• Государственная налоговая инспекция на основании разъяснения Государственной налоговой службы РФ у...">
    Мудрый Юрист

    Наемный труд, предприниматель и налоги

    С. Дедиков, адвокат.

    1. Государственная налоговая инспекция на основании разъяснения Государственной налоговой службы РФ указывает всем предпринимателям города и области, что те не вправе принимать на работу наемных работников по трудовым договорам, а должны заключать только договоры гражданско - правового характера, требуя при этом от работников регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей. Налоговая инспекция считает, что сторонами трудового договора могут быть лишь предприятие и гражданин. Как в таком случае соотносятся ст. 2, п. 3 ст. 23 и п. 3 ст. 25 ГК РФ?

    Как в таком случае правильно платить налоги?

    Н. Афанасьев, г. Дмитровград, Ульяновской области

    Г-н Афанасьев затронул один из самых злободневных вопросов современного российского трудового законодательства. Действительно, в соответствии со статьей 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1) трудовым договором (контрактом) считается соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

    В п. 4 раздела VII Методического пособия по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (Приложение к письму Госналогслужбы России от 20 февраля 1996 года N НВ-6-08/112), указано, что в элемент "Затраты на оплату труда" включаются затраты на выплату гражданам вознаграждений по договорам гражданско - правового характера. Тем самым налоговые органы рассматривают в качестве правомерной стороны трудового договора помимо трудящегося только юридические лица и фактически лишают индивидуальных предпринимателей права на заключение таких договоров.

    Однако системный и исторический анализ российского законодательства свидетельствует о том, что достаточных правовых оснований для подобной позиции нет. Прежде всего необходимо отметить, что действующее трудовое законодательство создавалось в основном при социализме, когда было запрещено использовать чужой труд в целях извлечения личной прибыли. Следует также напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., утратившего силу с 1 января 1995 года, кроме ст. ст. 34 и 35, в случаях привлечения наемного труда предпринимательская деятельность могла осуществляться только в виде предприятия.

    Действующая Конституция РФ уже не содержит ограничений на применение гражданами наемного труда. В ГК РФ, нормы которого исчерпывающим образом регулируют деятельность индивидуальных предпринимателей, также нет запрета на использование ими труда наемных работников или требования об обязательной регистрации в этом случае юридического лица. Более того, п. 3 ст. 23 ГК РФ распространяет на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения. А третий абзац пункта 3 ст. 25 ГК РФ, которая регулирует вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) индивидуального предпринимателя, прямо говорит о расчетах по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

    В недавно принятом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ в статье 2 также речь идет об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих прием на работу по трудовому договору.

    Несостоятельным с правовой точки зрения является фактическое приравнивание налоговыми органами понятий "предприятие, учреждение, организация" и "юридическое лицо" как стороны трудового договора. Ст. 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В то же время статья 132 ГК РФ рассматривает предприятие не в качестве субъекта права, а объекта права, то есть как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В этом смысле и индивидуальный предприниматель тоже может иметь в собственности или взять в аренду такой комплекс. Понятие "организация" вообще настолько широко, что охватывает помимо юридических лиц также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридических лиц (см., например, п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 16 (в редакции от 25 октября 1996 года) "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров").

    Позиция налоговых органов практически ограничивает права индивидуальных предпринимателей, что является нарушением п. 3 ст. 55 Конституции РФ, который гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Совершенно очевидно, что формулировку статьи 15 КЗоТ РФ о сторонах трудового договора нельзя рассматривать как ограничение. Ограничение прав должно быть высказано адресно, четко и недвусмысленно. Кроме того, для ограничения права индивидуальных предпринимателей заключать трудовые договоры с наемными работниками нет тех общественно значимых целей, исчерпывающий перечень которых содержится в приведенной статье основного закона государства.

    И, наконец, еще один аспект проблемы. Позиция налоговых органов ведет к грубому нарушению прав значительного числа граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 37 Конституции России каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эти условия могут быть гарантированы лишь при заключении с работником трудового договора, ведь гражданские отношения регулируются совершенно иначе и не связаны с социальными гарантиями для трудящегося и ограничениями для работодателя.

