Мудрый Юрист

Примирительные процедуры в ходе разрешения коллективного трудового спора

Нуртдинова Алия Фаварисовна

Кандидат юридических наук. Заведующая отделом законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по трудовому праву. Сфера научных интересов: коллективно - договорное регулирование трудовых отношений, коллективные трудовые споры, правовые вопросы заработной платы, сравнительное правоведение.

Родилась 3 ноября 1955 г. в Москве. В 1979 г. окончила Всесоюзный юридический институт.

Автор комментариев к законодательству о социальном партнерстве, ряда статей по проблемам совершенствования законодательства о труде и практики его применения.

В отличие от индивидуальных, коллективные трудовые споры разрешаются при помощи примирительных процедур. Это сравнительно новое для российского законодательства явление, которое заключается в проведении организационных мероприятий для достижения согласованного решения.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (далее - Закон от 23 ноября 1995 г.) примирительные процедуры - это рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже (ст. 2 п. 2).

Данное определение позволяет выделить органы по добровольному примирению работников и работодателей. К ним относятся примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, действующие на основе общих принципов, закрепленных в Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже". В частности, примирительная комиссия - орган, создаваемый на смешанной основе, - формируется из представителей сторон на равноправной основе, т.е. включает в себя равное число представителей от работников и от работодателя (работодателей). Примирительные процедуры бесплатны (оплачиваются лишь отдельные услуги экспертов, специалистов, привлеченных к рассмотрению спора). Сроки рассмотрения спора в каждом из примирительных органов сведены к минимуму. Так, примирительная комиссия должна рассмотреть спор в течение пяти рабочих дней с момента ее создания.

В ходе проведения примирительных процедур запрещено проводить забастовки. Исключение сделано лишь для предупредительных забастовок.

Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с другими договорами и соглашениями сторон.

Важно подчеркнуть, что каждый примирительный орган создается для рассмотрения одного конкретного спора. Первым и обязательным органом, который рассматривает возникший коллективный трудовой спор, является примирительная комиссия. Она представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора и создается представителями работодателя (работодателей) и работников. Создается комиссия в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора, т.е. со дня сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников, либо со дня составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Примирительная комиссия формируется при возникновении спора на любом уровне - в отрасли, на территории, в регионе, в организации.

В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон. В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения соглашения, необходимо учитывать, что состав участников соглашения обычно шире и включает представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления. Последние в строгом соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона от 23 ноября 1995 г. не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т.п.

Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденным Постановлением Минтруда России от 12 марта 1997 г. N 11 <*>, количественный состав комиссии определяется в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований. Рекомендуется включать в комиссию от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

<*> Бюллетень Минтруда России. 1997. N 4. С. 71.

Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и т.д.), назначенные руководителем организации. Представителями работников в примирительной комиссии обычно выступают члены профсоюзных комитетов или Совета трудового коллектива.

Как указывалось ранее, коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента ее создания. Регламент работы устанавливается самой комиссией.

В ходе рассмотрения спора члены примирительной комиссии имеют право:

Решение по коллективному трудовому спору принимается по соглашению сторон. Порядок принятия решения устанавливается членами комиссии: это может быть простое большинство голосов, квалифицированное большинство, консенсус.

Законом определена письменная форма решения примирительной комиссии. Оно оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением. Минтруд рекомендует примерную форму протокола заседания примирительной комиссии, которая может использоваться для оформления решения. В протоколе указываются состав примирительной комиссии, представители сторон, участвующие в рассмотрении спора, предмет коллективного трудового спора, результаты его рассмотрения и предлагаемые меры по его урегулированию. Протокол подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Мало того, на него возлагаются дополнительные обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительной комиссии.

Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, в качестве создания благоприятных условий для деятельности первичного органа по рассмотрению коллективного трудового спора можно выделить следующие мероприятия:

а) техническое обеспечение работы комиссии, т.е. предоставление помещения для проведения заседаний комиссии, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи);

б) информационное обеспечение - предоставление документов и сведений, необходимых для разрешения спора;

в) предоставление членам примирительной комиссии гарантий, предусмотренных статьей 9 Закона от 23 ноября 1995 г. (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка).

