Мудрый Юрист

Налог на покупку валюты

А.Н. Козырин, доктор юридических наук, профессор.

В июле 1997 г. в результате принятия Федерального закона "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" перечень федеральных налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, пополнился новым, семнадцатым по счету налогом. Одновременно с этим был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", закрепивший место вновь учрежденного налога в российской налоговой системе.

Разработчики законопроектов ожидали увеличения доходных поступлений в бюджет от введения нового налога примерно на 1 трлн. руб. (здесь и далее в валюте до деноминации). Они намеревались использовать в фискальных интересах обозначившуюся в последние годы устойчивую тенденцию долларизации экономики и денежных доходов населения.

Банк России, рассчитывая баланс движения иностранной валюты в I квартале 1997 г., обнародовал следующие данные. За указанный период в Российскую Федерацию было ввезено свободно конвертируемой валюты на сумму 9,1 млрд. долл. (в I квартале 1996 г. - 7,2 млрд. долл.). Прирост наличной свободно конвертируемой валюты у резидентов составил 2,7 млрд. долл. (в том числе в секторе нефинансовых предприятий и в домашнем хозяйстве - 2,4 млрд. долл.). В начале 1997 г. доля покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения составила 23,6%.

По данным Минэкономики РФ, до 90% всех своих текущих сбережений россияне держат в валюте. В 1992 г. они тратили на покупку валюты 0,5% своих денежных доходов, в 1995 г. - 14,3%, а в 1996 г. - уже 18,5%.

В 1996 г. россияне тратили на покупку валюты в 4 раза больше средств, чем клали в банки на рублевые счета. По информации Госкомстата РФ, каждый пятый рубль обратился в иностранную валюту: около 159,8 трлн. руб., или 20,8% всех денежных доходов, было затрачено резидентами в первом полугодии 1997 г. на покупку валюты.

За весь 1996 г. банки продали россиянам 51,6 млрд. долл. наличными, а купили 24,1 млрд. долл. В среднем в месяц совершалось 33 млн. сделок с валютой.

29 июля 1997 г., когда Закон о налоге на покупку валюты вступил в силу, внутренний валютный рынок незамедлительно отреагировал на изменения, произошедшие в сфере налогообложения. В тот день курс американского доллара в обменных пунктах увеличился в среднем на 30 - 50 руб. Это курсовое изменение ожидалось. Курс продажи доллара ко дню вступления в силу нового налога составлял 5800 руб. Предусмотренная законом ставка налога на покупку валюты составляла 0,5% суммы в рублях, которая уплачивается при покупке наличной валюты: 5800 x 0,5/100 = 29 руб.

Введение налога на покупку валюты не могло не сказаться на валютном курсе. В 1997 году банк, покупая валюту, должен был уплачивать налог по ставке 0,5%. Учитывая относительно невысокую рентабельность обменных операций по долларам, банки "заложили" новый налог в курс покупки, уменьшив последний в среднем на 30 - 50 руб.

Учреждение нового налога вывело внутренний валютный рынок из состояния равновесия. Включение сумм налоговых платежей в курс покупки и продажи валюты привело к увеличению валютной маржи, что в свою очередь не замедлило негативно сказаться на ритмичности работы внебиржевого валютного рынка. В первую очередь это почувствовалось на московском рынке, ведь около 70% наличной валюты продается и покупается в Москве и Московской области (по данным Банка России, по состоянию на 1 июля 1997 г. в Москве было зарегистрировано 5328 пунктов обмена валюты).

Ситуация на валютном рынке обострилась и из-за вскрывшихся дефектов юридического свойства. В ст. 8 Федерального закона "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" предусматривалось, что сам законодательный акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Банкам и иным кредитным учреждениям в считанные дни предстояло самостоятельно решать многие вопросы, связанные с порядком взимания налога на покупку валюты. В самом Законе (ст. 7) устанавливалось, что Госналогслужба РФ по согласованию с Минфином РФ в двухнедельный срок со дня вступления Закона в силу утвердит инструкцию по его применению. Инструкция была издана Госналогслужбой 7 августа 1997 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 25 августа 1997 г. Только после этого инструкция была опубликована и лишь через 10 дней после официального опубликования вступила в силу. В течение всего этого периода банки взимали новый налог "на свой страх и риск", устанавливая собственные правила применения закона.

