Мудрый Юрист

Вопросы применения международных договоров о взаимном оказании правовой помощи в работе арбитражных судов

  1. По мере интеграции России в мировую экономику расширяются деловые связи российских хозяйствующих субъектов с зарубежными предпринимателями, возникают новые договорные обязательства между ними и, соответственно, увеличивается количество экономических споров с участием иностранных лиц, разрешение которых относится к юрисдикции арбитражных судов.

В 1998 году арбитражными судами России рассмотрено 1903 дела по экономическим спорам с участием иностранных лиц, что на 63 процента больше, чем было рассмотрено (1162) в 1996 году (первом году после введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, который отнес к юрисдикции арбитражных судов экономические споры с участием иностранных и международных организаций).

В связи с этим приобретают исключительно важное значение знание и правильное применение в работе арбитражных судов соответствующих положений международных договоров Российской Федерации о взаимной правовой помощи, предусматривающих правила оказания взаимной помощи и взаимодействия судов при рассмотрении дел этой категории. В настоящей статье будут рассмотрены следующие вопросы применения этих договоров, которые возникают в судебной практике:

а) разграничение судебной юрисдикции между Российской Федерацией и другими государствами по экономическим спорам между отечественными и иностранными хозяйствующими субъектами;

б) определение национального законодательства соответствующего государства, подлежащего применению при разрешении принятого к рассмотрению спора;

в) порядок оформления и направления судебных поручений за границу и получения из иностранных государств различных доказательств (свидетельские показания, протоколы осмотра, заключения экспертов и др.), необходимых для рассмотрения дела;

г) условия и порядок приведения в исполнение решений судов иностранных государств;

д) условия принятия к принудительному исполнению арбитражных решений, вынесенных в другом государстве.

  1. Разграничение судебной юрисдикции между государствами регулируется как внутренним законодательством каждого государства, так и межгосударственными договорами.

В большинстве государств внутреннее гражданское процессуальное и арбитражно - процессуальное законодательство содержит специальные разделы о судопроизводстве по делам с участием иностранных лиц, а в некоторых странах приняты специальные законы по вопросам международного частного права и процесса (Венгрия, Германия, Швейцария, Чехия, Югославия и др.).

В действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации имеется раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц". В нем содержится ряд норм о судопроизводстве по данной категории дел, которые хотя и не охватывают всех процессуальных вопросов, возникающих в судебной практике, но все же устанавливают ряд важных правил, и в частности определяют компетенцию арбитражных судов России по данной категории дел. Суды руководствуются этими правилами при условии, что они не противоречат правилам международных договоров.

Если правила, установленные внутренним законодательством государства, соответствуют аналогичным правовым нормам других государств, то они становятся общепризнанными в международно - правовой практике и применяются судами разных государств по спорам между отечественными и иностранными субъектами хозяйствования независимо от того, заключен или нет между их государствами соответствующий договор.

В частности, общепризнанным является правомочие суда государства, в котором физическое или юридическое лицо имеет соответственно постоянное местожительство или местонахождение, рассматривать предъявляемые к этому лицу иски. Это исходит из правила внутреннего законодательства государств о рассмотрении исков судом по месту жительства ответчика.

Также общепризнанным стало исключительное право суда государства, на территории которого находится недвижимое имущество, рассматривать иски о вещных правах на это имущество.

Однако для стран с развитым экономическим оборотом разделение юрисдикции судов по одному - двум основаниям было бы явно недостаточным, так как не отвечало бы потребностям динамичных деловых связей. Поэтому в ряде двусторонних договоров о взаимном оказании правовой помощи, а также в региональных конвенциях и соглашениях Договаривающиеся Государства идут дальше, расширяя круг оснований для разграничения судебной юрисдикции, не зависящих от местонахождения ответчика.

Можно было бы в этой связи в качестве характерного примера сослаться на экономически интегрированные страны Евросоюза и заключенную между ними Брюссельскую конвенцию о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим спорам от 27 сентября 1968 г. Статьи 5 и 6 этой Конвенции предусматривают целый ряд случаев, когда физическое или юридическое лицо, имеющее постоянное местонахождение в одном Договаривающемся Государстве, может быть ответчиком в суде другого Договаривающегося Государства. Россия, однако, не является участником данной Конвенции, поэтому следует обратиться к многосторонним и двусторонним договорам о взаимной правовой помощи, заключенным Российской Федерацией и ранее Союзом ССР.

Российская Федерация является участником 32 двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров о взаимном оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, каждый из которых, как правило, содержит нормы, регулирующие вопросы судебной юрисдикции Договаривающихся Государств.

В частности, в соответствии с Конвенцией между Союзом ССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г. (ст. 24) суд Договаривающегося Государства считается компетентным рассмотреть спор не только в том случае, если на его территории ответчик имеет постоянное местожительство или местопребывание, но также в ряде случаев независимо от местонахождения ответчика при наличии следующих условий:

спор касается деятельности предприятия (филиала) торгового, промышленного или иного характера, которое ответчик имеет на территории данного государства;

обязательство по договору, являющееся предметом спора, было или должно быть исполнено на территории данного государства;

на территории данного государства имел место факт, явившийся основанием для деликтной ответственности.

Еще больше расширена юрисдикция судов Договаривающихся Государств в Договоре между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г., ратифицированном Россией 30 июля 1996 г. и вступившем в силу 22 июля 1997 г.

Кроме суда Договаривающегося Государства, на территории которого имеется местонахождение (или местожительство) ответчика, согласно статье 19 этого Договора компетентен рассмотреть спор суд любого из Договаривающихся Государств, если на его территории:

должно быть исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора, либо

имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для иска о возмещении вреда, либо

возбуждено уголовное дело по факту причинения вреда и законодательство данного государства допускает рассмотрение гражданского иска о возмещении вреда в уголовном деле, либо

находится отраслевой или иной филиал, агентство (ответчика), из деятельности которого вытекает иск.

