Мудрый Юрист

Валютный контроль за экспортом и импортом товаров

Хлестова Ирина Олеговна - кандидат юридических наук.

В связи с переходом на рыночные отношения государство проводит политику, направленную на создание условий, которые исключали бы возможность утечки российского капитала за рубеж. Поскольку сегодня государство не в состоянии обеспечить возврат валюты из-за границы экономическими средствами, оно вынуждено прибегать к административным мерам. Именно этим обусловлено принятие ряда административно - правовых актов, которые возлагают на коммерческие банки не свойственные им функции агентов валютного контроля.

Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" <*> (далее - Указ N 629) ввел ответственность экспортеров за нарушение порядка зачисления выручки от экспорта товара. Во исполнение этого Указа ЦБ РФ и ГТК России издали Инструкцию "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров" от 12 октября 1993 г. N 19 и N 01-20/10283 <**> (далее - Инструкция N 19).

<*> См.: Ведомости РФ. 1992, N 25. Ст. 1425.
<**> См.: Сборник нормативных актов о валютном регулировании и валютном контроле в РФ / Сост. С.А. Сухинин. М., ДЕ-ЮРЕ, 1997. Т. 2. С. 278 - 300. (Далее - Сборник).

Согласно письму ЦБ РФ N 73 и ГТК России N 01-20/746 от 21 января 1994 года "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров" <*> (далее - письмо N 73) (п. 4) действие Инструкции N 19 распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта, по которым:

<*> См.: Валютные операции. Нормативные акты с комментариями. М., 1996. С. 148 - 152. (Далее - Валютные операции).

а) расчеты между российскими резидентами и нерезидентами осуществляются в иных валютах, чем валюта Российской Федерации;

б) хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте;

в) таможенное оформление товаров осуществляется после 1 марта 1994 года.

Инструкция N 19 не распространяется на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта, по которым:

а) расчеты осуществляются только в рублях;

б) не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (бартерные сделки).

Письмо ЦБ РФ "О распространении совместных инструкций Банка России и ГТК России от 12 октября 1993 г. N 19 и N 01-20/10283 (соответственно) и от 26 июля 1995 г. N 30 и N 01-20/10538 (соответственно) на экспортные и импортные сделки, предусматривающие поставки товаров в счет государственных кредитов" от 13 августа 1997 г. N 501 <*> распространило действие Инструкции N 19 на сделки, заключенные юридическими лицами - российскими резидентами - в соответствии с межправительственными соглашениями, которые предусматривают поставки товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам.

<*> См.: Финансовая газета. 1997, N 35.

Инструкция N 19 установила в России систему валютного контроля за совершением экспортных операций. Согласно Инструкции N 19 (п. 2.1 разд. I) экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в российских уполномоченных банках, причем только на те, которые указаны в экспортных контрактах. Для зачисления валютной выручки на иной счет экспортер должен представить разрешение Банка России.

Инструкция N 19 (п. 3.1 разд. I) предусматривает, что банк, на транзитный валютный счет в котором в будущем поступит экспортная выручка, подписывает паспорт сделки и представляет его вместе с оригиналом и заверенной копией контракта в уполномоченный банк. Банк рассматривает представленные ему документы и подписывает паспорт сделки. С подписанием паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций агента валютного контроля. После этого экспортер не вправе перейти на обслуживание по данному контракту в другой банк, за исключением случаев, когда банк ликвидируется или у него отозвана лицензия на право осуществления банковских или валютных операций (п. 6 разд. II).

Инструкция N 19 (п. 3.5 разд. I) устанавливает следующие основания для отказа банком в подписании паспорта сделки:

а) несоответствие данных, указанных в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки;

б) несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций российскому валютному законодательству;

в) оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленных Инструкцией N 19;

г) наличие в контракте условий, которые предусматривают зачисление валютной выручки на счета юридических лиц, не являющихся экспортерами по контракту;

д) отсутствие в контракте условий о том, что валютная выручка будет зачислена на счет экспортера в российском уполномоченном банке;

е) отсутствие в контракте сведений, которые необходимы для составления паспорта сделки.

Если стороны внесли изменения в контракт, которые касаются сведений, указанных в паспорте сделки, экспортер в течение десяти дней с даты внесения таких изменений должен представить в банк оригиналы и копии таких изменений и дополнительные листы к паспорту сделки. Экспортер вправе внести изменения в контракт только до представления товаров к таможенному оформлению (п. 3.7 разд. I).

