обеспечительной меры.

Для осуществления подобных видов юрисдикций американского федерального суда необходимо наличие соответствующего законодательства, предоставляющего суду такие права. Таковым является законодательство, регулирующее так называемую юрисдикцию длинной руки.

Прежде всего нужно отметить, что законодательство "о длинной руке" (Long arm statutes) - это законодательство штатов о юрисдикции судов штатов над иностранными (из других штатов) ответчиками. Это законодательство не дает определения общего понятия "юрисдикция длинной руки", но в нем перечислены обстоятельства, при наличии которых к суду могут быть привлечены иностранные ответчики, находящиеся вне территории данного штата.

Федерального законодательства о "юрисдикции длинной руки" не имеется, но федеральные суды заимствуют (borrow) у соответствующего штата такое законодательство для определения юрисдикции в отношении иностранных ответчиков, т.е. ответчиков, находящихся вне территории США.

Смысл применения законодательства "о длинной руке" состоит в том, чтобы выяснить, имеет ли иностранный ответчик какие-либо контакты с соответствующим штатом. В качестве примера сошлемся на Закон "о длинной руке" штата Иллинойс 1983 г. (Illinois Long-Arm Statute). В § 2-209 этого Закона установлено, что любое лицо, независимо от того, является оно или не является гражданином или резидентом штата, которое лично или через агента совершает перечисленные ниже действия, подчиняет тем самым себя или своего агента юрисдикции судов штата (или федеральных судов, о чем говорится выше). Это происходит, в частности, в следующих случаях:

Предметная юрисдикция

Чтобы федеральные суды США обладали предметной юрисдикцией, необходимо наличие двух условий: такая юрисдикция должна быть определена в Конституции США (ст. III) и в федеральных законах.

Спорами с участием иностранных лиц, подпадающими под предметную юрисдикцию, являются споры, где присутствует "федеральный вопрос". В частности, это споры, возникающие из международной торговли, деликтной ответственности, взаимоотношений по ценным бумагам, антимонопольного законодательства, патентных и авторских прав, а также споры по морским делам.

Все эти гражданско - правовые отношения регламентированы соответствующими федеральными законами США.

Кроме того, федеральная юрисдикция ограничена рядом иных положений, например по размеру исковых требований, о чем сказано ранее.

Франция

Вопросы международной подсудности во Франции определяются в основном по принципу гражданства спорящих сторон. Согласно ст. 14 и 15 французского Гражданского кодекса иностранец, даже не находящийся во Франции, может быть вызван во французские трибуналы для выполнения обязательств, взятых им по договору во Франции и с французом; он может быть привлечен к французскому трибуналу по обязательствам, взятым им в иностранном государстве с французом. Француз может быть привлечен к французскому трибуналу по обязательствам, принятым им в иностранном государстве даже с иностранцем. Французская судебная практика толкует эти статьи расширительно, распространяя их на споры с участием юридических лиц <*>.

<*> Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права: Международный гражданский процесс. М.: Юр. лит., 1976. С. 66 - 67.

Германия

Германское процессуальное законодательство исходит из принципа распространения на международную подсудность основ внутренней территориальной подсудности, т.е. определения подсудности по местожительству ответчика. Местожительство юридического лица определяется по месту нахождения его центрального органа управления.

Подсудность в силу международного договора

В качестве примера определения подсудности по международному договору сошлемся на Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное странами СНГ в 1992 г.

В ст. 4 этого Соглашения установлено, что компетентный суд, в том числе арбитражный (хозяйственный) суд, государства - участника СНГ вправе рассматривать хозяйственные споры, если на территории данного государства:

Приведен ряд других оснований.

Соглашением допускается также договорная подсудность на основе письменного соглашения сторон (п. 2). Иски о праве собственности рассматриваются по месту нахождения такой собственности (п. 3).

