Мудрый Юрист

Управление нормативной сферой культуры

Есаков В.А., кандидат философских наук.

Социальная эффективность социокультурной политики в современных условиях основывается на принципе конструктивности. Это в первую очередь предполагает управленческие решения социально значимых проблем. Управление осуществляется по двум основным параметрам: историко-культурная специфика организации и особенности групп людей, входящих в нее. Социальная эффективность принимаемых решений обеспечивается участием трех действующих сторон: субъекта управления, экспертов-специалистов (в первую очередь ученых) и тех сотрудников, которые будут исполнителями этих управленческих решений.

Стратегические направления социокультурной политики, их обоснование, сроки реализации также относятся к проблеме социальной эффективности управленческих решений, являясь базой для разработки программ и проектов. Для решения конкретных проблем должны разрабатываться стратегические программы, структура которых определяется приоритетностью этих проблем, ожидаемых социальных эффектов при успешном их решении и наличии средств решения.

Такие программы необходимы для каждого из стратегических направлений для решения соответствующих проблемных ситуаций. В свою очередь, социокультурные проекты представляют собой план решения выделенных социально значимых проблем, включающих их ценность, культурное расслоение, территориальные особенности, где предполагается реализовать решения, которые возможно реализовать лишь при условии соответствия программ и проектов поставленным целям. Следовательно, для достижения положительного результата необходимы постоянный контроль над соответствием промежуточных результатов, полученных при реализации проекта, поставленным целям. И в случае искомого соответствия можно с полным правом говорить об эффективности решения поставленных стратегических задач, общих и частных проблем. Для оценки такой эффективности необходимо разработать критерии, по которым будет оцениваться качество программ, проектов, процессов их реализации.

Такие критерии сегодня широко обсуждаются научной общественностью. Их нельзя считать исчерпывающими: пока что их немного - всего четыре. В дальнейшем необходимые критерии будут гораздо более специализированными. Действующие критерии касаются: а) принципов отбора программ и проектов; б) принципов отбора разработчиков, экспертов, исполнителей программ и проектов, требований к экспериментальной базе для их реализации; в) принципов оценки проектных разработок, реализации их результатов, получаемых в процессе реализации; г) принципов, обеспечивающих стадиальность и поэтапность в выполнении проекта.

Как уже было отмечено, повышение эффективности социокультурных проектов в условиях модернизации возможно только на научной основе. Стали появляться прикладные разработки, представляющие возможности научного обоснования и квалифицированного построения политики в социокультурной отрасли.

"Одним из связующих звеньев между наукой и управлением является идеология социокультурного проектирования, методологические основания которой еще в конце 60-х годов начали разрабатывать Г. Щедровицкий и группа его коллег" <1>. По сравнению с другими применяющимися в стране теориями управления (программирование, планирование и др.) проектирование имеет определенные преимущества.

<1> Цит. по: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С. 96. См. также: Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975; Щедровицкий Г.П., Щедровицкий П.Г. Проблематизация и проблемы в процессах программирования решения задач // Логика научного поиска. Свердловск, 1977; и др.

Например, программирование акцентирует нормативную сторону разработки стратегии. Иными словами, управленца больше интересует то, к чему необходимо стремиться, т.е. "как должно быть", чем то, что имеется в наличии; при этом детально анализируются цели, результаты и средства их достижения, а также прорабатывается результат, который должен иметь место.

Идеология проектирования базируется на разработке социально значимых решений. Первое - это то, что проектирование сочетает нормативный и диагностический аспекты. Проект всегда опирается на имеющиеся реалии. Второе - при проектировании методика решения проблемы определяется внутренней, имманентной структурой самой проблемы, а не идеальными пожеланиями автора. И наконец, третье - логика проектирования очерчивает более реальные и обоснованные рамки решения проблемы, которые зависят от выявленных характеристик конкретной проблемной ситуации, диктующие и выбор метода.

Как подчеркивает Э.А. Орлова, прогнозное социальное проектирование оказалось весьма плодотворным при изучении изменений социокультурной сферы <2>. Ведущей функцией проблемного проектирования является обеспечение такой связи системы управления со структурами социального взаимодействия, при которой управленческие решения способствовали бы оптимизации связей людей с жизненной средой <3>.