    Хотелось бы также подчеркнуть, что содержание договора по общему правилу зависит не от его названия, а от существа регулируемых им отношений. Если наемный работник, который трудится у индивидуального предпринимателя на основании гражданско - правового договора (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и т.д.) фактически входит в постоянный штат, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, выполняет на постоянной основе определенную трудовую функцию, подчиняется указаниям индивидуального предпринимателя, не несет имущественной ответственности за конечные результаты своего труда, как, например, при договоре подряда, то у него есть все основания добиваться через суд признания заключенного с предпринимателем договора трудовым и защиты своих трудовых прав.

    Вообще очевидный факт отставания трудового законодательства от реалий жизни общества не должен толковаться в пользу ущемления прав граждан, предпринимателей и трудящихся. Когда в законе есть проблемы, то это совсем не означает, что неурегулированные законом отношения запрещены. Напротив, в России действует основывающийся на упоминавшейся выше ст. 55 Конституции РФ общий принцип - все, что не запрещено, то разрешено. При наличии пробела в правовом регулировании тех или иных отношений следует применять закон или право по аналогии.

    Конечно, самый простой и лучший выход из создавшегося положения - это внесение соответствующих изменений в КЗоТ РФ. Но и сейчас вполне возможно обращение предпринимателей и граждан, работающих у них по найму, в суды, вплоть до Конституционного Суда РФ, с целью защиты своих прав. А у Конституционного Суда есть все основания для признания ст. 15 КЗоТ РФ в части определения стороны трудового договора - работодателя и, следовательно, практики налоговых органов в этом вопросе не соответствующими Конституции РФ.

    Что касается порядка налогообложения и социальных отчислений, то когда с наемным работником заключен трудовой договор, уплата налогов и отчислений в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения РФ) производится аналогично с тем, как это делается юридическими лицами. Индивидуальный предприниматель, помимо постановки на учет в налоговой инспекции, должен встать на учет в соответствующие фонды и производить отчисления страховых взносов в соответствии с действующим законодательством. При этом надо иметь в виду возможные конфликты с налоговыми органами, которые скорее всего не будут соглашаться с включением в состав затрат по элементу "Затраты на оплату труда" расходов по выплате заработной платы наемным работникам.

    Индивидуальный предприниматель в соответствии с Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ обязан уплачивать взнос в ПФР по ставке 28% по отношению к начисленной оплате труда наемных работников, а также удерживать с заработка граждан, находящихся с ним в трудовых отношениях, взнос в фонд по ставке 1% от суммы начисленной оплаты труда.

    В фонд социального страхования индивидуальный предприниматель должен отчислять 5,4% от начисленной наемным работникам оплаты труда по всем основаниям.

    При регистрации индивидуального предпринимателя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования ему присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о постановке на учет, размере и сроках уплаты страховых взносов по установленной форме. В настоящее время тариф страхового взноса составляет 3,6% с начисленной заработной платы лиц, работающих у предпринимателя. Эти взносы уплачиваются одновременно с выплатой зарплаты.

    В государственный фонд занятости отчисляется 1,5% от выплат, начисленных в пользу работников в соответствии с трудовыми договорами.

    Если следовать позиции налоговых органов и заключать с наемными работниками как индивидуальными предпринимателями гражданско - правовые договоры, то порядок налогообложения здесь обычный и расходы на оплату работы, выполненной исполнителем по договору, включаются в расходы предпринимателя по элементу "Затраты на оплату труда". Но в данном случае есть особенности уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, взносы в ПФР должны уплачиваться от выплат, начисленных в пользу работника по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (см. ст. 1) Федерального закона от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ). Нужно также учитывать, что помимо страховых взносов, уплаченных работодателем, индивидуальный предприниматель - исполнитель по гражданско - правовому договору все равно должен будет и сам уплатить взнос в размере 28% со своего дохода. Данное положение подтверждено п. 4 письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 1995 года N С1-7/ОП-54 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" и совместным письмом Госналогслужбы РФ, Минфина и ЦБ РФ "Об усилении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" (рег. N 1252 Министерство юстиции РФ от 13 февраля 1997 года).

    С суммы, начисленной исполнителю по договорам подряда и поручения страховые взносы уплачиваются в фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в другие государственные внебюджетные фонды с сумм, выплачиваемых гражданам по гражданско - правовым договорам, действующим законодательством не предусмотрены.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.