Мудрый Юрист

Налог один, а бумаг много...

С. Карчевский, ведущий юрисконсульт Расчетной палаты ММВБ.

Вступившая в действие с 1 января 2001 г. часть вторая Налогового кодекса РФ в главе 24 устанавливает новый федеральный налог - единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды и имеющий целью мобилизацию средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь (ст. 234 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос о правомерности требования банков к организациям, открывающим банковские счета, предоставлять справки о регистрации в государственных внебюджетных фондах.

Требования кредитных организаций о представлении клиентами справок из государственных внебюджетных фондов с 1 января 2001 г. является, по нашему мнению, неправомерными по следующим основаниям.

Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ закрепляет норму о том, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется с 1 января 2001 г. налоговыми органами Российской Федерации, которые в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ (ст. 9).

В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики (в том числе единого социального налога) подлежат постановке на учет в налоговых органах, а в соответствии со ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Вводным законом установлен перечень актов, утративших силу со дня введения в действие части второй НК РФ. Среди них - Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ" от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, закреплявший обязанность банков и иных кредитных организаций открывать расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах ПФ РФ.

Вполне очевидным является вывод о том, что прекратил свое действие Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", ст. 8 которого устанавливалась обязанность банков и иных кредитных организаций открывать расчетные и иные счета при предъявлении организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователей в ФСС РФ. Проектом закона указанная обязанность банков не предусмотрена.

И, наконец, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Письмом от 16 января 2001 г. N 310/20-1/и подтвердил, что нормы правовых актов, устанавливающие обязательный порядок регистрации в фондах ОМС и выдачи ими справок для предъявления в банк для открытия счета, утратили силу с 1 января 2001 года.

Исходя из нормы ст. 29 Вводного закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со ст. 2 Вводного закона, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ и Вводному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй НК РФ.

Так, например, требуют приведения в соответствие с Налоговым кодексом РФ нормы главы 8 Положения Банка России о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации от 25 ноября 1997 г. N 5-П в части исключения из перечня документов, представляемых для открытия корреспондентского счета "ЛОРО", документов, подтверждающих регистрацию кредитной организации в государственных внебюджетных фондах. Упомянутые нормы действуют до вступления в силу с 1 марта 2001 года части II Положения Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 8 сентября 2000 г. N 120-П (см. Разъяснение Банка России от 1 декабря 2000 г. N 3-ОР, Письмо Отделения N 1 МГТУ Банка России от 11 февраля 2001 г. N 51-585), в главу 6 которого также должны быть внесены соответствующие изменения.

Таким образом, исходя из изложенного выше клиенты (банки - респонденты) кредитной организации как налогоплательщики, в том числе единого социального налога, обязаны, по нашему мнению, для открытия банковского (корреспондентского) счета с 1 января 2001 г. представлять только свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.