Процессуальные действия судов в международном процессе

В ходе подготовки судебного заседания суды должны выполнить целый ряд процессуальных действий: вручение сторонам повесток, вызов свидетелей и иных заинтересованных лиц, назначение экспертов и т.п.

Эти вопросы регулируются как национальным процессуальным законодательством соответствующей страны, так и международными договорами - многосторонними и двусторонними - по международному процессу и оказанию правовой помощи. Если процессуальные действия можно выполнить в стране места нахождения суда, то они осуществляются в соответствии с процессуальным законодательством этой страны, например в России - согласно АПК РФ.

Более сложной является проблема выполнения процессуальных действий в отношении иностранных лиц в иностранных государствах, что регулируется в основном международными договорами, национальными процессуальными законодательствами.

Подготовка дела к судебному разбирательству регулируется в России ст. 112 и 113 АПК РФ. Согласно ст. 112 судья, в частности, извещает заинтересованных лиц о производстве по делу, вызывает свидетелей и лиц, участвующих в деле, проверяет допустимость представленных доказательств.

Подобные действия выполняют и судьи в иностранных государствах, хотя в процессуальном законодательстве каждой страны всегда имеется своя специфика.

Вручение документов по национальному законодательству

В России данный вопрос регулируется ст. 113 АПК РФ. Согласно этой статье судья выносит определение, в котором указывается, в частности, о назначении дела к слушанию, времени и месте его проведения. Определение направляется сторонам заказным письмом с уведомлением о вручении.

В качестве примера регулирования этого вопроса в иностранных государствах приведем процессуальное регулирование в США. Вручение судебных документов иностранным лицам в иностранных государствах осуществляется следующими способами:

  1. вручение документов истцом непосредственно ответчику;
  2. направление американским судом иностранному суду с просьбой о содействии во вручении "Letters Rogatory", т.е. Вопросника - свидетель должен ответить в письменном виде на поставленные вопросы;
  3. вручение в США процессуальных документов через агента или филиал иностранного юридического лица, находящихся в США;
  4. вручение процессуальных документов согласно международным договорам с участием США и страны, в которой осуществляется вручение.

Вручение судебных документов по международным договорам

Одним из международных договоров по международному процессу является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. (далее - Гаагская конвенция). В ней участвуют 38 государств, в том числе Россия (с 26 июля 1967 г.)

Основные положения этой Конвенции, регламентирующие вручение судебных документов, сводятся к следующему.

  1. Вручение документов лицам, находящимся за границей, производится по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством.
  2. Подтверждение вручения удостоверяется росписью адресата или в виде свидетельства властей, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения.
  3. Во вручении документов может быть отказано, если государство, где производится вручение, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Помимо указанных способов вручения Гаагская конвенция допускает и иные способы, а именно:

Эти способы допускаются, если между соответствующими государствами есть соглашение по данному вопросу, а при отсутствии соглашения - если нет препятствий для этого со стороны государства, где производится вручение.

Судебные поручения

Это более широкое понятие, чем вручение судебных документов, - вручение документов является составной частью выполнения судебных поручений.

Судебные поручения регулируются национальным процессуальным законодательством и международными договорами. В России вопросу исполнения судебных поручений посвящена ст. 215 АПК РФ. В ней говорится, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). Поручение не исполняется, если оно противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации.

Арбитражные суды могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

В Гаагской конвенции вопросы судебных поручений содержатся в специальной гл. II (ст. 8 - 16).

В Конвенции предусмотрено, что судебные власти одного государства в соответствии со своим законодательством могут обращаться к компетентным властям другого государства с судебным поручением о проведении допроса или других процессуальных действий. Судебные поручения передаются консулом соответствующим властям другого государства. Каждое государство может уведомить другое государство, чтобы судебные поручения передавались ему дипломатическим путем. Судебное поручение не исполняется, если оно может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. Исполнение судебного поручения осуществляется по законам своей страны.