Если примирительная комиссия не смогла прийти к согласованному решению, стороны обязаны продолжить примирительные процедуры. В этом случае в протоколе, согласно Рекомендациям Минтруда, следует четко отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение перейти к рассмотрению спора с участием посредника или в трудовом арбитраже. Та или иная процедура выбирается по соглашению сторон. Существует три варианта дальнейшего (после примирительной комиссии) рассмотрения спора:

Если стороны не могут прийти к согласию по поводу определения второго этапа разрешения спора, закон предписывает им приступить к созданию трудового арбитража.

При обращении к посреднику или создании трудового арбитража представители работодателя и работников впервые сталкиваются со Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта Служба была создана при Минтруде России и действует на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468 <*>. Основная задача Службы - содействие разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур. В частности, Служба формирует списки посредников и трудовых арбитров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его Службой, в случае если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника; участвует совместно со сторонами коллективного трудового спора в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий; утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом.

<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1999.

Хотя Закон от 23 ноября 1995 г. предоставляет сторонам возможность пригласить посредника независимо от Службы, на практике, как правило, посредник избирается по ее рекомендации.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника Минтруд рекомендует оформить протоколом. В Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденных Постановлением Минтруда России от 27 марта 1997 г. N 16 <*>, в качестве приложения дана примерная форма протокола заседания представителей сторон коллективного трудового спора, в котором предлагается указывать фамилию, имя, отчество посредника и условия его оплаты. Если стороны не пришли к согласию относительно кандидатуры посредника, в протоколе отмечается, что согласие не достигнуто. В этом случае посредник назначается Службой <**>. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в Службу (п. 4 Рекомендаций от 27 марта 1997 г.).

<*> Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 23.
<**> Уместно заметить, что Постановлением Минтруда России от 17 декабря 1996 г. N 17 полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению переданы подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти подразделения включены в систему Службы по урегулированию коллективных трудовых споров, на них распространяется действие Положения о Службе. Перечень таких подразделений утвержден указанным Постановлением. Впоследствии он неоднократно дополнялся. // Бюллетень Минтруда России. 1997. N 1. С. 41.

Главная задача посредника - оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию спора на основе конструктивного диалога. Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется посредником по соглашению сторон. При выборе порядка рассмотрения спора необходимо прежде всего установить место и время осуществления этой процедуры, характер и последовательность совместных действий. Посредник должен заранее согласовать со сторонами спора основные правила ведения дискуссии, очередность проведения совместных, а при необходимости и раздельных заседаний.

На совместных встречах с участием представителей обеих сторон обсуждаются существующие разногласия, посредник при этом руководит переговорами. Представители каждой стороны излагают и аргументируют свою позицию, отвечают на возражения другой стороны. Такие встречи дают посреднику возможность выявить позиции, по которым между сторонами возможны сближение и компромисс.

В ходе рассмотрения спора посредник имеет право:

Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров (приложение к Рекомендациям от 27 марта 1997 г.), устанавливает некоторые правила поведения посредника при рассмотрении трудового спора. В частности, отмечается, что посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для урегулирования коллективного трудового спора.

Спор с участием посредника рассматривается в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий.

Примирительные процедуры могут быть завершены на стадии посредничества. Однако в том случае, когда стороны считают необходимым их продолжить (или когда посредничество не осуществлялось), возможно рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается сторонами коллективного трудового спора и Службой. Он формируется в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж должен быть создан и в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 10 п. 1 Закона от 23 ноября 1995 г.). В этом случае Минтруд рекомендует создавать трудовой арбитраж в течение шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора <*>.

