Мудрый Юрист

Проблемы арбитражного суда и процесса

В. Анохин, председатель Арбитражного суда Воронежской области, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

В условиях формирования рыночной экономики, дестабилизации хозяйственных связей, отсутствия достаточно полного хозяйственного законодательства неизбежно возникновение имущественных споров, разрешение которых призван осуществлять арбитражный суд. Но поскольку экономические отношения постоянно развиваются, порождая множество ситуаций, не встречавшихся доселе в отечественной судебной практике рассмотрения хозяйственных споров, приходится совершенствовать не только законодательство, но и саму судебную систему.

С июля 1995 года в Российской Федерации действует новое арбитражное законодательство, представленное Федеральным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Это законодательство исходит из концепции, что арбитражный суд является органом, осуществляющим правосудие в экономической сфере, то есть в сфере предпринимательства и управления им, а стороны, участвующие в арбитражном процессе, в разрешении хозяйственного спора не только равны между собой и перед законом, но и могут использовать свое право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Новое арбитражное законодательство устанавливает один из важнейших принципов арбитражного судопроизводства - принцип состязательности и равноправия сторон.

При этом арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и не может самостоятельно собирать доказательства по делу. Это, казалось бы, демократичное начало арбитражного судопроизводства порождает значительные проблемы. Да, законодатель отказывается от господствовавшего в советском праве принципа объективной истины. Впервые в России утверждается в полном объеме принцип состязательности и арбитражному суду предлагается разрешить спор по существу и вынести законное решение по имеющимся в деле материалам.

Однако законность не предполагается усеченной. Она должна быть законной, хотя и необъективной. А какой? Возможно ли на основании только представленных документов вынести справедливое, обоснованное решение? Видимо, нет. Не случайно законодатель, вводя апелляционный порядок, то есть пересмотр дела по имеющимся материалам, допускает представление дополнительных доказательств. Кроме того, кассационной инстанции, которая проверяет лишь правовую сторону решения арбитражного суда, законность и обоснованность, предоставлено право отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение, если принятое решение или постановление недостаточно обоснованы.

Таким образом, отводя арбитражному суду пассивную роль в процессе, законодатель тем не менее требует, и это правомерно, вынесения законного решения, косвенным путем понуждая суд принимать меры к получению дополнительных доказательств. Однако порядок их получения остался неустановленным.

Проблематично вообще введение в судебно - арбитражный процесс апелляционного порядка пересмотра решений в том виде, в каком он осуществляется. В соответствии с международным опытом и практикой дореволюционной России апелляционный порядок проверки решений судебных органов представлял собой проверку правильности решения по имеющимся в деле материалам и без участия сторон. Последнее даже послужило одним из поводов отмены этого порядка пересмотра решений в нашей стране после 1917 года.

По действующему же в Российской Федерации Арбитражному процессуальному кодексу в апелляционной инстанции происходит повторное рассмотрение дела по существу да еще с представлением дополнительных доказательств.

Несомненно, участники спора должны иметь гарантии получения законного решения. Но правомерен ли путь повторного рассмотрения дела? Еще при зарождении этих норм возникали опасения, что апелляционные суды будут умалять роль и авторитет судов первой инстанции. И эти опасения небеспочвенны, ибо количество апелляционных жалоб по новому арбитражному законодательству значительно больше, чем аналогичных кассационных жалоб по ранее действовавшему арбитражному законодательству.

Конечно, опасения оправдались. Во-первых, апелляционная инстанция не может, отменив решение первой инстанции, направить дело на новое рассмотрение в ту же инстанцию. Она обязана рассмотреть дело с самого начала и по существу с принятием нового решения. Но зачем же тогда тратилось много времени в суде первой инстанции? Во-вторых, в арбитражный процесс введен принцип недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении того же дела.

Этот принцип воспринят своеобразно: поскольку к этому судье дело больше не возвратится, можно к рассмотрению каверзного, сложного дела подойти соответствующим образом. Пусть там в апелляционной инстанции коллеги ломают голову и принимают правильное решение. Кстати, эта процессуальная проблема перерастает в кадровую, что заслуживает отдельного рассмотрения.

Не менее важная проблема - срок восстановления нарушенных прав. Одним из начал арбитражного процесса всегда была оперативность разрешения дел. Однако действующий Арбитражный процессуальный кодекс создал такую ситуацию, когда на восстановление нарушенных прав, установление надлежащих правоотношений может потребоваться больше года. У этой проблемы несколько аспектов.

Срок для рассмотрения экономических споров определен в два месяца. Этого вполне достаточно. Но с учетом того, что стороны о дате рассмотрения спора извещаются не просто заказной корреспонденцией, а с уведомлением о вручении, указанный срок все чаще становится недостаточным даже для начала заседания. Объясняется это качеством работы почтовой связи, с одной стороны, а с другой - отсутствием надлежащих данных о местонахождении многих частных фирм. Нередко адресаты по ими же указанному адресу отсутствуют, вручить им корреспонденцию не представляется возможным, а почта возвращает невостребованную корреспонденцию только через месяц.

