Мудрый Юрист

Вопросы коллективного управления смежными правами

Абдулхакова Е.М., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин МГПУ.

Управление смежными правами аналогично управлению авторскими правами может осуществляться коллективно и индивидуально. Закон об авторском праве РФ определяет, что организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться в случаях, когда практическое осуществление прав на индивидуальной основе затруднительно (п. 1 ст. 44) <1>. Таким образом, приоритетной формой является индивидуальное управление как не имеющее ограничений для использования.

<1> Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (ред. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 1993. 3 авг.

Так же как и в авторском праве, в тех сферах, где объекты смежных прав используются на коллективной основе, монополизм обладателей смежных прав перестает быть безграничным <2>. Как минимум коллективное управление существенно ограничивает право отдельного правообладателя в выборе пользователей, исключает возможность отказа в предоставлении права, ограничивает возможность оговорить конкретные условия использования.

<2> Моргунова Е. Коллективное управление авторскими правами как гражданско-правовой институт // Приложение к ежемесячному юридическому журналу "Хозяйство и право". 2006. N 5. С. 6.

С другой стороны, в случае если правообладатель готов нести бремя управления своими правами индивидуально, то он получает все выгоды монополиста - свободу установления размеров вознаграждения по своему усмотрению, определения круга пользователей, условий использования и т.д. Насколько затруднительно управлять своими правами, насколько выгодно осуществлять управление правами посредством специально созданных организаций, определяет исключительно правообладатель.

В свете изложенного невозможно согласиться с утверждением о том, что организации, осуществляющие коллективное управление правами, имеют "отчасти недобровольный характер членства, поскольку некоторые правообладатели в целях реализации своих прав просто вынуждены вступить в члены существующих организаций" <3>.

<3> Указ. соч. С. 6.

Абсолютно неверным также является положение абз. 2 п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве: "Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий". Передача своих прав организации, осуществляющей коллективное управление, может осуществляться исключительно по воле правообладателя. Принудительное членство в таких организациях и принудительное управление совершенно недопустимы.

В соответствии с изложенным следует также признать необоснованным создание одного общества по управлению смежными правами. Идея one stop-shop, или общества, управляющего правами всех для всех, не нова <4>. Однако введение такого общества принудительно государством или международным сообществом противоречит природе гражданского права в целом.

<4> Впервые термин "one-stop-shop" употреблен в докладе Европейской комиссии под председательством проф. Сиринелли, см. также материалы Конференции по вопросам охраны произведений в расширенном Европейском союзе: форма, получение, результаты // Conference on copyright for creativity in the enlarged European union: profile, perception, awareness. Dublin. June 20/21/22, 2004.

В зависимости от организационно-правовой формы общества, осуществляющего коллективное управление смежными правами, различаются формы взаимодействия между обществом и обладателями смежных прав.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <5> определены формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 6), фонды (ст. 7), государственные корпорации (ст. 7.1), некоммерческие партнерства (ст. 8), учреждения (ст. 9), автономные некоммерческие организации (ст. 10), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 11). Пунктом 1 ст. 44 Закона об авторском праве установлено, что организации, осуществляющие коллективное управление смежными правами, создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения их имущественных прав.

<5> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Таким образом, организация, осуществляющая коллективное управление смежными правами, является некоммерческой организацией, созданной обладателями смежных прав в целях обеспечения их имущественных прав. Цель обеспечения имущественных прав и ее достижение должны быть указаны в уставных документах такой организации.

В силу ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Принимая во внимание, что обладатели смежных прав (исполнители, производители фонограмм и организации эфирного и/или кабельного вещания) в большинстве своем являются юридическими лицами или предпринимателями без образования юридического лица, то в качестве пригодных организационно-правовых форм следует указать фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" фонды могут создаваться для достижения общественно полезных целей. Обеспечение имущественных прав обладателей смежных прав является в первую очередь индивидуальной целью правообладателей и к общественно полезным целям может быть отнесено лишь косвенно. Таким образом, следует признать, что общество, коллективно управляющее смежными правами, не следует создавать в виде фонда.

Ассоциации и союзы могут быть созданы гражданами и/или юридическими лицами для целей координации их предпринимательских целей или достижения общих имущественных интересов. Учитывая, что каждый правообладатель ведет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и не имеет общих имущественных интересов с иными правообладателями, организационно-правовая форма общества по коллективному управлению правами в виде ассоциации или союза также невозможна.