К исключительной юрисдикции судов государства, на территории которого имеет местонахождение общество или юридическое лицо, Договором отнесены иски о признании недействительным образования и прекращении деятельности общества или юридического лица, а также иски о признании недействительными решений их органов.

Договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенными в 1993 году между Российской Федерацией и государствами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) предусмотрена договорная подсудность дел на основании письменных соглашений сторон, которыми, однако, не может затрагиваться исключительная компетенция судов (по искам о вещных правах на недвижимость, о признании недействительными актов государственных и иных органов). Аналогичные положения содержат договоры о правовой помощи, заключенные с Азербайджанской Республикой, Киргизской Республикой, Республикой Молдова.

По мере заключения таких договоров изменяется и обогащается внутреннее процессуальное законодательство Договаривающихся Государств, регулирующее судопроизводство по делам с участием иностранных лиц.

Каким же образом должны решаться вопросы разграничения подсудности в случаях, когда согласно упомянутым выше правилам право рассмотреть одно и то же дело имеют суды обоих Договаривающихся Государств?

В договорах предусмотрено, что в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами о том же предмете и по тому же основанию в судах обоих Договаривающихся Государств, являющихся компетентными в соответствии с договором, суд, который возбудил дело позднее, прекращает производство. Несоблюдение этого правила может в определенных договорами случаях привести к отказу в признании и исполнении судебного решения на территории другого Договаривающегося Государства. Сказанное не касается исключительной компетенции судов, которая во всех случаях имеет превалирующее значение и требует безусловного соблюдения.

Для государств - участников СНГ исключительно важное значение имеет Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. Оно подписано всеми странами СНГ, кроме Грузии.

Согласно статье 4 этого Соглашения компетентный суд государства - участника Соглашения вправе рассматривать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений, помимо случаев, когда ответчик имеет постоянное местожительство или местонахождение на территории данного государства на день предъявления иска, также в тех случаях, когда на этой территории:

а) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия или филиала ответчика;

б) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

в) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

г) находится контрагент - поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы), а спор касается заключения, изменения и расторжения договоров;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации.

Кроме того, компетентный суд Договаривающегося Государства вправе рассмотреть экономический спор и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче данного спора этому суду. Однако предметом договорной подсудности не могут быть иски о вещных правах на недвижимое имущество, иски по спорам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам.

Эти дела в соответствии с Соглашением относятся к исключительной юрисдикции судов того государства, в котором находятся соответственно недвижимое имущество либо указанные органы.

Большинство из указанных правил содержится и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 г., заключенной между всеми странами СНГ (включая Грузию). Однако по данной Конвенции они распространяются на различные категории гражданских и семейных дел, участниками которых являются не только хозяйствующие субъекты, но и отдельные граждане, не занимающиеся предпринимательской или иной хозяйственной деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что по вопросам, урегулированным и Соглашением и Конвенцией, арбитражным судам следует руководствоваться положениями Соглашения, устанавливающими более благоприятные и простые формы и условия сотрудничества, в частности, по таким вопросам, как порядок и язык обращений за правовой помощью, срок давности для предъявления судебных решений к принудительному исполнению, порядок исполнения решений. Такой подход обоснован тем, что по сравнению с Конвенцией Соглашение является специальным международным договором, регулирующим более узкий круг правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Положения же Конвенции по указанным вопросам применимы при взаимодействии судов России и Грузии.

  1. После того как суд установил, что он вправе рассмотреть тот или иной экономический спор с участием иностранных лиц, ему необходимо определить, законодательство какого государства должно применяться при разрешении этого спора.

При этом речь идет не о процессуальном законодательстве, а о материально - правовых нормах. Каждый суд, рассматривая экономические споры с участием иностранных лиц, действует в рамках национального процессуального законодательства. Что касается материального права, то в ряде случаев согласно международным договорам или коллизионным нормам национального законодательства суд должен применять законы не собственного, а иностранного государства.

Иногда основания для определения компетентного суда и выбора закона совпадают. Например, при разрешении споров о праве собственности и других вещных правах на недвижимое имущество применяется законодательство государства, на территории которого находится это имущество, и компетентным рассматривать указанные споры по тем же основаниям признается суд этого государства.

Обязательства из причинения вреда определяются по законодательству государства, на территории которого имело место действие или обстоятельство, послужившее основанием для иска о возмещении вреда, и суд этого же государства является компетентным рассматривать данный иск.

Однако такие совпадения, когда компетентным в разрешении спора является суд государства, законодательство которого применяется в регулировании спорных правоотношений, имеют место далеко не всегда. Основания для определения судебной юрисдикции, с одной стороны, и применяемого материального права - с другой, весьма часто бывают различными, и это нередко приводит к тому, что суд при рассмотрении спора должен применять материально - правовые нормы другого государства. Какое право надлежит применить к спорным правоотношениям, определяется судом в соответствии с коллизионными нормами, установленными международными договорами, а также внутренним гражданским законодательством каждого государства.

Необходимо иметь при этом в виду, что с развитием тесных деловых связей между хозяйствующими субъектами разных государств, и особенно при осуществлении в ряде регионов мира экономической интеграции, государства активно прибегают к регулированию хозяйственных правоотношений с помощью унифицированных международно - правовых норм путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

В результате коллективных усилий государств разработаны, подписаны и вступили в силу такие международные договоры, как Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях, 1930 года, Венская конвенция ООН о договорах международной купли - продажи 1980 года, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года <*>, Мадридская конвенция о регистрации товарных знаков 1891 года <*> и другие.