Из текста Закона следует, что налог на покупку валюты удерживается самим банком или обменным пунктом при совершении операции по обмену валюты. Некоторое время оставался неизвестным счет, на который следовало перечислять налоговые поступления. Эта информация была сообщена впервые в совместном письме Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1 августа 1997 г. "О зачислении сумм налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Нерешенным оставался некоторое время и вопрос о подтверждении факта уплаты налога на приобретение валюты. Одни ставили штамп или делали соответствующую запись в справке, оформляемой при совершении операции по обмену валюты, другие выдавали специальные чеки в подтверждение уплаты налога, третьи по аналогии с подоходным налогом, уплата которого специально не оформляется, не составляли никаких записей о произведенных налоговых платежах и лишь вносили соответствующие изменения в валютный курс. Только 1 августа 1997 г. письмом Центрального банка России N 496 были внесены изменения и дополнения в его же Инструкцию от 27 февраля 1995 г. N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно - обменных операций уполномоченными банками". Предусматривалось, что сумма удержанного налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, будет фиксироваться путем составления надписи "Удержано налога..." в справке ф. N 0406007.

Самодеятельность банков в этом вопросе - вынужденная реакция на неудачную формулировку Закона. Как уже отмечалось, Закон вступал в силу с момента его официального опубликования, следовательно, с этого времени возникала обязанность уплатить налог при покупке валюты. Бездействие банков в ожидании инструкции Госналогслужбы могло бы обернуться тем, что за все операции по обмену валюты, совершенные до принятия инструкции, банкам пришлось бы внести причитающиеся налоговые платежи из своих средств.

Очевидно, что подобная законодательная практика в налоговой сфере не может быть признана удовлетворительной. Основные элементы налога и порядок его взимания должны быть четко прописаны в самом законе, а если все же отдельные вопросы требуют разъяснений и комментирования в инструкциях и иных методических актах Госналогслужбы РФ, Банка России и др., то возникновение самой обязанности по уплате должно быть отсрочено до появления упомянутых правовых актов.

Рассмотрим основные элементы налога на покупку валюты.

Плательщиками налога являются физические лица, организации, а также филиалы и представительства, как резиденты, так и нерезиденты, совершающие операции, подпадающие под обложение налогом на покупку валюты. Таким образом, иностранные физические лица и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, совершая сделки по покупке валюты на территории Российской Федерации, обязаны уплатить соответствующий налог.

Что касается коммерческих банков, то они, покупая валюту, становятся налогоплательщиками, а продавая валюту, выступают в качестве сборщика налога на покупку валюты.

Не являются плательщиком налога, во-первых, организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, и, во-вторых, Банк России.

Объектом налога являются операции по покупке (конвертации) наличной иностранной валюты. Под "наличной иностранной валютой" законодатель понимает иностранные денежные знаки и платежные документы, выраженные в иностранной валюте. Понятие "платежные документы, выраженные в иностранной валюте" раскрывается в инструкции: "Для целей применения настоящей инструкции к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте". Перечень намеренно оставлен открытым, поскольку в результате совершенствования сферы оказания банковских услуг появляются новые платежные документы, позволяющие совершать операции по покупке иностранной валюты.

Определяющим для возникновения обязательства по уплате налога с операций с платежными документами является валюта, в которой они выражены. Если дорожные чеки, банковские чеки, векселя, выраженные в рублях, предъявляются к оплате (погашению) и их держатель желает получить эквивалент в иностранной валюте, то такая операция будет облагаться налогом на покупку валюты. Если же за платежный документ, выраженный в иностранной валюте, его держатель получает соответствующие иностранные денежные знаки, налог не уплачивается. Налог на покупку иностранной валюты будет уплачиваться и при обмене одной иностранной валюты на другую.