При этом кроме теоретико-правовых обоснований следует рассмотреть также требования жизненной ситуации, предъявляемые к обществам по коллективному управлению смежными правами. Коллективное управление смежными правами имеет своей целью удовлетворение интересов как правообладателей (интерес на получение причитающегося вознаграждения, интерес в максимальном распространении принадлежащих объектов), так и пользователей (интерес в упрощении порядка получения разрешения на использование, интерес в упрощении поиска правообладателей). Охват наибольшего числа пользователей и правообладателей возможен только в случае, если получение объектов в управление осуществляется максимально оперативно, не требует проведения лишних операций. В случае если передача объектов в управление будет требовать от правообладателей принятия специальных решений о вступлении в членство (в случае юридических лиц - правообладателей), а также решений о выходе - такой способ передачи объектов в управление следует признать затруднительным.

Необходимо подчеркнуть отличие организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, в которых управление может быть основано как на членстве (в случае создания в форме общественной организации), так и на мандате на управление правами. Организации, осуществляющие управление смежными правами, могут осуществлять управление только в силу мандата. Такой подход широко распространен в зарубежных странах, например во Франции. Собранное вознаграждение должно распределяться между правообладателями, в связи с чем зачастую возникает проблема их определения. С другой стороны, это избавляет общества от необходимости принуждать правообладателей вступать в их члены для того, чтобы в дальнейшем получать вознаграждение.

Немецкое законодательство, например, не устанавливает никаких ограничений в отношении порядка передачи права на управление. Договоры, на основании которых общества получают права в управление, являются контрактами sui generis, которые предусматривают передачу прав на все принадлежащие объекты, в том числе и будущие <6>.

<6> Florensen P. La gestion du droit d'auteur et des droits voisins en Europe // Revue internationelle du droit d'auteur. Avril, 2003. N 196. P. 37.

В Испании общества, осуществляющие коллективное управление правами, получают объекты для управления "от своего имени и от имени третьих лиц". Таким образом, права передают двумя способами - через уступку права или на основе мандата. Для обоих случаев установлено ограничение срока действия передачи прав - не более пяти лет <7>.

<7> Указ. соч. P. 39.

Во Франции общества по коллективному управлению правами (положение которых впервые урегулировано посредством законодательства только в 1985 г.) представляют собой некоммерческие организации, объединяющие на основах членства авторов, издателей, исполнителей, производителей фонограмм (в т.ч. видеограмм) и иных управомоченных лиц (сюда включаются инвесторы коммерческих постановок). Режим, установленный разделом 2 Кодекса интеллектуальной собственности <8>, определяет необходимое количество членов и обязательные характеристики для некоторых категорий членов.

<8> Закон от 3 июля 1985 г., с изменениями и дополнениями от 2 марта 1997 г. и 1 августа 2000 г. Code de la Propriete Intellectuelle // Loi du 3 juillet 1985, completee par les lois dr 2 mars 1997 et du 1er aout 2000.

В Голландии правообладатели связаны с обществами, осуществляющими коллективное управление правами, либо посредством договора цессии, касающегося всего репертуара, либо посредством эксклюзивного и безотзывного мандата, запрещающего правообладателям самим пользоваться переданными правами <9>.

<9> Florensen P. La gestion du droit d'auteur et des droits voisins en Europe // Revue internationelle du droit d'auteur. Avril, 2003. N 196. P. 47.

Для целей более свободного развития и усовершенствования системы коллективного управления правами необходимо четкое разделение административных расходов (право самого общества на распоряжение своими средствами) и сумм, причитающихся правообладателям за использование их прав (право правообладателей на распоряжение своими средствами). Законодательства разных стран предусматривают различные ограничения в этой области. Так, согласно ст. 7 немецкого Закона <10> "общество по управлению правами должно распределять вознаграждение... на основании установленных правил... исключающих возможные споры... Общие принципы распределения вознаграждения должны быть установлены в уставах таких обществ". Согласно положениям испанского Закона (ст. 149-2) "общества, осуществляющие коллективное управление правами, должны сохранять за правообладателями часть вознаграждения, пропорциональную использованию принадлежащих им объектов".

<10> Law dealing with copyright and related rights от 9 сентября 1965 г., в ред. от 22 июля 1997 г. // Translation by the International Bureau of WIPO, completed by the German authorities with regard to Amendments by the Law of July 22, 1997.

В то же время зачастую распределение вознаграждения фиксируется в законодательстве или в иных регулирующих документах. В соответствии со ст. 12 Римской конвенции и ст. 8 Директивы N 92/100 нормы французского законодательства устанавливают, что справедливое вознаграждение, равно принадлежащее артистам-исполнителям и производителям фонограмм за распространение фонограмм, распределяется между ними поровну (ст. 214-1). В испанском законодательстве такое же правило действует, если только между исполнителями и производителями фонограмм не достигнуто иное соглашение, а в немецком - распределение вознаграждения устанавливается только по соглашению. Аналогично в случае сбора вознаграждения за частное копирование немецкое законодательство не регулирует вопросы распределения вознаграждения, а французское - устанавливает пропорции.

