Мудрый Юрист

Обязаны ли юридические лица хранить деньги в банке?

А. Эрделевский, доцент кафедры гражданского права МГЮА, кандидат юридических наук.

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, может вызвать некоторое недоумение, поскольку, как известно, законопослушные юридические лица хранили и хранят свободные денежные средства на своем банковском счете, иногда помещают их на банковский вклад (депозит). В любом случае большая часть денежных средств юридических лиц существует не в виде наличных денег, а в виде записей по банковским счетам.

В стабильной ситуации этот способ хранения денежных средств очень удобен, о чем свидетельствует и практика развитых зарубежных государств. Такое положение установилось настолько давно, что хранение денежных средств в банке и ныне воспринимается подавляющим большинством российских участников гражданского оборота не только как право, но и как "естественная" обязанность юридического лица, неисполнение которой является правонарушением.

Однако предлагаемый вниманию читателя подробный анализ этого вопроса позволяет сделать иные выводы.

Следует заметить, что правильное решение поставленного вопроса имеет большую практическую значимость, поскольку обязанность хранения денежных средств на счетах в банках, если такая обязанность действительно существует, представляет собой существенное ограничение права юридического лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему денежными средствами.

Кроме того, именно в отношении денежных средств, хранящихся на банковских счетах, допускается упрощенный (внесудебный) порядок обращения взыскания налоговыми и иными государственными органами.

Наконец, неустойчивая ситуация в банковском секторе создает для юридического лица повышенный риск утраты своих денежных средств в случае банкротства банка или риск невозможности своевременно распорядиться ими в период временной неплатежеспособности банка.

Ретроспектива

В течение достаточно продолжительного периода обязанность юридического лица хранить денежные средства на расчетном счете в банке основывалась на ст. 391, 392 ГК РСФСР, в первой из которых указывалось, что организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства в кредитных учреждениях, а во второй конкретизировалось, что эти денежные средства должны храниться на их расчетных счетах (собственно говоря, других способов хранения денежных средств в банках в то время и не существовало).

Обязанность такого хранения денежных средств была установлена также в п. 42 Устава Госбанка СССР и в Положении о ведении кассовых операций. В своей кассе юридические лица вправе были иметь наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов.

В связи с упразднением в 1991 году Союза ССР Госбанк СССР был ликвидирован и соответственно его Устав утратил силу. Гражданский кодекс РСФСР продолжал действовать; Положение о ведении кассовых операций, как и другие нормативные акты бывшего Союза ССР, действовали в части, не противоречащей российскому законодательству. Однако они не распространялись на многочисленных к этому времени юридических лиц, основанных на частной форме собственности.

14 июня 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично - денежного обращения", где среди прочего устанавливалось, что впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно - правовой формы обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков.

Впрочем, в этой части Указ, имевший, как следует из его преамбулы, характер вынужденной и временной правоограничительной меры, недолго сохранял свое значение, поскольку уже с 3 августа 1992 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" на территории Российской Федерации вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. В ч. 1 ст. 109 Основ императивно устанавливалось, что "банки принимают и хранят на счетах денежные средства клиентов", а "юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банках".

В ч. 1 ст. 110 Основ, регулирующей договор банковского счета, указывалось, что по договору банковского счета "банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента...".

22 сентября 1993 года Совет директоров ЦБ РФ решением N 40 утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, где также устанавливалось, что все юридические лица "обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков" (п. 1).

Следует отметить, что обязанность хранить деньги именно на банковском счете достаточно определенно следовала только из Основ, поскольку как Указ, так и Порядок ведения кассовых операций обязывали "хранить деньги в банке", что вовсе не тождественно одной из возможных форм такого хранения - хранению на банковском счете, на чем ниже мы остановимся более подробно.

Таким образом, с 14 июля 1992 года принуждение юридических лиц всех форм собственности к хранению денежных средств в банках имело безупречное правовое основание. Такое положение сохранялось до 1 марта 1996 года, то есть до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ. С этого же момента раздел "Обязательственное право" Основ, включая ст. 109 и 110, утратил силу.

