Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за контрабанду

С. Никулин, кандидат юридических наук, доцент.

Изменение редакции ст. 78 УК, предусматривающей ответственность за контрабанду, в соответствии с Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 г. явилось логическим продолжением обновления российского таможенного законодательства. Таможенный кодекс России (ТК), принятый Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г., по-новому сформулировал понятие уголовно наказуемой контрабанды и контрабанды, влекущей ответственность по соответствующим статьям Таможенного кодекса. В силу того, что состав уголовно наказуемой контрабанды, сформулированный в ст. 219 ТК, в значительной мере не совпадал с диспозицией ст. 78 УК, в Постановлении Верховного Совета РФ о введении в действие Таможенного кодекса РФ было особо оговорено, что ст. 219 ТК вводится в действие с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР. Вместе с тем Федеральный закон РФ от 1 июля 1994 г., изменив содержание ст. 78 УК, буквально не воспроизвел текст ст. 219 ТК, а существенно (в первую очередь, по предмету преступления) сузил пределы контрабанды, наказуемой в уголовном порядке.

Таким образом, на первый взгляд, возникла правовая коллизия, поскольку налицо две несовпадающие дефиниции уголовно наказуемой контрабанды. Однако исходя из того, что ст. 219 ТК формулирует, скорее, не уголовно - правовую норму, а всего лишь декларацию, а ст. 78 УК в новой редакции содержит нормативное предписание, применению подлежит именно последняя. В соответствии с этим состав уголовно наказуемой контрабанды в отличие от ст. 219 ТК не охватывает, во-первых, незаконное перемещение через таможенную границу России иных, помимо указанных в ст. 78 УК, товаров (иных предметов), совершенное в крупных размерах, и, во-вторых, невозвращение на территорию страны предметов художественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации или других стран. Оба названные деяния образуют составы самостоятельных преступлений: первое - нарушения таможенного законодательства (ст. 169(1) УК), второе - преступления, предусмотренного ст. 78(2) УК. Следует признать, что определение уголовно наказуемой контрабанды, содержащееся в новой редакции ст. 78 УК, более точно отражает антисоциальный смысл и юридическую сущность этого общественно опасного деяния нежели прежнее уголовное и современное таможенное законодательство России.

Рассмотрим состав уголовно наказуемой контрабанды более подробно, используя в необходимых случаях положения Таможенного кодекса.

Объективную сторону контрабанды образует перемещение указанных в ст. 78 УК предметов (товаров) через таможенную границу Российской Федерации. Под перемещением при этом в соответствии с таможенным законодательством понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров (предметов, транспортных средств) любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Таможенная граница России не совпадает с государственной границей страны, так как она определяется не только пределами территории РФ (т. е. сухопутной территорией РФ, территориальными и внутренними водами и воздушным пространством над ними), но и, наряду с этим, пределами свободных таможенных зон и свободных складов на территории России. Поскольку территория тех и других рассматривается как находящаяся вне таможенной территории РФ, таможенную границу определяют пределы таможенной территории страны, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (ст. 3 ТК).

Исходя из специфического понимания таможенной границы РФ, момент окончания преступления будет различным в зависимости от того, производится ли ввоз или вывоз товаров (предметов преступления), и от места совершения соответствующих действий. Так, при ввозе товаров (предметов) на таможенную территорию РФ и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны контрабанда является оконченной при фактическом пересечении таможенной границы РФ. При вывозе соответствующих предметов преступления с таможенной территории РФ и при их ввозе с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады состав оконченной контрабанды налицо после подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары (предметы).

Незаконный характер перемещению товаров (предметов) через таможенную границу придает один из указанных в законе способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларирование, а равно недостоверное декларирование.

Под перемещением предметов контрабанды помимо таможенного контроля понимается их транспортировка вне определенных таможенными органами России мест - таможен, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления должностными лицами таможенных органов РФ. Сокрытие от таможенного контроля товаров (предметов), перемещаемых через таможенную границу РФ, предполагает любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлирование подлинности (например, использование всякого рода тайников - специальных хранилищ, придание одним товарам вида других). Таким образом, по действующему законодательству данный способ совершения контрабанды подлежит более широкой трактовке, нежели использование узкоспециального понятия "специального хранилища", понятие которого содержалось в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о контрабанде" от 3 февраля 1978 г.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации включает в себя предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 78 УК предметов (товаров) заведомо подложных (поддельных) документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам (предметам). Сюда же входит использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и др.

Недекларирование или недостоверное декларирование предполагает незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление ложных сведений о товарах (предметах), их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом важно учитывать, что таможенная декларация согласно таможенному законодательству становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления принятия ее таможенным органом.

Уголовный закон четко ограничивает предмет контрабанды. Таковым в соответствии с ч. 1 ст. 78 УК являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему), ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из России, предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Незаконность их перемещения через таможенную границу РФ налицо во всех случаях, если оно осуществлено любым из указанных выше способов. Незаконное перемещение через таможенную границу РФ иных товаров (предметов) в крупных размерах квалифицируется по ст. 169(1) УК (нарушение таможенного законодательства Российской Федерации).