В любом случае, какими бы ни были положения, касающиеся распределения вознаграждения, общим для различных стран является требование о раскрытии применяемых условий распределения.

Четкое отделение вознаграждения и административных расходов организации, осуществляющей коллективное управление правами, предусмотрено и в Соглашении обществ по коллективному управлению правами производителей фонограмм, регулирующее трансляцию фонограмм в сети "Интернет" <11>. Решением Европейской комиссии, утверждающим Соглашение, указано, что управление правами при трансляции и лицензирование - это новая область отношений. Эти отношения должны отграничиваться от рыночных отношений, возникающих между обществами по коллективному управлению правами. Таким образом, в разрешении на использование фонограмм, выдаваемом каждому пользователю, должны четко отграничиваться суммы вознаграждения и административные расходы.

<11> Соглашение обществ по коллективному управлению правами производителей фонограмм, регулирующее трансляцию фонограмм в сети "Интернет", утв. решением Европейской комиссии от 2002 г. // OJ, EC. 30 апреля 2003 г. L 107/58 IFPI/Simulcasting.

Тарифы, устанавливаемые отдельными обществами по коллективному управлению правами, являются агрегированными от национальных тарифов, используемых обществами - участниками Соглашения. Такое решение соответствует признанному праву обладателей смежных прав на получение вознаграждения от любого использования принадлежащих им объектов.

На сегодняшний день участниками Соглашения не выработано единое мнение по поводу способов установления тарифов. Возможно предположить два способа определения размера выплачиваемого вознаграждения:

  1. единовременная недифференцированная сумма. В основу такой суммы будет ложиться процент от дохода, полученного от трансляции фонограммы на территории каждой станы - участницы Соглашения;
  2. агрегированный тариф, рассчитываемый в соответствии с рейтингом каждой фонограммы во всей массе использованных объектов и в связи с выбранными на каждом сайте фонограммами. Такой тариф может быть установлен ab intio.

В любом случае, оба способа приведут к снижению конкуренции по основанию размера выплат. Единственная область, в которой смогут конкурировать общества, осуществляющие коллективное управление правами, - размер административных расходов.

Немаловажным также является вопрос распоряжения нераспределенными по различным причинам суммами (в случаях, когда, например, неизвестен правообладатель). Только французское законодательство устанавливает, что такие суммы должны направляться на достижение культурных целей. Как показывает практика, такая культурная активность обществ по коллективному управлению правами финансируется в основном за счет нераспределенного вознаграждения, собранного за частное копирование <12>.

<12> Florensen P. La gestion du droit d'auteur et des droits voisins en Europe // Revue internationelle du droit d'auteur. Avril, 2003. N 196. P. 33.

Изменение характера отношений по управлению правами вызвано во многом развитием сети "Интернет" и цифровых технологий. Интернет существенно преобразил условия распространения носителей информации, повлиял на способы защиты от неуправомоченного копирования объектов смежных прав. Для создания копии фонограммы более не требуется полностью копировать носитель - процесс сжатия, разделения на элементы (треки, отдельные фонограммы) существенно упростился. Авторы, исполнители, производители фонограмм и общества, осуществляющие коллективное управление смежными правами с самого момента появления цифрового способа копирования борются с незаконным распространением своей продукции в сети "Интернет".

Решение по делу Napster <13> является одним из показательных процессов, возникших в ходе борьбы с нарушениями смежных прав в сети "Интернет". Вынесенное решение, конечно, не остановило нарастающее распространение различных форм бесплатного доступа к защищаемым правом объектам смежных прав <14>. Таким образом, крайне важным является предоставление пользователям сети "Интернет" доступной возможности получать защищаемые объекты смежных прав. При том что способы незаконного получения фонограмм в сети "Интернет" просты, обладатели смежных прав и общества по коллективному управлению вынуждены найти равно простые способы взаимодействия с пользователями. Для таких целей основные производители фонограмм (т.н. компании-мейджоры) в США создали два интернет-портала (Musicnet и Pressplay), посредством которых распространяются фонограммы. Следует отметить, что такое решение, удобное как для правообладателей, так и для пользователей, фактически вытесняют из указанной сферы общества по коллективному управлению смежными правами.