<*> СССР ратифицировал Парижскую конвенцию в 1965 году и Мадридскую - в 1980 году.

Общеизвестно широкое применение унифицированных правовых норм в регулировании экономических и научно - технических связей между СССР и странами - членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в период существования этой организации. В настоящее время этот метод регулирования международных торговых и других экономических отношений играет первостепенную роль в странах Европейского союза. В рамках СНГ заключено Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г., Соглашение об основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г. и другие.

Многие соглашения по отдельным вопросам торгово - экономических отношений (соглашения о взаимной защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые соглашения и др.) заключаются между государствами на двусторонней основе.

Такого рода международные соглашения, относящиеся к определенному виду правоотношений между хозяйствующими субъектами в рамках определенного круга государств, необходимо в первую очередь принимать во внимание при рассмотрении экономических споров с участием иностранных лиц.

При отсутствии соглашений, предусматривающих соответствующие унифицированные материально - правовые нормы, для определения национального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям, следует обращаться к коллизионным нормам, устанавливаемым международными договорами и соглашениями.

В частности, упомянутое выше Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (ст. 11), предусматривает, что гражданское законодательство одного Договаривающегося Государства применяется на территории другого государства при соблюдении следующих правил:

гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель;

к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр;

возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству государства, на территории которого имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права. Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон;

форма сделки определяется по законодательству места ее совершения. Форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества;

форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность;

права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству места совершения, если иное не предусмотрено соглашением сторон;

права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным;

вопросы исковой давности разрешаются по законодательству государства, применяемому для регулирования соответствующего отношения.

Если в международном договоре нет соответствующей коллизионной нормы, применимой к спорному правоотношению, следует обратиться к коллизионным нормам внутреннего гражданского законодательства.

Новый Гражданский кодекс Российской Федерации пока не содержит части III и раздела, регулирующего применение иностранного гражданского законодательства. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" впредь до принятия части III нового Гражданского кодекса Российской Федерации применяются положения раздела VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 июля 1991 г. "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров". Положения этого раздела предусматривают, гражданское законодательство какого государства подлежит применению к тем или иным спорным правоотношениям, в каких случаях стороны сами вправе определить применяемое право, когда иностранное право не подлежит применению на территории Российской Федерации.

  1. Решив вопросы юрисдикции и определения соответствующего законодательства, подлежащего применению при разрешении спора, суд должен обеспечить своевременное уведомление в должной форме зарубежных участников судебного процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Взаимодействие судов России с судебными органами других государств по этому вопросу, а также по поводу вручения судебных документов и выполнения за рубежом других процессуальных действий регулируются Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. и договорами о взаимной правовой помощи, связывающими Россию соответствующими международно - правовыми обязательствами с 60 государствами, а также внутренними правовыми актами: Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" и статьей 215 АПК РФ.

Между тем предусмотренный Гаагской конвенцией и многими договорами о правовой помощи порядок вручения извещений и иных документов, а также выполнения других процессуальных действий является слишком громоздким. Поручение о вручении направляется в Министерство юстиции Российской Федерации, которое, однако, не передает его непосредственно центральному органу юстиции иностранного государства, а направляет в МИД России для передачи через консульский отдел российского посольства в этом государстве. Такой же длительный путь проходит документ и после выполнения судебного поручения, в результате чего требуется не менее шести месяцев для получения судом подтверждения о вручении извещения, что не обеспечивает рассмотрения дела в разумные сроки.

В связи с этим после передачи экономических споров с участием иностранных лиц под юрисдикцию арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поставил в компетентных органах вопрос о присоединении России к более поздним Гаагским конвенциям "О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" от 15 ноября 1965 г. и "О получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам" от 18 марта 1970 г., которые предусматривают передачу судебных документов непосредственно от центрального органа юстиции одного государства центральному органу юстиции другого государства, минуя дипломатические каналы. Конвенции были переведены на русский язык, проведено согласование позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с Верховным Судом Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации и через МИД России внесено предложение Правительству Российской Федерации о присоединении к этим Конвенциям. Правительство приняло постановление о представлении Президенту Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о присоединении к данным Конвенциям, а 10 апреля 1999 г. Президент России внес это предложение на рассмотрение в Государственную Думу.

Необходимо иметь в виду, что в ряде договоров о правовой помощи, заключенных СССР и Российской Федерацией с Испанией, Китаем, Кубой, Монголией и бывшими социалистическими государствами Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Югославия), еще ранее было установлено, что по вопросам исполнения судебных поручений Минюст России сносится непосредственно с центральными органами юстиции этих государств.

Следует отметить, что при направлении и выполнении судебных поручений документы, выданные или удостоверенные судьей и скрепленные гербовой печатью суда, не требуют какого-либо другого удостоверения и принимаются на территории всех государств - участников договоров о взаимной правовой помощи как официальные документы.

Наиболее благоприятный порядок выполнения судебных поручений предусмотрен упомянутым Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Оно устанавливает, что суды, в компетенцию которых входит разрешение экономических споров, при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции, при этом все документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке без сопровождения переводом на язык запрашиваемого государства, как это требуется во всех других договорах (образцы судебных поручений и других документов, направляемых за границу, см. в приложении).

Возникает вопрос, могут ли суды обращаться с поручениями о вручении судебных документов и выполнении других процессуальных действий в государства, с которыми Россия не имеет соответствующих договоров.

Статья 215 АПК РФ предоставляет право судам обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнять переданные им в установленном законом порядке поручения судов иностранных государств.

