Мудрый Юрист

Основания возникновения и перехода прав на телефильмы

М. Дозорцева, начальник отдела правового управления ЗАО "Медиа-Мост".

В настоящее время в теории и практике стала актуальной проблема авторских прав на телевизионные фильмы, выпущенные в свет до 1992 года. Корни этой проблемы кроются в существовавшей в советское время системе финансирования кинематографа, основанной на государственном заказе. На практике это означало, что предусмотренные отдельной строкой бюджета СССР денежные средства на финансирование производства фильмов перечислялись на счет соответствующего ведомства - в отношении телефильмов этим ведомством был Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Собственная производственная база Гостелерадио СССР была очень слабая, поэтому телефильмы в основном снимались на киностудиях системы Госкино СССР, а Гостелерадио СССР на основе утвержденного тематического плана производства телефильмов финансировал киностудии, осуществлявшие производство телефильмов путем перечисления денежных средств на их счета. Именно эта система финансирования явилась основанием для указания в титрах большинства телефильмов, что фильм создан по заказу Гостелерадио СССР.

В результате на сегодняшний день существует как минимум три группы юридических лиц, которые считают себя обладателями авторских прав на эти телефильмы.

Во-первых, это киностудии, осуществившие съемки телефильма.

Во-вторых, это государственное унитарное предприятие "Союзтелефильм".

В-третьих, это государственное учреждение "Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм" ("Гостелерадиофонд").

Для того, чтобы определить, чья позиция наиболее юридически обоснованна, проанализируем прежнее и современное законодательство, регулирующее отношения в области возникновения и перехода прав на телефильмы.

  1. В области авторского права в настоящее время действует Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (в редакции от 16 июня 1995 г.). Согласно ст. 13 данного Закона исключительные права на использование аудиовизуального произведения (к этому разряду относится и телевизионный фильм) принадлежат его изготовителю, т.е. юридическому или физическому лицу, взявшему на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Однако в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" N 5352-1 от 9 июля 1993 г. этот Закон применяется к отношениям по созданию и использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения его в действие.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, действовавшие в период с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года, не содержат норм о первоначальном владельце авторских прав на произведения, созданные до введения в действие Основ.

Поэтому в отношении фильмов, созданных в период до 1992 г., действовали и продолжают действовать правила, предусмотренные Гражданским кодексом РСФСР 1964 года - авторское право на телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку (часть 1 ст. 486 ГК РСФСР). При этом ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. Однако в п. 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. предусмотрено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие Закона об авторском праве и смежных правах, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения. С истечением 50-летнего срока охраны в соответствии со ст. 28 Закона об авторском праве и смежных правах произведения, авторские права на которые принадлежат юридическим лицам, переходят в общественное достояние. Эта норма, являясь переходной, изменила срок действия авторского права юридического лица на телефильм, но не изменила владельца авторских прав.

  1. Ст. 486 ГК РСФСР содержит два условия, необходимых для признания какого-либо лица обладателем авторских прав на фильм: 1) таким обладателем может быть предприятие; 2) это предприятие должно осуществить съемку фильма. С этой точки зрения только киностудии могут быть признаны обладателями первоначальных авторских прав на телефильмы.

Во-первых, согласно Положению о государственной киностудии системы Госкино СССР от 16 сентября 1977 г. N 387 они являлись предприятиями, в функции которых входило производство фильмов.

Во-вторых, факт съемки телефильмов именно киностудиями подтверждается действиями этих студий, направленными на создание телефильма как нового объекта авторского права. Киностудия не только обеспечивала создание фильма на своей производственно-технической базе, но и была единственным предприятием, которое занималось творческой деятельностью по созданию фильма силами своих сотрудников и привлеченных лиц.

Так, киностудия:

В результате творческой деятельности коллектива киностудии и приглашенных ею лиц наступал юридический факт, с которым законодательство связывало возникновение авторских правоотношений.

Гостелерадио СССР ни по своему статусу органа государственного управления, ни в силу своих полномочий, закрепленных Положением о Гостелерадио СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971 г. N 151), не может быть признано носителем первоначальных авторских прав: его функции сводились лишь к финансированию фильма, утверждению основных кандидатур авторов и исполнителей, законченного сценария и приемке готового фильма. Указанные действия не могут быть расценены как осуществление съемки фильмов, следовательно, Гостелерадио СССР не может быть признано обладателем первоначальных авторских прав на телефильмы.

