Мудрый Юрист

Презумпции в банковском законодательстве

Юридическая наука определяет презумпцию как предположение о существовании или наступлении каких-либо фактов, событий, обстоятельств, в основе которых лежит повторяемость различных жизненных ситуаций. Говоря о презумпциях, А.Б. Венгеров отмечал, что "теория права, кроме реальных актов, выделяет и те жизненные ситуации, которые имеют вероятностный характер, могут наступить с той или иной степенью вероятности. Эти вероятностные обстоятельства - реальность мира, и право не может их игнорировать" <1>. "Правовая презумпция - это прямо или косвенно закрепленное в законодательстве и детерминированное целями правового регулирования обязательное суждение, имеющее вероятностную природу, о наличии или отсутствии одного юридического факта при наличии другого юридического факта", - считает Д.М. Щекин <2>.

<1> Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Том II. М.: Юристъ, 1997. С. 26.
<2> Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Академический правовой университет, 2002. С. 24.

Одна из главных задач, решаемых при помощи презумпций, заключается в перераспределении бремени доказывания различных обстоятельств и возложении на конкретное лицо неблагоприятных правовых последствий за их недоказанность. Правовые презумпции получают как прямое, так и косвенное закрепление в законах. Косвенное закрепление презумпций осуществляется путем толкования тех или иных юридических норм. Презумпции, изложенные в вердиктах высших судебных российских инстанций, носят директивный характер для всех государственных правоприменительных структур. По словам Н.Г. Кадникова, такие разъяснения при рассмотрении судебных дел обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение <3>. В Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ" Конституционный Суд РФ подчеркнул, что "его правовые позиции обязывают всех правоприменителей, включая суды, действовать в соответствии с такими позициями" <4>.

<3> Кадников Н.Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования: теория и практика: Учебное пособие. М.: Норма, 2003. С. 10.
<4> Российская газета. 1998. 30 июня.

Проанализируем некоторые презумпции, присутствующие в современном отечественном отраслевом законодательстве, и сопоставим их с концепциями Федерального закона от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности", Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 13 июля 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп.), иными нормативными актами в данной сфере общественных отношений.

В п. 3 ст. 10 ГК РФ указывается, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Презумпция добросовестности применима ко всем отраслям права, в том числе и к банковскому законодательству, т.к. оно регулирует вопросы частно-публичного характера. Соответственно каждая кредитная организация, осуществляющая банковские операции, считается действующей добросовестно, пока не доказано иное. Концепция добросовестности участников банковских отношений построена на признании факта соблюдения ими банковского законодательства и является частью общеправовой теории добросовестности (добропорядочности) гражданина РФ.

Безусловно, на все кредитные организации, всех вкладчиков и кредиторов распространяются предписания ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. "Вместе с тем нельзя забывать, что содержание понятия "добросовестность" носит оценочный характер и при возникновении споров конкретизируется в процессе применения норм закона", - пишет С.В. Разгулин <5>. Действительно, в названных выше Федеральных законах, регулирующих банковские отношения, отсутствует понятие "добросовестность". Ее наличие при решении большинства конфликтных ситуаций возможно установить только на основе практики, сформулированной в результате судебных разбирательств.

<5> Разгулин С.В. О презумпции добросовестности налогоплательщика // Финансы. 2004. N 6. С. 33 - 36.

Презумпция знания законодательства прежде всего нашла свое отражение в п. 2 ст. 15 Конституции РФ, посредством которой закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать законы. Это требование предполагает и обязанность каждого быть компетентным в положениях действующих нормативных актов. Теоретически лишь при чрезвычайном событии данная презумпция становится спорной. По мнению А.Г. Братко, для того чтобы ее опровергнуть, требуется доказать, что лицо не только не знало закон, но и не могло его знать. Такая ситуация может сложиться только в исключительных случаях, если допустить, что в течение какого-то периода человек потерял доступ к любым средствам информации <6>.

<6> Братко А.Г. В кн.: Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 163.

Презумпция знания законов распространяется на официально опубликованные тексты. Естественно, все участники банковских отношений считаются знающими законы, которыми они руководствуются в своей деятельности. С другой стороны, констатирует В.С. Анохин, "основные цели и задачи Центрального банка РФ заключаются в организации финансовых отношений и контроле за их состоянием" <7>. Например, создание и регистрация кредитной организации требует выполнения заинтересованными лицами ряда обязательных условий, осведомленность о которых не может вызывать сомнения. В ст. 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" изложен перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Среди них, в качестве обязательных, предписаны анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

<7> Анохин В.С. Предпринимательское право: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 342.

Анкеты заполняются кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости. Названные условия допускают, что руководителями регистрируемой кредитной организации будут грамотные, законопослушные специалисты, что послужит определенной гарантией в превенции правонарушений.