Таким образом, если в установленном порядке, то есть в соответствии с названным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., из Минюста России поступит в суд иностранное судебное поручение от государства, не связанного с Российской Федерацией соответствующими обязательствами по международному договору, то поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в пункте 2 статьи 215 АПК РФ (суд отказывает в исполнении, если исполнение поручения противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации либо не входит в компетенцию арбитражного суда).

Также через Минюст России следует направлять и свои судебные поручения в иностранное государство. При этом, поскольку между Российской Федерацией и иностранным государством не заключено соответствующего международного договора, Минюст России, естественно, обратится к этому государству в установленном порядке, то есть через МИД России и посольство Российской Федерации. Необходимо иметь в виду, что документы, направляемые в таком порядке, должны пройти легализацию, то есть быть удостоверены соответствующим образом сначала Министерством юстиции Российской Федерации, затем Департаментом консульской службы МИД России и, наконец, посольством государства, куда направляются документы.

Для государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 г., процесс удостоверения документов упрощен: единственной формальностью для удостоверения подлинности подписи, официального положения лица, подписавшего документ, а также печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным учреждением государства, откуда исходит документ, в соответствии с требованием статьи 4 Конвенции.

В нашем государстве такими учреждениями являются органы юстиции Российской Федерации, имеющие в своем составе специальные подразделения для этой цели (отделы и секторы легализации).

Исполнение судебного поручения на территории другого государства по общему правилу не дает основания для взыскания каких-либо сборов или издержек с запрашивающего государства, за исключением случаев, когда требуется соблюдение особой формы выполнения отдельных процессуальных действий, связанной с дополнительными расходами. В последнем случае запрашиваемая сторона может потребовать возмещения произведенных затрат.

  1. Важной составной частью оказания правовой помощи является признание и приведение в исполнение решений судов одного государства на территории другого государства.

Из упомянутых 32 договоров о взаимной правовой помощи подавляющее большинство предусматривает и этот вид правовой помощи. Исключение составляют два договора. Договор между Союзом ССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. предусматривает взаимное признание только решений о расторжении брака, раздельном проживании супругов и признании брака недействительным, но не касается решений по экономическим и другим гражданским спорам.

В Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. содержатся положения об исполнении только судебных решений о взыскании судебных издержек и расходов с истцов или третьих лиц, которые были освобождены судом от внесения залога или иного обеспечения судебных издержек до принятия решения по делу.

Остальные договоры предусматривают условия и порядок признания и приведения в исполнение решений судов одного Договаривающегося Государства на территории другого. При этом почти все договоры, кроме Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г., исходят из необходимости специальной судебной процедуры принятия ходатайства и дачи разрешения на исполнение решения суда одного Договаривающегося Государства на территории другого с выдачей исполнительного документа. Это так называемая процедура выдачи "экзекватуры", заключающаяся в том, что вынесенное судебное решение не проверяется по существу, но в судебном заседании с вызовом ответчика проверяется соблюдение при вынесении решения условий, предусмотренных договором. Установив, что решение соответствует этим условиям, суд своим определением разрешает его принудительное исполнение и выдает исполнительный документ взыскателю.

Каковы же условия и порядок приведения в исполнение судебного решения?

Для приведения в исполнение судебного решения необходимо, чтобы решение вступило в законную силу, и от взыскателя требуется представить вместе с удостоверенной копией судебного решения подтверждение суда о вступлении его в законную силу. Это может быть либо соответствующая отметка суда на самой копии решения, либо отдельная официальная справка суда, подписанная судьей и скрепленная печатью суда.



Согласно договорам о правовой помощи, связывающим Россию с Польшей, Чехией, Словакией, предусматривается взаимное исполнение также судебных решений, не вступивших в законную силу, но подлежащих немедленному исполнению по решению суда.

Кроме копии судебного решения и подтверждения его вступления в законную силу, к ходатайству взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения должен быть приложен документ, подтверждающий надлежащее уведомление ответчика, не явившегося в суд, о времени и месте проведения судебного процесса.

Ходатайства вместе с указанными документами, снабженные заверенным переводом их на язык запрашиваемого государства, передаются взыскателем в суд государства, на территории которого решение подлежит исполнению, либо непосредственно, либо через суд, вынесший решение.

В полном соответствии с положениями международных договоров о взаимной правовой помощи Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" определяет те требования, которым должны отвечать представляемые в наш суд ходатайства о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда и другие документы. Если эти требования полностью не соблюдены, суд вправе возвратить ходатайство взыскателю для устранения допущенных нарушений, в частности, для надлежащего удостоверения представленной копии судебного решения и других документов.

При получении всех необходимых и надлежаще оформленных документов суд рассматривает ходатайство в судебном заседании с извещением должника о времени и месте заседания, в соответствии с порядком, определенным упомянутым Указом.

Суд выносит определение об удовлетворении ходатайства и разрешении принудительного исполнения с выдачей исполнительного документа, если нет оснований для отказа в даче такого разрешения.

Договоры о правовой помощи предусматривают следующие основания для отказа:



ответчик не был своевременно и в надлежащей форме извещен о времени и месте рассмотрения дела и не участвовал в судебном процессе;

по тому же спору и между теми же сторонами судом запрашиваемого государства было ранее вынесено решение или возбуждено судебное производство;

согласно договору или законодательству запрашиваемого государства дело относится к исключительной компетенции суда этого государства;

исполнение решения может нанести ущерб безопасности, суверенитету или нарушить основные принципы законодательства государства (так называемый публичный порядок);

истек срок давности для предъявления решения к принудительному исполнению, предусмотренный законодательством государства, на территории которого оно подлежит исполнению, или договором.

Эти основания изложены и в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.