<2> Теория и методология этого вида социокультурного проектирования разработана Межотраслевым научным коллективом, образованным в соответствии с постановлением Бюро отделения философии и права АН СССР в 1984 г. на базе сектора социального прогнозирования и проектирования ИСИ АН СССР, под руководством Т.М. Дридзе.
<3> Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986. С. 93.

Этой целью определяются задачи управленческой деятельности. В самом общем виде это:

Проблемное социальное проектирование базируется на теоретической концепции генезиса и распространения социокультурных образцов, ценностей, норм. Ограничителями деятельности людей служат:

Единицей проектирования служит проблемная ситуация, переживаемая людьми <4>.

<4> Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1987. С. 12.

Проектное решение не является сводом намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов, выраженных в директивной форме. Это не нормативный документ в строгом смысле, а, скорее, технологический; его функции отличаются от деятельности по планированию. Проект - это выбор способа решения имеющейся проблемы, включающий и моделирование результатов, но никогда их не гарантирующий. Помимо разработки методов решения конкретных проблем, функцией проектирования является обеспечение научных оснований планирования намечаемых на перспективу управленческих решений, относящихся к проблемной ситуации. Это так называемый научно-экспериментальный этап управленческого цикла, принятие стратегических решений <5>.

<5> Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1987. Кн. 1, 2.

Успешность проектирования повышается, если в формулировании проблемы, оценке проектного решения и выборе средств его достижения участвуют основные типы исполнителей: субъект управления (как правило, это или руководитель данной организации, или руководитель отдела, сектора и т.п.), эксперты и разработчики проекта и рядовые работники организации, переживающие за адекватное решение проблемы.

Их взаимодействие "позволяет избежать односторонности в представлении о характере и способах преодоления проблемы, более равномерно и адекватно распределить ответственность за стадии и уровни ее решения. Соответственно, складываются условия, обеспечивающие возможность компромиссной (т.е. приемлемой для всех сторон) позиции для выработки взвешенных управленческих решений, связанных с регулированием хода преодоления проблемной ситуации, что может обеспечить ему реальный успех" <6>.

<6> Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. С. 112.

Управление отраслевого ведомства культуры основывается на теоретических исходных положениях, касающихся социокультурных проблем, гипотетических решениях и их обоснованиях и т.п. Поскольку при проблемно ориентированном проектировании необходимы как достоверное понимание ситуации, так и ее оценка с точки зрения решения, соответственно, в управлении такими ситуациями можно выделить два уровня показателей.

В первом случае показателями являются общие тенденции в сфере взаимосвязей между определенными аспектами ситуации. В случае управления они используются как средство диагностики не только сегодняшнего состояния ситуации, но и направлений ее дальнейших изменений, что безусловно облегчает выработку решения.

Во втором случае "речь идет об оценке степени "согласованности" или "рассогласованности" происходящих процессов в рассматриваемой проблемной ситуации. В этом случае эмпирические диагностические показатели характеризуют усилия, затрачиваемые на решение проблемы на каждом их уровней организации" <7>. Эти усилия выражаются в виде количества операций и времени, которое требуется для решения проблемы, поэтому управленцы должны учитывать этот показатель при принятии своего решения.

<7> Орлова Э.А. Указ. соч. С. 113.

Применительно к любому этапу проекта необходимо построить матрицы данных, демонстрирующих поисковое прогнозное поле, характеризующее управленческую проблему. Существует несколько методик, связанных с первым этапом прогнозного проекта.

  1. Социальное картографирование - особый способ организации и представления матрицы данной проблемы. Этой методике близки такие способы справочного обеспечения социокультурного проектирования, как паспортизация решаемой проблемы, аттестация исполнителей проекта, и ряд других методик, основанных на статистических данных.
  2. Выборочные анкетные опросы сотрудников с целью построения матрицы взаимосвязей текущих и перспективных проблем.
  3. Экспертные опросы специалистов-профессионалов, а также должностных лиц (как правило, здесь используются фокусированное интервью, практические деловые игры и т.п.).
  4. Сопоставительный социологический анализ полученных матриц с построением граф их связей.

Социокультурное управление раздвигает границы целенаправленного регулирования происходящих в культуре изменений. Его теоретическая база включает в себя как концепцию социокультурной (конкретно-исторической) ситуации, так и локально-групповой. Это позволяет осуществлять многомерную проработку альтернативных управленческих решений, относящихся к проблемной ситуации, и соответствующую оценку применительно к их реализации.