Анализ действующего законодательства

Гражданский кодекс РФ не содержит нормы, обязывающей юридических лиц хранить денежные средства как в учреждении банка вообще, так и на банковском счете в частности. Договор банковского счета регулируется ст. 845, 846 ГК, при этом среди обязанностей банка отсутствует обязанность хранить денежные средства клиента.

Согласно п. 1 ст. 845 ГК по договору банковского счета банк обязуется "принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету". Впрочем, если клиент внесет или перечислит на свой счет денежные средства (он всегда вправе это сделать), эти средства окажутся на хранении у банка, но обязанность клиента хранить денежные средства в банке может существовать, как следует из п. 2 ст. 859 ГК, лишь в отношении некоего минимального размера, и только в том случае, если обязанность клиента сохранять минимальный размер средств на своем банковском счете предусмотрена банковскими правилами или договором.

На сегодняшний день Указ Президента РФ и Порядок ведения кассовых операций в части, касающейся рассматриваемого вопроса, официально не отменены. Однако продолжают ли они действовать?

Как показано выше, Кодекс не устанавливает для юридических лиц каких-либо ограничений в способах хранения денежных средств, то есть с позиций ГК правовой режим хранения денежных средств одинаков для физических и юридических лиц.

Указ Президента РФ и Порядок ведения кассовых операций такое ограничение устанавливают, входя тем самым в противоречие с Кодексом. В соответствии со ст. 3 ГК указы Президента РФ и любые подзаконные акты не должны противоречить Кодексу, а при наличии противоречия они не подлежат применению. Такое же правило установлено в отношении указов Президента РФ в ст. 90 Конституции РФ, а в отношении нормативных актов ЦБ РФ - в ст. 6 Закона о Центральном банке РФ. В соответствии со ст. 4 Федерального закона о введении в действие части второй ГК РФ ранее изданные законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что Указ Президента РФ и Порядок ведения кассовых операций не действуют в части, обязывающей юридических лиц хранить свободные денежные средства в банках.

Заметим также, что юридические лица могут по-прежнему хранить свои денежные средства в банке, но для этого совсем необязательно хранить их на банковском счете. Статьи 921, 922 ГК устанавливают правила хранения наличных денег и иных ценностей в банке по договору хранения, в том числе и с использованием индивидуального банковского сейфа, причем банк не вправе пользоваться этими ценностями, если иное не установлено договором хранения (ст. 892 ГК).

Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей предусмотрено в качестве специальной банковской сделки кредитной организации в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Кстати, такое хранение полностью соответствовало бы Указу Президента РФ и Порядку ведения кассовых операций в период их действия - ведь денежные средства при этом хранятся в банке.

В связи с рассматриваемой проблемой нельзя не упомянуть еще об одном нормативном акте, который касается вопросов наличного денежного обращения, - Указе Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения". В п. 9 этого Указа Центральному банку РФ было дано поручение в недельный срок установить порядок, при котором предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или иных кредитных организациях только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счетов в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы. В этом же пункте Указа предприятиям запрещалось вносить денежные средства на счета других лиц, минуя свой расчетный счет, а в случае нарушения этого запрета на предприятие накладывался штраф в двукратном размере суммы произведенного взноса.

12 ноября 1996 года ЦБ РФ принял Указания N 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212", в п. 2 которых устанавливается, что вся поступающая в кассу предприятия - недоимщика денежная выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его расчетный (текущий) счет. Пункт 4 тех же Указаний предусматривает, что кредитные организации осуществляют выдачу наличных денег юридическим лицам только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счета, причем такая выдача производится для совершения определенных расчетов с физическими лицами (заработная плата и выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия, закупка сельхозпродукции у населения, страховые возмещения и т.п.), расчетов, связанных с удовлетворением текущих хозяйственных нужд (покупка канцелярских принадлежностей и хозинвентаря, оплата срочных ремонтных работ, горюче - смазочных материалов и другие цели) и выдачи средств на командировочные расходы.

