Мудрый Юрист

Государство и частное предпринимательство

Белов Анатолий Павлович

Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР.

Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в Центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982 гг.). Работал за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в Нью - Йорке. 1987 - 1992 гг. - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской Торгово - промышленной палате.

Автор множества научных работ, опубликованных в различных научных журналах России и за рубежом.

В настоящее время государство, где основой экономики являются рынок, частная собственность и частное предпринимательство, играет довольно значительную роль в регулировании предпринимательской деятельности, в том числе в сфере международной торговли. Его роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ. Для одних стран характерна более жесткая позиция, в других отмечается тенденция более мягкого подхода к этой проблеме.

К нынешней ситуации в этом вопросе государства с рыночной экономикой шли долгим и сложным путем - от меркантилистского подхода к фритредерству и "свободе договора", затем к "свободе договора" и "экономической деятельности" в рамках законных запретов и ограничений, что и характеризует современный этап. Например, меркантилизм (XVI - XVIII вв.) с ограничениями во внешней торговле уступил месту фритредерству (XVIII - XIX вв.) с последующим ростом регулирующей роли государства.

Сегодня государства с частнопредпринимательским укладом все же придерживаются провозглашенных ранее принципов "свободы договора и предпринимательства", но с определенными изъятиями из них, которые устанавливаются государственным регулированием. "Свобода" не означает теперь "делай, что хочешь", а она означает "делай, что хочешь, но в рамках закона". Государственное воздействие на экономику особенно усилилось под влиянием научно - технической революции и интеграционных процессов. Эти влияния нашли отражение и закрепление в договорном праве, патентном праве, финансовом праве, внешнеэкономическом регулировании и иных правовых институтах.

Пределы "вмешательства" государства в частнопредпринимательскую деятельность на современном этапе довольно четко обозначены в праве. Определились также их конкретные сферы.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Принцип "свободы договора"

Этот принцип в праве иностранных государств имеет первостепенное значение. В США, например, XX век характеризуется как отход от неограниченной свободы договора XVIII - XIX веков к росту законодательных ограничений. Вот что пишут по этому поводу профессоры права Фордэмского университета Дж. Каламари и Д. Перилло:

"В XX столетии прилив отступил от тенденции XIX столетия о неограниченной свободе договора. В то время как право сторон на совершение договора для законных целей остается главным принципом нашей правовой системы, тем не менее оно ограничивается возрастающими законодательными ограничениями. Две отрасли права служат иллюстрацией к этому. Трудовые договоры контролируются большим набором федеральных законов и законов штатов, касающихся минимального размера зарплаты, рабочего времени, условий труда и программ социального страхования. Договоры страхования, пожалуй, в большей степени, чем трудовые договоры, контролируются законом. Зачастую условия страхования диктуются законом" <*>.

<*> J. Calamari and J. Perillo. Contracts. - West publishing Co. 1970. P. 5.

Этот пример свидетельствует об усилении роли государства (США) в регламентировании договорного права.

Антимонопольное регулирование

Ограничение свободы договора исходит не только от государства, но и от самого торгового оборота в силу объективных причин его развития. Предприятия - монополисты стали диктовать свою волю другим предпринимателям, устанавливая условия сбыта продукции, а обсуждать эти условия становится невозможным именно в силу монопольного положения на рынке крупных производителей. Реакцией государства на такого рода ограничения, диктуемые монополистами и ограничивающие принцип свободы договора (раздел рынков сбыта, поддержание цен на определенном уровне и прочее), было развитие антимонопольного или так называемого антитрестовского законодательства. Такое законодательство было направлено против монополистических объединений с целью защиты свободы конкуренции.

Валютные ограничения

Еще в период глубокого экономического кризиса иностранные государства стали вводить путем принятия соответствующих законов валютные ограничения с целью уравновесить платежный баланс, поддержать стабильный курс своей валюты и концентрации валютных ресурсов в руках государства. С введением валютных ограничений устанавливался разрешительный порядок платежей за границу. Такие ограничения непосредственно затрагивали участников торгового оборота и приводили к дезорганизации этого оборота. Теперь этот вопрос несколько усовершенствован и введение валютных ограничений осуществляется соответствующим государством с согласия МВФ, если такое государство является членом МВФ.

