Мудрый Юрист

Общие вопросы процедуры подачи и рассмотрения индивидуальной жалобы в европейский суд по правам человека

Каринна Москаленко, адвокат, руководитель Центра содействия международной защите.

Право Европейского Суда по правам человека можно условно разделить на материальную и процессуальную части. К материальным нормам следует отнести статьи, определяющие права, гарантированные Европейской Конвенцией о защите основных прав и свобод (ст. ст. 2 - 14), и такие же статьи некоторых Протоколов к Конвенции (например, Протокол 1 ст. ст. 1 - 3). К процессуальным нормам относятся второй и последующие разделы Европейской Конвенции и нормы Протоколов, Правила процедуры Европейского Суда по правам человека.

Процедурные правила включают в себя, в частности, регламент подачи обращений в Европейский Суд и условия приемлемости, порядок и стадии рассмотрения обращений, контроль за исполнением решений Суда.

Основным моментом в процедуре является вопрос о приемлемости обращений в Европейский Суд по правам человека. В Конвенции предусмотрен целый ряд требований, которым должно соответствовать обращение, для того чтобы Суд признал его приемлемым. Ранее эту функцию выполняла Комиссия по правам человека, которая выносила специальное решение о приемлемости обращения. После вступления в действие Протокола N 11 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод такое решение принимает Суд в первой стадии рассмотрения дела. Решение о приемлемости обращений является предметом рассмотрения Комитетов, состоящих из трех судей, или в некоторых случаях - Палаты Суда.

Каковы условия обращения в Европейский Суд по правам человека? Европейский Суд по правам человека в порядке ст. 34 Европейской Конвенции принимает обращения от лиц, непосредственно пострадавших от неправомерных действий, нарушающих права человека, или, в случае смерти такого лица, - его близких родственников. Наряду с этим заявления могут подаваться доверенными лицами жертвы, но не от своего имени, а только от имени человека, который лично пострадал в результате конкретных нарушений прав человека. Такими лицами могут быть адвокаты или представители общественных организаций при наличии надлежаще оформленных полномочий. Следует также знать, что заявителем может быть не только гражданин государства - ответчика, но любой человек (иностранец, лицо без гражданства), чьи права были нарушены властями данного государства.

Предметом рассмотрения в Европейском Суде могут быть заявления о нарушении лишь тех прав человека, которые зафиксированы в Европейской Конвенции по правам человека: право на жизнь, право на справедливый суд, право на защиту от незаконного ареста, пыток и другого бесчеловечного обращения, право на уважение частной и семейной жизни, право на защиту от дискриминации, право на свободу ассоциаций, собраний, свободу совести, выражение своего мнения, на защиту собственности и т.д. (см.: Адвокат. N 1. 1999). Иные нарушения и незаконные действия в компетенцию данного международного судебного органа не входят. Так, вне компетенции Европейского Суда по правам человека находятся, например, трудовые, жилищные, пенсионные дела.

Надо иметь в виду, что при определении приемлемости обращения по такому вопросу, как, например, право на жизнь, не всякое лишение человека жизни как таковое может быть предметом рассмотрения в Европейском Суде по правам человека. Государство обязано обеспечить безопасность своих граждан. В случае если оно не предприняло действенных превентивных мер либо необходимых мер по установлению и наказанию виновных в лишении человека жизни, то такое бездействие означает невыполнение государством своих обязанностей и может быть признано нарушением Конвенции.

Нарушение права на защиту от пыток, бесчеловечного, жестокого обращения также является поводом для обращения в Европейский Суд по правам человека (ст. 3 Конвенции). Не секрет, что в России многие обвиняемые отказываются в судебном заседании от ранее данных ими на следствии показаний, ссылаясь на применение к ним пыток. Более того, в практике российских пенитенциарных учреждений нередки случаи гибели людей в результате жестокого обращения с ними работников этих учреждений или ненадлежащих условий содержания (переполненность камер, плохие санитарные условия). Никто, как правило, не несет за это ответственности. Нарушения Европейской Конвенции по правам человека в этих случаях очевидны и могли бы быть предметом рассмотрения Европейского Суда. Результатом подобного разбирательства могли быть как минимум обязанность Российской Федерации выплатить существенную денежную компенсацию жертвам подобных нарушений прав человека и рекомендация об изменении ситуации и условий содержания в этих учреждениях.

