Мудрый Юрист

Преступность в сфере оборота земли

Обращаясь к современному состоянию земельных отношений в России, находящихся в стадии реформирования, автор приходит к выводу, что в настоящее время в России, обладающей огромным земельно-ресурсным потенциалом, имеет место интенсивный и массовый переход земель в частную собственность. Так, на 1 января 2006 г. в России более трети всех земель, которые государство считает допустимым к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот <1>. В складывающейся в настоящее время в России ситуации становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю на фоне несовершенства нормативно-правовой базы, значительного роста земельных правонарушений экономической направленности изучение преступности в сфере земельных отношений с учетом экономического, коррупционного характера приобретает наибольшую актуальность и криминологическую значимость.

<1> См.: Данные о состоянии земельного фонда РФ по состоянию на 1 января 2006 г. // Официальный сайт Роснедвижимости (ранее - Росземкадастра) (www-сайт): URL:http://www.kadastr.ru от 7 сентября 2006 г.

Посягательства в сфере земельных отношений или земельные преступления подразделяются на: преступления в сфере оборота земли <2> - это преступления, посягающие на землю как объект недвижимости; преступления в сфере землепользования <3> - это преступления, посягающие на землю как объект экологии, среду обитания и природный ресурс. Нередко преступления первой группы просто облегчают совершение второй группы. Например, субъект преступного посягательства может иметь умысел на получение доходов путем того или иного нецелевого использования земли. При этом он, не имея возможности получить землю на законных основаниях, приобретает ее преступными методами <4>.

<2> Так как общественно опасные последствия наступают именно в ходе оборота земельных участков или в результате незаконного вовлечения их в оборот. В рассматриваемом случае для совершения общественно опасных посягательств непосредственное пользование земельным участком, на который направлено посягательство, не является необходимым условием. Более того, при осуществлении посягательства ни одного из составляющих права собственности (права владения, пользования и распоряжения) у правонарушителя по отношению к объекту посягательства, которым в данном случае является земельный участок, может и не быть.
<3> Противоправные посягательства в данном случае непосредственно связаны с пользованием земельным участком в той или иной мере, так как для рационального или нерационального использования земельного участка необходимо как минимум им пользоваться (при этом владеть и распоряжаться не обязательно, по нашему мнению, без пользования в той или иной степени земельным участком причинение ему негативных последствий было бы затруднительно).
<4> Кунц В.В. Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Дис. ... к.ю.н. 12.00.08. Челябинск, 2004.

Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности. Несмотря на то что эти посягательства в основном совершаются с использованием таких несложных на первый взгляд способов, как подделка документов, мошенничество, вымогательство и т.п., значительный рост в последнее время рынка недвижимости обусловил реальную возможность для криминального мира быстрого преступного обогащения. Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой - к распространению данных преступных посягательств, позволяющему говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках "криминального рынка". К преступлениям этой группы можно отнести: совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка; подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка; мошеннические действия с земельными участками; принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения; вымогательство земельного участка либо отчуждения права собственности на него; получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения; умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т.ч. земельным участком; регистрация незаконных сделок с землей и т.д. Повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством. Их раскрытие крайне затруднительно ввиду постоянного расширения контроля в сфере преступного бизнеса при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ, усиления с их стороны противодействия расследованию.

Характеризуя криминогенную ситуацию в сфере земельных отношений, напомним, что принятый сравнительно давно Государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит при этом конкретных сведений о реальной стоимости земли. В связи с вышеизложенным в настоящее же время, пользуясь правовой неосведомленностью и информационным дефицитом о реальной стоимости земли, повсеместно на территории России земля скупается недобросовестными предпринимателями за бесценок по явно заниженным ценам. После чего приобретенные участки некоторое время "консервируются", а затем перепродаются по рекордно высоким ценам под строительство коттеджей, предприятий, заправок, частных домов отдыха и для других целей.

Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений.

Иными словами, в настоящее время можно с уверенностью заявить, что в России начался новый передел собственности. Сегодняшняя ситуация с землей во многом совпадает с "ваучеризацией", когда за символическую стоимость были приватизированы огромные промышленные предприятия, приносящие миллионные прибыли. В складывающейся на сегодняшний момент ситуации повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот очевидно, что полностью избежать скупки земель уже не удастся. Задача состоит в том, чтобы придать этому процессу цивилизованный характер. В России немало пустующих земель, и если инвестор начнет приобретать их для использования по целевому назначению и инвестиций, благосостояние государства и населения страны от этого значительно возрастет. Поэтому именно на этом этапе необходим жесткий контроль за процессами со стороны государственных структур и правоохранительных органов.