Регулирование тарифов и цен

Иностранное законодательство допускает в отдельных случаях контроль государства над тарифами и ценами. Это касается тарифов и цен на продукцию и услуги, например, естественных монополий: энергоносители, железные дороги и ряд других.

Особый правовой режим для некоторых изобретений

В законодательстве иностранных государств содержатся нормы, определяющие особый правовой режим для некоторых изобретений. Если изобретение подпадает под установленную законом категорию секретного характера, то государству принадлежат и к нему переходят все права на такое изобретение независимо от согласия изобретателя. Это жесткое регулирование касается изобретений и выданных на них патентов, затрагивающих интересы безопасности государства.

Сфера научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по правительственным контрактам регулируется государством таким образом, что условия этих контрактов предписываются сторонам контрактов. Используется для этого форма торгов, носящих как открытый, так и закрытый характер.

Вмешательство с целью защиты прав потребителей

Государственное регулирование в предпринимательской сфере с целью защиты прав потребителей отличается особой жесткостью. Устанавливаются строгие стандарты по безопасности продукции. В США и странах ЕС, например, приняты специальные законы об ответственности за вред, причиненный потребителю дефектными свойствами продукта. Законами установлена так называемая "строгая" ответственность изготовителей такой продукции и тех, кто ее реализует, если ими не соблюдены требования стандартов по безопасности для граждан, потребляющих эту продукцию. Сюда относятся, например, такие товары, как лекарства, продовольствие, автомобили, детские игрушки, косметика и тому подобное.

Регулирование международной торговли

Оно осуществляется путем введения ограничений на экспорт и импорт: таможенные тарифы (протекционистские и либеральные); квотирование и лицензирование экспорта и импорта в целях защиты внутреннего рынка, экономической безопасности государства, защиты потребителя и окружающей среды. Например, введение США и странами НАТО запрещения экспорта в некоторые страны стратегических товаров, включенных в списки КОКОМ. Это означает, что экспортеры США и других стран НАТО лишены возможности свободно экспортировать такие товары в любые страны по своему усмотрению, а должны подчиняться установленному государствами ограничительному режиму экспорта.

Введение запретов и ограничений на иностранное инвестирование

Инвестиционным законодательством иностранных государств определяются сферы экономики, куда запрещается или ограничивается иностранное инвестирование. Например, в США - это сферы военного, ядерного и космического направления, внутренний каботаж, внутренние авиаперевозки пассажиров, банковская деятельность и ряд других.

Таков далеко не полный перечень самых основных сфер частного предпринимательства, которые регулируются государством в рамках рыночной экономики. Подобное "вмешательство" государства в область рыночной экономики является "нормальным", ибо оно осуществляется в конституционных рамках и ни в коей мере не означает, что вся рыночная экономика контролируется государством, как это имеет место в странах с плановой экономикой и государственной собственностью на орудия и средства производства.

В РОССИИ

Каково же сегодня соотношение "государство и частный предприниматель" в Российской Федерации?

Какова роль российского государства в экономике переходного периода?

Базовым нормативным актом по этому вопросу является Конституция Российской Федерации. В ней установлено (ст. 8), что в России гарантируются поддержка конкуренции и "свобода экономической деятельности". Это принцип. И далее: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Как видно, в основном законе России, в том, что касается предпринимательской деятельности, превалирует слово "свобода", а также отмечается, что в Российской Федерации некоторые виды деятельности не допускаются и запрещены законом. Это понятно и соответствует принципам международного права и мировой экономики.

Переходный период в России от социализма к капитализму характеризуется созданием необходимой правовой базы для частного предпринимательства, его поощрения и развития. Однако роль государства в данном вопросе еще очень велика. Это выражается, в частности, в том, что в руках государства все еще находится огромная собственность на орудия и средства производства, а приватизация, со всеми ее издержками, осуществляется довольно медленно. Нормативные акты в сфере экономики нестабильны, часто изменяются и дополняются, а многие сферы экономической деятельности еще даже не урегулированы надлежащим образом.