<13> A&M Records Inc. v. Napster Inc // 9th Cir 2001. 239. N 3d 1004.
<14> Harry First. Online Music Joint Ventures: Taken for a Song (May 10. 2004) // Expresso Preprint Series. Working Paper 267 // http://law.bepress.com/expresso/eps/267/.

Принимая во внимание, что технически управление правами в сети "Интернет" затруднений не вызывает, а коллективное управление смежными правами осуществляется, согласно ст. 44 Закона об авторском праве, "в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно", следует сделать вывод о том, что сложившийся порядок управления правами в сети "Интернет" малоприменим.

Выявленная тенденция синергии на товарных рынках может существенно повлиять и на деятельность обществ по коллективному управлению смежными правами. Как указывает Н. Кляйн, "самый, возможно, чистый пример целей, стоящих перед синергетическим рынком, был дан в 1994 году, когда компания Viacom купила сеть магазинов Blockbuster Video и киностудию Paramount Pictures. Благодаря этой сделке Viacom получила прекрасную возможность извлекать прибыль от фильмов Paramount не только на их прокате в своих кинотеатрах Paramount, но и на продаже и прокате видеокассет" <15>. И далее - "эта концепция - ключевой момент в понимании не только синергизма, но и относящегося к нему размывания границ между секторами и отраслями. Розничная торговля растекается в развлечения, индустрия развлечений - в розницу. Так называемые контентные компании (такие, как киностудии или издательства) хватаются за распространение; корпорации, бизнес которых основан в первую очередь на отлаженной дистрибуции (такие, как телефонные и интернет-компании), начинают производить "контент". И при этом люди, которых раньше однозначно относили к чистому "контенту" - сами "звезды", - набрасываются на производство, распространение и, разумеется, розницу" <16>.

<15> Кляйн Н. No logo. Люди против брендов // М.: ООО "Издательство "Добрая книга", 2005. С. 201.
<16> Там же. С. 202.

Указанное направление развития применимо ко всем сферам распространения объектов смежных прав. Производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания постепенно вытесняют посредников - организации по коллективному управлению правами, принимая на себя функции по сбору вознаграждения за использование объектов смежных прав.

В сложившейся ситуации деятельность звукозаписывающих компаний была проанализирована антимонопольными органами США. С учетом развивающегося рынка цифровых носителей и традиционно олигополистического характера рынка объектов смежных прав было вынесено решение об отсутствии нарушений антимонопольных норм <17>.

<17> Решение о прекращении расследования по вопросу Pressplay и MusicNet Joint Ventures от 23 декабря 2003 г. Цит. по: Mestmacker E.-J. Agreements of reciprocal representation of collecting societies in the internal market. The related rights of phonogram producers as a Test Case Simulcasting // Revue internationelle du droit d'auteur. Janvier, 2005. N 203. P. 69.

Предварительным шагом на пути к управлению смежными правами в сети "Интернет" можно считать недавнее дополнение полномочий обладателей смежных прав. Внесенные в Закон об авторском праве изменения подтверждают мировую тенденцию - признание и закрепление полномочия на доведение принадлежащих объектов до всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения) (подп. 6 п. 2 ст. 37 и подп. 5 п. 2 ст. 38).

Выходом из сложившейся ситуации могут стать различные соглашения, достигаемые между обществами по коллективному управлению правами в разных сферах. Так, в качестве примера можно привести соглашения, заключаемые в виде исключения (с разрешения Европейской комиссии - Simulcasting Decision <18>) между обществами в случае предоставления прав на использование объектов, которыми они управляют.

<18> Решение Европейской комиссии от 2002 г. // OJ, EC. 30 апреля 2003 г. L 107/58 IFPI/Simulcasting.

Таким образом, ответом на появление новых технологий по передаче объектов смежных прав должны стать технологически новые способы передачи объектов смежных прав в управление. Тенденции дальнейшего взаимодействия между обществами, осуществляющими коллективное управление смежными правами, состоят в уменьшении роли территориальных ограничений на использование прав, расширении сфер их деятельности, разнообразии порядков осуществления управления правами.

Сами общества, действующие с учетом тенденций развития рынка объектов смежных прав, будут отличаться технологической простотой взаимодействия с ними, низким уровнем административных расходов, разумными и вариативными размерами собираемого вознаграждения, широким репертуаром и свободными условиями передачи им объектов в управление. От таких обществ правообладатели будут требовать экономически выгодной деятельности по сбору вознаграждения (в соответствии с правом на получение справедливого вознаграждения), подконтрольности (в соответствии со своими исключительными смежными правами), эффективности управления (в соответствии с правом на полное использование своих прав).