Мудрый Юрист

Страсти по бумагам механизм налогообложения операций с ценными бумагами и пути его совершенствования

Прошлой осенью три удара один за другим обрушились на российский рынок акций. После биржевого краха в США в конце октября нерезиденты начали интенсивно продавать российские акции, из-за чего индекс наиболее ликвидных акций упал на 29%.

Реакцией на кризис на фондовом рынке стран Юго - Восточной Азии стало в начале ноября подешевление акций еще на 21%. А вместе с известием о банкротстве одного из крупнейших финансовых институтов Японии в последнюю неделю ноября индекс акций опустился дополнительно на 10%. Эти события показали чрезвычайно высокую зависимость отечественного рынка от положения на международном рынке и поведения иностранных инвесторов. Правда, в начале декабря нерезиденты перешли от продажи российских акций к их скупке. Однако ожидаемого подъема на рынке не произошло. Во многом это связано уже с поведением внутренних инвесторов, которые после провальных аукционов по размещению ГКО - ОФЗ приступили к выводу своих средств и из корпоративных бумаг. Получилось так, что действия нерезидентов на рынке госбумаг, а именно они послужили толчком к кризису на рынке, настолько дестабилизировали весь фондовый рынок страны, что практически впервые отечественные инвесторы столь инертно отреагировали на растущий спрос на акции со стороны инвесторов. В этом сказалось и отсутствие надлежащего опыта в операциях с ценными бумагами, в частности, слабое знание механизма налогообложения при таких операциях. Наши предприниматели задаются многими вопросами. Ответы на некоторые из них они могут найти в предлагаемой ниже статье.

В российской правовой системе до настоящего времени отсутствует унифицированное законодательство по налогообложению операций с ценными бумагами. В этой связи собственникам и номинальным держателям ценных бумаг приходится руководствоваться прежде всего общими подходами, принятыми текущим налоговым законодательством. Важное место здесь занимает Закон РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" в ред. от 18 октября 1995 г. N 158-ФЗ. В данной редакции Закона изменились по сравнению с прежними понятия "плательщики налога" и "объект налогообложения", а также ставки налога. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг, а объектом налогообложения - номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Ставка налога составляет 0,8% номинальной суммы выпуска. При этом полностью освобождается от налога номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, и номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ. Эта льгота появилась в налоговом законодательстве впервые.

Согласно Закону налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии.

Данный налог уплачивается одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. Следовательно, факт неуплаты налога на операции с ценными бумагами может привести к недействительной записи в реестре акционеров и подвергнет риску право собственности покупателя на ценные бумаги. Тем самым по форме и содержанию данный налог представляет собой государственную пошлину (плату) за регистрацию проспекта эмиссии и, как следствие, более не распространяется на прочие сделки с ценными бумагами (купля - продажа ценных бумаг). В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.

Известно, что в процессе обращения ценных бумаг возникают различные виды дохода. Как результат этого, используются соответственно и различные налоговые режимы в отношении дохода по ценным бумагам (порядок удержания налога, сроки его уплаты, размер ставки и прочие элементы налога), предусмотренные текущим законодательством. Цели, которые преследуют операторы рынка ценных бумаг, могут носить характер как краткосрочных - извлечение спекулятивного дохода, - так и долгосрочных. В связи с выбранной стратегией возможно получение дохода в форме процентов и дивидендов по ценным бумагам. В научной литературе принято называть доход подобного рода пассивным. Можно получить доход также в виде разницы между ценой приобретения и ценой реализации, в том числе и дисконт - доход от прироста капитала.

Действующим законодательством предусмотрены различные формы расчетов при выплате дохода по ценным бумагам, полученного при выплате процентов и дивидендов, т.е. пассивного дохода. В частности, выплата дохода может быть осуществлена как чеками, платежным поручением, так и почтовым или телеграфным переводом. Естественно, доход подлежит обложению налогом у источника независимо от формы выплаты.

Доход по ценным бумагам может быть выплачен акционерным обществом самостоятельно. В этом случае акционерное общество обязано удержать налоги при выплате дохода, выступая тем самым агентом государства по сбору налогов. При выплате дохода АО вправе воспользоваться услугами банка - агента. Тут возникает уже обязанность банка удержать налог при выплате дохода, выступив тем самым налоговым агентом. Таким образом, удержание налога у источника осуществляется либо самим АО, либо финансовым посредником.