В ряде договоров устанавливаются и некоторые другие основания отказа в принудительном исполнении иностранного судебного решения.



Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, и Конвенцией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенными между государствами - участниками СНГ, а также договором между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. предусмотрено, что в признании и разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда может быть отказано, если имеется признанное решение суда третьего государства по тому же спору между теми же сторонами.

Упомянутыми Соглашением и Конвенцией, а также Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г. установлено также, что основанием для отказа в признании и приведении в исполнение судебного решения может быть разрешение спора судом, некомпетентным рассматривать данный спор согласно правилам этих международных договоров, и отсутствие документа, подтверждающего соглашение сторон по делу договорной подсудности.

Согласно договорам, заключенным СССР с Алжиром, Ираком и Йеменом, основанием для отказа в исполнении решения может быть некомпетентность суда или иного учреждения, вынесшего решение, которая определяется не правилами этих договоров, а нормами внутреннего законодательства Договаривающегося Государства. При этом по договорам с Алжиром и Йеменом таким государством является государство, на территории которого решение должно быть признано и исполнено, а согласно договору с Ираком - государство, суд которого вынес решение.

  1. В отличие от судебных решений решения арбитража, или, иными словами, третейского суда, образуемого из лиц (арбитров) по выбору сторон, не имеют законной принудительной силы и исполняются по общему правилу в добровольном порядке.

В случае неисполнения должником арбитражного решения оно может быть исполнено в принудительном порядке на территории как собственного, так и иностранного государства только на основании исполнительного документа, выдаваемого по просьбе взыскателя соответствующим государственным судом.

Условия признания и приведения в исполнение арбитражных решений на территории других государств установлены Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной в Нью - Йорке 10 июня 1958 г. Ее участниками являются 95 государств Европы, Азии, Америки, Африки и Австралия. Для СССР Конвенция вступила в силу 22 ноября 1960 г. Кроме того, положения о взаимном признании и исполнении арбитражных решений содержатся в трех договорах о взаимной правовой помощи, заключенных нашим государством с Алжиром, Ираком и Йеменом.

Указанными международными договорами предусмотрен целый ряд дополнительных требований для исполнения иностранного арбитражного решения по сравнению с условиями исполнения судебных решений.



Договором между Союзом ССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи установлено, что к ходатайству об исполнении судебного или арбитражного решения должны прилагаться:

официальная копия решения, которое должно быть исполнено, заверенная компетентным учреждением;

заверенная копия соглашения, по которому стороны обязались передать спор на рассмотрение арбитража;

официальный документ, подтверждающий, что решение, которое должно быть исполнено, доведено до сведения сторон в должной форме;

подтверждение компетентным учреждением, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению;

подтверждение того, что стороны по делу были в должной форме уведомлены о судебном или арбитражном разбирательстве, если решение суда или арбитража, которое должно быть исполнено, вынесено в их отсутствие;

заверенный перевод ходатайства и других указанных документов на язык Договаривающейся Стороны, к которой обращена просьба об исполнении.



Статья 15 этого Договора содержит основания для отказа в исполнении иностранного судебного решения, связанные с некомпетентностью суда, вынесшего решение, нарушением права ответчика на защиту, наличием вступившего в законную силу решения собственного суда по тому же спору между теми же сторонами и т.д., о чем подробно говорилось ранее.

Статья 16 Договора устанавливает, что при соблюдении положений предыдущей статьи в исполнении арбитражного решения может быть отказано, если:

по закону государства, где должно исполняться решение, такое дело не может быть предметом арбитражного разбирательства;

арбитражное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре;

состав арбитража не соответствовал соглашению сторон или арбитражной оговорке в договоре или не соответствовал закону государства, где имел место арбитраж;

стороны не были должным образом уведомлены о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;

признание и исполнение решения, по мнению Договаривающейся Стороны, к которой обращена просьба об исполнении, может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства;

арбитражное решение в государстве, где оно вынесено, не является окончательным.

Аналогичные условия исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранных государств, предусмотрены в договорах, заключенных с Ираком и Йеменом.

Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений более подробно регламентирует указанные условия. В частности, основанием для отказа в исполнении решения согласно Конвенции может быть недействительность арбитражного соглашения (в том числе арбитражной оговорки в договоре) в силу следующих причин:

несоблюдение письменной формы соглашения;

отсутствие надлежащей правоспособности или дееспособности стороны заключить такое соглашение;

отсутствие ясно выраженного согласия на выбор арбитражного органа для рассмотрения спора;

несоответствие требованиям закона, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - закону государства, где решение было вынесено.

Остальные условия, предусмотренные Конвенцией, воспроизведены в основном в приведенных выше положениях двусторонних договоров о взаимном оказании правовой помощи, заключенных с Алжиром, Ираком и Йеменом.

В Конвенции (ст. VII) говорится, что постановления настоящей Конвенции не затрагивают действительности двусторонних и многосторонних соглашений в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, заключенных Договаривающимися Государствами, и не лишают заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения.

Следует также отметить, что условия признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных за границей, по спорам, возникающим из гражданско - правовых отношений в сфере международных торговых и иных экономических связей, закреплены в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже", отдельные положения которого применяются и в тех случаях, когда арбитраж имел место за границей. Статья 36 "Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения" полностью воспроизводит содержание статей V и VI Конвенции от 10 июня 1958 г., а статья 35 содержит установленный Конвенцией перечень документов, которые необходимо представить в суд вместе с ходатайством о разрешении исполнения арбитражного решения.

Что касается порядка рассмотрения ходатайств о приведении в исполнение арбитражных решений, то они рассматриваются в соответствии с описанной выше процедурой выдачи экзекватуры, предусмотренной Указом от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей".