Судебные поручения регламентируются также двусторонними международными договорами. Таким договором является, например, договор между СССР (теперь Россией) и США, оформленный путем обмена нотами о порядке исполнения судебных поручений между СССР и США от 22 ноября 1935 г. между Народным Комиссаром иностранных дел М.М. Литвиновым и Послом США в СССР Буллитом.

В ноте СССР говорится о процедуре, на основе которой суды СССР будут принимать для исполнения судебные поручения судов США. В ней установлено, что судебные поручения, направляемые судами США для исполнения в СССР, должны передаваться дипломатическим путем, т.е. через американское посольство в Москве и Народный комиссариат внутренних дел соответствующим судам СССР, и по исполнении они будут возвращаться тем же путем. Поручения должны адресоваться соответствующему Верховному Суду союзной республики. Суд СССР направляет поручение к производству в соответствии с процессуальными правилами СССР. В исполнении поручения может быть отказано, если оно противоречит суверенитету или безопасности СССР. Причины отказа должны быть мотивированы в письменном виде.

В ноте США говорится, что судебные поручения, направляемые судами чужих стран, исполняются в США согласно законам США или штата, где проживает соответствующее лицо. Поручения должны быть переданы суду консульским должностным лицом СССР в США.

Правовая помощь

Несмотря на достаточно полное регулирование международного процесса в национальных законодательствах и международных договорах, касающегося вручения судебных документов и судебных поручений, государства исходя из стремления обеспечить имущественные права граждан и юридических лиц заключают так называемые международные договоры об оказании правовой помощи. В этих договорах (многосторонних и двусторонних) предусматривается порядок оказания государствами друг другу правовой помощи в обеспечении рассмотрения соответствующим судом дел с участием иностранных лиц. Такие международные договоры зачастую повторяют процедуру вручения судебных документов и исполнения судебных поручений, содержащуюся в других национальных законах и международных договорах. Вместе с тем в них предусматривается ряд иных вопросов и уточнений, относящихся к порядку оказания правовой помощи. Чтобы понять содержание таких международных договоров, рассмотрим в качестве примера основные условия Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной странами СНГ 22 января 1993 г.

В Конвенции, в частности, предусмотрено следующее:

  1. Конвенция распространяется как на граждан, так и на юридических лиц (далее - лица) государств - участников Конвенции;
  2. лицам предоставляется национальный режим по правовой защите в судах стран СНГ. Это выражается, в частности, в том, что лица каждого государства пользуются бесплатной юридической помощью, льготами и освобождаются от уплаты судебных и нотариальных расходов на тех же основаниях, что и собственные лица;
  3. правовая помощь оказывается учреждениями юстиции договаривающихся сторон;
  4. правовая помощь оказывается путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны, в частности путем:

Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, который действует в его стране. Вручение подтверждается подписью лица, которому вручен документ, и скрепляется официальной печатью запрашиваемого учреждения с указанием даты вручения и подписи работника учреждения, вручающего документ.

Особые случаи, касающиеся подсудности

Ранее были изложены основные принципы определения подсудности (юрисдикции) по делам, связанным с коммерческими спорами с участием иностранных лиц. Однако в международном гражданском процессе часто встречаются особые случаи, касающиеся подсудности рассмотрения споров сторон по коммерческим делам, а именно:

а) принцип "Lis pendens (лат.) - "pending suit" (амер.). В международной процессуальной практике встречаются случаи, когда истец предъявляет иск в один суд и, не дождавшись решения этого суда, обращается за защитой своих прав в другой суд, в том числе в суд другого государства. Причины могут быть разные, например неудовлетворенность ходом разбирательства в данном суде.



Если обращение в другой суд осуществляется по правовым основаниям первого иска и с участием тех же сторон, то в другом суде такой иск не подлежит рассмотрению до тех пор, пока дело находится в стадии рассмотрения в первом суде;

б) принцип "Res iudicata" (лат.) - "решенное дело". Этот принцип означает норму права, заключающуюся в том, что окончательное решение компетентного суда по иску является обязательным в отношении сторон и вопросов права для всех последующих исков по вопросам, которые были подняты в первоначальном иске теми же сторонами.