Как показывает практика, официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 170 и 254 УК РФ <5>. Наибольшее количество преступлений, связанных как с регистрацией незаконных сделок с землей, так и с порчей земли, совершается в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России. Данный факт, по нашему мнению, связан, во-первых, со значительной стоимостью (а значит, и экономической привлекательностью, в том числе и для преступных посягательств) земель в Центральном и Северо-Западном регионах, Карелии в связи с приближенностью к городам федерального значения и наличием ценных лесных угодий в обоих регионах, а также с преобладанием ценных земель сельскохозяйственного назначения и идеальных климатических условий для агробизнеса в Южном регионе. Проанализировав динамику преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция увеличения количества совершаемых преступлений данной направленности и одновременно уменьшения количества лиц, совершивших преступления. Подобные показатели позволяют сделать вывод об увеличении числа лиц, совершающих от двух и более преступлений, что говорит об агрессивности и безнаказанности преступности в данной сфере.

<5> См.: Данные ГИАЦ МВД РФ (исх. N 43/25-297 от 31 января 2006 г.).

Состояние и структура преступности в сфере оборота земли по России в целом свидетельствуют, что в настоящее время криминогенную ситуацию, сложившуюся в стране в данной области, характеризует рост посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией. Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей - это самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.

К сожалению, в настоящее время с принятием нового Земельного кодекса РФ и формированием новой законодательной базы в области оборота земли ОВД зачастую не имеют в необходимом количестве не только специалистов в данной области, способных выявлять и своевременно пресекать преступления в сфере оборота земли, но и нормативно-методической базы, способствующей как подготовке таких специалистов, так и повышению эффективности их деятельности по выявлению преступлений в данной сфере. В связи с чем данный вид преступности продолжает оставаться высоколатентным, так как попросту не выявляется. Имеют место многочисленные ошибки и неточности при определении ущерба от преступлений в сфере оборота земли, которые допускаются, во-первых, вследствие отсутствия у следователей необходимого уровня знаний и специальной подготовки в данной области, в результате чего ряд сотрудников просто не в состоянии в достаточной мере проанализировать и оценить достоверность документов о стоимости земельных участков, предоставляемых соответствующими органами и определить реальную сумму ущерба, а во-вторых, вследствие отсутствия нормативной базы, четко формулирующей конкретную стоимость того или иного участка земли. При этом при исследовании автором материалов уголовных дел в ряде следственных подразделений г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе ГСУ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также аналогичных следственных подразделений Ростовской области, выяснилось, что ни в одном из указанных подразделений, несмотря на специфичность и актуальность преступности в сфере оборота земли, в настоящее время нет каких-либо методических указаний либо рекомендаций по поводу расследования уголовных дел данной направленности.

В настоящее время, исходя из состояния и темпов роста преступности в сфере оборота земли в России, по нашему мнению, специально-криминологические меры предупреждения преступности в данной сфере, не говоря уже о мерах противодействия, имеют более важное значение и более эффективны, чем общепревентивные меры, и на данном этапе развития земельного рынка просто необходимы, так как они направлены непосредственно на устранение причин посягательств в этой сфере и дают возможность наблюдать эффект сдерживания и снижения преступности уже непосредственно после их реализации на практике. К специальным мерам экономического характера, направленным на улучшение криминогенной ситуации на земельном рынке, устранение условий, способствующих росту преступных посягательств, связанных с оборотом земли, по нашему мнению, следует отнести меры, ставящие приобретение и использование земель с нарушением установленного законом порядка, экономически невыгодные и нецелесообразные. Очевидно, что предупреждение посягательств в сфере земельных отношений немыслимо без должного учета земельных ресурсов, контроля за их распределением и целевым использованием.

Важным элементом организации предупредительной деятельности в сфере оборота земли являются организационно-управленческие меры, выражающиеся в том числе в координации действий органов, осуществляющих как учет и распределение земель, так и контроль за ними, природоохранных, правоохранительных структур и их взаимодействие. Под взаимодействием в данном случае понимается согласованная по целям, месту, времени и формам совместная деятельность указанных и других заинтересованных органов для предупреждения правонарушений и привлечения нарушителей к ответственности. По нашему мнению, в настоящее время в России преступность в сфере оборота земли имеет высокие показатели роста, которые правоохранительные органы контролировать не в состоянии. В целях пресечения и сдерживания данного явления необходимо срочно разработать и применять экстренные меры противодействия преступности в данной сфере до ее стабилизации на уровне, при котором правоохранительные органы смогут контролировать ее динамику, после чего меры противодействия следует подменять мерами профилактического воздействия, поскольку меры противодействия являются вынужденной мерой, "реакцией" государства на значительный рост преступности в той или иной сфере, они отличаются от мер профилактики жесткостью и быстротой реагирования, вследствие чего не годятся для постоянного применения в том числе в профилактических целях.