Существенно иной подход к решению вопросов, связанных с исполнением иностранных судебных решений, предусматривает для стран СНГ (кроме Грузии) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.

Ранее уже отмечалось, что это Соглашение, будучи специальным международным договором, регулирующим правовое сотрудничество в ограниченной сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности и в ограниченном круге государств Содружества, устанавливает наиболее удобные и простые формы взаимодействия судов, разрешающих экономические споры.

В отличие от всех других международных договоров России Соглашение устанавливает, что при обращении за правовой помощью суды Договаривающихся Государств сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции, а для исполнения вступившего в законную силу судебного решения на территории другого государства взыскатель вместе с ходатайством представляет исполнительный документ суда, вынесшего решение. Это означает, что суд государства, где требуется исполнить решение, не должен решать вопрос о выдаче своего исполнительного документа, как это предусмотрено процедурой выдачи экзекватуры. При выполнении условий, установленных Соглашением, исполнение решения иностранного суда производится на основании исполнительного документа, выданного этим же судом.

Условия исполнения иностранного судебного решения определены в статьях 8 и 9 Соглашения.

Соглашение четко разграничивает компетенцию судов Договаривающихся Государств (ст. 4) и определяет, в каких случаях в приведении в исполнение решения одного государства на территории другого может быть отказано (ст. 9). Основанием для отказа в исполнении решения является либо несоблюдение установленного Соглашением разграничения компетенции судов, либо нарушение права должника на защиту в ходе судебного процесса, а также истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению.

Кроме того, суд может отказать в исполнении решения, если по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию ранее вынесено вступившее в законную силу решение компетентным судом запрашиваемого государства или имеется признанное решение суда третьего государства.

В то время как другие международные договоры Российской Федерации обычно устанавливают, что несоблюдение правил о разграничении компетенции судов может служить основанием для отказа в исполнении судебного решения только в тех случаях, когда нарушается исключительная компетенция суда запрашиваемого государства, настоящее Соглашение более строго подходит к соблюдению установленных им норм и предусматривает, что в исполнении судебного решения может быть отказано во всех случаях, когда спор разрешен судом, некомпетентным рассматривать данное дело согласно правилам Соглашения или соглашению сторон по делу договорной подсудности.

В Соглашении (ст. 8), к сожалению, не определено, какому органу взыскатель должен представить исполнительный документ вместе со своим ходатайством и в каком порядке решение должно приводиться в исполнение. Согласно установившейся практике исполнения решений арбитражных судов во всех бывших союзных республиках, которая в России нашла подтверждение в новом Федеральном законе от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве", взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, а при отсутствии на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на другое имущество должника. При этом взыскателю предоставлено право предъявлять исполнительный лист для исполнения по своему выбору либо в банк, обслуживающий должника, либо судебному приставу - исполнителю.

Исходя из этого представители большинства государств сразу же после подписания Соглашения полагали, что в тех случаях, когда решение суда вынесено в соответствии с установленным разграничением юрисдикции судов и при очевидном полном соблюдении права должника на защиту (ответчик участвовал в судебном разбирательстве или добровольно отказался от участия в суде), применяется национальный режим исполнения решений, и банк должника должен непосредственно на основании исполнительного листа и других документов произвести списание присужденных сумм со счета должника.

Так, Национальный банк Республики Молдова 3 февраля 1994 г. направил всем уполномоченным банкам инструктивное указание "О порядке оплаты инкассовых распоряжений в пользу иностранных экономических субъектов", которым установлено, что "инкассовые распоряжения, выставленные на основании решений арбитражных органов и судов независимых государств, а также Арбитража Республики Молдова и судов Республики Молдова в пользу иностранных экономических субъектов, оплачиваются в бесспорном порядке со счетов в соответствующей иностранной валюте плательщика".

В дальнейшем в некоторых государствах - участниках СНГ по-разному стали решаться вопросы о том, кому должны направляться взыскателем документы, предусмотренные статьей 8, для приведения в исполнение судебного решения и в каком порядке должны приводиться в исполнение судебные решения других государств. В целях единообразного решения этих вопросов по инициативе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Правовой консультативный совет государств - участников Содружества Независимых Государств обсудил и одобрил проект Соглашения о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества. Проект был представлен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ, после чего 6 марта 1998 г. Соглашение подписали семь государств - участников СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан). В настоящее время проходит процесс его ратификации.

Согласно положениям этого Соглашения ходатайство об исполнении решения взыскатель должен адресовать в соответствующий арбитражный (хозяйственный или экономический) суд, определяемый "в соответствии с законодательством государства местонахождения должника" (ст. 3).

Вместе с ходатайством необходимо представить те же документы, что определены Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (так как новое Соглашение по существу лишь развивает положения Соглашения от 20 марта 1992 г.), а именно:

должным образом заверенную копию решения компетентного суда с подтверждением о вступлении его в законную силу (если это не видно из текста самого решения), о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

документ компетентного суда, подтверждающий участие должника в судебном заседании, а в случае неявки - о надлежащем извещении его о судебном процессе;

исполнительный документ.

В случае, если исполнение решения уже начато или решение частично исполнено на территории одной из Договаривающихся Сторон, необходимы также документы, подтверждающие этот факт, с указанием оставшейся суммы или имущества, подлежащего взысканию.

Представляемые взыскателем документы излагаются на русском языке.

Поступление этих документов в суд не означает, однако, что суд должен проводить судебное заседание с вызовом должника, как это предусмотрено Указом от 21 июня 1988 г. для решения вопроса о разрешении принудительного исполнения и выдаче исполнительного листа. Такого требования Соглашение не содержит.

