Мудрый Юрист

Стратегически важные сырьевые товары как предмет контрабанды

В. Михайлов, кандидат юридических наук, доцент.

А. Федоров, заместитель начальника следственной службы УФСБ России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, кандидат юридических наук, доцент.

В ч. 2 ст. 188 УК РФ в числе товаров и предметов, незаконное перемещение которых через таможенную границу оценивается как контрабанда, указываются стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Однако случаев привлечения к уголовной ответственности за контрабанду по этому квалифицирующему признаку не имеется. В чем же причина? Как нам представляется, основания этого кроются в неясности признаков, по которым сырьевые товары относят к этой группе. Данный вопрос весьма сложен и имеет свою историю, начинающуюся с Указа Президента России от 14 июня 1992 г. N 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров", которым было установлено, что в целях защиты экономических интересов России, недопущения незаконного размещения валютной выручки за рубежом и неоправданной конкуренции российских предприятий на внешнем рынке с 1 июля 1992 г. экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными для этих целей Министерством внешних экономических связей (МВЭС). Здесь же предусматривалось, что ГТК РФ с 1 сентября 1992 г. мог разрешать вывоз этих товаров только по контрактам предприятий и организаций, зарегистрированных МВЭС. Перечень таких товаров был определен постановлением Правительства РФ от 26 июня 1992 г. N 434.

В дальнейшем перечни стратегически важных сырьевых товаров и товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям, неоднократно менялись.

Федеральным законом от 1 июля 1994 г. в числе предметов контрабанды (ст. 78 УК РСФСР) были указаны стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза. Однако в дальнейшем Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" нормативное определение таких товаров фактически было исключено. В соответствии с этим же Указом с 25 марта 1995 г. экспорт этой группы товаров осуществляется без регистрации в МВЭС России предприятий и организаций - экспортеров. Кроме того, он признал утратившим силу Указ Президента от 14 июня 1992 г. N 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров", реально отменен и институт "спецэкспортеров". Во исполнение названного Указа и в целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности постановлениями Правительства от 5 ноября 1995 г. N 1110 и от 21 марта 1996 г. N 300 признаны утратившими силу решения об утверждении перечня стратегически важных сырьевых товаров и осуществлении экспорта таких товаров на основе регистрации контрактов.

Но в юридической литературе это обстоятельство, как правило, не учитывается, и по-прежнему делаются ссылки на отмененные нормативные акты, относящие к стратегически важным сырьевым товарам диких животных, дикорастущие растения, пшеницу, природный газ, удобрения, электроэнергию, "сырую" нефть, продукты ее переработки и другие товары, указанные в утративших силу перечнях. В других работах стратегически важными сырьевыми товарами считают указанные в распоряжении Правительства от 16 января 1996 г. N 50-р в качестве основных видов стратегического минерального сырья нефть, природный газ, уран, хром, молибден, кобальт, скандий, бериллий, золото, серебро, платиноиды, алмазы и др. С такой точкой зрения, на наш взгляд, также согласиться нельзя, так как названное распоряжение не касается внешнеторговой деятельности.

Что же имел в виду законодатель, указывая в ст. 188 УК РФ в числе предметов контрабанды стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, и есть ли такие товары в настоящее время? Видимо, есть. Однако их понятие изменилось, наполнилось новым содержанием.

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. (в ред. 10 февраля 1999 г.) "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривает наличие экспортного контроля за порядком вывоза за пределы России отдельных видов сырья, которое может быть использовано при создании вооружений и военной техники, сырья, имеющего мирное назначение, но могущего быть использованным при создании оружия массового уничтожения, а также средств его доставки. Номенклатура указанных видов сырья (сырьевых товаров) определяется списками и перечнями, утверждаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства. На наш взгляд, именно эти виды сырья относятся к указанным в ч. 2 ст. 188 УК РФ стратегически важным сырьевым товарам. Об этом свидетельствует, в частности, сопоставление ст. ст. 188 и 189 УК. В ст. 189 установлена, в частности, ответственность за незаконный экспорт сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения. Ответственность за контрабанду аналогичных товаров предусмотрена ст. 188 УК, но в ней эти предметы поименованы, во-первых, как материалы и оборудование, могущие быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения, и, во-вторых, как стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле" относит к контролируемым материалам сырье (сырьевые товары), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения. Примерами перечня контролируемых товаров и установления специальных правил их вывоза с территории России могут выступать, в частности, Указ Президента России от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" и постановление Правительства от 8 мая 1996 г. N 574 "Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий".

Естествен вопрос о разграничении преступлений, ответственность за которые закреплена в ст. ст. 188 и 189 УК РФ. Полагаем, что применительно к стратегически важным сырьевым товарам, в отношении которых установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу России, отличие происходит прежде всего по субъекту преступления. Субъект контрабанды обладает общими для всех преступлений признаками. Субъект преступления, предусмотренного ст. 189 УК, дополнительно характеризуется тем, что он осуществляет экспорт (является участником внешнеторговой деятельности). По нашему мнению, содержащийся в ст. 189 УК термин "экспорт" предопределяет возможность совершения этого преступления только специальным субъектом, т.е. лицом, занимающимся экспортом технологий, научно - технической информации и услуг в нарушение установленного законом порядка.

В заключение следует заметить, что обозначенный выше вопрос является частью более общей проблемы - необходимости коренного пересмотра уголовного законодательства, определяющего ответственность в сфере незаконного перемещения с территории России и на ее территорию товаров, предметов, оборот которых запрещен или ограничен, результатов интеллектуальной деятельности, услуг и т.д. Было бы целесообразно отнести к контрабанде незаконное перемещение только материальных предметов (наркотиков, оружия, сырья, оборудования, различных материалов, в том числе и могущих быть использованными при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль) и т.п.

Следует установить также ответственность за незаконные перемещение результатов интеллектуального труда (информации, технологий) и услуг, в том числе могущих быть использованными при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Причем в законе нецелесообразно использовать термин "экспорт", так как под ним понимается сопряженный с соблюдением определенной законодательством процедуры вывоз товаров, оборудования, технологий, услуг за пределы России. Поэтому любое несоблюдение такой процедуры исключает возможность оценивать вывоз сырья, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг как экспорт, несмотря на то, что в отношении них установлен специальный экспортный контроль.