Мудрый Юрист

Самоотвод и отвод свидетеля

С. Ширинский, адвокат Губкинской юридической консультации Белгородской области.

По действующему законодательству свидетель не может быть отведен. Между тем встречаются ситуации, когда и свидетели нуждаются в отводе. Он, конечно, ничего общего не имеет с отказом от дачи показаний. Так, свидетель не обязан давать показания против самого себя и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Встречаются случаи допроса в качестве свидетелей адвокатов, других лиц, защищающих интересы подзащитных (ст. 47 УПК), об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением обязанностей по делу. Это тот случай, когда вызванный для допроса обязан заявить самоотвод на законных основаниях (п. п. 1 и 3 ст. 72 УПК).

Известно, что эксперт не может быть допрошен в качестве свидетеля по данному им заключению, но суд желает его допросить. Эксперт, знающий свои права, обязан заявить самоотвод (ст. ст. 82, 288 - 290 УПК). В противном случае свидетель - эксперт должен быть отведен.

Самоотвод следует заявить и следователю - свидетелю, расследовавшему в дальнейшем данное преступление, иначе усматривается необъективность свидетеля, который основные фактические данные мог взять из материалов проводимого им следствия.

Судебной практике известны случаи, когда свидетели до начала их допроса находятся в зале судебного разбирательства. Когда очередь доходит до их допроса, это обстоятельство выясняется. Такие свидетели подлежат отводу (ст. 270 УПК).

Отвод понятого будет правомерен, если в суде или еще на следствии выяснится, что он является близким родственником обвиняемого (подсудимого), а в свое время это обстоятельство не устанавливалось (ст. 135 УПК). Понятым может быть лишь лицо, не заинтересованное в деле.

Еще пример. Согласно п. 2 ст. 72 УПК не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. За этим важно следить и при наличии тому доказательств ставить перед судом вопрос об отводе таких свидетелей.

Иногда отводу подлежат свидетели, которые уже признаны судом недееспособными. Основанием здесь будет служить решение суда, вступившее в законную силу и имеющее преюдициальное значение при рассмотрении ходатайства об отводе свидетеля (ст. ст. 28, 29 ГК, ст. 22 УК).

Представляется, что самоотводы и отводы свидетеля могут быть заявлены на протяжении всего хода судопроизводства в любой форме. Суд же должен реагировать на это только в письменном виде. Аналогичный порядок касается, на мой взгляд, и следователя.