Мудрый Юрист

Компетенция органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы г. Свердлык, в. Нечуй-ветер

Г. Свердлык, доктор юридических наук, профессор.

В. Нечуй-Ветер, директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности (г. Москва).

Наружная реклама является одним из средств продвижения товара к рынку. Статья 14 Закона РФ "О рекламе" определяет, что распространение наружной рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с рядом компетентных органов (управление автомобильных дорог, управление железными дорогами и т.д.).

Федеральное законодательство наделяет органы местного самоуправления компетенцией самостоятельно решать некоторые вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также вопросы градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.

Можно выделить три основные задачи, касающиеся особенностей распространения наружной рекламы и относящиеся к компетенции органов местного самоуправления: установление единых требований к средствам наружной рекламы в пределах территории городов и сельских поселений; контроль за размещением и эксплуатацией средств наружной рекламы; определение порядка и условий использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы.

Увеличение количества средств наружной рекламы стабильного территориального размещения и их техническое состояние привели к тому, что она стала одним из существенных факторов, влияющих на внешний облик муниципальных образований. Сложные строительные конструкции и технологии, используемые при распространении наружной рекламы, объективно повышают степень гражданских рисков, наступающих при изготовлении и эксплуатации средств наружной рекламы, что, в свою очередь, обязывает орган местного самоуправления предпринимать необходимые административные и иные меры к обеспечению безопасности жителей городов и других населенных пунктов.

Федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области наружной рекламы отнесены следующие основные вопросы:

Осуществление указанных полномочий практически возможно лишь в том случае, когда для этих целей создано специальное учреждение в системе органов местного самоуправления.

На него, в частности, могут быть возложены такие функции: предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы на возмездной основе, через уполномоченные предприятия (хозяйствующие субъекты); учет средств наружной рекламы стабильного территориального размещения; выявление фактов незаконной установки средств наружной рекламы, совместно с организацией, осуществляющей архитектурно - технический надзор; постановка вопроса о принятии мер административного и гражданско - правового воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соблюдающим требований правовых актов, принятых органом местного самоуправления; представление интересов органа местного самоуправления по претензиям и искам, связанным с наружной рекламой; направление информационных сообщений по запросам компетентных органов, связанным с наружной рекламой.

В Москве действует ряд правовых актов, установивших единые технические требования к средствам наружной рекламы (постановление Правительства Москвы N 442 от 18 мая 1999 г.), а также определивших порядок возмездного использования объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы на территории г. Москвы (постановления Правительства Москвы N 866, 867 от 14 сентября 1999 г.).

Для решения ряда основных вопросов в области наружной рекламы Правительством Москвы создано управление по делам наружной рекламы, информации и художественному оформлению города.

В настоящее время рассматриваются предложения о принятии дополнительных правовых актов, уточняющих компетенцию органов местного самоуправления г. Москвы в сфере наружной рекламы.