В том случае, когда извлекается доход в виде разницы между ценой продажи и ценой приобретения, налог удерживает и перечисляет самостоятельно само юридическое лицо, извлекающее такого рода доход.

Закон "О налоге на операции с ценными бумагами" прямо определяет: плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска ценных бумаг и соответствующей налоговой ставки. Плательщики согласно ст. 6 этого Закона несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами РФ. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляется налоговыми органами.

Как видим, для российских юридических лиц предусмотрено несколько различных процедур удержания налога на доход по ценным бумагам в зависимости от вида дохода.

Для целей налогообложения валовой доход юридического лица определяется как разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и расходами, связанными с извлечением этого дохода, а дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам подлежат исключению из валового дохода и рассматриваются в составе внереализационных доходов. Налог на доходы составляет 15% по дивидендам, полученным по акциям, которые принадлежат юридическому лицу (акционеру) и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли другого предприятия - эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг всех уровней управления.

Следует отметить, что налоговое законодательство РФ не предусматривает специального налогового режима для дохода в форме прироста капитала. Закон "О налоге на прибыль" устанавливает общий подход в отношении налогообложения дохода, реализованного российскими юридическими лицами при отчуждении ценных бумаг. Данный вид дохода включается в состав внереализационных доходов.

Размер ставок налога на прибыль определяется законом о прибыли и законом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Доход, полученный из источника в России иностранными юридическими лицами, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ, также является объектом налогообложения. В этом случае к дивидендам и процентам как форме дохода по ценным бумагам применяется ставка налога на доход в размере 15%. О налогообложении иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в России через представительства, подробно рассказано в "Бизнес - адвокате", N 20 за 1997 г. Поэтому здесь мы остановимся лишь на тех иностранных юридических лицах, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства на территории России.

Отметим, что доход в виде прироста стоимости имущества, полученный в результате отчуждения акций и других ценных бумаг, не подпадает ни под одну из специальных категорий дохода. Отсюда следует, что данный вид дохода можно отнести к категории "прочих видов" дохода и соответственно применить ставку в размере 20%. При извлечении такого рода дохода во времени сделок купли - продажи ценных бумаг с иностранными юридическими лицами возникает ряд вопросов, требующих разрешения. Доходы от отчуждения имущества (в том числе акций и других ценных бумаг) подлежат налогообложению по установленной ставке у источника выплаты подобного дохода. Такие доходы рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения.

В связи с этим при продаже ценных бумаг иностранным юридическим лицом российскому юридическому лицу - покупателю должны быть представлены документы, подтверждающие цену, за которую ранее были приобретены продаваемые ценные бумаги. Тогда российское юридическое лицо, определив превышение суммы реализации ценных бумаг над стоимостью приобретения, удержит налог только с суммы превышения. Если же иностранное юридическое лицо не предъявит подобные документы, то российское юридическое лицо будет обязано удержать налог с доходов со всей суммы реализации, т.к. бремя доказательства и обоснования своих доходов, исходя из действующей налоговой практики, лежит на налогоплательщике.

В случае, если иностранное юридическое лицо продает акции в количестве, равном числу приобретения, для расчета суммы превышения цены реализации над покупной ему достаточно предъявить российскому юридическому лицу договор, по которому он их приобрел. Однако может возникнуть ситуация, когда иностранное юридическое лицо в силу своих обязательств о неразглашении условий договора о приобретении данных акций не сможет предъявить контракт российскому предприятию. Тогда налог будет удержан со всей суммы реализации.

Помимо этого, при определении суммы дохода иностранного юридического лица возникают обстоятельства, когда следует выяснить: кто несет ответственность за то, что сделка, на основании которой иностранное юридическое лицо обосновывает расчет суммы превышения цены продажи над ценой приобретения, имела место, а не была просто оформлена с целью сокрытия реального дохода. В данном случае иностранное юридическое лицо всегда может предъявить контракт на нужную ему сумму, зарегистрированную в российском инвестиционном институте; в выписке из реестра данные о цене сделки не указываются. Кто же в подобной ситуации будет в реальности контролировать обоснованность расчета суммы превышения: иностранное, российское юридическое лицо или налоговые органы? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

Может возникнуть и следующая ситуация, когда иностранное юридическое лицо отчуждает в пользу российского юридического лица акции, которые приобретались по разным ценам. Тогда возникает вопрос: на основании какого расчета и метода иностранному юридическому лицу следует определять цену покупки акции, которую он продал российскому контрагенту?