<*> Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные Постановлением Минтруда России от 27 марта 1997 г. N 17. // Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 29.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

Закон не устанавливает специальных требований к арбитрам и не определяет их правового статуса вне процедуры рассмотрения коллективного трудового спора. В качестве трудовых арбитров могут выступать независимые от сторон, обладающие необходимой квалификацией и опытом специалисты. Рекомендации от 27 марта 1997 г. предлагают выдвигать кандидатуры арбитров из числа работников организаций региона либо лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Указанные органы должны ежегодно составлять списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. В них могут быть включены хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти.

Рекомендации от 27 марта 1997 г. допускают и привлечение представителей профсоюзных органов, с чем нельзя согласиться. Профсоюз хотя может и не являться стороной (представителем стороны) конкретного трудового спора, но в силу своих уставных задач и в соответствии с законодательством о профессиональных союзах представляет и защищает профессиональные права и интересы своих членов. Поэтому профсоюз в целом, и его представители в частности, не может рассматриваться как независимый арбитр при рассмотрении трудового спора, затрагивающего интересы работников. Трудовой арбитраж согласно Закону от 23 ноября 1995 г. создается как независимый третейский орган, но тогда вряд ли можно признать уместным участие профсоюзов в его деятельности.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателя (работодателей), участвующих в данном споре.

Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и Служба уточняют его полномочия, предусмотренные пунктом 5 статьи 8 Закона от 23 ноября 1995 г. К ним относятся: рассмотрение обращений сторон, получение необходимых документов и сведений, касающихся коллективного трудового спора. Кроме того, Минтруд рекомендует предусматривать возможность приглашения на заседания трудового арбитража специалистов, способных оказать помощь в рассмотрении конкретного спора; право требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения работников, заинтересованных в его разрешении. Следует отметить также, что трудовой арбитраж в случае необходимости информирует органы государственной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Определяется и регламент работы трудового арбитража, которым могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний, правила замены одного из арбитров в случае его болезни либо других непредвиденных обстоятельств, очередность объяснений сторон по существу спора, возможность отвода арбитров и т.п.

В решении о создании трудового арбитража целесообразно осветить вопросы организационно - технического и финансового обеспечения его работы.

Создание трудового арбитража оформляется протоколом, подписываемым представителями работодателя (работодателей), представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Примерная форма протокола дана в приложении к Рекомендациям от 27 марта 1997 г.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Результатом рассмотрения спора в трудовом арбитраже является принятие рекомендаций по урегулированию спора. Рекомендации принимаются с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.

Минтруд России рекомендует оформлять рекомендации трудового арбитража специальным протоколом, примерная форма которого прилагается к Рекомендациям от 27 марта 1997 г.

Рекомендации трудового арбитража имеют для сторон обязательную силу лишь в случае заключения специального письменного соглашения об их выполнении.

Такое соглашение может быть заключено до создания трудового арбитража, одновременно с его созданием, в процессе рассмотрения коллективного трудового спора арбитражем, после вынесения рекомендаций. Важен не момент его заключения, а достижение соглашения по поводу исполнения предложенных рекомендаций по урегулированию спора.

Заслуживает внимания и проблема проведения примирительных процедур в ходе забастовки.

Закон от 23 ноября 1995 г. предусматривает обязанность сторон спора продолжать разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур в период проведения забастовки (ст. 16 п. 1). Какие примирительные процедуры имеются в виду?

Очевидно, речь не идет о примирительной комиссии, посредничестве или трудовом арбитраже, специально указанных в законе. Иначе это было бы прямо предусмотрено в статье 16. Стороны вправе самостоятельно определить, какие процедуры, в какой последовательности и в какие сроки проводить. Практика показывает, что в большинстве случаев стороны выбирают проведение переговоров, целью которых является поиск возможных вариантов разрешения существующих разногласий. Проведение переговоров не связано с созданием специальных примирительных органов, не регламентировано законодательно установленными правилами, к ним не предъявляется каких-либо особых требований. Видимо, это самая удобная форма продолжения разрешения коллективного трудового спора в период проведения забастовки. Результатом такого рода "неформальных" примирительных процедур должно явиться соглашение о разрешении коллективного трудового спора.