Таким образом, можно считать установленным, что первоначальное авторское право на советские телефильмы бесспорно принадлежит киностудиям, осуществившим их съемку.

  1. На следующем этапе следует установить, происходил ли переход прав на использование фильма и если происходил, то к кому они перешли.

4 февраля 1985 г. Госкино СССР и Гостелерадио СССР утвердили Типовой договор на производство телевизионных художественных фильмов по заказу Гостелерадио СССР на киностудиях системы Госкино СССР (совместное письмо Госкино СССР и Гостелерадио СССР от 4 февраля 1985 г. N 57/4). До этого времени никакого типового или примерного договора указанные ведомства не имели. На практике договоры по поводу создания телефильмов заключались крайне редко, да и заключенные договоры зачастую касались не конкретного произведения, а сразу нескольких телефильмов, производство которых осуществлялось киностудией в определенный промежуток времени (год или несколько лет).

Типовой договор N 57/4 (содержание которого позволяет сделать вывод о правах и обязанностях киностудии и Гостелерадио СССР) не может рассматриваться в качестве доказательства перехода возникших у киностудии первоначальных авторских прав на фильм к Гостелерадио СССР, поскольку в нем отсутствовали предусмотренные ст. 503 ГК РСФСР обязательные условия для авторского договора любого вида. К таким условиям относились, в частности, срок использования, авторское вознаграждение за предоставление права.

Пункт 6 Типового договора, согласно которому телефильмы предназначаются для показа по телевидению и являются собственностью Гостелерадио СССР, не может рассматриваться в качестве основания признания за Гостелерадио СССР каких-либо авторских прав на фильм, поскольку в период производства фильмов в соответствии со ст. ст. 95, 100, 103, 105 ГК РСФСР результаты творческой деятельности не рассматривались в качестве объектов права собственности, а являлись самостоятельным объектом гражданских прав.

В п. 6 Типового договора речь шла лишь о переходе права собственности на материальный носитель фильма - пленку с его записью. Таким образом, формулировку этого пункта было бы ошибочно трактовать расширительно, понимая под фильмом не только материальный носитель (пленку), но и авторские права.

Однако даже если предположить, что Типовой договор и предусматривал передачу киностудией Гостелерадио СССР прав на использование фильма, то и в этом случае Гостелерадио СССР и его правопреемники не могут признаваться обладателями исключительных имущественных прав на телефильмы. Не будем забывать, что ГК РСФСР 1964 г. ограничивал товарный оборот авторских прав: до принятия Закона об авторском праве и смежных правах наше законодательство не предусматривало возможность заключения договоров об отчуждении авторских прав (т.е. абсолютных прав). Согласно ст. 503 ГК РСФСР все авторские договоры были разновидностями договоров о передаче произведения для использования. В соответствии с абз. 3 и 4 указанной статьи одним из существенных условий типовых авторских договоров является срок использования произведения. А согласно ст. 509 ГК РСФСР этот срок не должен был превышать 3 лет с момента одобрения произведения.

Следовательно, даже если предположить, что Гостелерадио СССР и приобрел "вторичные" авторские права на телефильм путем заключения с киностудией договора на производство телефильма, он утратил бы свои права по истечении 3 лет с момента принятия фильма по акту приемо-передачи. Так, в отношении фильмов, выпущенных в свет в последний день перед вступлением в силу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", право их использования закончилось бы у Гостелерадио СССР в августе 1995 г.

  1. На самом же деле разрешение на показ фильма по телевидению было предоставлено Гостелерадио СССР не на основе авторских договоров, а в соответствии с законодательством СССР. Так, в соответствии с подп. "а" п. 6 Положения о Государственном комитете Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию от 5 марта 1971 г. Гостелерадио СССР монопольно организовывал телевизионное вещание для населения СССР и на зарубежные страны. Именно данное публичное право являлось правовой базой для показа аудиовизуальных произведений (в том числе телефильмов) без заключения соответствующего авторского договора. При этом п. 4 ст. 492 ГК РСФСР допускал свободное (без согласия владельца авторских прав) использование опубликованных произведений, в том числе и телефильмов, на телевидении и радио. Свободное использование произведений означает и то, что авторское вознаграждение за такое использование не должно было выплачиваться. Поэтому авторские договоры на использование телефильмов не заключались - это не имело смысла.
  2. Ни в коей мере не может считаться доказательством наличия авторского права использование на экземплярах фильма знака охраны авторского права с указанием в качестве правообладателя Гостелерадио СССР. Этот знак по российскому законодательству не имеет доказательственного значения, поскольку призван служить целям лишь оповещения о правах (сейчас это прямо записано в п. 1 ст. 9 Закона об авторском праве и смежных правах, но и раньше знак не имел правовой силы). Знак охраны авторского права имеет чисто информационное значение и может быть оспорен как вводящий в заблуждение.