Следует обратить внимание на условность употребления в Законе самого понятия "наличная иностранная валюта". Оно используется для обозначения как иностранных денежных знаков, так и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Выбор термина оказался не самым удачным, поскольку налогом на покупку валюты облагаются и операции, связанные с перечислением безналичной валюты. Например, предприятие по внешнеторговому контракту переводит через уполномоченный банк денежную сумму в иностранной валюте в оплату за поставленные в соответствии с контрактом товары (выполненные работы или оказанные услуги). На валютном счете требуемой суммы не оказалось. По заявке предприятия на покупку иностранной валюты банком с рублевого счета перечисляется необходимая сумма в рублях. Эта операция также подпадает под обложение налогом на покупку валюты, несмотря на то, что имеет место движение валюты в безналичной форме.

Уточняя объект налога, законодатель указал на то, что не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов.

Не облагаются налогом на покупку валюты операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Банка России, а также у иных кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле - продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

Базой налогообложения является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке (конвертации) наличной иностранной валюты, в том числе суммы, списываемые с рублевых карточных счетов владельцев пластиковых карт в возмещение сумм иностранных денежных знаков, полученных этими владельцами. Включаются в налогооблагаемую базу и суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, а также начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

Ставка налога на покупку валюты составляла в 1997 году 0,5% от налогооблагаемой базы. Для сравнения - в некоторых странах Запада, где взимается аналогичный налог, его ставка варьируется от 5 до 7%.

О порядке взимания налога и уплаты его в бюджет. Удержание налога производится кредитными организациями в момент получения покупателями наличной иностранной валюты с уплаченной суммы в рублях. Уже сейчас на практике некоторые банки при установлении курса продажи иностранной валюты "закладывают" в него налог на покупку иностранной валюты. Такое увеличение курса продажи валюты ничего общего с самим фактом уплаты налога на покупку валюты не имеет. Покупатель валюты по курсу, якобы учитывающему новый налог, все равно будет уплачивать налог непосредственно при покупке валюты. В то же время подобная практика создает почву для различного рода злоупотреблений. Нередко клиент при совершении операций по обмену валюты не заинтересован в получении справки ф. N 0406007 и соответственно не требует ее от сотрудника обменного пункта. Рассчитывая на это, обменный пункт устанавливает завышенный курс якобы с учетом налога на покупку валюты. Деньги попадают таким образом не в казну, а в карманы недобросовестных лиц.

Суммы налога перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых произведены операции по покупке валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае неперечисления или несвоевременного перечисления сумм налога на покупку валюты плательщики привлекаются к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40% соответственно. Представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации могут принять решение о зачислении в местные бюджеты всей или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.

В связи с тем, что Федеральным законом от 21.07.97 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" и пунктом 20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, не предусмотрено включение расходов на уплату налога на покупку иностранной валюты в себестоимость, коммерческие банки и другие кредитные организации уплачивают указанный налог за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В отношении иных (некредитных) организаций - плательщиков налога на покупку валюты вопросы, связанные с источниками уплаты данного налога, должны быть урегулированы ГНС РФ совместно с Минфином РФ.

Появление в российской налоговой системе нового налога во второй половине 1997 г., в период, когда активно шло (и до сих пор идет) обсуждение проекта Налогового кодекса, не может не вызвать вопроса о "долговечности" налога на покупку валюты.

Как известно, в первоначальном проекте Налогового кодекса не было упоминания о налоге на покупку валюты. Объяснение этому факту довольно простое: на момент принятия Налогового кодекса Госдумой в первом чтении в прошлом году еще не был введен в действие Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков..." от 21 июля 1997 г. Очевидно, что будущее налога на покупку валюты зависит от его реальной эффективности. По информации Минфина РФ, бюджетные поступления от налога на покупку валюты на 1 октября 1997 г. составили 224,8 млрд. руб. против 95,9 млрд. руб. по состоянию на 1 сентября 1997 г. Правительство РФ в своих фискальных планах на будущее рассчитывает на налог на покупку валюты.