Мудрый Юрист

Право на логотип

И. Силонов, главный специалист Договорно - правового управления Российского авторского общества.

  1. Звукозаписывающие, издательские, мультимедийные и иные фирмы на компакт - дисках, аудиокассетах или на вкладышах к ним, книгах, брошюрах, в журнале, а также на других носителях и упаковке товаров, как правило, используют свой логотип или товарный знак.

Что общего между этими объектами интеллектуальной собственности и в чем их разница?

Логотип и товарный знак - это обозначения, способные отличить, соответственно, товары и услуги одних юридических или физических лиц (предпринимателей) от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В качестве логотипов и товарных знаков могут выступать:

На первый взгляд приведенные понятия равноценны.

Однако логотип, в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу.

Логотип - это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ обозначение товаров или услуг какого-либо предпринимателя.

То есть для обладания правами на логотип фирме достаточно заключить с художником или иным лицом договор на создание и использование логотипа или на использование в качестве логотипа ранее созданного произведения литературы или искусства.

После этого фирма вправе использовать логотип на своих товарах, бланках, визитках и т.д.

Следует отметить, что если создание логотипа будет являться результатом творческой деятельности и само обозначение будет оригинальным, то такой логотип будет считаться объектом авторского права. Отношения по его использованию будут регулироваться Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (в ред. от 19 июля 1995 г.).

В этом случае фирме следует в обязательном порядке заключить с автором договор на передачу исключительных имущественных прав (по правилам, приведенным в ст. 31 Закона), включив в договор условие об анонимном использовании обозначения (п. 1 ст. 15 Закона).

В случае отсутствия признаков творчества и оригинальности (например, при словесном обозначении логотипа - "Наташа", "Надежда" и т.п.), логотип не будет являться объектом авторского права, и, соответственно, на логотип не будет распространять охрану вышеприведенный Закон.

Тем не менее логотип все же будет являться объектом интеллектуальной собственности.

Дело в том, что в соответствии с п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года) интеллектуальная собственность, помимо прочих, включает права, относящиеся к "защите против недобросовестной конкуренции".

То есть в случае незаконного использования каким-либо предпринимателем логотипа, не охраняемого авторским правом (как, впрочем, и охраняемого авторским правом), владелец прав на логотип вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в Государственный антимонопольный комитет РФ с требованием о пресечении факта недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года N 948-1 (в ред. от 6 мая 1998 г.), а в судебном порядке требовать с нарушителя возмещения причиненных убытков (на основании соответствующих норм ГК РФ).

Правовая же охрана товарного знака в Российской Федерации, как объекта промышленной собственности, предоставляется только на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве РФ в порядке, установленном Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 22 сентября 1992 года N 3520-1.

Необходимо отметить, что одним из оснований отказа в государственной регистрации товарного знака является использование в его обозначении без согласия автора названий известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажей из них или цитат, произведений искусства или их фрагментов.

Представляется, что такое согласие может быть получено только на основании письменного договора, который по своей правовой природе не является авторским.

На зарегистрированный Государственным патентным ведомством РФ товарный знак выдается свидетельство установленного образца.

Владелец товарного знака на основании свидетельства о регистрации имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам.

Следует отметить, что нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки о регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, срок действия регистрации может продлеваться по заявлению владельца неограниченное количество раз каждый раз на 10 лет.

Товарный знак может быть уступлен его владельцем (лицензиаром) по лицензионному договору любому юридическому или физическому лицу (лицензиату) в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Лицензионный договор обязательно должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата не будет ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

В заключение следует отметить, что помимо защиты своих прав в арбитражном суде или суде общей юрисдикции, владелец прав на товарный знак в случае недобросовестной конкуренции вправе требовать защиты принадлежащих ему прав в административном порядке с помощью Государственного антимонопольного комитета РФ либо даже в уголовном - в соответствии со ст. 180 УК РФ.