Казалось бы, благое дело - гарантия извещения сторон о назначении дня слушания дела в суде - превратилось в содействие тому же ответчику в уклонении от ответственности. Рассмотрение дела без надлежащего уведомления о вручении письма с определением о дате его слушания не допускается и оно значительно затягивается.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1996 года "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" указал, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными, если определение направлено по почтовому адресу, указанному в исковом заявлении в соответствии с местонахождением, предусмотренным в учредительных документах.

Если определение не вручено ответчику и возвращено с отметкой органа связи на уведомлении о вручении об отсутствии ответчика по указанному адресу, а из материалов дела не усматривается местонахождение адресата, судья предлагает истцу представить документально подтвержденные данные о месте нахождения ответчика. Отсутствие определенности в правоотношениях по установлению конкретной даты рассмотрения дела порождает значительные трудности.

Однако даже от принятия решения арбитражного суда далеко до его реализации. У не согласной с решением стороны есть не одна возможность попытаться оттянуть время его исполнения. Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции. Причем, как показывает практика, в последнюю инстанцию можно обращаться с ходатайством о принесении протеста три раза: к заместителю, первому заместителю и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Конечно, в многоступенчатости проверки правильности решений арбитражного суда нет ничего одиозного и такую систему нужно только приветствовать.

Но всему должны быть разумные пределы. В разрешении хозяйственных споров срок восстановления защиты прав должен быть минимальным от времени их нарушения. В оптимальное время должно исполняться и само решение. Неопределенность не может длиться долго. Однако по действующему арбитражному законодательству эта неопределенность никакими сроками вообще не ограничена. Если сроки на подачу апелляционной и кассационной жалоб установлены в пределах месяца, то обращение в надзорную инстанцию никакими сроками не обусловлено.

Представляется целесообразным сократить месячные сроки для подачи апелляционной и кассационной жалоб (пока обе эти инстанции существуют) до 10 дней. Этот срок вполне достаточен для подготовки жалобы. Очевидность предложения подтверждается многолетней практикой судов общей юрисдикции.

К этому следует добавить и проблемы реального исполнения судебных актов. Вот уже несколько лет ждет принятия закон об исполнительном производстве. Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента России 14 февраля 1996 года, этот пробел несколько восполнен. Но невозможно решение проблемы без судебных приставов, закон о которых также до сих пор не принимается. Имеющиеся в судах общей юрисдикции судебные исполнители не имеют надлежащих возможностей для реального исполнения судебных актов.

Специального разрешения требует и порядок отнесения взыскания денежных сумм на имущество должника. Процедура эта, видимо, будет применяться нередко, потому что все чаще предпринимательские структуры остаются без средств на счетах в банках. Без четкого порядка проведения торгов по продаже имущества должников здесь не обойтись. Да и нужен специальный субъект, который занимался бы этими торгами. По моему мнению, им может стать государственное (муниципальное) предприятие, специально созданное для этих целей, через которое и осуществлялась бы продажа имущества должников.

Нельзя не сказать и об очередности исполнения судебных актов. Ведь провозглашенная в арбитражном законодательстве обязательность судебного акта для всех организаций и должностных лиц превратилась в декларацию в связи со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета должника: лишь в пятую очередь будет исполнен исполнительный лист органа судебной власти. Между тем для его получения заинтересованное лицо уплатило федеральному бюджету государственную пошлину, федеральный суд затратил на это немало сил и средств. И что же? В очередь...

Важной проблемой является право прокурора на предъявление иска в защиту государственных или общественных интересов. Казалось бы, здесь все справедливо - прокурор должен стоять на страже интересов государства. Но как определить наличие и границы общественных интересов, что под этим термином следует понимать: интересы всего населения страны, региона, населенного пункта; коллектива предприятия, который может быть большим или малочисленным. Ответа на этот вопрос законодатель не дает. Если прокурор будет выступать в защиту только государственных и муниципальных предприятий или с определенным числом работающих, нарушится принцип равноправия сторон перед законом. Ведь прокурор при подаче искового заявления освобождается от уплаты государственной пошлины, а в случае отказа в удовлетворении требований она не взыскивается и с лица, в интересах которого иск заявляется.

Нарушение указанного равноправия можно устранить, предусмотрев уплату госпошлины при отрицательном решении с лица, в интересах которого иск заявлялся. Прокурора же не следует ограничивать правом на защиту только государственных и общественных интересов. Кстати, таких ограничений Закон о прокуратуре не содержит.

