Мудрый Юрист

Срок содержания под стражей при расследовании преступлений

13 июня 1996 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление, которым признал часть пятую ст. 97 УПК неконституционной, а следовательно, не подлежащей применению. Практически это означало, что обвиняемые, содержащиеся под стражей к моменту окончания предельного срока, установленного законом, подлежат освобождению независимо от того, ознакомлены или нет они к этому моменту с материалами дела.

Отсюда следовало, что при исчислении общего срока содержания обвиняемого под стражей в него должно включаться время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела.

11 декабря 1996 г. Государственная Дума под давлением силовых ведомств приняла Закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 26, 97, 133 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР". 31 декабря 1996 г. Закон был подписан Президентом РФ и вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. 4 января 1997 г.

Изменения ст. 97 УПК касаются продления сроков содержания под стражей на стадии расследования. По просьбе редакции эти изменения комментируют главный научный сотрудник Института государства и права РАН профессор А. ЛАРИН и доктор юридических наук В. МАХОВ.

Александр Ларин: Новый порядок продления сроков содержания под стражей может привести к нарушению прав человека

Вопрос имеет свою предысторию. Изначально, в 1960 году, ст. 97 УПК РСФСР установила, что двухмесячный срок содержания под стражей при расследовании может быть продлен ввиду особой сложности дела прокурором области и приравненными к нему прокурорами - до трех месяцев, а Прокурором РСФСР - до шести месяцев. Дальнейшее продление этого срока допускалось лишь в исключительных случаях Генеральным прокурором СССР дополнительно на три месяца, т.е. до девяти месяцев со дня заключения под стражу.

В последующие годы происходило расширение прокурорских полномочий на продление сроков содержания под стражей, увеличение этих сроков и одновременно снижение уровня контроля за их соблюдением. Так, со временем прокуроры районов были наделены правом продлевать содержание под стражей до трех месяцев, прокуроры областей и приравненные к ним - до шести месяцев, а Прокурор России - до девяти и позже - до восемнадцати месяцев. Но и это было сочтено недостаточным. В статью 97 УПК была включена часть пятая, гласящая: "Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается". Таким образом правило о предельных сроках содержания под стражей было по сути дела перечеркнуто. Ведь длительность ознакомления с делом зависит не только от обвиняемого и защитника, но и от степени сложности дела, его физического объема, от того, насколько продуманно расположены материалы дела, снабжены ли они справочным аппаратом; наконец, от того, обеспечены ли следователем необходимые условия для ознакомления с делом (пригодное помещение, своевременная доставка обвиняемого, а также материалов дела к месту ознакомления, предоставление обвиняемому и защитнику копий материалов, которые избавили бы их от необходимости делать обширные выписки и т.п.).

Недобросовестные следователи, не укладываясь в срок, объявляли об окончании расследования, приостанавливая тем самым течение срока, хотя в действительности расследование не было закончено, продолжая тем временем следственные действия по делу или уходя в отпуск. В результате содержания обвиняемых под стражей до передачи дела в суд растягивалось на годы.

Постановление Конституционного Суда от 13 июня 1996 г. имело очевидный гуманный правозащитный характер. Впрочем, в том же постановлении сделана уступка и органам уголовного преследования - действие антиконституционной ч. 5 ст. 97 УПК продлено еще на полгода - до 13 декабря 1996 г. с тем, чтобы следователи и прокуроры могли направить дела в суд, не освобождая тех, кто уже провел под стражей более чем полтора года.

И все же у сотрудников МВД и прокуратуры постановление Конституционного Суда РФ вызвало реакцию отторжения. В КС и правозащитные организации пошли жалобы на то, что Постановление от 13 июня 1996 г. не исполняется и лица, подлежащие освобождению, остаются в СИЗО. Один из журналистов назвал это постановление "лучшим подарком преступному миру" и предрек массовый исход из СИЗО авторитетов преступного мира, бандитов, которые не замедлят возобновить чрезвычайно опасную деятельность и скрыться от правосудия. Прогнозы эти, как известно, не сбылись; не так уж много уголовных авторитетов и бандитов попадает в следственные изоляторы. Среди пребывающих в этих учреждениях по полтора года и более преобладают обвиняемые во взяточничестве, а также экономических преступлениях. Непомерные сроки их содержания под стражей - следствие того, что профессионально неподготовленные следователи запутываются в подчас достаточно сложных делах.