Европейский Суд по правам человека является постоянно действующим. Заявления о нарушениях прав человека поступают в канцелярию Суда, который регистрирует их или отказывает в приеме заявлений. После того как заявление считается принятым, Суд решает вопрос о приемлемости жалобы (ст. 35 Европейской Конвенции). Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон. Далее Суд по правам человека выносит решение по существу жалобы.

Но заявление составляется по определенной форме, поэтому его подаче иногда предшествует первичное обращение, которое составляется в свободной форме. Если из обращения ясно, что речь идет о конкретном нарушении Европейской Конвенции, подпадающем под юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, то заявителю высылается специальный формуляр жалобы, все пункты которого должны быть исчерпывающе заполнены заявителем.

При обращении в Европейский Суд по правам человека необходимо соблюсти определенные условия. Во-первых, Европейский Суд не принимает анонимные заявления о нарушениях прав человека (ст. 35.2 (а)).

Во-вторых, не принимаются к рассмотрению и заявления, которые ранее по тем же основаниям направлялись на рассмотрение в суды в соответствии с какой-либо иной международной процедурой (ст. 35.2 (б)).

Наша справка: в ст. 37 Европейской Конвенции по правам человека сказано, что Европейский Суд оставляет за собой право принять решение об исключении жалобы заявителя из списка подлежащих рассмотрению дел, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы или спор был урегулирован. Жалоба может быть исключена из списка по любой другой причине, если Суд установит, что дальнейшее рассмотрение жалобы неоправданно.

Тем не менее Суд продолжает рассматривать жалобу, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней. Суд также может принять решение о восстановлении жалобы в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.

Следует специально отметить, что несмотря на то что процедура рассмотрения дел в Европейском Суде и сама деятельность этого учреждения стоят недешево для Совета Европы, тем не менее заявители никаких пошлин или судебных сборов не оплачивают. Обращение в Европейский Суд по правам человека является для заявителей бесплатным.

Юридическая помощь также предоставляется для заявителя бесплатно. Если заявитель может оплатить юридическую помощь, то размер такой оплаты является предметом соглашения между ним и его юристом. Если же жертва нарушений прав человека не может оплатить помощь юриста, владеющего знаниями в области международной защиты прав человека, то он подает соответствующее заявление в Европейский Суд. В этом случае ему будет предоставлена социальная материальная поддержка на оплату труда юридического советника из числа тех, которые имеют необходимые полномочия для работы в Европейском Суде. Соответствующими уполномоченными представителями могут быть юристы и юридические фирмы, обладающие необходимыми знаниями и опытом для того, чтобы вести дела в Суде по правам человека. Гонорар юридическому советнику в этих случаях выплачивается за счет средств Совета Европы.

Третье, важнейшее условие обращения в Европейский Суд по правам человека состоит в том, что заявитель до момента подачи жалобы должен исчерпать все надлежащие и эффективные средства защиты нарушенного права в своей стране (ст. 35.1 Европейской Конвенции).

Наша справка: если Суд установит, что заявитель еще не исчерпал всех возможностей для защиты своих прав в системе правовых органов той страны, где имело место их нарушение, то он отказывает в приеме заявления. Заявитель вправе вновь обратиться в Европейский Суд по этому же основанию, но после выполнения всех необходимых действий для разрешения своего дела в соответствующих органах страны - нарушителя. Как известно, срок рассмотрения дел в наших судах довольно велик. Поэтому существует опасность того, что в момент получения ответа из последней - надзорной инстанции срок для подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека может быть пропущен. Чтобы этого не произошло, имеет смысл (и это не является нарушением первого условия) подавать жалобу в этот международный орган сразу после получения решения кассационной инстанции.

Мотивировать это можно тем, что обращение в надзорную инстанцию не налагает обязанности отвечать заявителю, зачастую ответ надзорной инстанции носит чисто формальный характер, и поэтому обращение туда можно не считать эффективным способом правовой защиты (да простит нас Верховный Суд).

Европейская Конвенция закрепляет и такое право человека, как право на защиту своих прав и свобод на территории государства, где имело место нарушение, силами и средствами соответствующих институтов данного государства. Если таких средств правовой защиты (ремидиальных средств) в государстве не имеется, то это уже само по себе образует состав нарушения прав человека (ст. 13 Конвенции). Так, например, если речь идет о пытках, в частности, если они применяются с целью заставить человека оговорить себя, то в российском уголовном законодательстве такой состав преступления прямо не предусмотрен, Это, на наш взгляд, существенно ограничивает право граждан на защиту от такого, достаточно распространенного в нашей стране, явления. Мне представляется, что данное понятие подлежит криминализации и должно быть точно определено в уголовном законе страны. Надо сказать, что Конституцией РФ право граждан на защиту от пыток гарантировано.

