Мудрый Юрист

Слияние акционерных обществ

М. Овчаренко, юрист ЮКФ "Аналитик - Право".

Как происходит слияние двух ЗАО и каковы правовые последствия этой сделки?

г. Москва

Прежде всего стоит отметить, что по своей юридической природе слияние как форма реорганизации сходно с присоединением, но у нее есть и ряд отличий. При слиянии предприятий создается новое юридическое лицо, а реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц. Государственной регистрации подлежит вновь созданное общество. А при реорганизации в форме присоединения возникает не новое юридическое лицо, а изменяется юридический статус общества, к которому присоединилось другое. При этом государственной регистрации подлежит не само общество, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому было проведено присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации, как это происходит в случае слияния, а с момента исключения присоединяемого общества из реестра юридических лиц.

Слияние как форма реорганизации базируется на положениях ст. ст. 57 - 59 ГК РФ. В результате слияния все права и обязанности реорганизуемых обществ переходят к новому АО, возникающему в результате слияния. Реорганизуемые общества прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра предприятий.

В результате слияния возникает новое акционерное общество, которое подлежит государственной регистрации в установленном порядке. С момента государственной регистрации к новому АО переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ.

Слияние заключает в себя прохождение следующих этапов:

  1. Реорганизуемые общества заключают между собой договор о слиянии, где определяются: порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.
  2. Совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров реорганизуемых обществ вопросы о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении передаточного акта.
  3. Проводится совместное общее собрание акционеров реорганизуемых обществ, на котором утверждается устав нового общества, который должен содержать фразу о правопреемстве, а также проводятся выборы совета директоров нового общества. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может определяться договором о слиянии.
  4. Производится государственная регистрация нового общества.

Необходимо учесть, что существуют ограничения на слияние предприятий. В Указе Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" от 16 ноября 1992 г. (подп. 5.3) перечислены случаи, когда не допускается слияние предприятий:

  1. если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35%, либо если их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них;
  2. если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35%, либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг);
  3. если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего.

Приказом ГКАП России утверждено Положение "О порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. N 145, в ст. 2 которого приведены случаи, при наступлении которых требуется разрешение на слияние:

Если слияние будет проведено без получения соответствующего разрешения, то такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску ГКАП или его территориального отделения. Перечень документов, необходимых для предоставления в ГКАП, определен в ст. 17 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., а также в нормативных актах ГКАП.

В результате проведенного слияния происходит и смена реквизитов организации, в частности, в соответствии с п. 1.3 Письма Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального банка России от 13 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н/104/104 (зарегистрировано Минюстом России 8 сентября 1994 г. N 682) при реорганизации в форме слияния идентификационные номера налогоплательщиков реорганизуемых организаций исключаются из Госреестра налогоплательщиков, передаются в архив и в дальнейшей работе не используются, а организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика. Согласно п. п. 30 и 32 раздела V Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной приказом ГНС РФ от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49, снятие и постановка на учет реорганизуемых организаций происходит в установленном порядке (разделы II и IV Инструкции) и имеет следующие особенности:

  1. При реорганизации в форме слияния правопреемник реорганизуемой организации (организаций) представляет в налоговую инспекцию в момент снятия с учета вместо ликвидационного баланса передаточный акт, а также копию свидетельства о государственной регистрации реорганизованной организации;
  2. При постановке на учет кроме документов, перечисленных в п. 13 раздела II Инструкции, в налоговую инспекцию должны быть дополнительно представлены:

При слиянии обществ правопреемство является универсальным, то есть к новому обществу в результате реорганизации переходят все права и обязанности реорганизуемых обществ независимо от того, были ли они отражены в передаточном акте. Если после проведения слияния возникают обстоятельства, не отраженные в передаточном акте, то в таком случае предусмотрена солидарная ответственность сторон.