В экономической теории высказываются две точки зрения о роли российского государства в экономике переходного периода:

Разумным отношением к этой проблеме могла бы стать так называемая "золотая середина", то есть осуществление экономических реформ при активной их поддержке государством и регулирование государством тех сфер, которые обычно подвержены этому в странах с развитой рыночной экономикой. С этой точки зрения представляет интерес свежее рассуждение А. Кажегельдина <*>. Он отмечает, что эффективный переход к рыночной экономике, системе хозяйствования со всей остротой ставит проблему активного участия государства. В пользу этого говорит опыт России, Казахстана и других стран с переходной экономикой.

<*> Государственное регулирование остается важным фактором развития экономики. // Финансовые известия. 1997. 28 октября.

Само функционирование рыночного хозяйства, как свидетельствует исторический опыт, нельзя полностью отдать на откуп стихийным экономическим процессам. Именно на государство возлагается обязанность устанавливать с общего согласия правила игры в экономике и следить за тем, чтобы эти правила соблюдались бы всеми участниками экономического процесса. В условиях рыночной экономики прямой экономический диктат государства сменяется косвенным воздействием на экономические субъекты и формированием благоприятного экономического климата и условий для экономического роста.

Каковы сферы и пределы "вмешательства" российского государства в частнопредпринимательскую деятельность в переходный период?

Рассмотрим этот вопрос на примерах наиболее важных отраслей российской экономики.

О "свободе договора"

Основным нормативным актом по этому вопросу является Гражданский кодекс Российской Федерации. К сожалению, он регулирует не только чисто цивильные отношения, но и предпринимательскую деятельность - все в одном акте. Поэтому нельзя сказать, как это звучало во многих публикациях создателей Кодекса, что Гражданский кодекс Российской Федерации является будто бы рыночным кодексом. Давно настало время урегулировать предпринимательскую деятельность в России отдельно в Торговом кодексе, как это имеет место в праве многих западных стран: ФРГ, Франции, США и многих других.

Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота, а именно "свободы договора", то этот вопрос прямо предусмотрен в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Так, в пункте 1 статьи 1 Кодекса установлено, в частности, что гражданское законодательство основывается на признании "свободы договора", недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. В пункте 2 той же статьи говорится об этом в несколько иной плоскости, а именно: физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Отсюда следует, что государство вправе определять сферы регулирования частного предпринимательства и устанавливать в этих сферах для хозяйствующих субъектов свои "правила игры", но в интересах нации и бизнеса в целом. Подобный же принцип "свободы договора" применяется и в государствах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное законодательство

Основным нормативным актом по этому вопросу является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 года (в редакции 1995 г.). Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, то есть исключительное положение субъекта на рынке определенного товара, дающие ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию в свою пользу. Соглашения, заключенные монополистом с иными субъектами и имеющие целью ограничить конкуренцию, являются недействительными, если они направлены на установление цен, поддержание цен на аукционах, раздел рынка по территориальному признаку, ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными сторонами. Государственный контроль за реализацией Закона возложен на Антимонопольный комитет Российской Федерации - ГКАП России. Этот Комитет в отношении хозяйствующих субъектов имеет право давать обязательные для исполнения предписания: о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о расторжении договоров, противоречащих Закону, о восстановлении первоначального положения, о принудительном разделении. Законом установлены серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

К этой категории государственного регулирования относится и Федеральный закон Российской Федерации "О естественных монополиях" 1995 года. Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Закон касается взаимоотношений субъектов естественных монополий с потребителями и затрагивает следующие сферы:

Согласно Закону органы регулирования естественных монополий вправе, в частности, принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения по вопросу установления цен (тарифов), требовать прекращения допущенных нарушений и применять установленные Законом санкции за допущенные нарушения (штрафы). Соответствующие органы вправе иметь доступ к информации о деятельности естественных монополий.

Таковы основы антимонопольного регулирования в Российской Федерации. Однако наряду с ним в России действует "монопольное" регулирование.

Так, например, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года разрешает "государственную монополию на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами" (ст. 17). Государственная монополия на такие товары осуществляется на основе лицензий, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые обязаны совершать экспортно - импортные операции на основе принципов дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки, совершенные с нарушением государственной монополии, являются ничтожными.

Следует обратиться еще к одному нормативному акту - к Закону Российской Федерации "О финансово - промышленных группах" 1995 года. Закон допускает и поощряет создание указанных групп, являющихся, по существу, крупными монополистическими объединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового и финансового комплексов. В Законе, правда, предусмотрено, что для государственной регистрации ФПГ необходимо заключение антимонопольного органа (ст. 5).

