Мудрый Юрист

Об обязательной продаже части валютной выручки

А. Харатян, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Институт обязательной продажи валютной выручки в России прошел несколько этапов. При этом если до финансово - экономического кризиса августа 1998 г. происходила постепенная либерализация этого института, то после обвального падения курса российского рубля Правительство РФ и Банк России были вынуждены ужесточить валютный режим с целью в административном порядке сдержать рост массового спроса на иностранную валюту и стабилизировать курс рубля.

По первоначально установленному порядку для формирования валютного резерва страны для предприятий с 1 января 1992 г. был установлен единый по всем видам валют норматив обязательной продажи в Республиканский валютный резерв - по специальному коммерческому курсу рубля в размере 40 процентов выручки в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг (Указ Президента РФ "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР" от 30 декабря 1993 г. N 335). Упомянутый специальный коммерческий курс резко отличался от реально существовавшего на тот момент рыночного курса валюты.

1 июля 1992 года Президент издал Указ N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в соответствии с которым были отменены обязательная продажа части валютной выручки в Республиканский валютный резерв Российской Федерации и специальный коммерческий курс рубля, используемый для обязательной продажи. В соответствии с этим Указом и принятой в его исполнение Инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке" от 29 июня 1992 г. N 7 (далее - Инструкция N 7) предприятия - резиденты были обязаны осуществлять обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки. Из общей суммы обязательной продажи валютной выручки 60 процентов (или 30 - от общей суммы выручки) подлежали продаже в Валютный резерв Банка России по курсу рубля, котируемому им на основе спроса и предложения на валютном рынке, а оставшиеся 40 (20) процентов могли быть проданы через уполномоченный банк на внутреннем валютном рынке. Новый порядок отличался от прежнего еще и тем, что если раньше обязательной продаже подлежала выручка в любой иностранной валюте, то теперь - только выручка в свободно конвертируемой.

В соответствии с письмом Банка России N 41 от 28 июня 1993 г. с 1 июля 1993 г. была отменена обязательная продажа 30 процентов валютной выручки предприятий (учреждений, организаций) - резидентов непосредственно в Валютный резерв Банка России. Однако этим письмом было введено другое ограничение: если раньше выручка, подлежащая обязательной продаже, могла быть реализована через уполномоченный банк как самому обслуживающему счет предприятия банку, так и другим банкам и предприятиям, то теперь 50 процентов валютной выручки должны были продаваться исключительно на торгах на межбанковских валютных биржах (далее - МВБ). И этот порядок был изменен письмом Банка России от 26 июня 1995 г. N 178: предприятиям вновь разрешалось продавать валютную выручку через уполномоченные банки как на биржах, так и на внебиржевом (межбанковском) рынке.

Однако, как было сказано выше, после 17 августа 1998 г. либерализации института обязательной продажи был дан обратный ход. Во-первых, размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, был увеличен с 50 до 75 процентов, а срок подачи предприятием уполномоченному банку поручения на обязательную продажу части валютной выручки был уменьшен с 14 до 7 дней (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29 декабря 1998 г.). Во-вторых, Положением ЦБ РФ от 28 сентября 1998 г. N 57-П вновь был установлен порядок, согласно которому реализация подлежащей обязательной продаже части валютной выручки может быть осуществлена исключительно на МВБ, причем на так называемых специальных торговых сессиях бирж.

Стоит также заметить, что на специальных торговых сессиях МВБ операции по покупке иностранной валюты могут осуществляться исключительно для следующих целей:

Познакомимся подробнее с ныне действующей системой.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года (в ред. Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ) для поступлений иностранной валюты резидентам может быть предусмотрен порядок обязательной продажи, который устанавливается Президентом.