Следовательно, киностудии в соответствии с ранее действовавшим законодательством являлись единственными обладателями авторских прав на телевизионные фильмы собственного производства. Эти права ни к кому не перешли, а п. 4 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" сохранил их за киностудиями и в настоящее время.

  1. Если исходить из сказанного, то переход этого права к другим претендентам автоматически отпадает. Однако другие организации не могут претендовать на переход к ним указанных прав, даже если бы Гостелерадио СССР и был обладателем этих прав.

Сначала о ГУП "Союзтелефильм". В обоснование своих прав на телефильмы он выдвигает 2 основных аргумента:

А) правопредшественник ГУП "Союзтелефильм" - Творческое объединение "Экран" - являлось заказчиком телефильмов, поскольку фигурировало в производственной документации студий или как сторона договора заказа, или как представитель Гостелерадио СССР;

Б) деятельность ТО "Экран" расценивается ГУП "Союзтелефильм" как творческая работа по созданию телефильмов.

С этой точкой зрения трудно согласиться. Во-первых, правопреемство в отношении ТО "Экран" имеет серьезные изъяны. Эти изъяны выявляются в результате анализа Приказа Гостелерадио СССР от 26 декабря 1988 г. N 570 (данный Приказ предусмотрел создание Творческо-производственного объединения "Союзтелефильм"), в котором отсутствуют положения, закрепляющие правопреемство ТПО "Союзтелефильм" в отношении прав и обязанностей ТО "Экран". Аналогичные положения отсутствуют в Уставе ТПО "Союзтелефильм", утвержденном Приказом Гостелерадио СССР от 23 января 1989 г. N 23. После принятия Гостелерадио СССР решения о ликвидации действовавшего в составе ТПО "Союзтелефильм" ТО "Экран" (Приказ от 15 января 1990 г. N 30), а также решения РГТРК "Останкино" о создании нового ТО "Экран" (Приказ от 13 марта 1992 г. N 135) правовое положение "нового" ТО "Экран" в части преемства прав и обязанностей "старого" ТО "Экран" (или ТПО "Союзтелефильм") вызывает большие сомнения. Во-вторых, ТО "Экран" никогда не являлся заказчиком телефильмов. Фактически стороной договоров и организацией, которая оплатила киностудии за созданный фильм, являлся Гостелерадио СССР. Это обстоятельство вытекает, в частности, из анализа утвержденного Госкино СССР в августе 1974 г. Устава ТО "Экран" (п. п. 1, 22 Устава). В-третьих, в процессе производства телефильмов ТО "Экран" выполнял функции представителя Гостелерадио СССР. А поскольку согласно ст. 62 ГК РСФСР (соответственно ст. 182 ГК РФ) представитель не является стороной по договору, права и обязанности по сделке, заключенной представителем, непосредственно возникают у представляемого им лица, т.е. у Гостелерадио СССР. В-четвертых, в связи с тем, что ТО "Экран" как представитель Гостелерадио СССР выполнял именно те его функции, которые были описаны выше, эта деятельность не может быть признана "творческой" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сказанное, однако, не относится к телефильмам, созданным ТО "Экран" на собственной производственно-технической базе и своими силами, в отношении которых ТО "Экран" является обладателем первоначальных прав.

  1. Еще один претендент на обладание авторскими правами на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, - Гостелерадиофонд, считающий себя правопреемником Гостелерадио СССР, также никогда не обладал авторскими правами на телевизионные фильмы.

Основания правопреемства Гостелерадиофонда определены Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. (в редакции от 21 января 1998 г.) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1995 г. N 1232 (в редакции Постановления от 7 декабря 1996 г. N 1453).