Инструкция N 19 (п. 4, 5, 6 разд. I) определяет порядок представления банку и таможенным органам копий паспортов сделки, грузовых таможенных деклараций и иных документов.

Установленная в России система валютного контроля за экспортом товаров достаточно эффективна. Анализ статистических данных показывает, что основная часть экспортных поставок контролируется. С января 1994 года по июнь 1996 года вывезено товаров на сумму 181 млрд. долл. США. Из них валютным контролем были охвачены товары на сумму 125,6 млрд. долл. США (70%). В 1995 г. этот показатель составил 73%, а в 1996 г. - 81,7% <*>.

<*> См.: Кутепов А. Валютный контроль набирает силу // Экономика и жизнь. 1997, N 7.

Система валютного контроля позволяет выявить случаи непоступления валютной выручки на счета экспортера в российских уполномоченных банках в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и указанные в паспорте сделки. Система валютного контроля за экспортом предусматривает лишь выполнение учетной функции и не дает ответа на вопрос, обоснованно или нет не поступила экспортная валютная выручка на счет экспортера. Если же валютная выручка не зачислена на счет экспортера, то он несет ответственность в размере сокрытой (незачисленной) валютной выручки.

Согласно п. 6.10 разд. I Инструкции N 19 обоснованность недополучения валютной выручки может подтвердить только МВЭС России. Если экспортер получил валютную выручку не в полном объеме или с задержкой, он вправе обратиться в МВЭС России и получить письменное подтверждение того, что экспортная валютная выручка недополучена обоснованно. Такое обращение осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров, утвержденной Приказом МВЭС России от 12 марта 1996 г. N 126 (далее - Инструкция). В МВЭС России рассмотрением заявлений экспортеров занимается специальная экспертная группа. Чтобы ускорить эту процедуру, своим Приказом от 12 марта 1996 г. N 126 МВЭС России передал рассмотрение заявлений экспортеров о недополучении или задержке поступления валютной выручки на сумму до 150 тыс. долл. США управлениям уполномоченных МВЭС России по ряду регионов, например, Республики Карелия, Омской области, Ростовской области и др. Рассмотрение указанных заявлений на сумму до 50 тыс. долл. США осуществляется уполномоченными МВЭС России других регионов.

Для обращения в управление уполномоченных МВЭС России в регионе экспортер должен представить следующие документы:

а) заявление по установленной форме;

б) пояснительную записку, в которой указаны причины и суммы недополучения валютной выручки на дату подачи заявления;

в) справку банка по всем платежам и валютным поступлениям, которые соответствуют учетным карточкам в рамках исследуемого контракта;

г) контракт и дополнения к нему. Если контракт изложен на иностранном языке, то необходимо представить его перевод на русский язык;

д) паспорт сделки и дополнительные листы к паспорту сделки;

е) грузовую таможенную декларацию;

ж) учетные карточки, соответствующие валютным поступлениям на транзитный валютный счет экспортера;

з) комплект товаросопроводительных документов, предусмотренных контрактом (счет, коносамент, железнодорожная накладная, приемо - сдаточный акт, сертификат качества и количества и т.д.).

Если были заявлены претензии относительно качества и/или количества, то дополнительно следует представить:

а) сертификаты качества и/или количества, составленные независимой инспекционной организацией по поручению экспортера, если иное не предусматривает контракт;

б) претензию и акт экспертизы независимой инспекционной организации, которые удостоверяют расхождения по качеству и/или количеству товара при условии, что такой акт составлен по поручению покупателя при окончательной приемке товара за пределами России;

в) ответ экспортера на претензию покупателя или переписку экспортера в отношении претензий, а также другие документы, которые относятся к претензии в отношении рассматриваемого контракта.

Если валютная выручка недополучена в результате изменения биржевых котировок и справочных цен во время исполнения контракта, то следует также представить:

а) биржевые котировки, справочные цены по официальным источникам информации, иные общеизвестные печатные публикации;

б) подробные пояснения и расчеты, которые составляются экспортером по формуле цены, предусмотренной контрактом, на дату поставки, с расшифровкой всех составляющих элементов цены и документальным подтверждением каждого из этих элементов.