Итак, закон оставил неизменным старое положение, по которому заключение под стражу и продление срока содержания под стражей при расследовании до полутора лет составляют прерогативу прокуратуры. При этом если по ст. 97 УПК в прежней редакции заместитель прокурора РСФСР не был уполномочен продлевать этот срок, а полномочия Прокурора РСФСР ограничивались продлением срока до девяти месяцев, то по новому закону заместитель продлевает срок содержания под стражей до года, а Генеральный прокурор - до полутора лет.

Сверх того, согласно Закону от 31 декабря 1996 г., после полуторагодичного пребывания обвиняемого под стражей судья по ходатайству прокурора может продлить содержание под стражей дополнительно на шесть месяцев - для ознакомления обвиняемого с материалами дела и опять-таки на шесть месяцев - для выполнения ходатайств обвиняемого и защитника о дополнении предварительного следствия.

Участие обвиняемого и защитника в рассмотрении судьей такого рода ходатайств, как и обжалование его постановления, не предусмотрены.

Таким образом, на практике это может быть понято как возможность содержания под стражей в течение тридцати месяцев - двух с половиной лет, человека, который не признан виновным по приговору суда, даже не предстал перед ним и, возможно, невиновен. И это - в переполненных камерах следственных изоляторов, которые стали очагами туберкулезных и иных эпидемий, где нет места не только прилечь, но и присесть, при нехватке еды и лекарств. Даже непродолжительное пребывание в этих условиях равносильно пытке.

Как видим, Закон от 31 декабря 1996 г. расходится с рядом положений Конституции РФ, а именно:

Вадим Махов: Принятые нормативные документы - преграда для волокиты

Как Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г., так и Закон от 31 декабря 1996 г. образовали перед следователями своеобразную преграду для волокиты по представлению уголовного дела для ознакомления обвиняемому и его защитнику, использованию срока, отведенного на ознакомление с делом, на фактическое продолжение расследования.

Следователям и прокурорам предстоит учитывать, что теперь материалы, направленные ими в суд в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 220(1) УПК, помимо документов, свидетельствующих о законности и обоснованности ареста, должны содержать и документы, фиксирующие, что срок содержания обвиняемого под стражей, отведенный на ознакомление с делом, используется строго по назначению. Соответственно и судьям предстоит расширить круг обстоятельств, выяснение которых необходимо для решения вопроса о законности и обоснованности ареста, срока содержания под стражей.

При этом необходимо исходить из того, что содержание обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела нельзя признать законным, если следователь задерживает представление материалов дела, продолжая расследование после объявления о его окончании.

Важным документом, который поможет суду правильно разрешить жалобу обвиняемого, находящегося под стражей, является протокол объявления об окончании предварительного следствия и о предъявлении обвиняемому и его защитнику материалов дела. В соответствии со ст. 203 УПК в этом протоколе фиксируется по дням и часам время, в течение которого происходило ознакомление с материалами дела. Составление его начинается с момента объявления об окончании предварительного следствия и представления обвиняемому и его защитнику материалов дела. Помимо выяснения соответствия указанного протокола требованиям закона, суду необходимо выяснить, были ли представлены обвиняемому все материалы уголовного дела одновременно с объявлением об окончании предварительного следствия.

Возможны ситуации, когда следователь и прокурор в представленных материалах будут обосновывать позицию о том, что обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, чтобы освобождение обвиняемого из-под стражи произошло после истечения предельного срока его содержания до направления дела в суд. В подобных ситуациях судьям целесообразно выяснить, воспользовался ли следователь указанным в ч. 6 ст. 201 УПК правом своим мотивированным постановлением, утвержденным прокурором, установить определенный срок для ознакомления с материалами дела. Вместе с тем, такая процедура установления срока для ознакомления с делом не является обязательной для следователя, и то, что следователь не воспользовался ею, нельзя расценивать как безусловное свидетельство его стремления использовать время, отведенное для ознакомления с делом, на восполнение пробелов.

О таком намерении следователя может косвенно свидетельствовать то, что он в нарушение требований ч. 2 ст. 201 УПК предъявил обвиняемому не все материалы дела, что не все они подшиты и пронумерованы. Однако не будет нарушением, если после объявления об окончании следствия следователь проведет следственные действия, направленные на удовлетворение ходатайств, заявленных после ознакомления с делом потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также обвиняемого и его защитника.