Валютные ограничения

Основным нормативным актом, регулирующим операции с валютой, является Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года. В Законе предусмотрены меры по защите валюты Российской Федерации и иные вопросы регулирования и контроля, непосредственно затрагивающие предпринимательскую деятельность. В Законе установлено, например, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации, а порядок ее приобретения и использования устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Вывоз и пересылка из Российской Федерации ее валюты, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию этой валюты резидентами и нерезидентами осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком совместно с Минфином и ГТК России.

Органами, осуществляющими валютный контроль в Российской Федерации, являются Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. В качестве примера их совместной деятельности может служить общее решение от 10 ноября 1997 года по вопросу о политике валютного курса, предусматривающее введение так называемого "горизонтального валютного коридора".

Что касается иных функций Центрального банка Российской Федерации, то он осуществляет лицензирование вывоза из России капитала за границу (инвестирование). Кроме того, регулирует вопросы, связанные с ситуацией на российском финансовом рынке: установление ставок рефинансирования, процентных ставок по ломбардным кредитам, решает вопросы валютных резервов.

Регулирование тарифов и цен

В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Сюда относится, например, производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Основным нормативным актом по этому вопросу является Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также нормативные акты исполнительной власти. В качестве примеров этого следует назвать Указ Президента Российской Федерации от 19 июня 1997 года N 628 "О снижении цен на газ для российских потребителей" и Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Этим Постановлением утвержден перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Нужно отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1997 года N 773 "О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы" из указанного перечня исключены слова "драгоценные металлы и сплавы", прокат и другие.

Патентное законодательство

Вопросы изобретений и патентов на них регулируются в Российской Федерации "Патентным законом Российской Федерации" 1992 года. Согласно Закону предоставляется правовая охрана изобретению и его авторам. Только изобретателю, которому выдан патент, принадлежат все права изобретателя, являющиеся исключительными правами. Однако Закон допускает в строго определенных случаях пользование объектом промышленной собственности без согласия его владельца. Об этом прямо предусмотрено в пункте 4 статьи 13 указанного Закона. В нем установлено, что в интересах национальной безопасности Правительство Российской Федерации имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца и др.) без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.

О защите прав потребителей

Эта сфера государственного регулирования имеет огромное значение и общенациональный и социальный характер. Поэтому законодательство Российской Федерации по вопросу защиты прав потребителей очень жесткое и строго нормативное.

Основными законодательными актами по этой большой проблеме являются Законы Российской Федерации "О защите прав потребителей" 1996 года, "О стандартизации" 1993 года и "О сертификации продукции и услуг" 1993 года.

Этими Законами определены главные требования к изготовителям и товарам: надлежащее качество, безопасность их для потребителя, обязательные требования к качеству, сертификация, обязательное соблюдение установленных стандартов, ответственность изготовителя продукции за причиненный потребителю вред, судебная защита прав потребителей и тому подобные.

Установленные Законами обязательные требования, касающиеся продукции и услуг, подлежат включению в контракты и предприниматели должны строго их соблюдать.

О государственных контрактах

Закупки товаров для потребностей государства, включая закупки для обороны страны, осуществляются в особом порядке на основе государственных контрактов. Порядок их заключения и содержание регламентируются следующими основными нормативными актами:

Закон от 10 ноября 1994 года "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и принятый на его основе Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305, которым утверждено "Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд".

В этих актах содержатся жесткие нормативные предписания, которым должны в обязательном порядке следовать государственный заказчик и поставщики для заключения государственных контрактов, а также предписываются условия таких контрактов. Что касается поставщиков, то не каждое юридическое или физическое лицо могут быть таковыми, а только те, которые удовлетворяют определенным обязательным квалификационным требованиям, содержащимся в Положении. Финансирование закупок для государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Закон "О государственном оборонном заказе" 1996 года и Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 26 августа 1996 года N 1005.