При обращении истца в другой суд в подобных случаях такой суд производство по делу прекращает по основанию "решенное дело". В международной юриспруденции этот принцип выражен следующим образом: "Решенное дело принимается за истину".

Эти принципы для российского процессуального права не являются новыми. Они регулируются АПК РФ и отражают практику международного процесса. Вот что об этом говорится в ст. 214 АПК РФ:

"Статья 214. Процессуальные последствия рассмотрения судом иностранного государства дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям

Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения или прекращает производство по делу, если компетентный суд иностранного государства, принявший дело к рассмотрению до предъявления иска в арбитражный суд в Российской Федерации, рассматривает дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям или принял по этому делу решение, вступившее в законную силу.

Такие последствия не наступают, если будущее или принятое судом иностранного государства решение не подлежит признанию или исполнению на территории Российской Федерации либо соответствующее дело относится к исключительной компетенции арбитражного суда в Российской Федерации";



в) альтернативная подсудность. В международные коммерческие контракты зачастую включаются оговорки о разрешении споров, согласно которым допускается обращение в различные суды по выбору соответствующей стороны: суд своего государства, суд государства контрагента, суд третьего государства и т.п.

На практике имеют место факты, когда одна из сторон для защиты своих прав обращается по своему выбору в какой-либо суд, предусмотренный в контракте. Другая сторона, имеющая встречные претензии к первой стороне по тому же контракту, обращается в иной суд, также используя оговорку в контракте. Возникает ситуация, когда по одному и тому же контракту стороны стремятся защитить свои интересы и права в разных судах одновременно.

Как следует решать проблему, возникающую в подобных ситуациях?

Применение судами иностранного права

Согласно законодательству России, иностранных государств и международным договорам суды при рассмотрении споров с участием иностранных лиц применяют нормы процессуального права своей страны (принцип "Lex fori" - закон места суда). Это общее правило.

Что касается применения судами иностранного материального права, то это допускается законодательством Российской Федерации и иностранных государств. Однако законы почти всех государств налагают некоторые ограничения на применение судами иностранного права.

Стороны сами могут предусмотреть в контракте применимое к их отношениям право, в том числе иностранное. Если стороны не смогли договориться об этом, то вопрос о применимом праве решает суд, который рассматривает дело, руководствуясь нормами коллизионного права своей страны.

В российском гражданском праве допускается применение российскими судами иностранного права, что регулируется ст. 156 - 158 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые действуют в этой части и в настоящее время.



Согласно ст. 156 Основ иностранное право применяется к гражданским отношениям в случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами, и на основании соглашения сторон.

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Лица, участвующие в деле, вправе представить документы, подтверждающие содержание соответствующей нормы иностранного права. Если содержание норм иностранного права не установлено, то применяется российское право.

Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречит публичному порядку. В этих случаях также применяется российское право.

В иностранных государствах применение иностранного права также ограничено некоторыми обстоятельствами. Например, иностранное право не применяется, если оно несовместимо с основными принципами права соответствующей страны, т.е. противоречит публичному порядку. Такой принцип действует в праве Германии, Швеции, Швейцарии и др., хотя в различных странах он толкуется судами по-разному <*>.

<*> См.: Белов А.П. Публичный порядок: Законодательство, доктрина, судебная практика. Право и экономика, 1996. N 19 - 20.

В Российской Федерации были приняты Федеральные законы от 12 февраля 2001 г. N 10-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.; N 11-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 года".

Согласно этим Конвенциям они не затрагивают других двусторонних или многосторонних международных договоров по указанным вопросам, заключенных договаривающимися государствами.



В соответствии с Конвенциями Россия должна определить полномочный орган, через который будет осуществляться выполнение запросов по вопросам, предусмотренным в Конвенциях.