Ознакомление с материалами дела, которое состоит из одного-двух томов, происходит обычно в течение нескольких дней. В этой ситуации при рассмотрении жалобы обвиняемого у судьи не возникает сложностей разобраться, были ли допущены злоупотребления временем, отведенным на ознакомление с делом, следователем в целях восполнения пробелов следствия или обвиняемым и его защитником в целях ожидания истечения срока содержания обвиняемого под стражей. Не возникает сложностей и с составлением протокола, о котором идет речь в ст. 203 УПК.

Длительные сроки на ознакомление с уголовным делом отводятся, если дело состоит из многих томов или же если по делу привлечено к уголовной ответственности несколько или более обвиняемых. При ознакомлении именно с такими уголовными делами у обвиняемых возникают поводы для жалоб на продление срока содержания под стражей.

Поэтому если уголовное дело состоит из нескольких томов или если с делом должны ознакомиться несколько обвиняемых и их защитники, то следователь в протоколе, о котором сказано в ст. 203 УПК и предназначенном для каждого обвиняемого, отдельно должен после каждого дня ознакомления с делом делать запись об объеме материалов дела, с которыми произошло ознакомление, с указанием томов дела и страниц, а также времени начала и окончания этой работы. Каждая такая запись удостоверяется подписью обвиняемого и его защитника. В УПК прямо об этом порядке не говорится, но он необходим в целях соблюдения положения, сформулированного в ч. 1 ст. 203 УПК: в протоколе отмечается, какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления, где и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела.

Отступление следователя от скрупулезного протокольного учета времени на ознакомление с делом - повод (при рассмотрении соответствующей жалобы) для восстановления судьей времени - на ознакомление с делом.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. не повлияло на виды постановлений, которые принимаются в результате судебной проверки жалобы на арест, продление срока содержания под стражей на этапе ознакомления обвиняемого с уголовным делом. В соответствии с ч. 6 ст. 220(2) УПК выносится одно из следующих постановлений: об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении из-под стражи; об оставлении жалобы без удовлетворения.

Из постановления Конституционного Суда следует, что общий срок содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования, включая время ознакомления с уголовным делом, по решению должностных лиц прокуратуры не должен превышать полутора лет. Суду же должно быть предоставлено право продлевать срок содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления его с делом, если нет оснований для удовлетворения жалобы обвиняемого, а полномочия должностных лиц прокуратуры, предусмотренные ч. 2 ст. 97 УПК, исчерпаны. Во всех случаях - "продление" это не может превышать шести месяцев.

Соответствующие положения постановления Конституционного Суда реализованы в Законе о внесении изменений и дополнений в УПК.

Заслуживает внимания следующая новелла, внесенная в ч. 4 ст. 97 УПК: в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Федерации, военный прокурор округа и приравненные к ним прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока.

Итак, в сферу судебного контроля за сроками содержания обвиняемых под стражей включены судьи областного, краевого и приравненных к ним судов. К ним должны быть отнесены и Верховные суды республик, входящих в состав Российской Федерации. В каких случаях в суды должен обращаться только Генеральный прокурор Российской Федерации, а в каких это возможно делать и прокурорам субъектов Федерации, а также приравненных к ним прокурорам? Ответ на этот и ряд других вопросов, в связи с принятием Закона РФ от 31 декабря 1996 г., целесообразно получить в соответствующих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.

Можно предположить, что Генеральный прокурор Российской Федерации обращается в суд субъекта Федерации, на территории которого расследуется уголовное дело, с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им полуторагодичный или санкционируемый его заместителем годичный срок содержания обвиняемого под стражей, и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств обвиняемого и его защитника. Такие обращения возможны в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Прокурор субъекта Федерации и приравненный к нему прокурор обращается в указанные выше суды с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им шестимесячный срок содержания обвиняемого под стражей и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайства обвиняемого и его защитника.

Представляется, что судья, рассматривая ходатайство прокурора о продлении срока содержания под стражей, вправе учесть мнение обвиняемого и его защитника о времени, необходимом им для ознакомления с делом и удовлетворения их ходатайств, если это мнение в письменном виде поступило до рассмотрения ходатайства прокурора.