Согласно этим нормативным актам государственный оборонный заказ должен содержать основные установленные показатели. Выполнение Заказа осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этот порядок касается подготовки, заключения и примерных условий Контракта на выполнение Заказа. Установленный Правительством порядок действует в рамках общих правовых и экономических принципов и положений, установленных Законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

На основании Закона "О государственном оборонном заказе" Правительством Российской Федерации утвержден также "Порядок проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей" (Постановление от 26 мая 1997 г. N 628).

Экспорт товаров и технологий двойного назначения

Регулируется Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 года N 1268 (об утверждении Списка контролируемых товаров) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года N 1172 "Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется".

Положение разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения выполнения международных обязательств, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Требования, установленные Положением, обязательны для исполнения всеми участниками внешнеторговой деятельности при осуществлении ими внешнеторговых операций с товарами и технологиями, включенными в Список контролируемых товаров.

Согласно Положению (п. 8) в контракте (договоре, соглашении) на экспорт из Российской Федерации товара и технологии двойного назначения должны быть указаны:

Таковы самые основные сферы частного предпринимательства в России, которые регулируются государством в переходный к рыночным отношениям период. Само собой разумеется, что приведенные примеры носят иллюстративный характер и ни в коей мере не являются исчерпывающими, поскольку существует еще множество других сфер частного предпринимательства, контролируемых и регулируемых государством (лицензирование предпринимательской деятельности, ограничения и запреты для иностранного инвестирования, вопросы участия иностранных инвесторов в приватизации, о регулировании рынка ценных бумаг и прочее).

Мы не ставили целью провести полную инвентаризацию сфер частного предпринимательства, в которые "вмешивается" государство.

Приведенные примеры государственного регулирования в России и иностранных государствах представляют собой "обычную и нормальную" деятельность государства по регулированию отдельных сфер рыночной экономики и она присуща всем таким государствам, в том числе и России. Однако подобное регулирование ни в коей мере не означает прямого государственного вмешательства - диктата в рыночную сферу, как это имело место в СССР, где действовали государственная монополия на основные виды собственности и плановое ведение хозяйства, то есть система государственного планирования как закон.

Каковы пределы "вмешательства" Российской Федерации в сферу рынка?



Имеются ли в России сферы частного предпринимательства, где государственное регулирование рыночной экономики выходит за обычно принятые в государствах с созданной рыночной экономикой рамки?

Ответим на этот - "Да, имеются" и проиллюстрируем данный вывод рядом примеров.

  1. В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" 1995 года предусмотрены обязательные условия соглашений с инвесторами и приводится их текст (ст. 8):

"Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

В пункте 2 статьи 7 Закона также содержится прямое требование о включении в соглашение следующего условия:

"Стороны должны предусматривать в соглашениях условие, что не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки (если предусматривается соглашением), закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации".

Как видно, перечень условий соглашения является нормативно - обязательным, а в статье 8 он является также лимитирующим. А что случится, если инвесторы (российские или иностранные) не согласятся с таким диктатом об условиях соглашения и предложат свои варианты, как это практически всегда бывает, но в духе Закона? Не приведет ли это к срыву переговоров? Непонятно, зачем нужен такой ультиматум инвесторам. Мы полагаем, что главное заключается в том, чтобы соглашение соответствовало принципам Закона, а его конкретные условия стороны вправе выработать сами во время переговоров.

  1. В Указе Президента Российской Федерации "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" от 17 сентября 1994 года N 1929 предусмотрено следующее:

"2. Установить, что лизинговые предприятия создаются в форме акционерных обществ главным образом открытого типа".



Этой нормой органа исполнительной власти отстранены от осуществления лизинговых операций такие коммерческие организации, как полные и коммандитные товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, а также производственные кооперативы. Указ вступает в прямое противоречие с главным законом страны - Гражданским кодексом Российской Федерации. В нем, в частности, установлено, что юридические лица - коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для "осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом" (ст. 49 п. 1 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах "лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд" (ст. 49 п. 2 ГК РФ).

Как видно, упомянутый Указ Президента Российской Федерации не вправе ограничивать осуществление лизинговой деятельности указанных коммерческих организаций.

Следует, однако, отметить, что утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 633 "Временное положение о лизинге" исправляет ошибку Указа Президента Российской Федерации. В пункте 4 Положения предусматривается, что субъектами являются лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". И еще: лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации, создаваемые в форме акционерного общества или других организационно - правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными документами и лицензиями функции лизингодателей.

