Мудрый Юрист

Государственный финансовый контроль на рынке лизинговых услуг

На сегодняшний день крупные банковские группы очень часто включают в состав своей холдинговой структуры лизинговую компанию, дабы диверсифицировать спектр предоставляемых услуг и увеличить консолидированную прибыль, зарабатывая не только на оказании лизинговых услуг, но и на организации финансирования лизингового проекта. Так, Сбербанк России работает с компанией РГ Лизинг (Russiche-Deutche Leasing), Московский Международный банк вовлекает в лизинговые сделки ЗАО "ММБ-Лизинг", а Росбанк - фирму ООО "Интеррослизинг".

Отметим, что государство неоднократно подчеркивало свою заинтересованность как в развитии стабильного банковского рынка, так и в увеличении количества лизинговых сделок в нашей стране. Между тем и банки, и лизинговые компании попали под дополнительный финансовый контроль над своей деятельностью после принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - ФЗ N 115). При этом если у банковских организаций надзор за исполнением норм данного Закона возложен на контролирующий орган - Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), то для лизинговых компаний такой инстанцией будет Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (далее - ФСФМ РФ). Представляется, что, рассматривая практику применения положений норм ФЗ N 115, у банков более выгодная позиция с той точки зрения, что ЦБ РФ регулярно проводит соответствующие семинары и издает письма, обобщающие практику применения данного Закона, тогда как применительно к лизинговым компаниям функции по созданию и толкованию норм в данной области и контролю за их исполнением разделены между Министерством финансов России и ФСФМ РФ <2>. Отметим общую для ЦБ РФ и ФСФМ РФ тенденцию - обе инстанции в своих письмах и информационных сообщениях предлагают более полно информировать контролирующие органы о банковских операциях или лизинговых сделках соответственно, расширительно толкуя нормы права и возлагая, таким образом, больше обязанностей на правоприменителей.

<1> В ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ.
<2> В 2004 г. во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 <3> был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который осуществлял контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Весной 2004 г. Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу РФ. Впоследствии Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 июня 2004 г. N 307 утвердило Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, применяется и Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73, которым утверждено Положение о порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

<3> В ред. Указов Президента РФ от 08.04.2003 N 409, от 19.11.2003 N 1365, от 09.03.2004 N 314, от 29.11.2004 N 1480, от 22.03.2005 N 329.

Также в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25 октября 2005 г. N 132н "О создании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утверждено Положение о Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Указанная Комиссия является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пп. "а" п. 2 Положения о постановке на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы <4>, постановке на учет подлежат и лизинговые компании <5>. Постановка на учет осуществляется для вновь созданной компании - в течение 30 дней с момента ее создания. Для постановки на учет лизинговая компания обязана представить в ФСФМ РФ следующие документы: заявление в произвольной форме и карту постановки на учет по форме, утвержденной ФСФМ РФ. Последняя в течение 10 дней с даты представления документов принимает решение о постановке либо отказе в постановке на учет лизинговой компании, уведомление о чем вручается представителю организации или направляется заказным письмом в адрес организации с уведомлением о вручении. При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, лизинговая компания обязана уведомить о таковых ФСФМ РФ в течение 5 дней. В случае ликвидации организации или прекращения ею ведения лизинговой деятельности организация направляет заявление произвольной формы о снятии с учета. Ответственность за исполнение данного положения возложена на руководителя лизинговой компании.

<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ N 28 от 18 января 2003 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 N 638).
<5> См., например, статью О.А. Антошиной и Е.С. Балашовой "Лизинг: документальное оформление, особенности бухгалтерского и налогового учета" // Аудиторские ведомости. 2006. N 5.

В качестве замечания отметим, что вышеупомянутым Положением четко не определены следующие моменты:

Федеральный закон N 115 четко определяет лизинговые компании среди иных "организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом". В целях указанного Закона под операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, понимается таковая, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к перечисленным ФЗ N 115 видам операций. Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) отнесено пп. 3 п. 4 ч. 1 ст. 6 к иным сделкам с движимым имуществом. Обязательным контролем ФЗ N 115 называет совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ N 115 лизинговые компании обязаны:

  1. идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
  2. предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
  3. систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
  4. документально фиксировать и представлять в ФСФМ РФ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:
  1. представлять в ФСФМ РФ по его письменному запросу указанную выше информацию как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в п. 3 ст. 7 ФЗ N 115.