Указанная проблема представляется достаточно актуальной для иностранных юридических лиц, которые совершают сделки по купле - продаже акций в количестве нескольких тысяч штук на российском фондовом рынке.

Необходимо учитывать, что налогообложение дохода, полученного из источника в России иностранным юридическим лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России имеется соответствующее соглашение, может быть более благоприятным, т.е. могут предусматриваться либо пониженные ставки налога, либо полное освобождение от уплаты налога на доход.

При возникновении противоречий при налогообложении операций с ценными бумагами иностранных юридических лиц применяются положения международных соглашений, которые подписаны и ратифицированы иностранными государствами и Российской Федерацией. Во многих соглашениях предусмотрен стандартный налоговый режим в отношении дивидендов: дивиденды, выплачиваемые компанией с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве, а фактическое право на них имеет лицо с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Вместе с тем такие дивиденды могут облагаться налогом и в первом договаривающемся государстве в соответствии с его законодательством, но налог, взимаемый в таком случае, не будет превышать:

а) 5% валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически имеющим на них право, является компания, которая владеет не менее 10% акций с правом голоса (или применительно к России, если отсутствуют акции с правом голоса, составляющие не менее 10% уставного капитала) компании, выплачивающей дивиденды; и

б) 10% валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях. В частности, по соглашению с США предусмотрено несколько режимов налогообложения в отношении дивидендов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам, являющимся резидентами США. Прежде всего, согласно общему правилу дивиденды подлежат обложению налогом на доход в США. Однако если американский резидент владеет не менее 10% голосующих акций российского юридического лица, выплачивающего дивиденды, то в этом случае применяется ставка в размере 5%. Во всех остальных случаях - в размере 10%.

Для целей соглашения проценты определяются следующим образом: доход от долговых требований любого вида (за исключением дивидендов), в частности, доход от правительственных ценных бумаг облигаций и долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким ценным бумагам, облигациям и долговым обязательствам, а также любой другой доход, который рассматривается законодательством государства, где возникает доход как доход от предоставленных в ссуду сумм.

Соглашение не включает в состав процентов платежи, связанные с движением заемных средств, когда процентные платежи исчислены по ставке, превышающей размер процентной ставки, сформировавшейся на рынке.

Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения не предусматривают специального налогового режима в отношении дохода по ценным бумагам в форме разницы между ценой реализации и ценой приобретения.

В некоторые соглашения включается отдельная статья в отношении дохода в форме прироста капитала. Доходы, связанные с отчуждением ценных бумаг, не выделяются в отдельную статью, за исключением акций лица, активы которого, главным образом, состоят из недвижимого имущества и не котируются на официальной бирже ценных бумаг. Следовательно, подобные доходы регулируются другой статьей соглашения, которая устанавливает, что другие доходы в форме прироста капитала, особым образом не выделенные в соглашение, подлежат обложению налогом только в государстве, в котором продавец является лицом с постоянным местопребыванием при условии, что эти доходы являются объектом налогообложения в этом государстве.

Придерживаясь общего подхода, налог на доход из источника в России удерживается у всех иностранных юридических лиц в отношении всех видов доходов и во всех случаях перечисления денежных средств, за исключением, если соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает пониженные ставки налога на доход или полное освобождение от налогообложения. Сумма ранее уплаченного налога подлежит возмещению в следующем порядке:

В заявление могут включаться как разовые доходы, так и доходы, полученные в течение какого-либо периода.