Понятие наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, а также отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему как предмет контрабанды особой трудности не вызывает. К ним относятся предметы целого ряда давно известных российскому уголовному законодательству преступлений, предусмотренных, в частности, ст. ст. 218, 224, 223(2), 226(2) УК, содержащиеся нередко в соответствующих перечнях.

Вооружение как предмет контрабанды включает в себя различные виды продукции военного назначения - боевое (в том числе неогнестрельное) оружие, боевую технику, тренажеры, прицелы, оптические аппараты, навигационные приборы, радиолокационную аппаратуру, средства связи, средства защиты от боевых отравляющих веществ, парашюты и др. Взрывные устройства - это как стоящие на вооружении армии или специальных служб, так и используемые в различных отраслях народного хозяйства (например, горном деле), а также самодельные устройства, конструктивно предназначенные вызвать взрыв (мины, гранаты, толовые шашки, имитационные устройства, запалы к ним). При этом по смыслу закона к предмету контрабанды относятся не только оружие или взрывное устройство само по себе (в сборке), но и основные части, определяющие их функциональное назначение.

Ядерное, химическое оружие - различные устройства, средства и вещества, специально созданные для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники и сооружений (бомбы, ракеты, снаряды, мины и др.). Биологическое (бактериологическое) оружие понимается в соответствии с примечанием к ст. 67(2) УК. Другие виды оружия массового поражения включают в себя как известные в настоящее время (например, токсинное), так и потенциально способные быть использованными для массового уничтожения.

Специфическим предметом контрабанды являются материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу России. Сюда входит не только всякого рода сырье, но и лабораторное и промышленное оборудование, а также технологии, могущие служить для разработки и изготовления оружия массового уничтожения, а потому включенные в различного рода перечни (утверждаемые Правительством РФ) и экспорт которых осуществляется в соответствии с особым порядком ограниченным кругом предприятий и организаций. В их число входят материалы, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании того или иного вида ядерного, химического оружия, а также ракетной техники как специфического средства его доставки.

Списки этих материалов и оборудования утверждаются распоряжениями Президента РФ (см., например, распоряжения Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 508-рп, от 14 июня 1994 г. N 298-рп). Так, в соответствии с последним утвержден Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 809). В этом Списке содержится исчерпывающий перечень патогенов (вирусы, риккетсии, бактерии, токсины), а также различного рода оборудование, обеспечивающее биологическую защиту, производство вирусов и токсинов, их хранение и соответствующие исследования.

Под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из России, понимаются, во-первых, те, которые указаны в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1992 г. N 434 с последующими изменениями и дополнениями (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 марта 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 12, ст. 1004), во-вторых, в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1993 г. N 1102 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 45, ст. 4341), в-третьих, в Перечнях (приложение N 2 и 3), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. N 758 (Собрание законодательства РФ, 1994, N 11, ст. 1295).

К такого рода товарам, в частности, относятся: рыба живая, свежая, охлажденная, мороженая; продукты переработки тресковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; икра; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; рога; копыта; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов, семена сои и подсолнечника; спирт этиловый неденатурированный; природный газ, электроэнергия; минеральные или химические азотные и фосфорные удобрения; деловая древесина и пиломатериалы хвойных пород, целлюлоза; драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; руды; концентраты; лом и отходы; драгоценные и полудрагоценные природные камни и изделия из них; отходы, порошки и рекупират драгоценных природных камней; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него; коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии; шифровальные средства и нормативно-техническая документация к ним, а также отдельные виды сырья, материалов и оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники (в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. N 74-рп).

Кроме того, к названному предмету контрабанды согласно Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1993 г. N 1120 отнесены следующие стратегически важные сырьевые товары, экспорт которых осуществляется с 1994 г. предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС России для этих целей: сырая нефть (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти, нефтяные газы и прочие углеводороды (сжиженные), углеводородное сырье (бензол, стирол, фенол, анилин), цветные металлы, щелочные, щелочно - земельные и редкоземельные, а также сырье для их производства и сплавы, порошки, полуфабрикаты и прокат цветных металлов.

Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран - это те движимые предметы, которые указаны в ст. 7 Закона РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г.: предметы, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, картины и рисунки, художественно оформленные предметы культового назначения (в частности, иконы), составные части и фрагменты памятников, старинные книги, издания, представляющие особый интерес отдельно или в коллекциях, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, уникальные и редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы (отдельно или в коллекциях), старинные монеты, ордена, медали, печати, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, другие движимые предметы (в том числе копии), взятые государством под охрану как памятники истории и культуры (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, N 20, ст. 718).

