Мудрый Юрист

Мировые суды в России: проблемы и перспективы

А. Стуканов, начальник управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Санкт - Петербурга, кандидат юридических наук

Судебная реформа 1864 г. создала в России судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. Судебная система состояла из мировых и общих судов. Должность мирового судьи была выборной. Срок службы избранного мирового судьи составлял три года.

В компетенцию мирового судьи, кроме рассмотрения некоторых категорий гражданских дел, не отличавшихся особой сложностью, входило рассмотрение проступков, за совершение которых могло быть назначено наказание: штраф не свыше 300 руб., арест не свыше трех месяцев или заключение в тюрьму на срок не свыше одного года шести месяцев.

Мировой судья приступал к разбирательству дел как по сообщениям судов, лиц прокурорского надзора, судебных следователей и полицейских, так и по жалобам частных лиц.

Институт мировых судей в России просуществовал недолго. В 1889 г., за исключением Санкт - Петербурга, Москвы и некоторых других крупных городов, мировые судьи были упразднены. В 1917 г. после Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров принял Декрет N 1 "О суде", которым все суды и судьи признавались упраздненными.

Через восемьдесят лет мировой суд возвратился в Россию. В соответствии со ст. 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", вступившего в действие с 1 января 1997 г., мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г., мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность сроком до пяти лет законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек.

Заметим, что Закон Санкт - Петербурга, который четко определил бы порядок назначения (избрания) на должность мировых судей, до настоящего времени, как и в других субъектах Федерации, не принят. Мы попытались проанализировать, сколько мировых судей будут работать в Санкт - Петербурге и сколько уголовных, гражданских и административных дел они будут рассматривать.

На 1 января 1999 г. в Санкт - Петербурге проживало 4 млн. 730 тыс. жителей. Нехитрая арифметика показывает, что, согласно Закону "О мировых судьях", в нашем городе должно быть создано не менее 158 судебных участков (из расчета численности населения на каждом - 30 тыс. человек). Таким образом, осуществлять правосудие в Санкт - Петербурге будут не менее 158 мировых судей. На 1 января 1999 г. во всех районных судах города работал 291 судья. Следовательно, с введением в действие мирового суда штатную численность судей необходимо увеличить более чем в 1,5 раза.

Федеральным законом определена компетенция мирового судьи, который рассматривает в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества и некоторые другие категории дел.

Преступлений, подсудных в будущем мировым судьям, в городе в 1998 г. было зарегистрировано 17298. Судами рассмотрено с вынесением приговора 1713 дел данной категории. Осужден 1801 преступник.

Мировые судьи будут рассматривать и все дела об административных правонарушениях, отнесенных в настоящее время к компетенции судей районных судов. В Санкт - Петербурге в 1998 г. судьями рассмотрено 43253 дела об административных правонарушениях. Привлечено к административной ответственности 36982 лица, из них: 20% - арестованы сроком до пятнадцати суток; 78% - оштрафованы. Средняя сумма штрафа составила 204 рубля.

Без сомнения, не менее трудоемкая категория дел, которые предстоит рассматривать мировым судьям, - это гражданские дела. В 1998 г. районные суды Санкт - Петербурга окончили 96495 гражданских дел, из них 83988 - с вынесением решения. По весьма осторожным подсчетам мировым судьям Санкт - Петербурга придется рассматривать более 40 тыс. гражданских дел в год.

Как видим, объем работы, который падает на мировых судей города, весьма высок. Безусловно, есть ряд организационных, кадровых и финансовых проблем, тормозящих введение в действие мирового суда. Первая из них - слабое финансирование даже ныне действующих судов.

У доктрины повторного введения мировой юстиции в России есть как сторонники, так и противники.

Судебно - правовая реформа 1864 года имела первостепенное значение для демократизации жизни российского общества. Однако не все новеллы этой реформы, к которым, в частности, относится и институт мировой юстиции, наверное, необходимо переносить в современную Россию. И вот почему.

Во многих цивилизованных государствах давно отказались от судей - универсалов, рассматривающих любую категорию дел, а пришли к выводу о необходимости специализации судов и судей.

Как уже упоминалось, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" возложил на них обязанность рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел определенных категорий.

В ФРГ, например, Конституция 1949 г. предоставила право рассмотрения всех дел об административных правонарушениях административным судам. Для осуществления правосудия в области административной юрисдикции были созданы общинные (городские) суды, являющиеся судами первой инстанции, а также суды земель - вторая инстанция. Высшей инстанцией стал федеральный административный суд.

Территория Франции разделена на округа, в каждом из которых действует административный трибунал, на решение которого может быть подана апелляционная жалоба в Государственный Совет.

В Финляндии губернские административные суды рассматривают жалобы на административные решения. Апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным губернскими административными судами, является Верховный административный суд.

Возможно, положительным опытом зарубежных государств по формированию российской судебной системы и стоило воспользоваться нашему законодателю.

Возникает еще один весьма важный вопрос: кто будет в мировом суде поддерживать обвинение по уголовным делам?

На наш взгляд, обвинение в мировом суде не должен поддерживать так называемый "представитель органа дознания". Поддержание государственного обвинения по уголовным делам - исключительная компетенция прокуратуры. Данная функция не может быть передана другому органу.