В свою очередь, в ст. 16 Закона непосредственно указывается ряд оснований для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. Так, кандидаты на руководящие должности признаются не соответствующими квалификационным требованиям при наличии у них судимости за совершенные преступления в сфере экономики; наличии в течение двух лет, предшествующих дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, одним из правомерных оснований для прекращения с работником трудового договора может быть разглашение им банковской, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Соответствующие жесткие квалификационные требования предъявляются и к деловой репутации в отношении кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета). Под деловой репутацией понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации. Таким образом, в Законе присутствует предположение, что субъект, ранее судимый за экономические преступления или совершавший другие правонарушения в области финансовых и других смежных с ними отношений, способен на рецидив противоправных деяний.

Весьма важным моментом в деятельности кредитных организаций являются вопросы сохранения банковской тайны. В ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Помимо указанных лиц, положения статьи распространяются на всех субъектов, так или иначе причастных к банковской деятельности. "Банковская тайна - это подвид коммерческой тайны, представляющий собой сохранение банком в конфиденциальности и недоступности третьим лицам информации, содержащей сведения о его клиентах, связанные с профессиональной деятельностью банка", - приходит к заключению Ф. Гизатуллин <8>.

<8> Гизатуллин Ф. О режиме банковской тайны // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 74 - 84.

Так, справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, только при наличии согласия прокурора. Банковскую тайну обязаны хранить должностные лица органов внутренних дел, налоговых органов, суды (арбитражные и общей юрисдикции), сотрудники аудиторских организаций. В свою очередь, сходные требования отражены в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". К примеру, согласно ст. 8 работники уполномоченного органа при исполнении данного Закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную российским законодательством ответственность за разглашение этих сведений. В комментируемых статьях предполагается, что все лица, обладающие информацией о деятельности кредитных организаций, будут поступать добросовестно, выполняя свои профессиональные обязанности должным образом, в интересах общества, государства и отдельных граждан.

В ст. 49 Конституции РФ сформулирован принцип презумпции невиновности, который впоследствии получил надлежащее развитие в уголовном, административном и налоговом законодательстве. "В Конституции и законах Российской Федерации принцип презумпции невиновности закреплен как руководящее начало и по форме, и по существу", - полагал В.М. Савицкий <9>. По определению Н.И. Матузова и А.В. Малько, "в широком плане презумпцию невиновности следует рассматривать в качестве общеправового принципа, общегуманитарной прогрессивной идеи. Она действует не только в уголовном праве, где наиболее ярко проявляется, а во всех юридических отраслях, во всей правовой системе" <10>. Данный принцип имеет формальный и процессуальный аспекты и без последнего является декларативным. "Процессуальный аспект состоит в виде деятельности компетентных органов государства (должностных лиц), облеченной в процедурно-процессуальную форму и протекающей в рамках процессуальных отношений, по разрешению дел о правонарушениях в целях установления истины по конкретным делам" <11>.

<9> Савицкий В.М. Презумпция невиновности. М.: НОРМА, 1997. С. 25.
<10> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 453.
<11> Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психологические аспекты. М.: Экзамен, 2003. С. 36 - 37.

Принцип презумпции невиновности пересекается с принципом добросовестности и косвенно присутствует в банковских отношениях, особенно когда речь идет о привлечении того или иного лица к ответственности. Так, на основании ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В соответствии со ст. 74 данного Закона в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении выявленных нарушений или создания реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) этой статьей предусмотрены более жесткие меры воздействия. "Будучи урегулированным нормами права, принуждение в своем осуществлении выступает преимущественно как акт его применения, т.е. как индивидуально-правовое предписание компетентного органа (должностного лица)", - замечает Н.А. Саттарова <12>. Помимо взыскания с кредитной организации штрафа в размере до одного процента размера оплаченного уставного капитала, но не более одного процента минимального процента размера уставного капитала Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации.

<12> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве / Под ред. проф. И.И. Кучерова. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 38.

Кроме того, за нарушение банковского законодательства Банк России может изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Самая суровая мера заключается в том, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, установленным в ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Процедура отзыва лицензии регламентируется подзаконными нормативными актами Банка России. Он также вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отобрана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства. Отзыв лицензии на проведение банковских операций по другим основаниям, помимо названных в Законе, не допускается.

Безусловно, нарушения банковского законодательства должны подтверждаться конкретными документами, подготовленными с соблюдением определенных процессуальных требований. В частности, на основании ст. 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с российским законодательством лицензию на осуществление таких проверок. "Качественными признаками отчетной информации прежде всего являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость", - убежден Ю.В. Радченко <13>. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой деятельности кредитной организации, выполнения ею обязательных нормативов, установленных Банком России, о качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

<13> Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 24.

Аудиторская проверка есть процесс, при помощи которого анализируются прошлое и настоящее финансовое положение и результаты деятельности кредитной организации, а главной целью проверки выступает оценка ее экономических и хозяйственных возможностей относительно будущих условий развития. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.

В свою очередь, решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. В частности, ВАС РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ образуют систему федеральных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом. При этом предполагается, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решения, для совершения действия (или бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Отсюда следует вывод, что в спорах между Банком России и кредитной организацией последняя считается невиновной в нарушении банковского законодательства до вступления в законную силу решения арбитражного суда.

Изложенный краткий анализ некоторых презумпций, присущих банковскому законодательству нашего государства, позволяет говорить о значительной роли этого приема юридической техники в регулировании банковских отношений.