Мудрый Юрист

Отчуждение акций в закрытом акционерном обществе

М. Марголин, генеральный директор Правового центра "Два М".

Имеет ли право акционер в закрытом акционерном обществе продать или подарить свои акции неакционеру?

Что такое преимущественное право акционера при продаже, дарении акций в закрытом акционерном обществе?

В силу ст. 97 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в дальнейшем "Закон") акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без какого-либо согласования с другими акционерами, тогда как возможность отчуждения акций в закрытом обществе сопряжена с некоторыми ограничениями.

Действительно, согласно п. 3 ст. 7 Закона, п. 2 ст. 97 ГК РФ акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу.

Таким образом, в случае, если акционер закрытого общества имеет желание продать принадлежащие ему акции постороннему лицу (неакционеру), он вправе это сделать, но лишь после того, как все остальные акционеры откажутся или в установленные сроки не реализуют принадлежащее им преимущественное право приобретения акций по цене и на условиях, предполагаемых для продажи акций третьему лицу.

Законом не установлен регламент осуществления практических действий, направленных на реализацию преимущественного права приобретения акций, однако определено, что данный порядок устанавливается уставом общества (п. 3 ст. 7 Закона). При этом срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу.

В связи с этим, при отражении в уставе общества порядка осуществления преимущественного права приобретения акций, могут быть учтены требования ст. 250 ГК РФ, определяющей общий правовой режим осуществления преимущественного права покупки.

Основные требования осуществления преимущественного права приобретения акций заключаются в следующем.

Акционер, имеющий желание произвести отчуждение принадлежащих ему акций третьему лицу по договору купли-продажи, должен, на основании проведенных переговоров с потенциальным покупателем, определить продажную цену, срок и порядок оплаты, а также иные условия предполагаемой продажи акций, на которых стороны согласны совершить данную сделку. После этого акционер обязан в письменной форме известить всех остальных акционеров о намерении продать акции постороннему лицу, с указанием цены и иных условий их продажи, а также предложить каждому из акционеров приобрести акции на данных условиях. Формально данное извещение будет являться офертой (предложением заключить договор купли - продажи акций). Каждый из акционеров вправе акцептовать в установленный уставом общества срок (как указано выше, составляющий от 30 до 60 дней с момента предложения акций на продажу) полученную оферту посредством направления продавцу акций письменного ответа, подтверждающего согласие акционера приобрести продаваемые акции на предлагаемых условиях. В момент получения продавцом первого акцепта на приобретение акций со стороны одного из акционеров общества, договор купли - продажи считается заключенным, а потенциальный покупатель акций - неакционер лишается возможности приобрести рассматриваемые ценные бумаги в связи с тем, что акционером общества было реализовано имеющееся у него право преимущественного приобретения акций. Однако в случае если в течение установленного уставом общества срока никто из акционеров не изъявит желания приобрести акции, продавец вправе заключить договор купли - продажи с посторонним лицом. При этом обязанность предоставления преимущественного права приобретения акций считается исполненной.

Как указывалось выше, действующее законодательство (п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона) предусматривает преимущественное право акционеров на приобретение акций, исключительно продаваемых акционером общества другому лицу - неакционеру. Иными словами, преимущественное право акционеров на приобретение акций может быть реализовано лишь только в том случае, когда переуступка акций третьему лицу предполагается на основании договора купли - продажи. В связи с этим преимущественное право акционеров не может быть распространено на отчуждение акций третьему лицу на основании договора дарения. По своей природе договор дарения является безвозмездной сделкой, и никто не вправе требовать, чтобы находящиеся на правах собственности акции у одного из акционеров были подарены не определенному им лицу (пусть и не являющемуся акционером общества), а какому-либо акционеру.

Таким образом, акционер закрытого общества имеет право произвести безвозмездное отчуждение принадлежащих ему акций на основании договора дарения, в том числе и лицу, не являющемуся акционером общества. При этом согласования сделки дарения с иными акционерами общества или его органами не требуется.

Отдельного рассмотрения заслуживает правовой режим отчуждения принадлежащих акционеру закрытого общества акций на основании договора мены. Возникает вопрос, имеют ли акционеры закрытого общества преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых другим акционером постороннему лицу на основании договора мены?

Прямого ответа на этот вопрос Закон не содержит. Однако нам видится, что в данном случае следует руководствоваться гражданским законодательством, регулирующим сходные отношения. В этой связи следует обратиться к содержанию ст. 250 ГК РФ, в которой установлен правовой режим преимущественного права покупки при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу. При этом, в силу п. 5 указанной статьи участники долевой собственности имеют преимущественное право приобретения доли не только при ее продаже, но и при ее отчуждении на основании договора мены. Кроме того, в силу п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже, если это не противоречит существу мены.

Таким образом, участники закрытого общества обладают преимущественным правом приобретения акций, отчуждаемых акционером третьему лицу не только на основании договора купли - продажи, но и в силу договора мены.

Какое-либо иное, помимо купли - продажи или мены, возмездное отчуждение акций третьему лицу (неакционеру) не вызывает преимущественное право акционеров на их приобретение. Например, в случае если акционер имеет желание выступать соучредителем создаваемого хозяйственного общества и оплатить свой вклад в уставный капитал принадлежащими ему акциями, то остальные акционеры закрытого акционерного общества не обладают преимущественным правом приобретения акций. Объясняется это тем, что механизм преимущественного права приобретения акций основывается на принципе того, что право акционера закрытого общества на любое отчуждение принадлежащих ему акций не может быть ограничено, однако каждый из остальных акционеров, при наличии у него такой возможности и желания, имеет первоочередное право выступить приобретателем акций. Очевидно, что указанное право акционеров легко реализуемо при продаже акций. Однако этот подход абсолютно неприменим в тех случаях, когда речь идет о возможном участии акционера в создаваемом хозяйственном обществе.

Непредоставление акционерам преимущественного права приобретения акций при их продаже может повлечь за собой строго определенные правовые последствия.

В связи с этим следует учитывать, что заключение сделки купли-продажи акций с нарушением преимущественного права покупки не предполагает возможности признания указанной сделки недействительной. Объясняется это тем, что действующее гражданское законодательство в данном случае предусматривает иные формы защиты нарушенного преимущественного права покупки. Акционер, чье имущественное право покупки акций было нарушено, вправе в судебном порядке потребовать перевода на него прав и обязанностей покупателя акций. Указанные последствия определены п. 3 ст. 250 ГК РФ, устанавливающим последствия несоблюдения преимущественного права покупки при аналогичном режиме продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Таким образом, даже в том случае, когда акционер продал принадлежащие ему акции третьему лицу (не акционеру) с нарушением преимущественного права покупки остальных акционеров, каких-либо отрицательных последствий для продавца возникнуть не может. Действительно, признать настоящую сделку недействительной нельзя, а последующий перевод прав и обязанностей покупателя на какого-либо акционера не затрагивает интересы продавца, а нарушает интересы покупателя.