Своим Указом Президент поручил Правительству утвердить устав Гостелерадиофонда, предусмотрев возможность использования фондовых материалов различными телерадиовещательными организациями на договорной основе в соответствии с авторским Законом. При этом под "фондовыми материалами" (объект деятельности Гостелерадиофонда) следует понимать материальные носители аудио- и аудиовизуальных произведений. Такой вывод следует из анализа Постановления Правительства N 1232, в п. 5 которого говорится о собственности на фондовые материалы, а также из положений Устава Гостелерадиофонда, утвержденного этим Постановлением, из которого вытекает, что Фонд представляет собой архив, хранящий материальные носители телерадиопроизводящих организаций, законченных производством и прошедших эфир (п. п. 5, 8, 9 Устава). А с точки зрения Основ законодательства РФ об архивном фонде и архивах (ст. 1) под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, т.е. материальных носителей, а не объектов авторского права.

В этой связи следует отметить, что и ГК РСФСР 1964 г., и Закон "Об авторском праве и смежных правах" (п. 5 ст. 6) предусматривают, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором это произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Следовательно, передача Гостелерадиофонду в порядке правопреемства фондовых материалов не является основанием для возникновения у последнего авторских прав на объекты, которые зафиксированы на этом материальном носителе.

На Фонд возложена еще одна функция - согласно п. 5 Постановления N 1232 он выступает в качестве правопреемника в отношении прекративших свою деятельность государственных телерадиовещательных организаций. Однако в соответствии с Указами Президента СССР "О создании Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании" от 8 февраля 1991 г. N УП-1441 и "Об утверждении Положения о Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании" от 11 апреля 1991 г. N УП-1789 после ликвидации Гостелерадио СССР права последнего перешли к Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, позднее преобразованной в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино", которая согласно Указу Президента РФ "О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации" от 6 октября 1995 г. N 1019 подлежит ликвидации. Однако на настоящий момент ликвидационная комиссия РГТРК "Останкино" еще не завершила свою деятельность, ликвидационный баланс этой компании отсутствует, документов, содержащих перечень прав, переходящих к правопреемнику, не существует. Вместе с тем в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. При таких условиях невозможно судить о том, на какие права претендует правопреемник - Гостелерадиофонд.

При обращении к рассматриваемой проблеме выясняется, что отсутствует несколько установленных правовыми актами оснований для правопреемства. Во-первых, правовые акты предусматривают другой объект правопреемства - преемство только права собственности, т.е. прав на материальные объекты. Правопреемства в отношении нематериальных объектов - исключительных прав, прав на произведения они вообще не предусматривают.

Во-вторых, оказывается, что не соблюдены требования и к субъекту правопреемства, поскольку до окончания работы ликвидационной комиссии Гостелерадиофонд не может рассматриваться как правопреемник Гостелерадио или телекомпании "Останкино".

Таким образом, авторские права на произведенные киностудиями страны телевизионные фильмы Гостелерадио СССР никогда не принадлежали, не были и не могли быть переданы его правопреемникам (ГУП "Союзтелефильм", ВГТРК, РГТРК "Останкино", Гостелерадиофонд России и пр.).

К сожалению, судебная практика по данному вопросу носит разноречивый характер: в некоторых решениях суды признают правопреемство Гостелерадио СССР, аргументируя свою позицию или "творческим участием Гостелерадио СССР", или ссылками на п. 6 Типового договора. Других аргументов в пользу правопреемников Гостелерадио СССР судами не высказано. Об ущербности подобной позиции было сказано выше. В то же время значительное количество дел решаются именно в пользу киностудий, что представляется абсолютно правомерным.

Кстати, если провести аналогию между телефильмами и фильмами, предназначенными для показа в кино (художественными, документальными и пр.), то в отношении кинофильмов, снимавшихся по аналогичной схеме на киностудиях страны по заказу Госкино СССР, финансировавшего их производство, редкие споры и конфликты возникают лишь в отношении прав их демонстрации за границей. В принципе же не возникает сомнений, что права на эти кинофильмы принадлежат киностудиям. Следовательно, единственными обладателями авторских прав на советские телефильмы по действующему законодательству являются именно киностудии, осуществившие их съемку. Эту точку зрения разделяют и иностранные суды. Сказанное подтверждает надуманность аргументов организаций, претендующих на правообладание телефильмами, руководствуясь вполне очевидным стремлением получать деньги за счет предоставления третьим лицам права использовать эти телефильмы.