Существуют три основные ситуации, при которых возможно применение полного освобождения от уплаты налога на доход у источников выплаты:

иностранное юридическое лицо, имеющее постоянное представительство, направляет уведомление об источниках дохода в налоговые органы и источнику дохода;

иностранное юридическое лицо, извлекающее доход, не связанный с деятельностью через постоянное представительство, направляет уведомление об источниках дохода на территории России и форму, подтверждающую факт постоянного местонахождения иностранного юридического лица в стране, с которой у России имеется соглашение;

ежеквартальное освобождение, полученное российскими банками от имени иностранных банков в отношении платежей в рамках краткосрочных операций.

В случае, если освобождение об удержании налога на доход не предоставляется, плательщик (источник) дохода обязан удержать налог на доход перед выплатой дохода иностранному юридическому лицу, а затем иностранное юридическое лицо может получить освобождение по ранее уплаченному налогу, т.е. возместить суммы ранее уплаченного налога.

Следовательно, иностранные и российские юридические лица, которые осуществляют платежи иностранным лицам, обязаны удерживать налог на все виды дохода при всех переводах, в том случае, если иностранное юридическое лицо, получатель платежа, не направило уведомления об источниках дохода и заявления, отражающего тот факт, что платежи осуществляются в пользу зарегистрированного постоянного представительства. Уведомление должно включать идентификационный номер налогоплательщика на лицевой стороне.

Нельзя не заметить, что в любой развитой стране налоговый режим наиболее благоприятен, прежде всего, для собственных национальных компаний. У нас же пока в этом отношении больше налоговых привилегий предоставляется иностранцам. Возьмем, к примеру, налог на прибыль. Практически все российские компании платят его ежемесячно (льготникам разрешено раз в квартал). Иностранцам позволено делать это раз в год. Каждый квартал российских налогоплательщиков тщательно проверяют. Если выясняется, что сумма их ежемесячных авансовых взносов меньше фактической квартальной, наказывают: разницу между авансами и фактический налог считают кредитом с взиманием в пользу государства соответствующих банковских процентов (по ставке рефинансирования Центрального банка РФ).

У иностранцев никакой корректировки нет, и фактически каждый год более 12,5 тысячи иностранных компаний получают в России беспрецедентные налоговые кредиты. Причем весьма существенные, если судить по сумме реально уплачиваемых нерезидентами налогов: только в Москве налоговые платежи иностранных компаний в прошедшем году составили около 2 трлн. рублей.

Сейчас все настойчивее со стороны отечественных предпринимателей звучат предложения изменить сложившуюся ситуацию. Прежде всего, для иностранцев предлагается ввести ту же периодичность уплаты налогов и представления отчетности, что и для россиян.

Наряду с этим следовало бы четко определить ответственность налоговых агентов (тех, кто платит за иностранцев налоги в России) за несвоевременность или неполноту удержания и перечисления в бюджет налогов с нерезидентов. В настоящее время никаких реальных санкций для них не предусмотрено.

Что касается налогообложения операций с ценными бумагами, то и здесь ожидаются некоторые изменения. В Государственной Думе рассматривается законопроект о внесении дополнений в Закон "О налоге на операции с ценными бумагами". Предлагается освободить от уплаты налога номинальную сумму выпуска ценных бумаг акционерного общества, образовавшегося в результате слияния уже существующих АО или после присоединения одного АО к другому. По мнению разработчиков, подобные структурные перестройки не приводят к приросту уставных капиталов АО, а лишь влекут передачу прав и обязанностей реорганизуемых обществ. Поэтому вносится предложение также освободить от налога дополнительную эмиссию ценных бумаг на сумму конвертации ценных бумаг присоединяемого АО в размере его уставного капитала. Кроме того, предложено освободить от налога эмиссию ценных бумаг, осуществляемую в результате консолидации или дробления размещенных ранее акций АО.

Цель этих налоговых новшеств в одном - исключить двойное налогообложение одних и тех же акций. Дело в том, что сейчас налог на операции с ценными бумагами берется при акционировании вновь организованного АО, вне зависимости от того, каким путем оно образовано. В результате АО, образованное слиянием или реорганизацией "старых" АО, платит налог за одни и те же ценные бумаги дважды - при образовании АО и при их слиянии.

Операции с ценными бумагами нередко связаны с изрядной долей риска, но без него, пожалуй, вообще трудно обойтись в предпринимательской деятельности. Хочется только подчеркнуть, что степень риска всегда должна уравновешиваться высокой мерой ответственности.