Таким образом, никакие иные (кроме названных) предметы не могут рассматриваться в качестве предмета контрабанды. В частности, не образует состава этого преступления незаконное перемещение через таможенную границу РФ российской или иностранной валюты, порнографических изданий, произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, человеконенавистническую идеологию, газового и холодного, а также огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия. Не может быть предметом контрабанды сама по себе информация, т. е. различного рода сведения, не являющиеся государственной или военной тайной. Однако незаконный экспорт технологии и информации научно-технического, военного и иного характера на различных материальных носителях (письменные документы, аудио- и видеозаписи, фотографии, чертежи, дискеты), которые, в частности, могут служить для создания оружия массового поражения и средств его доставки, в соответствии с действующим уголовным законодательством образует преступление, предусмотренное ст. 78(1) УК.

Контрабанда предполагает вину только в форме прямого умысла: лицо сознает, что незаконно перемещает соответствующие предметы через таможенную границу РФ, и желает совершить эти действия. При этом сознанием виновного охватывается противоправный способ ввоза или вывоза товаров (предметов).

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста; как гражданин РФ, так и иностранец или лицо без гражданства.

Квалифицирующими признаками контрабанды согласно ч. 2 ст. 78 УК являются, во-первых, признаки специального субъекта преступления, во-вторых, особо дерзкий способ совершения преступления (прорыв таможенной границы) и, в-третьих, совершение контрабанды организованной группой.

Лицом, ранее судимым за контрабанду, считается лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость по ст. 78 УК как в новой, так и в прежней ее редакции. Поскольку санкция действующей редакции ст. 78 УК тождественна прежней ее санкции, вопрос об обратной силе уголовного закона в данном случае не возникает.

Должностное лицо, совершившее контрабанду с использованием своего служебного положения, - это государственный служащий, в должностные обязанности которого входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства, т. е. должностные лица таможенных органов РФ. Сюда же входят специалисты по таможенному оформлению, являющиеся сотрудниками федеральной государственной таможенной службы.

Лицами, освобожденными от определенных форм таможенного контроля, в соответствии с таможенным законодательством являются Президент РФ и следующие вместе с ним члены его семьи, народные депутаты Федерального Собрания РФ и члены Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу страны в связи с исполнением своих депутатских или иных служебных обязанностей. Кроме того, к категории лиц, освобожденных от таможенного досмотра, относятся члены экипажей иностранных военных кораблей (судов), боевых и военно-транспортных воздушных судов и иной военной техники, следующей своим ходом.

Освобожденными от таможенного досмотра лицами являются также главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала представительств, а также проживающие вместе с ними члены их семей.

Лицом, уполномоченным для перемещения через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, выступают не являющиеся должностными лицами сотрудники таможенных брокерских и перевозческих организаций, водители транспортных средств, а также представители различных юридических лиц, сопровождающие товары или транспортные средства, которые освобождены по закону или специальному распоряжению Государственного таможенного комитета РФ от определенных форм таможенного контроля.

Понятие организованной группы применительно к контрабанде ничем не отличается от того, которое изложено в ст. 17(1) УК. Это устойчивая, состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения контрабандных действий, группа. При этом, однако, важно учесть, что ответственность по ч. 2 ст. 78 УК несут не только лица, которые непосредственно перемещали товары (предмет контрабанды) через таможенную границу РФ, но и все другие члены организованной группы, которые, в частности, приобретали их с целью доставления за пределы таможенной территории России и которые получали или должны были получить их после ввоза на таможенную территорию страны. Однако разовое, заранее не обусловленное приобретение контрабандно доставленного на таможенную территорию страны товара (предметов) состава преступления (ст. 78 УК) не образует.

Самостоятельным квалифицирующим признаком контрабанды является прорыв таможенной границы, под которым следует понимать открытое перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Этот способ предполагает как насильственное, так и не связанное с применением психического или физического насилия, но открыто игнорирующее законное распоряжение должностного лица таможенных органов страны перемещение (ввоз или вывоз) тех или иных предметов контрабанды. Однако не рассматривается в качестве прорыва таможенной границы нелегальное перемещение предметов, указанных в ст. 78 УК, в месте, где отсутствует таможенный пункт, но осуществляется охрана государственной границы РФ военнослужащими пограничных войск. Поскольку указанные лица не выполняют в этом случае функций таможенной службы, данный квалифицирующий признак контрабанды отсутствует.

Если насильственный способ прорыва таможенной границы сопряжен не только с угрозой физического насилия в отношении должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, но выразился в причинении тяжких или менее тяжких телесных повреждений либо смерти потерпевшего, содеянное виновным дополнительно квалифицируется по ст. ст. 108, 109, 102 УК.

Новая редакция ст. 78 УК, предусматривающей в качестве конструктивных признаков контрабанды незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных веществ, биологического оружия, огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, стратегически важных сырьевых товаров, не исключает идеальной совокупности с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 67(2), 162(7), 218, 223(2), 224, 226(2) УК, запрещающими транспортировку (перевозку), а также ношение, хранение соответствующих предметов (веществ).