Если валютная выручка недополучена в результате простоя судна, то экспортер должен представить дополнительные документы, а именно:

а) расчет демереджа;

б) расчет стояночного времени, уведомление о готовности судна к погрузке, сертификат о разгрузке, договор фрахтования, иные документы и переписку между экспортером и покупателем, если они имеются.

Заявление экспортера об обоснованности недополучения валютной выручки рассматривается региональной экспертной группой МВЭС России. По результатам рассмотрения принимается решение, которое оформляется протоколом. Выписка из протокола направляется в адрес заявителя.

На практике необоснованное недополучение валютной выручки обусловлено различными обстоятельствами. Но существуют и типичные примеры. Так, достаточно часты вычеты из цены товара расходов покупателя, которые не соответствуют базису поставки, при несоответствии количества и качества фактически отгруженного товара показателям, которые указаны в грузовой таможенной декларации, - это не предусмотренный контрактом порядок определения количества или качества товара или различные случаи нарушения согласованного порядка. Например, контракт предусматривает, что специалисты покупателя осуществляют инспекцию отгружаемого товара на территории России до отправки его в страну назначения. Факт приемки должен фиксироваться соответствующим актом, который является окончательным по количеству и качеству. Однако экспортер при наличии такого акта оплачивает покупателю недостачу продукции, товара или производит уценку товара из-за низкого его качества на основе данных проверки в стране назначения. Другой пример: согласно контракту акт сдачи - приемки товара должен составляться в порту его отгрузки (сделка на условиях СРТ или FAS). Покупатель предъявляет претензию по количеству и качеству на основании акта приемки, составленного после отправки судна из порта или после разгрузки судна в порту назначения. Российский экспортер удовлетворяет эту претензию несмотря на то, что ответственность за утрату и порчу товара при таком базисе поставки лежит на покупателе.

Как уже указывалось, в соответствии с Указом N 629 экспортеры несут ответственность за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров в размере всей сокрытой выручки. Разъяснения Госналогслужбы России от 27 августа 1993 г. N ЮУ-4-06/132н "О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ" <*> устанавливают, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках независимо от того, отражена она или нет в бухгалтерском учете предприятия, если иное не разрешено Банком России. К нарушению порядка зачисления экспортера и валютной выручки относятся случаи, когда причитающаяся валютная выручка переводится третьим лицам, перед которыми у экспортеров имеются денежные обязательства. Нарушением правил о возврате валютной выручки является и зачисление ее на счета в банках за рубежом (п. 1 разд. IV Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352) <**>. К указанным нарушениям относятся также случаи, когда при осуществлении внешнеэкономического контракта резидент уменьшает сумму денежных обязательств нерезидента. Нередки случаи, когда у резидента и нерезидента на определенном этапе возникают встречные требования, которые стороны засчитывают друг другу. В этих случаях органы валютного контроля расценивают зачтенные суммы как сокрытую валютную выручку и применяют штрафные санкции.

<*> См.: Валютные операции. С. 108 - 109.
<**> См.: Сборник. Т. 1. С. 69 - 82.

Вместе с тем следует иметь в виду, что практике известен случай, когда применение зачета было признано обоснованным. Так, российское юридическое лицо заключило с иностранным партнером договор на поставку оборудования. В ходе транспортировки товар был поврежден, и покупатель оплатил его в меньшем размере. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю России (далее - ВЭК) сочла, что вся сумма уценки товара является сокрытой выручкой и наложила штраф в ее размере. Российское юридическое лицо обратилось в суд с иском о признании этого решения ВЭК недействительным. В обоснование иска российское юридическое лицо ссылалось на результаты лабораторных исследований, которые были проведены независимой инспекционной организацией в месте получения товара, и решение уполномоченного МВЭС России, которое подтвердило эти выводы. Суд решил, что действия российского юридического лица - продавца не являются сокрытием валютной выручки, так как сама валютная выручка не была образована, и удовлетворил иск <*>.

<*> См.: Приложение к газете "Финансовая Россия". 1997, N 15.