Если из документов, представленных суду, с полной очевидностью ясно, что вступившее в законную силу решение вынесено судом в соответствии с установленным разграничением компетенции судов и должник участвовал в судебном процессе при вынесении решения или, своевременно получив уведомление, добровольно отказался от участия в суде, то исполнительный документ должен быть подтвержден и незамедлительно передан для исполнения в банк должника.

Если же имеются неясные обстоятельства или спорные вопросы, касающиеся соблюдения указанных условий Соглашения, то эти обстоятельства должны быть проверены арбитражным судом в установленном порядке, в судебном заседании с вызовом должника, после чего суд может вынести определение либо о приведении в исполнение решения, либо об отказе в исполнении решения.

Такой подход позволяет избежать ненужной судебной волокиты при приведении в исполнение решений судов по экономическим спорам и отвечает объективным потребностям экономики.

В случае невозможности списания суммы долга со счета должника из-за отсутствия на его счете денежных средств, достаточных для погашения долга, банк возвращает взыскателю исполнительный документ.

По заявлению взыскателя судебный пристав - исполнитель обязан в этом случае по месту нахождения имущества должника обратить взыскание на это имущество (движимое и недвижимое) и обеспечить перевод взыскателю денежных сумм, полученных от его реализации. Судебным приставом - исполнителем осуществляется исполнение и в том случае, если по решению иностранного суда у должника должно быть изъято определенное имущество в натуре.

Жалобы на действия судебного исполнителя рассматриваются арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Отказать в приведении в исполнение иностранного судебного решения при поступлении обоснованных возражений должника и наличии других оснований, предусмотренных Соглашением от 20 марта 1992 г., может только суд, который после рассмотрения ходатайства взыскателя в судебном заседании с вызовом должника выносит определение по этому вопросу.

Республика Белоруссия не подписала Соглашение от 6 марта 1998 г., считая, что в отношениях между Россией и Белоруссией порядок взаимного исполнения вступивших в законную силу судебных решений по экономическим спорам необходимо еще больше упростить и не требовать ни дополнительной судебной проверки, ни представления ходатайства и каких-либо иных судебных документов, кроме исполнительного документа, выдаваемого судом, вынесшим решение, по истечении установленного срока на его обжалование. При этом исполнительный документ (исполнительный лист, приказ) должен представляться для исполнения непосредственно в банк, обслуживающий должника, как это было предусмотрено в упомянутом выше указании Национального банка Республики Молдова, либо - при отсутствии на счете должника в банке достаточных средств и в иных случаях - судебному приставу - исполнителю (судебному исполнителю).

Предлагаемый порядок означает применение национального режима к исполнению решений суда другого государства по экономическим спорам, то есть исполнение их таким же образом, как исполняются решения судов собственного государства.