Для исполнения этих обязанностей лизинговые компании должны проводить внутренний контроль над проводимыми сделками для выявления "операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем". Статья 7 ФЗ N 115 конкретизирует, что лизинговая компания обязана разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию денежных средств, добытых преступным путем. Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 9-р, Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715) утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Рекомендации содержат требования к содержанию таких правил и раскрывают их содержание, детализируя следующие понятия:

  1. Порядок документального фиксирования необходимой информации.
  2. Порядок обеспечения конфиденциальности информации.
  3. Квалификационные требования по подготовке и обучению кадров.
  4. Порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 ФЗ N 115.
  5. Критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

Положения закона требуют, чтобы лизинговая компания документально фиксировала все "необычные", экономически не обусловленные сделки и операции, а далее передавала подобную информацию в ФСФМ РФ. Более подробно об этом процессе говорится в Положении о представлении информации в ФСФМ РФ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом <6>.

<6> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245, в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2003 N 25, от 25.10.2004 N 578.

Основываясь на нормах приведенных выше документов, восстановим алгоритм действий при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

  1. Сотрудник, выявивший вышеуказанные признаки, обязан составить сообщение об операции и передать его ответственному лицу для предварительного рассмотрения.
  2. Ответственное лицо рассматривает представленное сообщение и принимает решение о целесообразности его представления руководителю организации, о чем делается соответствующая отметка в сообщении.
  3. Окончательное решение о представлении сведений об операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу принимает руководитель организации.

Подобная информация должна быть представлена не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции, а в случае возникновения подозрения, что целью осуществления операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Днем (датой) совершения такой операции в целях ФЗ N 115 следует считать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга по договору финансовой аренды, то есть на дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи <7>.

<7> См.: информационное письмо Центрального банка РФ от 29 ноября 2002 г. N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", п. 1.2.

Передается информация в ФСФМ РФ в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8>.

<8> См.: Приказ Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86.

Далее ФСФМ РФ проверяет полученную информацию. В целях ее уточнения ей предоставлено право направлять дополнительные запросы. В таком случае организация (в нашем случае лизинговая компания) обязана представить информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

В завершение можно отметить, что как к банкам, так и к лизинговым компаниям обеспечено дополнительное повышенное "внимание" со стороны государственных органов финансового контроля. Причем для банковских групп, имеющих в своем составе лизинговые компании, ФЗ N 115 создает двойную нагрузку по соблюдению норм и правил, установленных им, что ведет к увеличению административных расходов внутри такой группы - фактически появляется необходимость введения лишних штатных единиц, финансовых затрат, увеличения рабочего времени на отчетность перед государственными органами.

Также немаловажно, что анализ данных, представленных в ФСФМ РФ, позволяет максимально идентифицировать стороны сделки и саму сделку. Для беспрепятственного осуществления вышеизложенных задач лизинговыми компаниями в п. 8 ст. 7 ФЗ N 115 прямо говорится, что передача в Службу информации, содержащейся в этих данных, и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайн. Но тот же Закон запрещает информировать клиентов лизинговых компаний о проведении мер подобного контроля и полученной в ходе их проведения информации, которая признается законом конфиденциальной. Получается, что все клиенты лизинговых компаний волей-неволей попадают под контроль государства и такие понятия, как служебная, банковская, налоговая и коммерческая тайны, прекращают свое существование. Понятно, что на сотрудников Службы возложена ответственность за разглашение ставшей им известной информации и то, что государство находится как бы над сделкой, контролируя из благих намерений финансовые потоки денежных средств. Но есть опасение, что, как правильно отмечает А.В. Щепотьев, "практически любые операции банковских клиентов доступны как минимум заинтересованным государственным органам, а как максимум - всем заинтересованным лицам, если база данных о банковских операциях попадает в широкую продажу на рынке лазерных дисков" <9>. Представляется, что решить эту проблему могло бы лимитирование круга лизинговых сделок, информацию по которым нужно сообщать в ФСФМ РФ. Учитывая инвестиционную направленность лизинга, его действенность в решении задач обновления производственных фондов, мы полагаем, что можно было бы исключить сделки, в которых предметом лизинга выступают сельскохозяйственное или промышленное оборудование, медицинские приборы.

<9> См.: Щепотьев А.В. Дублеры банковских услуг: анализ законности применяемых схем // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. N 12.

Надеемся, со временем законодатель придет именно к такому, так сказать, избирательному мониторингу рынка лизинговых услуг, чем, безусловно, упростит положение лизинговых компаний и банковских групп.