Банки за отсутствие установленного Инструкцией N 19 учета поступления и отсылки в таможенные органы реестров, учетных карточек, паспортов сделок несут ответственность в соответствии со ст. 33 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в виде штрафов в размере 100 тыс. руб. За каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета факт поступления или отсылки указанных документов (п. 1 разд. III Инструкции N 19). Учитывая, что Инструкция N 19 была принята в 1993 г., когда действовал Закон РФ "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 2 декабря 1990 года <*>, представляется, что в настоящее время ответственность банков за указанные нарушения должна определяться ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 26 апреля 1995 года <**> (далее - Закон о ЦБ РФ), которая предусматривает ответственность в виде штрафа. Размер этого штрафа составляет до 0,1% от размера минимального уставного капитала банка. Телеграмма ЦБ РФ от 13 июля 1995 г. N 87-95 разъяснила, что для расчета предельной суммы штрафа, которая может быть взыскана с кредитной организации в порядке, установленном ст. 75 Закона о ЦБ РФ, применяется 1 млн. экю с ежеквартальным определением Банком России рублевого эквивалента. Согласно телеграмме ЦБ РФ от 1 июля 1997 г. N 59-97 на III кв. 1997 г. минимальная величина уставного капитала вновь создаваемых банков должна была составлять 20,7 млрд. руб. Следовательно, предельный размер штрафа мог быть 20,7 млн. руб.

<*> См.: Ведомости РФ. 1990, N 27. Ст. 356.
<**> См.: Собрание законодательства РФ. 1995, N 18. Ст. 2542.

Банки за ведение учета поступления валютной выручки в учетные карточки в реестрах с нарушением требований Инструкции N 19 несут ответственность согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле" <*> в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом.

<*> См.: Ведомости РФ. 1992, N 25. Ст. 2542.

В целом практика показывает, что система валютного контроля за экспортом товаров достаточно эффективна. Более сложные вопросы возникают при осуществлении валютного контроля за импортом товаров.

15 ноября 1995 года ЦБ РФ издал письмо N 208 <*>, которым с 1 января 1996 года предполагалось ввести в действие Инструкцию ЦБ РФ и ГТК России N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" <**> (далее - Инструкция N 30). Инструкция N 30 распространяется на все сделки, которые предусматривают:

<*> См.: Вестник Банка России. 1995, N 48.
<**> См.: Там же.

а) ввоз товаров на таможенную территорию России в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт";

б) оплату хотя бы части требований иностранного продавца к российскому импортеру в иностранной валюте;

в) независимо от даты заключения сделки таможенное оформление товаров, которые ввозятся на территорию России в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", осуществляется после 1 января 1996 года.

Письмо ЦБ РФ N 501 от 13 августа 1997 года <*> распространило действие Инструкции N 30 на сделки, предусматривающие ввоз товаров на территорию России в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

<*> См.: Финансовая газета. 1997, N 35.

Письмо ЦБ РФ N 208 от 15 ноября 1995 года предусматривало, что отдельные разделы и пункты Инструкции N 30 вступят в силу после издания органами законодательной и исполнительной власти соответствующих нормативных актов.

Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению валютного контроля в РФ" <*> (далее - Указ N 1163) установил, что импортеры - резиденты, заключившие импортные контракты, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо обеспечить возврат этих средств в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. При невыполнении этой обязанности импортеры несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, которая ранее была переведена в оплату товаров.

<*> См.: СЗ РФ. 1995, N 48. Ст. 4554.

В целях приведения положений Инструкции N 30 в соответствие с Указом N 1163 и в связи с многочисленными запросами о порядке ее применения ЦБ РФ издал письмо от 16 января 1996 г. N 229 "Об отдельных вопросах применения совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 26 июля 1995 г. N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" <*> (далее - письмо N 229). Указанное письмо установило, что разд. 7 Инструкции N 30, посвященный ввозу товаров в Россию в случаях перевода иностранной валюты в качестве предоплаты, не применяется. Согласно письму N 229 не должны применяться абзац 11 п. 3.5 (обязанность банка - импортера подписать паспорт импортной сделки и решить вопрос о выдаче гарантии валютного контроля при условии, что контракт предусматривает предоплату в размере, который превышает предельную сумму, разрешенную ЦБ РФ без гарантии валютного контроля (пять тыс. долл. США) и п. 2.2 Инструкции N 30, который вводил ответственность импортера за неполучение товара в течение 180 дней в размере всей оплаченной суммы. Письмо N 229 приостановило действие разд. 6 Инструкции N 30, который посвящен оплате импортируемых товаров, отгруженных покупателю, но в отношении которых таможенное оформление на территории России не завершено, а также п. 8 письма ЦБ РФ N 208 от 15 января 1995 года, который устанавливал максимальный размер предоплаты, осуществляемой без гарантии валютного контроля, в размере пяти тыс. долл. США.