  1. Интерес представляет "Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций".

В Концепции содержится специальный раздел 4, посвященный "Особенностям государственного регулирования реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм". В нем, в частности, установлено следующее:

"Несмотря на то, что цели и задачи, принципы и направления реформирования предприятий едины, механизмы реформирования и степень государственного влияния различаются в зависимости от организационно - правовой формы коммерческих организаций.

Непосредственно осуществлять регулирующие воздействия государство и его органы имеют возможность только по отношению к государственным предприятиям".

Как видно, правительственная Концепция предполагает государственное регулирование реформирования не только государственных предприятий, но и частных хозяйствующих субъектов. В чем конкретно будет состоять такое регулирование этих субъектов, Концепцией не определено. Однако уже ясно, что регулирующая роль государства в этой сфере не только не сужается, но и носит концептуальный, а значит и стратегический характер, так как целью реформы предприятий является реструктуризация, повышение эффективности управления для улучшения результатов деятельности предприятий всех организационно - правовых форм.

  1. Следует также отметить тот факт, что определенное поведение для частных предпринимателей навязывается во многом выпуском многочисленных инструкций, указаний, типовых проформ, образцов контрактов и соглашений. И хотя они носят "рекомендательный" характер, тем не менее на практике такие "рекомендации" превращаются в норму поведения, ибо они рекомендуются органами государственного управления, банками и иными организациями, и чиновники, ведающие соответствующими вопросами, требуют безусловного соблюдения их предпринимателями.


В качестве примера можно сослаться на письмо Центрально банка Российской Федерации от 15 ноября 1995 года N 208 "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". В нем, в частности, предусмотрено, что "импортерам при заключении контрактов на импорт товаров в Российскую Федерацию рекомендуется воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную оплату товаров до ввоза их в Российскую Федерацию или отгрузки товаров в адрес получателя на территории Российской Федерации". Сможет ли российский импортер выполнить такую "рекомендацию", поскольку иностранный экспортер, зная "надежность" российского покупателя, вряд ли согласится с таким условием контракта.

О СОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА ЧАСТНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Государственное регулирование не всегда связано с установлением каких-либо запретов или ограничений для частной предпринимательской деятельности. Во многих случаях государство выступает как орган, содействующий или поощряющий предпринимателей. Такая деятельность государства характерна как для западных стран, так и для России. Например, в иностранных государствах широко используется система государственных субсидий (грантов) для финансирования важнейших фундаментальных исследований, проводимых как частными коммерческими фирмами, так и различными университетами, научно - исследовательскими институтами, лабораториями и учреждениями. Такие субсидии выделяются в системе обороны, науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения и прочее.

Осуществляются меры по содействию развития экспорта и поощрению инвестиций путем предоставления государственных гарантий частным кредитам и иным образом.

В России также государство содействует развитию некоторых сфер предпринимательства. В качестве примеров можно сослаться на поощрение создания и деятельности малых предприятий путем предоставления им целого ряда льгот по кредитованию и налогообложению.

В последние годы государство предприняло шаги по поддержке российского экспорта. В Законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года содержится специальная глава, посвященная стимулированию экспорта. Принят также Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".

Таковы изложенные выше самые основные сферы правового и неправового "вмешательства" российского государства в рыночную экономику переходного периода. Как видно, подобное вмешательство носит широкомасштабный характер. Это можно объяснить только тем, что Россия пребывает в переходном к рыночной экономике периоде, и остатки тоталитарного режима в СССР все еще довлеют над государством.



Анализ государственного регулирования в России позволяет сделать вывод о том, что свобода договора и свобода частного предпринимательства, провозглашенные и гарантированные Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, настолько сужены и лимитированы последующими нормативными актами, что частному предпринимателю мало что остается для действительно свободного осуществления коммерции.

С нашей точки зрения, представляется целесообразным и желательным урегулировать в законодательном порядке пределы и сферы государственного регулирования российской экономики в переходный период, что позволило бы создать в стране определенную стабильность для частного предпринимательства, что, в свою очередь, способствовало бы дальнейшему развитию этого предпринимательства, которое должно рано или поздно стать основным видом экономического развития российского государства.