В соответствии с его Указом от 14 июля 1992 г. N 629 и Инструкцией ЦБ РФ N 7 с последующими изменениями и дополнениями к ней (последние изменения внесены Указанием ЦБ от 13 января 1999 г. N 482-У) все юридические лица - резиденты РФ обязаны продавать 75 процентов работ выручки в свободно конвертируемой валюте от экспорта товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля. В валютном законодательстве практически из любого универсального правила есть свои универсальные исключения. Так же и здесь установлены некоторые изъятия из правила обязательной продажи, а именно ей не подлежат:

(здесь следует отметить, что по общему правилу прямые и портфельные инвестиции в Россию в иностранной валюте, так же как и прямые и портфельные инвестиции резидентов в иностранных государствах, могут осуществляться только по специальному разрешению (лицензии на осуществление операции, связанной с движением капитала) Банка России. Без такой лицензии инвестиции нерезидентами осуществляются только в рублях со счетов типа "И" и "С");

Обязательной продаже также не подлежат суммы, получаемые уполномоченными банками по банковским операциям и сделкам.

Как было сказано, обязательной продаже подлежат поступления в свободно конвертируемых валютах, под которыми в соответствии с Инструкцией N 7 понимаются следующие: австралийский доллар, бельгийский франк, датская крона, доллар США, греческая драхма, ирландский фунт, исландская крона, испанская песета, итальянская лира, японская йена, канадский доллар, финская марка, немецкая марка, нидерландский гульден, норвежская крона, португальское эскудо, сингапурский доллар, турецкая лира, французский франк, английский фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк, австрийский шиллинг и евро.

Уполномоченные банки РФ могут открывать юридическим лицам счета в валютах стран - членов СНГ, а также в литовских литах, латвийских латах и эстонских кронах, выручка в которых обязательной продаже не подлежит.

Юридические лица - резиденты могут продать иностранную валюту либо по договору купли - продажи непосредственно самому уполномоченному банку, обслуживающему их текущий валютный счет, либо по договорам комиссии или поручения с тем же банком - на биржевом или межбанковском рынках. Подлежащая обязательной продаже часть валютной выручки юридического лица - резидента, как было сказано выше, осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на специальных торговых сессиях МВБ, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России.

Нужно отметить, что в настоящее время обязательная продажа на МВБ производится исключительно в долларах США, в связи с чем, если выручка поступила в иной свободно конвертируемой валюте, она конвертируется уполномоченным банком в доллары США по согласованному с резидентом курсу и затем продается на специальных торговых сессиях МВБ.

Обратим особое внимание на следующий факт: при открытии текущего валютного счета юридическому лицу - резиденту уполномоченный банк параллельно открывает транзитный счет, на который предварительно в полном объеме зачисляется любая валютная выручка, поступившая в адрес резидента. Проценты по остаткам на транзитных валютных счетах не начисляются.

Не позднее следующего после зачисления валютной выручки на транзитный счет рабочего дня уполномоченный банк извещает об этом клиента, а тот в свою очередь дает поручение банку на обязательную продажу 75 процентов выручки и одновременное перечисление оставшейся части выручки на свой текущий валютный счет либо на стопроцентное зачисление валютной выручки на текущий счет, в случаях, когда выручка не подлежит обязательной продаже. При этом клиент обязан представить банку документы, подтверждающие, что данная выручка не подлежит обязательной продаже (например, кредитный договор), а в банковском документе на перечисление денежных средств должна содержаться ссылка на представленные документы.

После получения от клиента поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет и в течение 3 календарных дней от даты зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) продает иностранную валюту на МВБ.

Одновременно с депонированием валюты, подлежащей обязательной продаже, уполномоченный банк списывает с транзитного счета юридического лица оставшиеся 25 процентов выручки и зачисляет на его текущий валютный счет. Зачисленная на текущий счет валюта может использоваться юридическим лицом на проведение любых операций, не противоречащих действующему валютному законодательству.

При непредставлении юридическим лицом поручения на обязательную продажу по истечении 7 календарных дней от даты зачисления валюты на его транзитный счет уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 75 процентов поступившей валютной выручки на свой отдельный лицевой счет и продает на МВБ в вышеописанном порядке.