<*> См.: Вестник Банка России. 1996, N 4.

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 206 "О мерах по усилению и развитию валютного контроля" <*> установило, что в компетенцию МВЭС России входит рассмотрение документов импортеров, подтверждающих невозможность возврата иностранной валюты, переведенной нерезидентам в оплату импортируемых товаров.

<*> См.: СЗ РФ. 1996, N 10. Ст. 950.

В соответствии с этим Постановлением МВЭС России издало Приказ от 23 мая 1996 г. N 313 (далее - Приказ МВЭС N 313), которым была утверждена Инструкция по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления товаров по импорту (далее - Инструкция МВЭС). Приказ МВЭС N 313 возложил рассмотрение заявлений импортеров об обоснованности недополучения или задержки получения импортируемых товаров на сумму до 200 тыс. долл. США на управления уполномоченных МВЭС России в регионах. Для получения заключения МВЭС России импортер должен представить заявление по установленной форме, пояснительную записку с указанием причины и суммы недополучения товара на дату заявления, справку банка по всем платежам и валютным поступлениям, соответствующим учетным карточкам в рамках данного контракта, копии документов, контракт и дополнения к нему, грузовую таможенную декларацию на импортируемый товар, учетные карточки импортируемых товаров, банковские карточки платежей, комплект товаросопроводительных документов, предусмотренных контрактом.

Если в отношении контракта были предъявлены претензии по качеству и/или количеству, то импортер должен представить:

а) сертификаты качества и/или количества, оформленные независимой инспекционной организацией по поручению импортера при условии, что контракт не предусматривает иное;

б) акты экспертизы независимой инспекционной организации, которые удостоверяют несоответствие товара по количеству и качеству.

Заявление импортера об обоснованности недополучения или неполучения импортируемых товаров рассматривается экспертной группой. Экспертная группа принимает решение, которое оформляется протоколом. Секретарь региональной экспертной группы подготавливает и направляет выписки из протоколов заявителям.

Несмотря на то, что пока импортеры к ответственности за неполучение импортируемых товаров не привлекаются, и импортеры, и банки должны соблюдать требования Инструкции N 30 к оформлению паспортов сделок, формированию учетных карточек, ведению досье и журналов учета. Поэтому очень важно разъяснить некоторые не совсем четкие положения Инструкции N 30.

Согласно Инструкции N 30 (п. 3.1) по каждому заключенному импортером контракту оформляется паспорт сделки в уполномоченном банке, где открыт текущий валютный счет импортера. Банк вправе отказать в подписании паспорта импортной сделки по основаниям, указанным в п. 3.5 Инструкции N 30 (например, несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки; несоответствие валютных операций, предусмотренных контрактом, российскому законодательству; отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на таможенную территорию России или отгрузки товаров в Россию).

Заблаговременно получив паспорт импортной сделки, который должен быть заверен уполномоченным лицом банка и скреплен его печатью, импортер представляет его вместе с грузовой таможенной декларацией таможенному органу. Проверив соответствие всех данных в грузовой таможенной декларации, контракте и паспорте импортной сделки, уполномоченное лицо таможни подписывает паспорт импортной сделки и грузовую таможенную декларацию. Импортер в течение 30 дней с даты завершения таможенного оформления должен представить ксерокопию грузовой таможенной декларации, подписанную уполномоченным лицом таможенного органа, которая подтверждает ввоз товаров на таможенную территорию России.

В практике банков, осуществляющих функции агентов валютного контроля за импортом товаров, возникает ряд вопросов.

Что следует понимать под датой ввоза товаров, которая имеет существенное значение для исчисления 180-дневного срока? Согласно Инструкции N 30 (п. 2.4) датой оплаты товара является дата валютирования банковской операции по списанию средств со счетов "Ностро" банка импортера или зачисление средств на счет "Лоро" иностранного банка в пользу иностранной стороны по ее приказу или контракту. Пункт 2.4 Инструкции N 30 предусматривает, что под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом, осуществляющим такое оформление. Поэтому под датой ввоза товара в Российскую Федерацию следует понимать дату завершения таможенного оформления на территории России, которая подтверждена грузовой таможенной декларацией, оформленной в соответствии с режимами "выпуск для свободного обращения", "реимпорт", а также "таможенный склад", "переработка под таможенным контролем".