Следующее условие. Ответчиком по обращению в Европейский Суд по правам человека является государство как субъект международного права, которое приняло на себя обязательства признавать право Европейского Суда рассматривать жалобы против этого государства. То есть в Европейский Суд можно обратиться с заявлением только против такого государства, которое является членом Совета Европы, ратифицировало Европейскую Конвенцию по правам человека и находится под юрисдикцией Европейского Суда по правам человека (т.е. признало право на индивидуальные обращения). Нарушение прав человека может быть предметом рассмотрения Европейского Суда только при условии, что такое нарушение имело место уже после ратификации страной - ответчиком Европейской Конвенции по правам человека. Исключение составляют так называемые длящиеся нарушения прав человека, которые, хотя и начались до ратификации государством Конвенции, но реально продолжают происходить и после ратификации.

Далее. Жертва нарушений прав человека может обратиться в Европейский Суд только в том случае, если с момента такого нарушения либо вынесения последнего судебного решения по делу и до момента обращения прошло не более шести месяцев (ст. 35.1 Европейской Конвенции).

К заявлению должны прилагаться все необходимые документы, подтверждающие факты нарушений прав человека, ставшие поводом для обращения в Суд.

Следующее условие. Обращение в Европейский Суд по правам человека должно быть обоснованным. Если необоснованность заявления очевидна, то в его приеме может быть отказано (ст. 35.3 Европейской Конвенции). Отказ в приеме заявления по мотивам явной необоснованности жалобы лишает заявителя возможности вновь обратиться в Европейский Суд с жалобой по тем же основаниям. Поэтому правильное обоснование жалобы имеет огромное значение.

С обоснованностью жалобы тесно связаны и другие необходимые условия. Имевшие место нарушения должны быть доказаны заявителем. При этом нет никаких специальных требований по представляемым доказательствам, они лишь должны быть достаточными. Из этого следует, что бремя доказывания фактов нарушений по общему правилу лежит на заявителе. Вместе с тем есть случаи, когда бремя доказывания переносится на страну - ответчика. Так, например, по обращениям в отношении пыток заявитель может продемонстрировать лишь меры, которые он предпринимал к установлению фактов жестокого и бесчеловечного обращения, однако если его усилия оказались бесплодными вследствие бездействия государственных органов, ответственных за надлежащее расследование подобных фактов, то бремя доказывания как бы перекладывается на государство. В этом случае уже государство будет обязано доказывать то, что пыток в действительности не было, а также объяснять, почему не были произведены необходимые действия по соответствующим жалобам заявителя. Надо полагать, что если государство не представит исчерпывающих объяснений, то факты, на которые ссылался заявитель, подкрепленные хотя бы косвенными доказательствами, могут быть признаны подтвердившимися.

Обращаясь в Европейский Суд по правам человека, следует обязательно делать ссылки на конкретные нормы Европейской Конвенции по правам человека. При этом надо иметь в виду, что сама по себе Конвенция - это очень небольшой по объему и несложный правовой документ. Но источником права для Европейского Суда по правам человека является не только Конвенция, но и прецеденты Европейского Суда. Прецедентное право Европейского Суда не может подвергать расширению нормы Конвенции, предусматривающие конкретные нарушения прав человека. При этом прецедент играет огромную роль в вопросах правильного толкования норм Европейской Конвенции, создания дополнительной правовой базы для единообразной трактовки самых различных вопросов, возникающих при применении Конвенции. Роль прецедента заключается в том, что Суд в своих решениях вырабатывает единую трактовку, которая становится обязательной для всех последующих решений, с тем чтобы решения по разным делам, рассмотренным в разное время разными Палатами Суда, были единообразны и подчинялись общей логике. Конечно, в необходимых случаях решения Суда могут изменять и даже отменять положения, признанные в ранее принятых решениях. Однако это требует серьезного обоснования, и в этих случаях, как правило, решения должны приниматься Большой палатой Суда.