Кстати, это правило несколько не согласуется с ролью банка как агента валютного контроля. Представим себе такую ситуацию: на транзитный счет резидента поступает выручка от операции, на осуществление которой владельцу счета требуется получить предварительное разрешение Банка России (операция, связанная с движением капитала, - п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле), а резидент такого разрешения не получал. В этой ситуации банк, с одной стороны, должен отказать клиенту в совершении такой операции и зачислении выручки с транзитного на текущий валютный счет, а с другой стороны, если юридическое лицо не представляет документы, подтверждающие, что поступившая выручка не подлежит обязательной продаже, обязан по истечении 7 дней сам осуществить обязательную продажу, тем самым помогая клиенту провести незаконную валютную операцию. Описанная коллизия существует довольно-таки давно, но Банк России до сих пор не замечает ее.

С транзитного счета может осуществляться продажа не только 75 процентов валютной выручки, но и, по желанию клиента банка, всех 100 процентов или какой-то части, превышающей 75 процентов, а все рублевые средства, полученные после продажи валютной выручки, должны быть в обязательном порядке зачислены на расчетный счет юридического лица.

До осуществления обязательной продажи юридические лица, в том числе посреднические организации, могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов следующие расходы в иностранной валюте:

Как отмечалось, указанные расходы в иностранной валюте, а также начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки и тем самым учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже.

Если юридические лица произвели упомянутые расходы со своих текущих валютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на текущие валютные счета юридического лица.

Средства, поступившие с транзитных валютных счетов юридических лиц и посреднических организаций на транзитные валютные счета российских транспортных, страховых и экспедиторских организаций, являются валютной выручкой последних и также подлежат частичной обязательной продаже.

Особо следует остановиться на порядке обязательной продажи, осуществляемой при экспорте товаров (работ, услуг) через посреднические организации, например по договору комиссии.

Валютная выручка, поступившая от иностранного контрагента на транзитный валютный счет комиссионера, может либо без осуществления обязательной продажи в полной сумме (за вычетом комиссионного вознаграждения комиссионера) быть перечислена на транзитный валютный счет комитента, который в последующем сам осуществляет обязательную продажу, либо комиссионер может осуществить обязательную 75-процентную продажу и перечислить оставшуюся часть выручки на текущий валютный счет комитента, а полученные после обязательной продажи рубли - на расчетный счет последнего, либо, наконец, комиссионер может продать все 100 процентов валютной выручки и перечислять комитенту только рубли. Стороны договора комиссии вольны использовать любой из вышеназванных способов.

Суммы комиссионного вознаграждения комиссионеров, начисленные ими в соответствии с договорами на экспорт продукции, остаются на транзитных валютных счетах этих организаций в качестве экспортной выручки и подлежат частичной обязательной продаже.

Некоторые категории юридических лиц освобождены от обязательной продажи части экспортной валютной выручки. Повторим, именно Президенту РФ предоставлено право устанавливать порядок обязательной продажи, соответственно Президент может устанавливать льготы. Так, своим Указом от 27 июня 1994 года N 1337 он освободил государственные учреждения и организации культуры от обязательной продажи части экспортной валютной выручки, полученной в результате их творческой деятельности, если средства направляются на развитие и укрепление их материально - технической базы. Согласно Указу Президента "О поддержке приоритетных инвестиционных проектов, финансируемых в соответствии с российско - американским рамочным соглашением для российской нефтегазовой промышленности от 6 июля 1993 года" от 27 апреля 1995 года N 418 предприятия нефтегазового комплекса России, получившие кредиты от Экспортно - импортного банка США ("Eximbank"), освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов. А в соответствии с Указом от 2 июля 1996 г. N 1012 РАО "ЕЭС России" также освобождено от обязательной продажи валютной выручки, получаемой от экспорта электроэнергии. Льготы по обязательной продаже также могут устанавливаться федеральными законами. Так, ст. 15 Федерального закона от 22 января 1996 г. "Об особой экономической зоне в Калининградской области" предусмотрено, что на поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности созданных на территории особой экономической зоны предприятий не распространяется порядок обязательной продажи валютной выручки резидентами на внутреннем валютном рынке РФ.

В заключение отмечу, что порядок обязательной продажи не распространяется на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.