Что такое предоплата? Согласно п. 1 Инструкции N 30 предоплата - это платеж в иностранной валюте, который произведен импортером во исполнение обязательств по импортному контракту товаров в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу до отгрузки товара в адрес импортера на территории России. Однако Инструкция N 30 не определяет момент отгрузки товара. Это положение было разъяснено письмом N 229. Из содержания п. 3 письма вытекает, что под датой отгрузки товаров понимается завершение таможенного оформления товаров на территории России, так как в указанном пункте основой для исчисления срока для оплаты иностранной валюты нерезидентом является завершение таможенного оформления товаров на территории России.

Как следует понимать 180-дневный срок в случаях, когда поступивший по импортному контракту товар ввозится на территорию России в режиме "таможенный склад" или "на условиях временного хранения под таможенным контролем", которые предусмотрены ст. 145 Таможенного кодекса? Согласно Указу N 1163 импортеры обязаны ввезти товары либо обеспечить возврат валютных средств, ранее переведенных за рубеж, в течение 180 дней с даты оплаты. Документами, подтверждающими факт ввоза товаров на территорию России, могут служить грузовые таможенные декларации, которые оформлены в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения", "реимпорт", а также грузовые таможенные декларации, которые оформлены в соответствии с режимами "временный ввоз", "переработка под таможенным контролем", декларация, свидетельствующая о помещении товара под склад временного хранения. Поэтому в случае превышения срока в 180 дней между датой оплаты товара и датой его таможенного оформления в соответствии с указанными таможенными режимами ответственность импортера, предусмотренная п. 3 Указа N 1163, не наступает. Однако для целей банковского контроля документом, подтверждающим обоснованность платежа в иностранной валюте и являющимся основанием для "снятия" этого платежа с контроля, может быть только грузовая таможенная декларация, которая оформлена в режимах "выпуск для свободного обращения" или "реимпорт".

Вместе с тем имеется ряд вопросов, которые ни Инструкция N 30, ни другие нормативные акты не регламентируют.

Так, согласно п. 3.1 Инструкции N 30 по каждому заключенному импортному контракту оформляется один паспорт импортной сделки. Если товары недопоставлены или не поставлены вообще, импортер должен обратиться в МВЭС России в соответствии с Приказом МВЭС России от 23 мая 1996 г. N 313. В этом случае банк вправе проводить какие-либо операции, только если импортер получил соответствующее разрешение МВЭС России. В этой ситуации возникают вопросы: а) вправе ли банк как агент валютного контроля сдавать в архив паспорта импортных сделок без оплаты или при частичной оплате по истечении срока платежа? б) вправе ли банк до окончания контрольного срока возврата сформировать учетные карточки импортируемых товаров, проставив в графе учетной карточки импортной сделки "Сумма Б" ноль, и отослать ее в ГТК России?

На основании п. 3.1 Положения ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 39 "Об изменении порядка проведения некоторых видов валютных операций" <*> резидент вправе оплатить иностранную валюту нерезиденту в счет оплаты импортируемых товаров в том случае, когда они уже были ввезены на территорию России независимо от срока, который прошел с момента таможенного оформления до даты платежа. Правда, неясно, должен ли банк составить и отослать в ГТК России карточки платежа после того, как он осуществил платеж и занес сведения в журнал учета валютных операций.

<*> См.: Вестник Банка России. 1996, N 24.

Согласно п. 3.7 Инструкции N 30 в случае изменения сторонами в контракте сведений, которые ранее использовались при составлении паспорта импортной сделки, импортер вправе представить в банк новые сведения не позднее даты платежа. При осуществлении некоторых видов внешнеторговых контрактов (например, при поставке партий кож) специфика товара не позволяет с точностью до одного доллара зафиксировать его стоимость в контракте. Разница между суммой, предусмотренной в контракте, и выплаченной суммой составляет 50 - 100 долл. США. В этой ситуации неясно, какие действия должен предпринять банк.

Изложенное позволяет сделать вывод, что система валютного контроля за импортом товаров в России еще пока не сложилась. Для того, чтобы она начала эффективно действовать, необходимо принятие нормативных актов, которые устранили бы имеющиеся пробелы.