В целях повышения роли арбитражного суда и обеспечения порядка в судебном заседании в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации следует предусмотреть меры ответственности участников процесса и присутствующих в заседании арбитражного суда лиц за неуважительное отношение, неподчинение суду. При допущении такого поведения у суда должно быть право сообщить об этом соответствующим руководителям для принятия необходимых мер воздействия. При повторном нарушении порядка предоставить суду право лишать указанных лиц возможности принимать участие в заседаниях данного арбитражного суда на срок до одного года.

При этом, представляется, не будет никакого ущемления прав сторон арбитражного процесса по защите собственных прав в суде: лишается права представлять организацию в арбитражном суде конкретное недисциплинированное должностное лицо, но не организация в целом, которая может уполномочить для этих целей любого другого работника либо адвоката.

Выявились довольно острые проблемы и в законодательстве об арбитражном суде, статусе судей.

Думается, не вполне оправданна и правомерна установленная практика назначения должностных лиц арбитражных судов Президентом Российской Федерации. Заместители председателя арбитражного суда, председатели коллегий не могут быть несменяемыми, как судьи. Но действующий порядок назначения и смещения делает их именно таковыми. Правильно было бы предоставить право назначения на указанные должности и смещения председателю суда как руководителю организации. А председатели федеральных арбитражных судов должны назначаться из числа судей Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Принцип несменяемости судей и невозможность привлечения их к дисциплинарной ответственности породили снижение требовательности судей к себе и своим действиям. Уверовав в свою "незаменимость", некоторые судьи перестали работать над повышением профессиональной квалификации, допускают небрежность и безответственность при отправлении правосудия, забывают о высоких требованиях к моральному облику судьи.

Кроме того, практика показывает, что порой допускаются и ошибки при подборе кадров на должность судьи. Пока же несменяемость и неуязвимость судьи, предусмотренные его правовым статусом, не дают возможности устранить эти ошибки.

Полагаю, что, во-первых, впервые назначение судей всех судов должно осуществляться на определенный срок (3 - 5 лет) с возможным последующим назначением на эту должность без ограничения срока. Во-вторых, необходимо установить для всех судей, председателей коллегий и заместителей председателей судов порядок прохождения аттестации с периодичностью в 3 - 5 лет.

Это прежде всего повысит ответственность и дисциплинированностью судейских работников, а также предоставит возможность избавляться от нерадивых работников правосудия. Конечно, следует решить, кто будет проводить аттестацию, экзаменовать судей, но в любом случае по результатам аттестации аттестационная комиссия должна быть наделена правом вносить предложения о прекращении полномочий неподготовленного, с низкой профессиональной квалификацией судьи.

Вызывает недоумение бесправный, по сути, статус председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Отвечая за состояние всей работы по осуществлению правосудия в сфере экономики в регионе, он абсолютно лишен каких-либо прав и возможностей влиять на это состояние. В отличие от областных судов общей юрисдикции председатель арбитражного суда области не имеет права на принесение протеста, ему не дано даже право на представление своего заключения по делу.

Председатель суда пользуется всеми правами судьи, в том числе он вправе рассмотреть любое дело в первой или во второй инстанции. Но это не выход из положения, да и не может председатель рассмотреть все дела. В то же время представляется, что он должен иметь возможность влиять на состояние дел в суде.

Перечень проблем, возникающих при применении нового арбитражного законодательства, можно продолжить. Будут выявляться и новые. Но чтобы не сложилось отрицательного впечатления об арбитражном законодательстве в целом, следует отметить, что новые законодательные акты об арбитражном суде и судопроизводстве - это крупный шаг не только в деле совершенствования законодательства и адаптирования его к новым экономическим условиям хозяйствования, но и на пути правовой реформы.

Особо стоит отметить своевременность перехода от общего принципа коллегиальности рассмотрения дел к общему индивидуальному при сочетании обоих.

Как показывает практика, сложность дел зависит не от исковой суммы, а от существа спорных правоотношений. Поэтому использовать коллегиальное начало в рассмотрении абсолютного большинства дел стало не только бессмысленным, но и не оправданным экономически. Индивидуальное рассмотрение позволяет более оперативно решать дела. Хотя в этом вопросе есть и оборотная сторона: при коллегиальном рассмотрении судьи в большей степени гарантированы от "притязаний" сторон.

Положительным следует считать и создание кассационной инстанции в виде окружных судов. Эти федеральные суды не связаны с властями субъектов Федерации и могут работать действительно вне зависимости от региональных властей. В связи с указанным представляется целесообразным передать этим судам споры с участием исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации, чтобы окончательно лишить эти органы воздействия на правосудие.

Положительным моментом можно назвать расширение сферы действия Арбитражного процессуального кодекса на иностранные юридические лица и лица с иностранными инвестициями. Ныне правосудие в экономической сфере в стране осуществляется действительно только арбитражным судом. В целом арбитражное законодательство Российской Федерации обеспечивает осуществление правосудия в экономике, защиту прав и законных интересов предпринимательских структур. Достижение результатов по защите прав в основном зависит от спорящих сторон, участников процесса.