Как видим, Указ N 1212 прямо не затрагивает вопрос хранения денежных средств, но из содержания п. 9 можно было бы сделать вывод, что предприятия - недоимщики обязаны хранить денежные средства на расчетном счете. Как следует из п. 2 Указаний N 360, ЦБ РФ именно так и истолковал Указ No. 1212, поскольку предписал сдавать денежную выручку на расчетный счет только предприятиям - недоимщикам (из чего следует, что другие юридические лица это делать не обязаны).

Названные положения Указа N 1212 и Указаний N 360 представляются правомерными постольку поскольку они направлены на обеспечение соблюдения предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК очередности расчетов (в том числе и с бюджетом) при недостаточности на счете клиента денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований (именно такого положение предприятия - недоимщика).

Здесь нужно сделать небольшую оговорку Указ N 1212 обобщенно называет всех юридических лиц, оказавшихся в положении недоимщиков по уплате налогов, "предприятиями-недоимщиками", в то время как в п. 9 Указа используется термин, на который мы обратили внимание ранее, а именно "предприятие", причем содержание этого термина в Указе не определено. Следовательно, для уяснения смысла данного термина необходимо руководствоваться Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст. 48 ГК предприятиями называются строго определенные виды юридических лиц - государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные предприятия). Ни к каким другим видам юридических лиц термин "предприятие" неприменим. Вряд ли в намерения Президента РФ входило установление ограничений только для государственных и муниципальных предприятий (хотя именно такой подход был бы безупречен с правовых позиций). Поэтому п. 2 Указаний ЦБ РФ No. 360 следует признать соответствующим смыслу Указа. Что касается п. 4 Указаний N 360, то здесь под юридическими лицами также следует понимать только предприятия - недоимщики. Как ограничивающий выдачу денежных средств для целей хранения юридическим лицам, не являющимся недоимщиками по налогам, этот пункт не может быть применен, поскольку в таком случае имело бы место рассмотренное выше противоречие с Гражданском кодексом РФ, а также явный выход за пределы круга юридических лиц (предприятий - недоимщиков), на которых распространяется действие Указа Президента РФ N 1212 и во исполнение которого приняты эти Указания.

Заключение

Итак, следует сделать вывод, что с 1 марта 1996 года юридические лица свободны в выборе приемлемого для них способа хранения наличных денежных средств (за исключением юридических лиц, являющихся предприятиями - недоимщиками в смысле Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212). Они вправе хранить деньги в кассе предприятия либо могут передать их на хранение в банк с использованием или без использования банковского сейфа.

Прекращение обязанности юридических лиц хранить денежные средства на банковских счетах влечет устранение ограничений, основанных на предшествующем существовании такой обязанности. Это, в частности, означает, что не может лимитироваться остаток наличных денежных средств в кассе юридического лица, то есть не подлежит применению ч. 2 п. 7 Порядка ведения кассовых операций. Также не могут создаваться какие-либо препятствия юридическому лицу при снятии наличных денежных средств в любом размере с банковского счета (иное может быть предусмотрено только договором банковского счета), если такое снятие производится исключительно с целью хранения денежных средств в кассе юридического лица либо в самом банке, но уже на основании договора хранения наличных денежных средств.

Оговорка о том, что беспрепятственное снятие любого количества наличных денег возможно лишь для целей хранения их другим способом, сделана не случайно, поскольку все вышеизложенное нисколько не затрагивает правил совершения расчетных операций любого рода.

Расчеты между юридическими лицами в соответствии со ст. 861 ГК должны производиться в безналичном порядке, если иное не установлено законом (в настоящее время допускается расчет наличными на сумму до 2 млн. рублей по одной расчетной операции, при закупке у юридических лиц сельскохозяйственной продукции предприятиями и организациями потребительской кооперации - до 5 млн. рублей).

Это означает, что если юридическое лицо, хранящее свои денежные средства в своей кассе или в банке в виде наличных денег, намерено произвести расчетную операцию, то в случае, когда нормативным актом предписано производить эту операцию через банковский счет, оно должно внести необходимую для совершения этой операции сумму наличных денег на свой банковский счет и дать банку соответствующее поручение.