Такой порядок существовал в рамках СССР при исполнении решений суда одной союзной республики на территории другой союзной республики, и применение этого порядка в целях эффективного взаимного исполнения судебных решений по экономическим спорам рассматривается как важное средство правового обеспечения функционирования зоны свободной торговли и процесса экономической интеграции в рамках обоих государств.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поддержал данное предложение и представил соответствующую рекомендацию Правительству Российской Федерации вместе с проектом Соглашения по данному вопросу, согласованным с Высшим Хозяйственным Судом Республики Белоруссия и одобренным Исполнительным комитетом Союза Белоруссии и России.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                           Образец N 1
СУДЕБНОЕ ПОРУЧЕНИЕ О ВРУЧЕНИИ ДОКУМЕНТА
______________________________________________________________
(дата, номер направляемого поручения)
__________________________________________________________________
(в ответе необходимо ссылаться на этот номер и дату)
__________________________________________________________________
(место составления поручения)
__________________________________________________________________
(наименование суда, от которого исходит поручение)
в соответствии с _________________________________________________
__________________________________________________________________
(название договора, на основании которого направляется поручение)
просит компетентный судебный орган _______________________________
__________________________________________________________________
(наименование государства, куда направляется поручение)
вручить __________________________________________________________
(точное наименование документа, подлежащего вручению)
__________________________________________________________________
(наименование и адрес получателя)
__________________________________________________________________
и возвратить подтверждение о вручении документа.
Вручение данного документа необходимо произвести в связи с
делом ___________________________________________________________.
(краткое наименование и номер дела)
Наименование или фамилия и адрес:
истца ________________________________________________________
__________________________________________________________________
ответчика ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Вручение документа просим произвести в порядке,
предусмотренном законодательством Вашего государства, либо путем
простой передачи получателю, если он согласен добровольно его
принять.
Заверенный перевод документов, подлежащих вручению,
прилагается (не прилагается) <*>.
--------------------------------
<*> Ненужное зачеркнуть
В случае невозможности исполнения данного поручения просьба
сообщить об обстоятельствах, препятствующих его исполнению, и
возвратить подлежащий вручению документ.
Приложение: на ______ листах.
Печать суда __________________________________________________
Фамилия, инициалы и подпись судьи
(или председателя суда)
Образец N 2
СУДЕБНОЕ ПОРУЧЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
______________________________________________________________
(дата, номер направляемого поручения)
__________________________________________________________________
(в ответе необходимо ссылаться на этот номер и дату)
__________________________________________________________________
(место составления поручения)
__________________________________________________________________
(наименование суда, от которого исходит поручение)
в соответствии с _________________________________________________
__________________________________________________________________
(название договора, на основании которого направляется поручение)
обращаться к компетентному судебному органу ______________________
__________________________________________________________________
(наименование государства, куда направляется поручение)
с просьбой о выполнении отдельных процессуальных действий ________
__________________________________________________________________
(указать, какие действия должны быть произведены)
Выполнение указанных процессуальных действий необходимо в
связи с рассмотрением дела _______________________________________
__________________________________________________________________
(краткое наименование и номер дела)
Наименование (или фамилия) и адрес:
истца ________________________________________________________
__________________________________________________________________
ответчика ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Фамилия и адреса лиц, которые должны быть допрошены __________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обстоятельства, которые должны быть выяснены при производстве
процессуальных действий, и вопросы, на которые должны быть даны
ответы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Просим выслать протоколы и другие документы, составленные в
связи с настоящим поручением.
В случае невозможности исполнения данного поручения просьба
сообщить об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению
поручения.
Печать суда __________________________________________________
Фамилия, инициалы и подпись судьи
(или председателя суда)
Образец N 3
ИЗВЕЩЕНИЕ
О ДНЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
_____________________________________________________ извещает
(наименование суда)
__________________________________________________________________
(наименование и адрес извещаемой организации)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
о том, что _______________________________________________________
(указываются день и время судебного заседания)
в помещении суда по адресу: ______________________________________
(указываются адрес суда и N комнаты)
__________________________________________________________________
состоится рассмотрение дела по иску ______________________________
(наименование истца)
__________________________________________________________________
к ________________________________________________________________
(наименование ответчика)
__________________________________________________________________
о ________________________________________________________________
(содержание иска)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Печать суда ___________________________________
___________________________________
(фамилия, инициалы и подпись судьи)
Дата
Образец N 4
СООБЩЕНИЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНОГО ПОРУЧЕНИЯ
______________________________________________________________
(дата и номер данного сообщения)
__________________________________________________________________
(наименование учреждения, посылающего данное сообщение)
в соответствии с _________________________________________________
(название договора, на основании которого выполнялось поручение)
__________________________________________________________________
и на основании судебного поручения, полученного от _______________
__________________________________________________________________
(наименование суда, направлявшего поручение)
1) направляет <*> в приложении протокол о выполнении
процессуального действия (подтверждение о вручении
документов) <*>;
2) сообщает <*>, что поручение о _____________________________
(указывается содержание поручения)
__________________________________________________________________
_____________________________ невозможно было исполнить по причине
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение: на ________ листах.
Печать судебного органа ___________________________________
___________________________________
___________________________________
(подпись, фамилия, и.о.
и служебное положение лица,
сообщающего о выполнении поручения)
--------------------------------
<*> Ненужное исключить.
Образец N 5
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ О ВРУЧЕНИИ ДОКУМЕНТА
______________________________________________________________
(наименование учреждения, осуществлявшего вручение документа)
__________________________________________________________________
(краткое наименование и номер дела, по которому вручался документ)
__________________________________________________________________
Наименование документа ______________________ на _____ листах.
Наименование и адрес получателя ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата и место вручения ________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись получателя ___________________________________________
Приложение: на _______ листах.
Печать учреждения, ___________________________________
обеспечившего вручение ___________________________________
документа ___________________________________
(служебное положение, подпись,
фамилия и инициалы лица,
вручившего документ)
Дата
Образец N 6
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Организация __________________________________________________
(указывается ее наименование)
в лице ___________________________________________________________
(указываются служебное положение и фамилия лица,
представляющего данную организацию)
__________________________________________________________________
была своевременно и в надлежащей форме извещена о времени и месте
судебного разбирательства. Подтверждение о его уведомлении имеется
в материалах дела, и копия подтверждения прилагается.
Приложение: на ________ листах.
__________________________ _____________________________
(наименование суда) (фамилия, инициалы
__________________________ _____________________________
и подпись судьи)
Печать суда Дата
Образец N 7
Компетентному суду ___________________________________________
(наименование государства)
ХОДАТАЙСТВО
Решением _____________________________________________________
(наименование суда)
от ____________________ с ________________________________________
(наименование должника и его адрес)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
взыскана госпошлина в доход государства в сумме __________________
________________________________________ (_____________) руб. коп.
(сумма указывается прописью, в скобках - сумма в рублях)
__________________________________________________________________
(наименование суда)
просит разрешить исполнение данного решения на территории ________
__________________________________________________________________
(наименование государства)
и принять меры к переводу взысканной суммы на расчетный счет
N ________________________________________________________________
(указываются номер счета, отделение Госбанка и город,
где находится это отделение)
__________________________________________________________________
__________________________ _____________________________
(наименование суда) (фамилия, инициалы
__________________________ _____________________________
и подпись судьи)
Печать суда Дата
Образец N 8
Компетентному суду ___________________________________________
(наименование государства)
__________________________________________________________________
от _______________________________________________________________
(наименование и адрес взыскателя)
__________________________________________________________________
ХОДАТАЙСТВО
Просим разрешить исполнение и исполнить на территории ________
__________________________________________________________________
(наименование государства)
решение __________________________________________________________
(наименование суда)
от _______________________ о взыскании ___________________________
(дата решения) (содержание решения)
в пользу _________________________________________________________
наименование должника, его адрес и номер счета в банке
(адрес указывается на русском языке, а если имеется адрес
на иностранном языке, то он обязательно прилагается к ходатайству)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
О принятом решении просим сообщить и взыскиваемые суммы
перевести ________________________________________________________
(указываются полный адрес взыскателя и N счета в банке,
куда следует переводить деньги)
__________________________________________________________________
К ходатайству прилагаются: документы, предусмотренные ________
__________________________________________________________________
(указывается соответствующий международный договор
о взаимной правовой помощи,
предусматривающий исполнение решения)
Приложение: на ________ листах.
_________________________________
_________________________________
Подпись (в скобках указываются
фамилия и инициалы взыскателя)
Дата