Из вышеизложенного следует, что для составления обоснованного, мотивированного заявления необходимо хорошо знать как нормы Конвенции, так и практику Европейского Суда, и желательно делать соответствующие ссылки на эту практику. Судебную практику недостаточно только знать, ее нужно и правильно понимать. Решения Европейского Суда по правам человека, вынесенные по всем рассмотренным обращениям, публикуются в специальных сборниках, которые рассылаются в специализированные организации, являющиеся своеобразными "опорными пунктами" по осуществлению международной защиты прав человека. Решения Европейского Суда можно найти и в системе Интернет. Хорошо известны так называемые модельные решения Европейского Суда, значение которых трудно переоценить. Так, по делу "Sunday Times" 1979 года были впервые в судебном решении введены такие ключевые понятия, как "necessity of the restrictions in a democratic society" (необходимость ограничений в демократическом обществе), "legitimate aims" (правовые цели), "in accordance with the law" (в соответствие закону), "proportionality" (пропорциональность), "margin of appreciation" (пределы усмотрения).

В Совете Европы и, соответственно, во всех его межгосударственных учреждениях два официальных языка: французский и английский. Заявления в Европейский Суд по правам человека желательно подавать на одном из этих языков. Однако несоблюдение этого условия не является основанием для отказа в приеме заявления о нарушении прав человека. Каждый вправе при подаче заявления представлять документы на языке страны - члена Совета Европы. Однако надо помнить, что слушание дела в Европейском Суде может происходить на одном из двух официальных языков Совета Европы.

При рассмотрении заявления по существу в Европейском Суде заявителю и его адвокату предоставляется право присутствовать в зале суда и участвовать в рассмотрении дела. Однако с согласия заявителя дело может быть рассмотрено и в его отсутствие.

Представители ответчика - государства, на которое поступила жалоба, также приглашаются на заседание. Ответчик вправе представить свои возражения и доказательства того, что заявление о нарушении прав человека на его территории является необоснованным. В любом случае государству (в лице соответствующих уполномоченных органов) предоставляется возможность дать письменный отзыв по существу жалобы.

Сроки прохождения заявлений в Европейском Суде по правам человека до сих пор были достаточно длительны. Иногда с момента подачи заявления до момента его рассмотрения Судом проходит пять лет. Идея введения в действие Протоколом N 11 к Конвенции не в последнюю очередь была вызвана необходимостью максимального ускорения процедуры рассмотрения обращения, и есть основания полагать, что в скором времени эти сроки будут существенно сокращены.

Следует особо отметить, что Европейский Суд по правам человека придает важное значение процедуре примирения сторон. До рассмотрения дела Судом, но после признания обращения приемлемым предпринимаются все необходимые меры для достижения мирового соглашения (ст. ст. 38 - 39 Европейской Конвенции). В жалобе содержатся ссылки на конкретные нарушения. Если государство - ответчик признает жалобу обоснованной, а изложенные в заявлении факты - доказанными, ответчик может добровольно, по мировому соглашению выплатить истцу "справедливую компенсацию за нанесенный ущерб" (ст. 41 Европейской Конвенции), содействовать восстановлению нарушенных прав жертвы и т.д. Если мировое соглашение принято сторонами, то в дальнейшем заявитель уже не имеет права обратиться в Европейский Суд по правам человека по тем же основаниям. Если стороны отказываются от подписания мирового соглашения, то дело переносится на рассмотрение в собственно Суд.

Суд выносит решение по существу обращения - об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления. Если обоснованность жалобы будет подтверждена при судебном рассмотрении, то в решении может быть указано о необходимости признать то, что нарушение прав человека имело место, а заявитель является жертвой этих нарушений; о необходимости выплаты пострадавшему существенной денежной компенсации или восстановлении его в правах. В случае если нарушение прав человека вызвано тем, что в стране действуют нормы, находящиеся в противоречии с европейскими стандартами, то при исполнении решения по данному делу может быть поставлен вопрос о необходимости изменения национального законодательства с целью устранения противоречий с европейскими стандартами по правам человека и т.д.

Как показывает практика, в последние годы существенно увеличилось количество обращений из стран Восточной Европы. Первенство пока принадлежит Польше.

Наибольшее количество заявлений касается жалоб на несправедливый суд, нарушение права на частную жизнь, а также ограничение свободы собраний и ассоциаций, выражение мнения. Наряду с этим в Суд поступает много жалоб на жестокое обращение и применение пыток в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также на незаконное задержание. В основном целью этих жестокостей является получение желательных для следствия показаний.

Особое место в деятельности Суда занимает рассмотрение жалоб о защите права беспрепятственного пользования своим имуществом. Данное право было закреплено в ряду гражданских и политических прав после вступления в действие Протокола N 1 к Европейской Конвенции по правам человека (ст. 1). Следует отметить, что это право не гарантируется Международным Пактом о гражданских и политических правах и является отличительной чертой европейской системы защиты прав человека.